середа, жовтня 24, 2012

Рассказы старого подводника "Версия одной аварии"

 Один из рассказов капитана 1 ранга Сувалова Ю.В.,
который прошел нелегкий путь от курсанта Тихоокеанского высшего военно-морского училища до командира атомной подводной лодки Тихоокеанского флота.


Попал мне в руки перечень «Аварии подводных лодок», где перечислены все аварии наших лодок, ВСМ США и стран НАТО.
Я бы не стал полностью доверять данному перечнью:
1.Считаю, что данные по авариям наших АПЛ не все представлены, так например, нет данных по аварии в море с гибелью 2-х человек на АПЛ К-151 в 1983-4 году, нет данных о гибели 3-х матросов на К-151, в результате взрыва цистерн главного балласта при покраске их в доке. Возможно, нет еще каких-то данных по другим АПЛ. В том числе столкновение К-45 с СРТМ Новокачалинск, К-14 с судном для замера шумности ПЛ и это только по одной дивизии.
2.По АПЛ ВМС США нет ни одного случая пожара, что мне представляется маловероятным. Я не могу поверить, что у нас лодки горят, американские нет.
Судя по перечню:
- субмарины ВМС США и других флотов НАТО имеют аварийность связанную с боевым использованием подводных лодок (столкновение, посадка на мель) и только в одном случае на борту Британской АПЛ произошел взрыв, подо льдами, погибло 2 человека.
-на АПЛ ВМФ пожары:

Материал подготовлен автором блога .Источник-

- при стоянке в базе,
ремонте 8 .,
- в море: К-3, К-8, К-19, К-122, К-219, (К-151), Комсомолец (Плавник), Нерпа (срабатывание системы ЛОХ)
Напрашивается вывод, АПЛ ВМС НАТО не горят, а АПЛ ВМФ горят и часто, почему?
Причиной пожаров на лодках считаю, могут быть два основных фактора:
-небрежность, слабая подготовка подводников, т.е. человеческий фактор
-низкая эксплуатационная надежность машин, агрегатов, силовых линий и средств борьбы за живучесть.
Разгильдяйство на флоте, как и везде имеет место, но на него нельзя все списать, тем более когда речь идет о подводниках находящихся в море.
Пожары на АПЛ в заводах, связанные с электросваркой, бытовыми нуждами в ВМС США нет, в ВМФ ежегодно, я думаю здесь разная технология выполнения работ. Скорее всего, у них этим занимается полностью заводской персонал, который имеет специальную техническую подготовку.
ждо
   АПЛ К-19
Но меня интересуют аварии АПЛ в море. И не просто аварии лодок, а аварии похожие друг на друга по своему развитию и заканчивающие катастрофой подводной лодки, а именно аварии связанные с пожарами на лодках К-8, К-19, К- 122 и Комсомолец.
Казалось, что могло бы объединять лодки первого поколения и супер субмарину «Плавник (Комсомолец)», в ней новейшие конструкторские мысли, последние научные разработки, новые материалы и тем не менее, аварии на четырех подводных лодках похожи одна на другую:
- при пожаре от нагревания происходит разрушение проходящих через аварийный отсек трубопроводов ВВД находящимися под давлением
- создание избыточного давления и поступление воздуха в отсек через разрушенные трубопроводы ВВД, что приводит к необратимым последствиям развития пожара
- разгерметизация прочного корпуса в результате выгорания вводов и сальников. вследствие высокой температуры в аварийном отсеке
-поступление воды через выгоревшие сальники и вводы внутрь прочного корпуса, потеря остойчивости и затопление АПЛ Кроме того:
-возникает сложность вывода л/с через люк 8-го на надстройку из-за повышенного давления в смежных отсеках.
-невозможность тушить пожар имеемыми средствами пожаротушения, фреон из системы ЛОХ распыляться не будет, т.к. в отсеке высокое давление, что снижает его эффективность, а главное при температуре 800 град и выше он сам является горючим веществом- так говорит наука.
-тушить пожар в отсеке остается только методом выгорания, при этом необходимо пытаться снять давление в смежных отсеках, вентиляция смежных отсеков. А с аварийного отсека снимать или не снимать давление нужно думать, считать и испытывать на полигоне и только после этого давать рекомендации.
-необходимо охлаждать переборки и корпус аварийного отсека для исключения выгорания сальников и вводов, что обеспечит герметичность прочного корпуса в районе аварийного отсека, для чего:
а) не продувать ЦГБ, прилегающие к отсеку, если позволяет надводная непотопляемость
-б) удифферентовать АПЛ таким образом, чтобы аварийный отсек находился как можно больше по площади отсека под водой
в) использование пожарных рукавов
8 апреля 1970 года АПЛ К-8:
к-8

   АПЛ К-8 после всплытия в аварийном режиме
Пожар в рубке гидроакустиков и тут же доклад из седьмого отсека: «Горит регенерация».   Вся надежда была на ВПЛ (воздушно-пенная лодочная) да огнетушитель.   Попытка сбить огонь в центральном посту не удалась.   Отсек быстро загазовался.   Всплыли в надводное положение.   Командир приказал покинуть отсек.   Море было почти спокойным. Верхняя палуба была мокрой, а в районе седьмого отсека, где вода соприкасалась с горячим металлом, парило.   С трудом отдраили люк восьмого отсека.   Из него стали подниматься оставшиеся в живых моряки.   Обстановка к тому времени осложнилась.   Лодка была полностью загазована, через прогоревшие сальники седьмого отсека пошла вода.Атомоход постепенно начал оседать на корму.   12 апреля в 2 часа 15 минут лодка потеряла продольную остойчивость и стремительно ушла под воду унеся с собой 22 человека. 
Здесь не сказано про ВВД, не кому сказать или запретили, но я считаю, что они разрушились. Вода поступала в лодку через выгоревшие сальники в течении четырех суток, при этом корпус не охлаждался. Во всяком случае, об этом ни чего не сказано. И еще вопрос, пожар в ЦП и тут же горит регенерация, не верю я в совпадения. Не загорелась ли регенерация от короткого замыкания?
24 февраля 1972 года подводная лодка К-19
В девятом отсеке на трубопроводе гидравлики образовалась микротрещина, через нее под большим давлением в отсек стала поступать гидравлика.   Затем из трубопровода вырвался факел огня, прожигающий кабельные трассы и арматуру воздуха высокого давления (ВВД).   Объемный пожар в отсеке развивался стремительно.   Обратите внимание, прожигающий трубопроводы ВВД, лодка пришла в базу и была доказательством своей ненадежности.   Вот и придумали фразу (прожигающий трубопроводы ВВД.)
Когда личный состав восьмого отсека начал принимать личный состав из девятого отсека, в отсек ворвались клубы дыма. Только загерметизировали переборку, как в девятом произошел разрыв трубопровода ВВД, через переборочные сальники повалил дым.   Лодка всплывала.   В ЦП перекрыли гидравлику и ВВД в корму корабля. Но запас воздуха из кормовых баллонов через прожженный трубопровод стравливался в аварийный отсек, резко повысив давление.   Смешиваясь с продуктами горения он начал проникать в восьмой, а потом и в следующие отсеки. 
Внимание, прожженный трубопровод ВВД, здесь лукавят, я бы исправил:
трубопровод ВВД находящийся под давлением в результате нагревания разорвало.
Но тогда вопрос строителям, что это за трубопроводы, нагрелись и взорвались?
В восьмом погибали электрики. Падение стержней аварийной защиты (АЗ) реактора по пропаже силового напряжения могло привести к катастрофе.   Лодка всплывала с большой глубины, (240 рабочая ) и ей нужен был ход, так как на больших глубинах продувка цистерн главного балласта (ЦГБ) не эффективна.  
(Это не так. На К-45 при срабатывании АЗ мы погрузились при работающих моторах на 180 метров и на этой глубине начали продувать среднюю группу. Я был вахтенным офицером. С началом продувания, командир дивизии, который сидел за моей спиной, произнес: «На такой глубине воздух не эффективен». Хорошо, что я ни кому не верю. Лодка всплыла, как в стихах«Всплывает железо, всплывает, на нашем желании жить»)
Лодка продолжала всплывать.  Пожар отрезал в десятом отсеке 12 подводников, которым суждено было 23 дня дышать воздухом из оставшегося запаса ВВД.  Все они остались живы благодаря командиру отсека Б.А. Полякову. 
Почему обошлось без прогоревших сальников?
Мое предположение, пожар был в кормовом 9 отсеке и он находился большей частью под водой, что обеспечило теплосъем с корпуса отсека
25 августа 1980 года АПЛ К-122
Пожар в седьмом электротехническом отсеке.
Под воздействием температуры через клапан ВВД-1в отсек начал поступать ВВД, создалось высокое давление, поступление воздуха в отсек и уже необратимый процесс горения.
В этом случае способов тушения пожара я знаю только один «методом выгорания». А что еще должно выгореть, если все сгорело. Поэтому следует только ждать, когда снизится температура и принимать меры к снятию давления со смежных отсеков и их вентилирование.   Охлаждение переборок и корпуса. Снять давление с аварийного отсека не чем, да и не зачем. Фреон системы ЛОХ при температуре 800 градусов сам является горючим материалом, использовать его бесполезно и даже при меньших температурах, но при повышенном давлении в отсеке использование ЛОХ неэффективно, так как фреон не будет распыляться на выходе. Но его давали и правильно делали. Потому как верить ни кому нельзя. Так меня учил капитан 1 ранга Заварухин.
На лодке не произошло разгерметизации корпуса, только потому, что экипаж охлаждал раскаленный корпус отсека, обливая его сверху забортной водой из пожарных рукавов, а затем удифферентовал лодку на корму, чем обеспечил теплосъем с отсека.
Я случайно оказался на КП 26 ДиПЛ, куда пришло донесение от самолета по К-122. На запрос, что с самолета наблюдают? Ответ: «Льют воду на корпус». Я видел в глазах офицеров штаба растерянность и не понимание, что происходит, почему льют воду на лодку? И это в спокойной обстановке, большое количество специалистов. А на лодке такие вводные как обухом по голове. Попробуй все сразу понять и принять решение. Почему вдруг лопаются трубопроводы, пропускают клапана ВВД?
При подготовке экипажей подводных лодок, огромное место занимает подготовка по БЗЖ, но в то время ни кто и ни когда не рассматривал ситуации несанкционированной подачи ВВД (воздух высокого давления) в отсек, где бушует огонь. Представьте себе, что для командира и экипажа такая вводная и с ней нужно определиться, принять грамотное и быстрое решение. Командир и экипаж считаю, справился с решением такой задачи. Сумели разобраться и принять правильное решение, чем спасли и лодку и экипаж. Мое мнение, командир и экипаж действовали мужественно, грамотно и самоотверженно.
Давно меня беспокоила «К-122», в интернете я нашел заявление одного из старпомов, который ушел с нее в 1976 году, о готовности К-122. Он старпом как большой специалист по АПЛ, якобы подавал рапорта о неготовности данной лодки к эксплуатации. Я его фамилию называть не буду, чтобы в Томске ему не стыдно было. Он заявляет: «что лодка имеет плохие кабельные трассы, старая и т.п. Командир молодой и механик лодку не знают. Однако самоуверенный НШ 26 ДиПЛ Заварухин решил отправить ее на БС».
Так вот, теперь я заявляю капитан 1 ранга Заварухин грамотный и умный подводник, командир Геннадий Сизов, такой же как все в те времена командиры. Молодой, старательный, преданный своему делу моряк. Да Заварухин писал рапорта, что лодка не готова к выходу в море, потому как она стояла в ремонте, а приказали ремонт свернуть и лодку в море. Кто был в ремонте и услышал свернуть ремонт, представляет, что это такое. Тут после окончания ремонта лодка выйти не может. А тут свернуть. Но кто об этом думает. Даже сам факт подачи такого рапорта случай из ряда вон выходящий. А тут старпом писал… Теперь про техническое состояние АПЛ К-122. Она была как и все АПЛ того проекта, более 30 лет срок службы, как и у всех полуразрушены кабельные трассы. Низкая эксплуатационная надежность электрических машин вследствие их старости и поскольку они были первыми.
Кто-то сбегал на берег, понимая риск службы на этих лодках, а кто-то шел в море. Мы на К-151 были на БС 10 месяцев, а ей уже было 37 лет. Так вот, если бы как пишет писатель, НШ Заварухин или командир АПЛ отказались бы от выхода в море, назначили другого, третьего, десятого, но лодка пошла бы в море. А НШ Заварухин или командир Сизов сидели бы на берегу и благородно возмущались: «А мы говорили !», как это делает писатель из Томска.
«Я не люблю, когда стреляют в спину» в моих друзей и наставников.
При разбирательстве, по моему мнению, было принято несправедливое решение, командира сняли, стоял вопрос об отдаче его под суд. НШ 26 ДиПЛ капитана 1 ранга Заварухина талантливого подводника сняли. Наказать, снять шкуру с живого это запросто. Но забыли или постеснялись главного, довести до личного состава флота, Почему? Почему воздух высокого давления пошел через клапан ВВД-1 в отсек? На 26 ДиПЛ как-то украдкой после этого решили, что при пожаре необходимо следить за расходом ВВД-1. Впоследствии обучаясь, на 6 ВСОЛК ВМФ у меня сложилось мнение, что мои однокурсники северяне этого про ВВД-1 не знают. Хотя были и К-8 и К-19, а теперь и К-122.
Читал я «По следам катастроф», очень толковое предложение, которое должно бы войти в РБЖ, « по возможности не продувать цистерны главного балласта прилегающих к аварийному отсеку», чтобы они заполненные водой обеспечили теплосъем с корпуса аварийного отсека.
По следам расследований 3-х аварий К-8, К-19,К-122, не было ни одной рекомендации относительно ведения борьбы за живучесть при разрушении трубопроводов ВВД в аварийном отсеке при пожаре. И ни где не сказано, что при пожаре почему-то разрушаются трубопроводы ВВД. А для командира это откровение в море как битой по голове.
При подготовке экипажей подводных лодок по борьбе за живучесть. На лодках отрабатываются первичные мероприятия, отсечные учения, корабельные. Но ни где и ни когда я не видел рекомендаций по БЗЖ: «Борьба с пожаром при поступлении ВВД в аварийный отсек при разрушении трубопроводов ВВД» Только после К-122, мы сами на лодках ввели обязательный контроль за расходом по ВВД-1.
Вопрос у меня: «Разрушение трубопроводов ВВД при пожаре это было задумано промышленностью, проектантами или случайно получилось?»
7 апреля 1989 года погибла атомная подводная лодка К-278 "Комсомолец" проекта 685 "Плавник"

длр

комсом
В результате возникновения пожара в 7 отсеке была нарушена герметичность прочного корпуса АПЛ, выгорели сальники, через которые произошло затопление лодки забортной водой. Дальнейшая оценка причин катастрофы в различных источниках значительно разнится — руководство ВМФ обвиняло в несовершенстве лодки конструкторов и судостроителей, последние, в свою очередь заявляли о неумелых и порой даже безграмотных действиях экипажа..
В седьмом отсеке пожар. Горят кабельные трассы. Короткое замыкание.
После сообщения о пожаре в седьмом отсеке, через некоторое время начали поступать доклады, что огонь полыхает в третьем и четвертом отсеках, а потом короткое замыкание произошло еще в двух – пятом и шестом. В штурманской рубке загорелось электрооборудование, повалил сильный дым.
В силу ряда причин ликвидировать пожар подачей ЛОХ не удалось, огонь распространялся, в результате чего в зону пожара попали силовые электрические системы, из-за их повреждения на глубине 150 метров сработала аварийная защита паротурбинной установки и подводная лодка потеряла ход. Для дальнейшего всплытия была подана команда продуть ЦГБ, что в значительной мере послужило кульминационным моментом развития трагедии. Объединенный для всплытия запас ВВД устремился через разрыв трубопровода в очаг пожара, превратив кормовой отсек в подобие доменной печи.
Обратите внимание, впервые определено кульминационный момент, к этому «моменту» главный штаб ВМФ, конструкторы, судостроители и подводники всех рангов шли каждый своим путем с 8 апреля 1970 года с момента гибели АПЛ К-8, через пожары и смерти на К-19 и К-122. ГШ ВМФ недоумевал, конструкторы, судостроители возмущались, прячась за слова и словечки, подводники погибали, лишались любимого дела, потом умирали от постоянной боли в сердце и в голове за гибель корабля и своих моряков.
Объективные данные говорят о том, что при выполнении этой команды произошёл разрыв трубопровода ВВД ЦГБ № 10, расположенной в 7 отсеке, в результате чего в отсек под высоким давлением начал поступать сжатый воздух, что привело к перерастанию локального пожара в объёмный.
Из-за резкого возрастания давления воздух, смешанный с продуктами горения начал поступать в цистерну слива масла главного турбозубчатого агрегата, расположенную в соседнем, 6 отсеке, избыточным давлением масло "обратным ходом" было выдавлено в отсек и распылено по оборудованию. Когда в 11.16 "Комсомолец" всплыл на поверхность, горели уже два отсека - 6 и 7-й, произошло задымление 2, 3 и 5-го отсеков, примерно в это же время происходит возгорание пульта погружения и всплытия в 3 отсеке и вспышка горючих газов в 5-м.
Тем временем через разрушенный трубопровод горячий воздух из 7 отсека поступает в цистерну главного балласта № 10 правого борта, продувает её, что образует крен на левый борт. Не выяснив причину образования крена, его пытаются выровнять продуванием противоположных цистерн, что приводит к поступлению в горящие отсеки свежей порции воздуха под давлением. К этому моменту личный состав включен в шланговые дыхательные аппараты, в систему которых попадают продукты горения — личный состав начинает выходить из строя в результате отравления, организовывается работа аварийных партий по выносу пострадавших из отсеков.
Вопросы:
1.Каким образом, возможно выяснить причину образования крена в этой ситуации? Командир действует, как и положено, крен на левый, продуть левый или контрзатопление. Ни кто и ни где не написал, что проектанты заложили ребус, при разрешении которого, что ни делай, только хуже.
2.Каким образом можно выяснить, что разрушены трубопроводы ВВД на продувание ЦГБ в 7 отсеке?
3.Л/с включен в ШДА и вдруг он начинает падать. Лодку сделали наподобие трамвая, главное чтобы ехал?
С опозданием подана команда переключиться в ИДА, однако в экипаже уже появились первые жертвы.
Хотелось бы уточнить насколько с опозданием и от какого момента отчитывать это опоздание. Это как спасательный круг, тебе кидают, чтобы ты не утонул, но круг набит чугунной крошкой.
Настораживал пар, густо валивший из района седьмого отсека. И в этот момент по отсекам пошла вода. Боровшиеся за живучесть корабля с огнем , никак не ожидали, что вот так неожиданно их настигнет соленная морская вода. Кормовые отсеки начали быстро заполняться водой, лодка начала терять продольную остойчивость.
А вот пар не должен настораживать, а заставить вспомнить про К-8, К-19, К-122 и понять, что происходит и что ждать. Принять решение. Но ведь ни кто, никогда не говорил правды про прошедшие трагедии, а должно бы быть записано в РБЖ и отработано экипажем, если уж такие лодки сделали.
В 14.40 Ил-38 установил визуальный контакт с "Комсомольцем". На лодке всё это время продолжались попытки устранить крен и осуществить разведку аварийных отсеков, крен начал переходить на правый борт, возрос дифферент на корму до 2 градусов. На лодке закончились запасы хладагента ЛОХ, воздуха высокого давления.
В 17 час 08 мин К-278 с дифферентом на корму до 80 град стремительно затонула в точке с координатами 73 гр 43"17" СШ и 13 гр 15"51" ВД на глубине 1858 метров. …
На подводной лодке произошло драматическое стечение редких обстоятельств, которые требовали противоположных способов борьбы за живучесть корабля. Пожар требовал герметизации отсека, прорыв магистрали ВВД и «надутие» отсека – его разгерметизации. Замыкание силовой сети вызвало много мелких возгораний почти по всей лодке. Прежде чем сработала защита, не выдерживали большого броска тока некоторые приборы. Все это происходило с разносом в несколько минут. Предполагается, что в седьмом отсеке была такая температура, что система ЛОХ (лодочная объемная химическая), предназначеная для тушения объемных пожаров, себя не оправдала, там выгорели кабельные трассы выходящие за прочный корпус (или лопнул прочный корпус) и через образовавшиеся отверстия стала поступать забортная вода.
И вот опять слова про сальники и разрушенный прочный корпус и ни чего про разрушенный трубопровод продувания ЦГБ в 7 отсеке. А между тем вода из ЦГБ по разрушенному трубопроводу продувания ЦГБ вполне могла устремиться в 7-ой отсек ей ни что в этом не мешало. Возможно даже и не подошло время до выгорания сальников в 7 отсеке. А слова про«драматическое стечение обстоятельств», да нет, все как обычно, К-8, К-19, К-122. Только на «Комсомольце»побольше электрических машин и кабельных трасс, таких же несовершенных как на и на лодках первого поколения, сейчас в каждом сарае стоят автоматы выключения, да вот еще ШДА придумали для удушения, цистерну слива масла подсунули. Для полной картины несовершенства технических средств лодки не хватает несколько противотанковых мин по отсекам. И вот даже здесь из выводов комиссии видно «Пожар требовал герметизации отсека, прорыв магистрали ВВД и «надутие» отсека – его разгерметизации.»,что даже при разборе, не уяснили, что трубопроводы продувания ЦГБ №7 проходящие через отсек лопнули. А трубопровод имеет два конца, один к клапану подачи ВВД, другой конец в ЦГБ №7. И он трубопровод имеет разрыв в отсеке и из отсека воздух пойдет в ЦГБ.
А теперь про трубопроводы ВВД, почему же они лопаются? Так это элементарная физика, свойства материалов, стали. Если сосуд (трубопровод) находящийся под давлением 200 атмосфер на ПЛА К-8, К-19, К-122 и 600 атмосфер на Комсомольце нагревать, то сталь (другой материал) теряет свою прочность и обязательно разорвется. Это знает любой мальчишка с детства, учат, не крути гайки под давлением. А вот проектанты подводных лодок по-видимому этого не понимают. А может это русское АВОСЬ тех, кто строит и тех, кто принимает? Нет ни одного испытательного полигона, на котором можно было бы испытывать агрегаты и механизмы подводных лодок.
Про черные ящики. Мне кажется, что не случайно их не устанавливают. К примеру, что-то происходит, смотрят черновой вахтенный журнал, который писал трюмный, а по тревоге мичман обычно СПС. Попробуй в нагромождении команд и докладов все зафиксировать, да еще грамотно с запятыми. Приходит комиссия, журнал изучает и формулирует запись как ей удобно.Казнить нельзя помиловать. Вот и на К-429 не нашли запись, что объявлена «учебная тревога». Как это может быть, объясняю, как я понимаю, писал трюмный ЦП, объявили тревогу, приготовиться к погружению, у трюмного ЦП своих обязанностей хватает. Приходит мичман СПС, журнал берет. А про тревогу он не пишет, так как пока он прибыл, другие команды пошли и их писать надо.
Неужели после всех этих катастроф, не изменили конструкцию трубопроводов, клапанов ВВД, чтобы они не разрушались при пожаре, нет ни каких рекомендаций по подготовке экипажей подлодок в перечисленных выше ситуаций. Или все как обычно. Хорошо, если все-таки изменилось. И моя писанина ни кому не нужна. Хотя нет, нужна, нужна чтобы оправдать командиров и экипаж, нужна, чтобы угомонить мелких штабных деятелей из Томска.
Нужна, чтобы сказать, спасибо, вечная вам Память и Слава подводники.
Честь имею.
Ветеран подводного флота России Капитан 1 ранга в отставке Ю.Сувалов  (срок службы на лодках первого поколения 17 лет)
                         (фотографии взяты из интернета администратором с http://m.tochka.net

 

Немає коментарів: