вівторок, жовтня 16, 2012

КОМАНДИР ИТАЛЬЯНСКИХ ПОДВОДНЫХ КОММАНДОС ВРЕМЕН ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ ДЖУЛИО ВАЛЕРИО БОРГЕЗЕ


Джулио Валерио Боргезе,(родился 16.06.1906) Черный Принц людей-торпед, возможно известный нам исключительно по фильму конца шестидесятых годов «Их знали только в лицо» (о борьбе одесских подпольщиков с фашистскими подводными пловцами на Черном море) — долгие годы посвятил созданию итальянских подводных коммандос, а в послевоенные годы, избежав суда, продолжал подрывную деятельность, о которой нам практически ничего не известно... ...Благодаря знатному происхождению перед молодым князем Валерио Боргезе были открыты все дороги. Он выбрал море, став курсантом Королевского военно-морского училища. В 1933 году Валерио Боргезе отправился в свой первый дальний поход к берегам Северной Америки на учебном парусном судне "Колумб". По окончании учебы Боргезе ожидала блестящая карьера офицера-подводника.
Материал с источника-http://www.baltika-diving.ru/index.php?page=events&id=132&type=yearly&year=2010


В 1937 году субмарина "Ириде" под командованием князя Боргезе вошла в итальянский легион, который, помогая Франко, действовал против республиканского флота Испании. По возвращении на родину участники войны в Испании были приглашены на торжественный завтрак, устроенный в их честь морским министерством. Здесь князю Боргезе представилась возможность лично познакомиться с дуче - Муссолини - и блеснуть своим знанием методов ведения подводной войны. В скором времени князь получил под свое командованием новую подводную лодку "Аметиста".
Командир "Аметисты" был не только знатоком подводного оружия, но и дипломированным водолазом. Поэтому когда перед командованием флота встал вопрос, какую же из подводных лодок сделать первой плавучей базой управляемых торпед, выбор пал именно на "Аметисту". Учения с использованием нового оружия начались в январе 1940 года. После того как три торпеды были закреплены на палубе подводного корабля, "Аметиста" вышла в море, направляясь в залив Специи. Спуск торпед на воду прошел незаметно для "противника". Пилоты провели свои суденышки через восточные ворота порта и "атаковали" стоявший на рейде корабль "Куарто". Эта операция произвела огромное впечатление на Боргезе, который тут же проникся исключительным уважением к новому торпедному оружию.
10 июня 1940 года Италия вступила в войну на стороне Германии, и итальянскому флоту пришлось испытать на себе всю тяжесть английского превосходства на море. Начало боевых действий застало Боргезе на должности командира подводной лодки "Веттор Пизани". Это был старый корабль, доживавший свой век. Каждое погружение такой лодки могло стать последним: через многочисленные щели внутрь корпуса поступала вода, отказывались работать изношенные механизмы. Через пару месяцев, когда корабль пришел в полную негодность, его решили подарить школе подводного плавания в Пола, а командиру Валерио Боргезе предложили пройти курс специальной подготовки у немцев на Балтийском море.
Подготовка эта носила сугубо практический характер. Из Мемеля (Клайпеды), где находилась школа немецких подводников, курсанты почти сразу же отправлялись в десятидневный поход по Атлантике. Здесь им предстояло принять участие в боевых действиях против крупных конвоев противника. Сперва Валерио Боргезе прикомандировали к плавучей базе подлодок, но впоследствии он был включен в состав команды одного из боевых кораблей.
По возвращении в Италию Боргезе ожидал получить под свое командование океанскую субмарину, однако судьба распорядилась иначе. В морском генеральном штабе молодого офицера-подводника принял адмирал де Куртен, от которого Боргезе получил предписание следовать в Специю в качесте командира подводной лодки "Ширё".
Субмарина "Ширё" оказалась кораблем самой современной постройки, переоборудованным для транспортировки управляемых торпед. Выглядела она несколько странно, напоминая то ли баржу, то ли лихтер. Однако вскоре Боргезе, к тому времени уже успевший сменить девять подводных кораблей, привык к "Ширё". Командование имело на эту лодку особые виды - она должна была нанести удар по английской эскадре, находившейся в Гибралтаре. Другой лодке под названием "Годар" было поручено совершить нападение на военно-морскую базу англичан в Александрии. Обе операции планировалось провести практически одновременно. Первой в боевой поход отправилась "Гондар" и, не успев нанести противнику никакого ущерба, оказалась потопленной им. Экипаж субмарины был взят в плен.
24 сентября 1940г., еще не зная о печальном конце "Гондар", князь Валерио Боргезе вывел свою лодку в Средиземном море. "Ширё" находилась всего в 50 милях от Гибралтара, когда Боргезе получил приказ возвращаться в Ля Маддалена, так как накануне планируемого нападения английский флот неожиданно покинул гибралтарскую базу. Неужели работа "Интеллидженс сервис"? Сам командир "Ширё" считал уход английских кораблей простым совпадением.
За первой неудачной попыткой нанести англичанам удар новым оружием последовала вторая. В безлунную октябрьскую ночь "Ширё" вновь взяла курс на Гибралтар. Этим боевым походом была начата трехлетняя "война в войне" - так один из участников событий окрестил действия итальянских штурмовых отрядов 10-й флотилии МАС в Гибралтарском проливе. Путь к месту назначения принес Боргезе обычные для военного времени острые ощущения: встречу с плавучей миной, которая была своевременно уничтожена пулеметной очередью, сильнейший шторм и атаку с воздуха у самого входа в пролив. 29 октября, избавившись от преследования английских эсминцев, лодка наконец пробралась в Гибралтар. Начать действовать можно было лишь с наступлением ночи, и "Ширё" пришлось лечь на грунт.
Перед Боргезе стояла нелегкая задача - выбрать оптимальное место старта управляемых торпед. С одной стороны, это место должно было находиться как можно ближе к берегу, с другой - на достаточном удалении от маршрута следования английских сторожевых кораблей. После долгих раздумий командир "Ширё" решил углубиться в бухту Альхесирас и высадить пилотов торпед у самого устья реки Гуадарранке.
Ночью, в подводном положении лодка скрытно проникла в бухту, что само по себе являлось большим успехом. Немногие командиры субмарин отважились бы на подобный маневр - до сих пор он не удавался никому. Причиной было сильное течение, способное увлечь подводный корабль в один из водоворотов, которыми изобиловала коварная бухта. Впрочем, опасность для "Ширё" представляли не только водовороты и многочисленные мели. Неожиданно над самой лодкой прошел английский эсминец. Он был так близко, что команда подводного корабля различила шум его винтов без помоши гидрофона. Англичанин направлялся из бухты в пролив и шел пересекающимся курсом. Удивительно, но факт: "Ширё", которая продолжала движение, удалось остаться незамеченной. Недаром Боргезе приказал остановить практически все шумящие механизмы и обернуть ряд металлических деталей ветошью.
Наконец лодка оказалась в нужной точке бухты. На этом, однако, миссия Боргезе не завершилась. Штаб подводного флота возложил на командира "Ширё" личную ответственность за успех операции в Альхесирасе. Основываясь на последних разведданых о наличии кораблей в базе, Боргезе распределил цели между участниками операции. Объектами нападения двух управляемых торпед должна была стать пара линкоров, третий удар планировалось нанести по авианосцу или крейсеру, если тот окажется более удобной мишенью. Спустив все три торпеды на воду, субмарина легла на обратный курс...
Князь Валерио Боргезе, получивший сведения об исходе операции, был раздосадован. Вторая попытка, тщательно, до мелочей, продуманный план действий и ... снова неудача. Одна из торпед взорвалась слишком далеко от английского корабля, повредив металлические сети, которые прикрывали вход в гавань. Экипажи двух других торпед и вовсе не смогли атаковать противника из-за серьезных технических неполадок.
Все-таки итальянский князь-подводник преподал англичанам, абсолютно уверенным в неприступности бухты Альхесирас, неплохой урок. Британская пресса старалась успокоить общественное мнение. С той же целью распространялись слухи, что злополучная торпеда была выпущена не из самой бухты, а из пролива. Тем не менее экипажи стоявших в гавани английских кораблей чувствовали себя, как на раскаленных углях. В каждом движении воды матросам мерещился след человекоуправляемой торпеды, и тогда в воду уходила очередная серия бесполезно потраченных глубинных бомб. Неудивительно, что начальник морского генерального штаба адмирал Каваньяри посчитал боевое задание выполненным, а Боргезе и экипаж его субмарины премировали отдыхом в одном из лучших горных отелей Италии. Разумеется, отдых с ежедневными лыжными прогулками и вечеринками был не единственной наградой - командиру лодки, которая первой проникла в Гибралтар, была торжественно вручена золотая медаль "За воинскую доблесть".
В ноябре 1940г. князь Валерио Боргезе был принят самим дуче в знаменитом Палаццо Венеция. Аудиенция у Муссолини была непродолжительной - по всему было видно, что дуче чем-то расстроен. Причиной, вероятно, послужило только что полученное им известие о неудаче итальянских войск в Албании. Тем не менее, Муссолини отнесся к Боргезе с должным вниманием - с интересом выслушал доклад о недавней операции в Гибралтаре и не скрывал своего одобрения действиям командира "Ширё".
Успехи Боргезе не остались незамеченными и в штабе флота. После гибели командира 10-й флотилии МАС, в которую было объединено несколько штурмовых отрядов с различным вооружением, это место занял князь Валерио Боргезе (лето 1941г.). Правда, числился он "временно испольняющим обязанности", но относился к новой работе с полной ответственностью. Отдав командование надводными силами в надежные руки Сальваторе Тодаро, бывшего командира субмарины "Каппеллини", Боргезе полностью посвятил себя подводному отряду, поскольку считал, что в организации действий управляемых торпед еще существует множество нерешенных проблем. Не была обойдена вниманием нового командира и техническая сторона наступательных планов. Боргезе добился, чтобы на вооружение 10-й флотилии МАС поступили самые современные акустические мины и небольшие зажигательные бомбы, которые было бы удобно использовать в акватории противника.
По возвращении на подводный корабль Боргезе стал разрабатывать план третьего похода в Гибралтар, рассчитывая на настоящий успех. 10 сентября 1941г. подводная лодка "Ширё" в очередной раз вышла из Специи и ровно через неделю прибыла в порт Кадиса, отшвартовавшись у танкера "Фульгор". Здесь субмарина должна была принять на борт экипажи человекоуправляемых торпед. Часы ожидания не пропали даром: команда лодки успела отдохнуть, принять освежающий душ, пополнить съестные припасы и угоститься превосходным коньяком.
Атака, предпринятая 25 сентября в бухте Альхесирас, дала неплохие результаты. Жертвами управляемых торпед стали три английских судна (танкеры "Денби Дейл", "Фиона Шелл" и вооруженный теплоход) общим водоизмещением 30 000 тонн. У экипажа одной из торпед была реальная возможность уничтожить еще одно судно противника, увеличив потопленный тоннаж, но торпедисты Каталано и Джаннони не стали этого делать по соображениям морального характера. Джаннони уже успел присоединить заряд к винтам стоявшего на рейде большого парохода, когда Каталано различил выцветшее название на корме - "Полленцо", Генуя. По всему видно, англичане захватили это судно и использовали его в качестве военного транспорта. Однако ни у одного из торпедистов не поднялась рука отправить на дно пароход с итальянским именем и происхождением.
Подрывной заряд был снят с корпуса "Полленцо", и вскоре ему нашлось другое применение - теплоход "Дюрхэм" водоизмещением 10 000 тонн.
После операции в Гибралтаре командование осыпало экипаж "Ширё" и пилотов-торпедистов дождем воинских званий и наград. Разумеется, были отмечены и боевые заслуги Валерио Боргезе, который получил чин капитана 2 ранга. Операции итальянских подводников в Гибралтарском проливе вызвали неподдельный интерес у самого короля, который удостоил князя-подводника личной аудиенции. Долгая и обстоятельная беседа с героем дня только разожгла королевское любопытство. Через несколько дней Его Величество, одетый в штатское, в сопровождении единственного телохранителя отправился в поместье Сан-Россоре, где находилась школа пилотов управляемых торпед. С небольшого плота он наблюдал за учебными занятиями и пришел в восторг от возможностей нового оружия.
Итальянцы не были одиноки в своих попытках атаковать Средиземноморский флот Британии. Английские корабли подвергались частым нападениям немецких субмарин, которые одерживали одну победу за другой. В ноябре 1941 года немецкая подводная лодка успешно атаковала авианосец "Арк Ройял", а буквально через несколько дней меткий торпедный залп другой германской субмарины отправил на дно линкор-флагман "Бархэм", на борту которого находилось более 800 человек. К концу ноября 1941г. на средиземноморском театре боевых действий наметился явный перевес сил в пользу Италии. Против пяти итальянских линкоров, бороздивших воды Средиземного моря, английский флот мог выставить только два -"Вэлиент" и "Куин Элизабет". Зная это, можно хотя бы отдаленно представить тот резонанс, который получила успешная боевая операция итальянской лодки "Ширё", сумевшей вывести из строя последние средиземноморские линкоры англичан.
29 декабря 1941г. "Ширё" с победой вернулась из Александрии в Специю. Из 27 дней похода двадцать два она провела в открытом море, преодолев расстояние в три с половиной тысячи миль. Боргезе ликовал: ценой плена шести пилотов управляемых торпед потоплен танкер, а главное, серьезно повреждены два 32 000-тонных английских линкора, опора английских сухопутных войск в Средиземноморье. Успех был тем более значительным, что в Александрии ожидали возможных диверсий со стороны итальянцев - на подходах к александрийскому порту была выставлена сложная система заграждений, с завидной регулярностью сбрасывались глубинные бомбы.
Англичан явно преследовал злой рок. Вслед за "Вэлиент" и "Куин Элизабет" Британия лишилась еще пары мошных кораблей - "Рипалс" и "Принц Уэльский", уничтоженных японской морской авиацией в водах Индонезии. Эти катастрофические потери на долгое время ослабили флот "владычицы морей",которая сумела оправиться от них и восстановить былой приоритет лишь через несколько месяцев, да и то с помощью Соединенных Штатов. Чтобы залатать брешь в военно-морских силах Англии, Уинстону Черчиллю пришлось перебросить к североафриканскому берегу часть авианосцев и самолетов, которые прежде вели боевые действия у британского побережья.
За операцию в Александрии король пожаловал князю Валерио Боргезе одну из высших военных наград Италии - орден "Савойский крест". Его Величество оценил успех подводной лодки "Ширё" и штурмового отряда, находившегося на ее борту, как "блестящий". Через пару месяцев, согласно предписанию военно-морского министерства, князь Валерио Боргезе оставил командование лодкой "Ширё", возглавив подводный отряд 10-й флотилии МАС.
Весной 1942г. итальянцы начали подготовку к решающему штурму острова Мальта - ключевой позиции, от которой, по мнению многих, зависел исход борьбы в Средиземном море. Момент для штурма был выбран удачно, поскольку продолжительная осада окончательно подорвала силы английского гарнизона. Штаб итальянских ВМС возложил операцию по захвату Мальты на специальное десантное соединение, которым командовал адмирал Тур. В помощь десантному отряду кораблей был выделен дивизион торпедных катеров 10-й флотилии, размещенный в Аугусте, и несколько боевых пловцов группы "Гамма", которая подчинялась Боргезе. Предваряя высадку десанта на мальтийское побережье, 10-й флотилия провела тщательную разведку системы обороны острова - имеются ли там пулеметные гнезда, артиллерийские батареи, заграждения из колючей проволки. Отряды 10-й флотилии продолжали активно поддерживать войска Тура до конца боев за Мальту. Вопреки ожиданиям, значительных побед одержано не было.
В марте 1942г. немецкое командование, натолкнувшись на мощное сопротивление противника в Крыму, было вынуждено прибегнуть к помощи союзников, чтобы силами итальянских ВМС замкнуть кольцо блокады вокруг Севастополя с моря. По просьбе фюрера в черноморские воды вышла флотилия итальянских катеров и несколько субмарин-"малюток" типа "СВ". Итальянские корабли внесли свою лепту в штурм осажденного города, заняв позиции на подступах к Севастополю и на главных морских коммуникациях.
19 мая экспедиционная автоколонна 10-й флотилии, разместившаяся на железнодорожных платформах, прибыла из Специи в Симферополь. Дальше колонна двинулась своим ходом по направлению к Форосу и через трое суток достигла места назначения. Прежде всего нужно было разгрузить автотягачи и спустить катера на воду. Для этого от места стоянки колонны - ореховой рощи - был проложен рельсовый путь к берегу моря. 31 мая группа итальянских войск находилась в полной боевой готовности и была проинспектирована командующим объединенными вооруженными силами в Крыму генералом фон Манштейном. Спустя несколько дней катера 10-й флотилии приступили к патрулированию отведенного им района действий.
Бойцы 10-й флотилии нередко появлялись в самых "горячих" точках морских битв. В середине июня в Севастополь должен был прибыть небольшой конвой. На борту единственного транспорта водоизмещением 13 000т, эскорт которого состоял из двух сторожевиков и эсминца, находились боеприпасы. Севастопольцы их так и не получили. Виной тому была успешная атака конвоя одним из катееров 10-й флотилии, предпринятая 13 июня 1942г. Точный торпедный залп причинил транспорту серьезные повреждения. Судно выбросилось на берег, став мишенью для немецкой авиации, которая не замедлила разделаться с ним.
29 июня итальянские моряки помогли немцам в высадке демонстративного десанта у Балаклавы. Оттянув на себя часть советских войск, он ослабил основной рубеж обороны. Этот тактический ход полностью себя оправдал - 1 июля в Балаклаву вошла румынская армия.
9 июля, когда Севастополь уже был занят немцами, разгорелся бой за форт Горки у мыса Феолент. Его защитники надежно укрылись в скалах. Каждая попытка немцев атаковать Горки пресекалась массированным пулеметным огнем. Единственным уязвимым местом форта являлись его галереи - они выходили прямо на морской берег. Нескольким бойцам 10-й флотилии удалось проникнуть в галереи с моря, инсценировав высадку многочисленного десанта. Фактор неожиданности сыграл свою роль. Совместными усилиями итальянского и немецкого подразделений оборона несгибаемого форта была прорвана.
Как вдохновителю многих диверсионных операций итальянского флота, Боргезе предстояло уставить полезные контакты с зарубежными коллегами. Летом 1942г. Боргезе отправился в длительную заграничную поездку, путешествуя по столицам европейских государств в самый разгар войны.
Прежде всего командир подводного отряда побывал в Берлине и Париже, где ему предстояло наладить тесное сотрудничество с немцами. Без этого не могли стать реальностью грандиозные планы Боргезе относительно применения штурмовых средств на просторах Атлантики и в южноафриканских водах. В германской столице князь заключил ряд соглашений, одно из которых предусматривало обучение немецких офицеров в школе подготовки личного состава 10-й флотилии МАС.
По прибытии в Париж Боргезе явился в штаб немецкого подводного флота. Штаб во главе с адмиралом Деницем уютно разместился в Булонском лесу, в одном из старинных французких дворцов. Стиль работы адмирала Деница стал самым сильным впечатлением Боргезе от поездки в Париж. Правила, которые устанавливал Дениц, всегда распространялись и на него самого. (Князь был поражен, застав Деница завтракающим в компании своих подчиненных. Меню из-за ограничений военного времени было скромным и одинаковым для всех - немного овощного супа, ломтик сыра и черный хлеб.) Дениц тоже проникся доверием к Боргезе, который казался скорее хладнокровным, чем увлекающимся, скорее сдержанным, чем откровенным, и уж во всяком случае человеком трезвым и расчетливым. Князь из союзной державы был немедленно допущен у секретным архивам штаба для получения всей необходимой информации.
Из Парижа Боргезе выехал в Бордо. Здесь, на французской земле располагалась база итальянских подводных лодок, действовавших в Атлантике. Боргезе посетил эту удаленную базу неслучайно. В то время все мысли командира отряда 10-й флотилии были заняты разработкой тактики действий малых лодок у североамериканского побережья. Самостоятельно пересечь океан такие субмарины не могли, поэтому предстояло тоработать механизм их доставки к берегам Америки на борту больших океанских подлодок. Этим и занялся Боргезе. В распоряжение гостя были предоставлены подводная лодка "Леонардо да Винчи" и сверхмалая субмарина типа "СА" водоизмещением всего 12 тонн.
Маневры двух лодок в водах Бордо являли собой совершенно необычную картину. Сперва "Леонардо да Винчи" вывезла на себе "малютку" в открытое море, после чего погрузилась на небольшую глубину. По команде лодка "СА", освободившись от специальных захватов, благополучно всплыла. Оставалась самая ответственная часть операции - принять "малютку" на борт после нескольких часов самостоятельного плавания. Боргезе сомневался в успехе этого маневра и, как оказалось, напрасно. По его приказу "малютка" точно вошла в специаьное гнездо на палубе "Леонардо да Винчи". Проект Боргезе оказался осуществимым.
Решив вопросы принципиального характера, итальянский князь-подводник совершил заключительный тур Сан-Себастьян - Мадрид - Лиссабон в расчете привлечь новых партнеров. Лиссабон, сытый, цветущий и танцующий, казалось, находился где-то вне Европы, в которой бушевала война. В лиссабонском порту бок о бок стояли транспортные суда воюющих держав. Именно туда, переодевшись в синюю спецовку грузчика, направился Боргезе - разумеется, не из чистого любопытства. Возможно ли организация диверсий против судов противника? После тщательного осмотра порта Боргезе мог ответить на этот вопрос утвердительно...
1 мая 1943г. князь Валерио Боргезе был назначен командиром 10-й флотилии МАС, которая к тому времени сильно разрослась и представляла собой мощное боевое соединение. Отряды флотилии действовали в различных районах Средиземного моря - в Гибралтарском проливе, у берегов Сицилии и Сардинии, в турецких портах Мерсин и Александретта. Известие о заключении перемирия 8 сентября 1943г. было для Боргезе как гром среди ясного неба. Оно застало князя за подготовкой очередной впечатляющей операции - атаки кораблей в нью-йорксом порту, которой так и не суждено было осуществиться. По условиям мирного договора 1947 года штурмовые средства итальянского флота подлежали уничтожению, а весь личный состав - демобилизации.
* МАС - Флотилия малых штурмовых средств.
О послевоенном периоде жизни Джулио французский биограф Боргезе Пьер Демаре осторожно пишет, что «это был период попыток, иногда удачных, саботажа на передаваемых Италией победившим союзным державам военных кораблях». Однако автор ни словом не обмолвился о трагедии советского линкора «Новороссийск» — бывшего «Юлия Цезаря», — взорванного и ушедшего на дно Севастопольской бухты 29 октября 1955 года. А ведь это люди Боргезе — и в этом остается все меньше сомнений — заложили мины под линкор, выбрав для этого подходящий момент. Вот что рассказывает капитан 2-го ранга Ю. Лепехов, который в марте 1949 года, будучи командиром трюмной группы этого линкора, осматривал трюм: «На 23-м шпангоуте я обнаружил переборку, в которой флорные вырезы (поперечная связь днищевого перекрытия, состоящая из вертикальных стальных листов, ограниченных сверху настилом второго дна, а снизу — обшивкой днища) оказались заваренными. Сварка показалась мне довольно свежей по сравнению со сварными швами на переборках. Подумал: как узнать, что находится за этой переборкой? Если вырезать автогеном, может начаться пожар или даже произойти взрыв. Решил проверить, что имеется за переборкой путем высверливания с помощью пневматической машинки. На корабле такой машинки не оказалось. Я в тот же день доложил об этом командиру дивизиона живучести. Доложил ли он об этом командованию? Я не знаю. Вот так этот вопрос остался забытым». Почему вице-адмирал Пархоменко и его штаб не обратили внимания на то, что на итальянском линкоре имеется «потайной карман», остается загадкой.
Умер Боргезе в 1974 году в Кадисе, в Испании.
P.S. Боргезе у нас ошибочно привыкли звать Джулио (или вообще — Валерио), хотя он от рожденья — Юнио (Iunio). То бишь, не в честь Цезаря, а в честь Юноны.
P.P.S. А жена у него была, как водится, русской - Дарья Олсуфьева, одна из четырех дочерей полковника российской армии Василия Андреевича Олсуфьева.

Немає коментарів: