неділю, жовтня 28, 2012

КОМАНДИРОВКА НА ФЛОТ





Каждый год в последнее воскресенье июля по всему бывшему советскому пространству (в России – прежде всего) отмечается День Военно-морского флота. У нас, правда, – уже неофициально, так же, как 23 февраля или День десантника. Разумеется, не с таким размахом, но всё же… Мужчин, которые когда-то носили тельняшку, поздравляют бывшие сослуживцы, ну и в семейном кругу, конечно.

7 футов под килем
Если я забываю про этот праздник, то мой старый друг Юрий Куля обязательно напоминает и желает, как положено, семь футов под килем. Прежде это происходило за праздничным столом, а теперь – в основном по телефону. Он-то полноценно оттрубил срочную несколько лет на Рыбачьем, ну а я всего год матросом в отдалённом гарнизоне Заполярья на всё том же Краснознамённом Северном флоте. Можно считать как бы командировкой. Но всё равно тот, кто служил даже недолго, никогда этого не забудет.


По материалам источника-http://www.dorledor.info/article/ 
Земляки
Из Молдавии в нашей группе было семь человек. Один оказался субботником, но политначальство отнеслось к этому с пониманием, уговорило его принять присягу, чтоб не портил картину, и, как обещало, определило его в тыловую хозчасть. Был среди нас и музыкант Изя Соломон, чьи таланты, конечно, использовали по прямому назначению. Когда после учебного отряда мы попали в часть, там (буквально в тот же день) появился строевой старшина подводников из соседней казармы Миша Кобзарь. Оказался земляком. Спросил, кто из Молдавии. Я с ним немножко подружился и, бывало, забегал к нему. Потом и на гражданке его встречал, он служил в милиции в Вадул-луй-Водэ.
Одним из моих непосредственных начальников (правда, недолго) был симпатичный земляк – капитан-лейтенант Армаш из политотдела. Добрейший, но невезучий мужик, которому я всегда сочувствовал. Штабные проболтались, что по службе его не продвигают после инцидента в загранке. При увольнении на берег один матрос куда-то сбежал, а Армаш как старший оказался крайним.
Подарок от дембелей
Я был, можно сказать, начинающим журналистом, публиковался в «Молодёжке», но в моём личном деле это, естественно, никак не отражалось. В военкомате не мудрствовали лукаво: раз инженер-гидротехник, то, конечно, в подводники. К моему удивлению, не только спортивные или музыкальные таланты «салаг» оказывались востребованными, но даже и моё умение накарябать заметочку. До сих пор под стеклом на моей книжной полке стоит подарок, который 40 лет назад я получил от «годков».
Дембелей всегда пугают, что они не будут уволены в запас, пока не подготовят себе замену. Это все знают. А старослужащим нашей части сказали, что они досидят до Нового года, если не выпустят прощальную стенгазету. После тяжких раздумий они наудачу обратились ко мне – и угадали. У меня был опыт – в школе выпускал «Литературный листок», а в сельхозе – большущую факультетскую стенгазету. Ну и в заполярном Гаджиево (бухта Ягельная) тоже справился с поставленной задачей и помог «старичкам». Расчувствовавшись, они и подарили мне фигурку медведицы в фартуке.
Океанская вахта
Год вместил многое. (Например, уже потом я узнал про знаменитое «самолётное дело» отказников. Там нам даже на политинформации об этом не упоминали.) Про тяготы, лишения и трагические ЧП не буду: какая служба без них? Увы, всё это было. Зато мне довелось участвовать в создании гарнизонной газеты «Океанская вахта» и музея подводников, а во время стажировки в главной газете флота «На страже Заполярья» – в двухдневном выходе в море на дизельной подлодке: её командир сдавал экзамен на умение самостоятельно охотиться на вражеские корабли. Ну а я это отразил.
Евреи мне встречались редко. В редакции флотской газеты «с графой» был по-моему, только майор Михаил Кричевский – начальник отдела комсомольской жизни. Ну и штатский сотрудник Лёня Крейн, который подарил мне свою книжку о подводниках. А Гаджиево довелось познакомиться с милым раздолбаем лейтенантом Олегом Вольным, сыном украинского писателя. Иногда, наводя ужас на весь политотдел, он с серьёзным видом говорил: подумываю, мол, остаться на службе. Его призвали после вуза с военной кафедрой на три года, и всё начальство с нетерпением ждало истечения этого срока.
«Прощайте, скалистые горы...»
Помню, как в 1971-м отмечался День ВМФ. Я оказался как раз в Североморске и наблюдал захватывающее зрелище – парад военных кораблей. С некоторыми флотскими журналистами тогда сблизился и потом переписывался. Иногда с тёплым чувством перебираю снимки из своего флотского альбома. Хотел потом выбраться в те края и съездить с молдавским стройотрядом в Заполярье, но так и не получилось. Может, и к лучшему: дальше Мурманска меня вряд ли пропустили бы, а не попасть хотя бы в Североморск было бы обидно.
Морские волки
Но не буду размазывать: прослужившему всего год это даже как-то нескромно. Другое дело – такой матёрый мореман, как Костя Мунтяну, писатель и известный мастер травить не только военно-морские байки. Вот он собирался в конце 80-х в автономное плавание на атомной подлодке, но захворал, а потом и Союз развалился. Мне приятно, что Константин, который служил в начале 70-х на Северном флоте, читал тогда мои заметки и даже хвалил их.
Но настоящим морским волком, даже по сравнения с Костей, был поэт Ян Топоровский, который на несколько лет раньше нас нёс боевую вахту на Гремихе. Старшина второй статьи, трюмный знаменитой атомной субмарины АПЛ К-27. Он потом много писал об этом. Не в «Молодёжке», конечно, где мы с ним трудились, а уже будучи сотрудником «Окон» (приложения к израильским «Вестям»). В Интернете вы можете прочесть его заметки... Уверен, что и на Земле Обетованной не только он отмечает День ВМФ.


На снимках:
Матрос Илья Марьяш
Старшина Миша Кобзарь
Капитан-лейтенант Армаш
Майор-журналист Михаил Кричевский
В центре Ян Топоровский с товарищами по экипажу. Гремиха. 1968 год.
(Это уже не из моего альбома –http://flot.com/blog/historyofNVMU/mazurenko-vn-atomnaya-submarina-k27-t...)





Немає коментарів: