суботу, жовтня 06, 2012

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЕТЕРАНА-ПОДВОДНИКА ИГОРЯ ИВАНОВИЧА ПАКАЛЬНИСА

На Северном флоте
Из короткого периода службы на Северном флоте запомнились два события:
– посещение нашей лодки Министром Обороны Маршалом Жуковым в декабре 1955 года,
– выход на испытания режима экономического хода и системы регенерации воздуха весной 1956 года.
Георгий Константинович удостоил меня всего двумя словами: – «Отойди, лейтенант!», когда я пытался доложить ему в качестве командира 1 отсека. Но с моими подчинёнными-торпедистами он поговорил и пошутил. В 7-м отсеке Маршал спросил у старшины команды торпедистов, как заряжаются торпеды в торпедный аппарат. Добросовестный старшина 1 статьи начал подробно и непонятно рассказывать о том, что такое ТПУ и как оно устанавливается. Неизвестно, сколько бы это продолжалось, если бы какой-то находчивый адмирал из заполнившей весь отсек свиты, не прокричал:
– С дула, товарищ Маршал!
см.источник-http://www.airnat.narod.ru/K10_Pakalnis.html

– Ясно, – сказал Министр Обороны и пошёл на выход.
В апреле 1956 года нашей подводной лодке дали задание испытать поступившие в то время новые патроны регенерации кислорода. Мы провели эти испытания, не всплывая восемь суток, и двигаясь всё это время черепашьей скоростью под мотором экономического хода. Надо сказать, что обе испытываемые системы позволяли продержаться ещё двое-трое суток, но командир не хотел оставаться в море на 1 Мая, и, выполнив то, что было указано, двинулся в базу.
Мне же этот выход запомнился потому, что на борту в силу каких-то чрезвычайных обстоятельств из вахтенных офицеров остался один я. Осознано это было командиром, когда, выйдя на мостик после того, как трижды менялась вахта, он опять увидел меня. Николай Иванович заступил на вахту сам, а меня отправил оттаивать в 5-й отсек. Хорошо, что надводный переход до полигона составлял только малую часть этого выхода в море. А в подводном положении в дело вступили инженер-механики, которых на лодке был полный комплект.
Переход на ТОФ
Хотя считалось, что Б-66 вошла в постоянный состав Северного флота, за месяц до отправления Экспедиции особого назначения (ЭОН) на восток Северным морским путём летом 1956 года, нашу лодку включили в состав этой экспедиции, и мы стали лихорадочно готовиться к переходу.

Полярный, лето 1956 года.
Экипаж подводной лодки Б-66 накануне перехода на Тихоокеанский флот.
В центре в кожанке стоит командир ПЛ к2р Царёв Николай Иванович, справа от него – замполит к2р Людвич Виктор Юрьевич, а слева –
к2р Греков и ст. л-т Пакальнис

Пришедшая после нас на Север ПЛ  Б-68 сразу же вошла в состав бригады ЭОН, готовящейся к переходу на ТОФ.
В июле 1956 года мы покинули Полярный, и в составе Большой ЭОН двинулись на восток. В проливе Лонга в этот год сложилась очень тяжёлая ледовая обстановка, в результате чего получили повреждения несколько малых противолодочных кораблей и сторожевик.
Северный морской путь.
ЭОН, август 1956 года.
Подводные лодки идут за крейсером

Из 14 подводных лодок дальше прошли только две наших «букашки»: – Б-66 и Б-68. «Эски» остались зимовать в Крестах Колымских.
В августе мы пришли на Камчатку в бухту Крашенинникова и стали тихоокеанцами.
Петропавловск-Камчатский, лето 1957 года.
Памятник Лаперуза.
Культпоход со старшинами и матросами ПЛ  Б-66
Океанское плавание
В 1957 году проводились мероприятия «Международного геофизического года». В рамках его программы подводная лодка Б-66 с представителями Академии Наук СССР на борту прошла через Тихий океан к Галапагосским островам. Экватор мы пересекали в надводном положении и, конечно же, с разрешения Нептуна и с всеобщим крещением.
Океан произвёл на меня огромное впечатление и в штиль, и в шторм. Громадные волны до сих пор мне иногда снятся, а такой синевы я больше нигде не видел.
Тихий океан, 1957 год.
Подводная лодка Б-66 выполняет задание по программе «Международного геофизического года»
Когда мы передали положенное донесение из наиболее удалённой точки нашего маршрута, то долго не получали квитанцию. Родная земля нас не слышала. Выручила находчивость командира БЧ-4 Толи Полякова, который предложил нарастить штатную гибкую антенну запасной. Пришлось застопорить ход, так как такой длинный штырь на ходу сгибался в дугу. Но зато с первой же попытки пришла квитанция, и мы могли спокойно продолжать работу.
Поход продолжался два с половиной месяца. Результаты его были высоко оценены командованием, но награждений по некоторым обстоятельствам не состоялось.

Немає коментарів: