понеділок, жовтня 22, 2012

В РОССИИ ВСЕ СЕКРЕТ.....И НИЧЕГО НЕ ТАЙНА..

Вот нарвался на такую интересную статейку... 

Илья Крамник, военный обозреватель РИА Новости. 

Сколько ракет способен нести подводный ракетоносец проекта 955, недавно спущенный со стапеля "Юрий Долгорукий"? 12? 16? Вы уверены в своей версии? На одних схемах - 12, на других - 16. На фотографиях - неразборчиво. И в статьях тоже разные сведения на сей счет. А, лично наблюдали спуск на воду и сосчитали крышки шахт? Другое дело, поздравляю. А сколько ракет будут нести усовершенствованные лодки проекта 955А? 16? 20? Непонятно, люди спорят. Сейчас любителям военной техники жить хорошо - по крайней мере, есть о чем спорить. Двадцать пять - тридцать лет назад и предмета бы не было - о спуске на воду головного ракетоносца в лучшем случае сообщили бы вскользь в газетах, не говоря уж о том, чтобы назвать номер проекта, наименование лодки и основные ТТХ. 



То же самое касается и других образцов военной техники. Сейчас пишут: бомбардировщик Ту-95 совершил облет американского авианосца «Нимиц» в Тихом океане. И материалы имеются - от книжных магазинов до Интернета - ТТХ, история создания и применения, основные моменты биографии самолета. 25-30 лет назад в лучшем случае в «Красной Звезде» проскочила бы заметка о летчиках, стерегущих рубежи Родины, и небольшая фотография, а свободные площади газеты отдали бы под рассуждения об эпохальности решений очередного съезда (пленума), и статьи об успехах забайкальских животноводов. 

Обозначения военной техники - тоже вещь секретная. Поэтому в международных договорах мы ничтоже сумняшеся писали о своих собственных бомбардировщиках: Bear, Backfire, Blackjack, а подводные лодки называли Yankee, Delta и т.д. в соответствии с принятой на Западе системой обозначения советской техники. 

Особенно секретными являлись новинки. О Су-27 и МиГ-29, пока они не появились в первых строевых частях, не знали большинство летчиков и техников ВВС СССР, а мирные граждане большей частью услышали о том, что у нас есть истребители помимо МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25 лишь после того, как новые советские машины были продемонстрированы в Фарнборо и Ле-Бурже. На Западе к тому времени Том Клэнси уже давно написал «Красный Шторм», где с МиГ-29 легко разбирались древние F-4, а у нас фотографии новых истребителей до конца 80-х не пропускали в печать. Секретно. 

Справочник Джена по боевым кораблям мира - тоже был секретен. Зачем гражданину знать то, что о нашем флоте знают на Западе? 

А с другой стороны - «про империалистов» всегда пожалуйста. Из книг типа «Откуда исходит угроза миру» и других подобных изданий, а равно и доступного по подписке всем желающим «Зарубежного военного обозрения», можно было легко узнать о численности американских авианосцев, их основных характеристиках и составе авиакрыльев, о новых АПЛ типа «Лос-Анджелес», о перспективных танках М1, тактике воздушного боя, принятой в ВВС США и многоцелевых истребителях F-15. С разворотов старых книг и журналов глядят эффектные фотографии тогдашних новинок западной техники, с подробными комментариями на тему «где, чего и сколько». 

Итог этой фантасмагории был закономерен - о существовании новой техники и каких-то ее возможностях народ стал узнавать уже после распада СССР, когда новой власти стало на секретность просто наплевать. Западная же техника очень многими априори считалась более «крутой» - «Ну, они же не прячут!» 

Вторым результатом стало распространение массы небылиц - от полного отрицания каких либо возможностей советского оружия - «скрывали, потому что было стыдно рассказывать открыто о таком убожестве», до безмерного восхваления - «да там все настолько круто было, ты и представить не можешь. Лет через сто разве что внуки узнают, когда откроют архивы». 

Истинная причина, как всегда, посередине. С одной стороны - пропаганда боевых возможностей Вооруженных сил с упором на демонстрацию и рекламу новой техники на американский манер неизбежно породила бы сомнения в столь часто декларировавшемся миролюбии Советского Союза, с другой - признание ошибок и просчетов в заказе, проектировании и производстве ряда образцов техники, которое в таком режиме распространения информации становилось неизбежным - могло повредить имиджу КПСС как непогрешимого рулевого. Проще было засекретить все, включая названия боевых кораблей и номера соединений (n-ская мотострелковая дивизия...) 

Последствия были печальны - после войны в СССР выросли два поколения людей, плохо представлявших, как выглядит и что может армия их собственной страны. Этот вакуум знаний был быстро заполнен различной литературой, от уже упомянутого Клэнси до доморощенных поделок на тему «какие мы убогие», с одной стороны, и сказок вроде «Сломанного меча Империи» с другой. 

Абсолютно такая же картина сложилась с освещением истории Великой Отечественной войны. Многочисленные пробелы в описании предвоенных событий и отсутствие внятного, детального разбора причин неудач РККА в 1941-42 годах обеспечили в постсоветский период невиданную популярность авторам-ревизионистам - Бешанову, Буничу, Резуну (Суворову), Соколову и другим, начавшим толковать историю ВОВ с совершенно неожиданных для граждан и большей части историков позиций. Избавление от мифов, как «черных», так и «белых», началось лишь в последние годы, с выходом книг по истории ВОВ, основанных на кропотливом разборе документальных источников, среди которых отдельно можно упомянуть работы Замулина, Исаева, Мельтюхова. 

Ярким примером мифа, возникшего из умолчания, является история штрафбатов и заградотрядов. Не вписывавшиеся в официально насаждаемую картину ВОВ эти подразделения обходили молчанием, а особо ретивые защитники официально утвержденной истории само существование заградотрядов объявляли выдумкой, провокацией «врагов советской власти». Природа пустоты не терпит - и на место отсутствующей информации пришел миф, в итоге превративший штрафные подразделения и заградотряды из обычных, существовавших в большей части воюющих армий структур, в некий символ абсолютного зла, присущий исключительно советскому режиму. 

-А в чем, собственно, проблема? - Спросит читатель - Ну мифы и мифы, и что? Пусть пишут, у нас свободная страна. Я - скажет он о себе - миф от правды отличу. 

Проблема же, и на самом деле, отнюдь не в отношении отдельно взятого гражданина к историческим мифам и даже не в его способности отличать миф от правды. Она в том, что эти мифы, войдя в публицистический, и что еще опаснее - в научный обиход, нарушают целостность восприятия истории и способность к адекватной оценке интересов страны и действий ее руководства. Вдобавок, миф, признанный в качестве исторической правды, может очень серьезно ударить по положению страны в мире - попытайтесь представить себе последствия, в случае, если в соответствии с наиболее радикальными ревизионистскими теориями, Гитлера за рубежом признают освободителем, стремившемся избавить Европу от «безбожного большевизма», и как это скажется на России и ее гражданах? А, учитывая тенденцию к пересмотру итогов Второй Мировой, заметную во многих странах, такой исход не является невозможным. 

Вывод из сказанного может быть только один - замалчивание в политике и в истории чревато тяжелыми последствиями. Идеологические штампы о неизменном миролюбии СССР и невозможности победы в Великой Отечественной без КПСС, основанные, во многом, именно на замалчивании, рухнув, образовали мощный завал, выбраться из-под которого стоит больших затрат времени и умственных усилий. 

Мифы возникают там, где государство побоялось или поленилось представить собственным гражданам детальную информацию, и особенно там, где информацию явно пытаются исказить или скрыть. С этой точки зрения у нас многое изменилось в лучшую сторону за последние 20 лет. Открыты архивы, что позволило историкам начать по-настоящему серьезное изучение Великой Отечественной, а любителям военной техники больше не нужно до хрипоты спорить о том, какие проекты боевых кораблей скрываются под теми или иным западными обозначениями - военно-техническая литература на любой вкус - в свободной продаже. 

Теперь, вспомнив вопрос в начале заметки - о числе ракет на «Юрии Долгоруком» - можно сделать и следующий шаг. Почему бы не создать официальный сайт ВМФ России, на котором можно будет узнать о его структуре, людях, а также характеристиках и судьбе его кораблей и другой техники, точно так же, как это можно узнать в соответствующих разделах сайта ВМС США? Такое «рассекречивание» принесет значительно меньший ущерб, чем очередной этап мифостроительства. Другое дело - предъявлять флот на открытое обозрение в его нынешнем состоянии руководству ВМФ и Министерства обороны может быть просто ...э-э-э... неудобно. Вот и повод заодно попытаться исправить ситуацию. Думается, что в той или иной степени это касается всех видов наших Вооруженных сил. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Немає коментарів: