Творческого объединения "Маринист" ВСПМ
выпуск Первый, Харьков, декабрь 2011
КЕДРОВА Наталья Леонидовна
(частично опубликовано в журнале «Морской сборник»)
Когда я в первый раз, а это было в 1964 году, добралась на Камчатку с крохотной трёхмесячной дочкой, наши мужья с АПЛ К-115 уже совершили свой уникальный, первый в истории Военно-Морского флота на данном проекте подводной лодки переход подо льдами Северного Ледовитого океана из Баренцева моря в Тихий океан – как тогда говорили: «В зону ответственности Тихоокеанского флота».
Мой муж был управленцем, то есть командиром группы дистанционного управления (ещё они себя называли «шоферами», поэтому их любимой песней была «я хочу шофёр, чтоб тебе повезло…»).
А командиром этой подводной лодки был человек необычайной хоризмы Дубяга Иван Романович, получивший за этот переход звание Героя Советского Союза и ставший впоследствии контр-адмиралом.
Но героями был весь экипаж, только тогда мало кто это понимал. Это была плеяда умных людей, с огромной ответственностью, неукоснительным чувством долга. Знавших, что такое честь офицера, гражданина. Защищать Родину было профессией. И мы гордились этим!
Я не оговорилась, сказав «мы», так как считаю жён моряков-подводников причастными к поистине исторической миссии. Так вот, всё для нас начиналось в 60-х. Полсотни лет назад. Прекрасный, дружный экипаж.
Материал с блога-http://vladimir-pelevin.blogspot.com/2012/07/blog-post_573.html
Меня, как самую маленькую (чуть ли не последняя свадьба в этом экипаже) приняли очень тепло, ходили на меня смотреть под видом каких-то дел. И было такое впечатление, что все оберегали меня как ребёнка – Коробкины, Баклашов, Асмаловские, Корытько, Абашеевы, Бабушкины, Гетмановы, Дьяконов, позже Пыжовы.
Жаль, что не могу перечислить всех, но я помню каждого члена экипажа, каждую семью – и выражаю им всем искреннюю благодарность. Все питали большие надежды на будущее. Было очень много энергии для реализации себя, а самое главное – это уважение, которое Родина (а для меня это – народ!) оказывала своим защитникам.
Ходили в походы мужья очень часто, мы грустили…
Ты знаешь, что ожидание
Имеет горький вкус миндаля -
Мы мерили любовь расстоянием
До твоего корабля.
А вчера ты пришёл ожиданный,
До боли, до дрожи родной.
Сказал, что такой не видывал,
Что счастлив только со мной.
Теплу не остыть твоих ласковых рук.
Хотелось мне громко крикнуть:
«Не надо, не надо больше разлук –
К разлукам нельзя привыкнуть!».
Тревог было много. Это был как бы рефрен, эффект присутствия. Все тяготы быта лежали на плечах хрупких боевых подруг, на наших плечах. Мы растили детей и ждали, ждали, ждали, потому что они, наши мужья-подводники, защищали Родину.
Спасибо вам, родные стражи. По-русски низкий вам поклон, Что берегли минутой каждой Вы детский беззаботный сон.
Но время шло, и дружный экипаж К-115 начал распадаться в хорошем смысле слова: люди росли профессионально, получали звания и награды, строились новые корабли и подводные лодки, требовавшие опытных кадров, каковыми и стали наши мужья.
Помню, в пос. Промысловке (ныне г.Фокино Приморского края) мы выходили по вечерам (не часто мужья баловали нас не слишком поздним возвращением со службы) встречать «своих единственных».
Они шли с «коломбины» (грузовая машина, крытая брезентом, привозившая в посёлок моряков) чётким шагом, слегка раскачиваясь, стройные, и для каждой из нас ОН был самым красивым на свете!
Да, это были люди, принадлежавшие к военно-морским инженерам 60-х годов прошлого столетия, первопроходцы в освоении атомных подводных лодок. На основании их эксплуатационного опыта и при их участии развивалась атомная энергетика нашей страны.
И когда на всё пережитое и перечувствованное за годы нашей «семейной» службы наложились ещё и фактические знания, стало ясно: жизнь, трудная, но наша жизнь, прожита не только не зря, но и необходимо!
Горжусь, что многие годы была рядом с этими людьми – членами родного всем, единого подводного экипажа. А один из скромных, сильных, умных и мужественных людей экипажа был мой муж – Михаил Кедров, при непосредственном участии которого происходили легендарные события 60-х.
Особенно это ощутилось на очередной встрече выпускников Ленинградского Высшего военно-морского училища им. Ф.Э.Дзержинского, где в 1956-1961 годах учился М.Е.Кедров по специальности «Специальные энергетические установки подводных лодок».
Я смотрела на них – убелённых сединами орденоносцев, внимательно слушала, и мне ещё более очевиден стал их подвиг, а для них ДЕЛО, которое они вершили самозабвенно, достойно, с полной отдачей ума и сердца, порой до жертвенности ради Отечества.
И я ещё раз поняла и убедилась, насколько красивы эти люди своими поступками. И мне захотелось подарить им все цветы мира. Они, в том числе и мой муж – капитан I ранга в отставке, и ныне работающий на боеготовность Тихоокеанского флота, вполне заслужили это.
В своей «длинной-короткой» жизни, как и большинство жён офицеров, я много училась: очно, заочно, вечерами и всегда. Стала художником. Вообще-то, рисовала с детства. Но пребывание у моря не могло не отразиться на моём живописном творчестве.
Пишу портреты, пейзажи, натюрморты, жанр. Тема моря для меня как «Бухта спасения», и я периодически возвращаюсь к ней и сейчас. Я написала картину-открытку, которую так и назвала: «Все цветы морякам-подводникам 60-х».
Примите мою картину как настоящее поздравление и искреннее пожелание морского долголетия! Это моя память и гордость за Вас и Ваше дело, которому Вы посвятили свои жизни, сделав свой единственно правильный выбор профессии, став членами экипажей атомных субмарин.
БЛАГОДАРИ
Когда алеющие зори
Теснят предутренний туман,
И не проснувшееся море
Манит как сладостный дурман;
Когда, зайдя по пояс в воду,
Ощутишь неба благодать, -
Благодари всегда Природу
Как чудодейственную мать.
Благодари за вздох свой первый,
За радость, горе и любовь,
И за натянутые нервы,
И за неведанную новь.
И даже если шторм лютует,
И дождик холоден и част,
Не поминай лихого всуе,
Благодари – она воздаст.
Художник-маринист Наталья Кедрова
На фото:
Герой Советского Союза капитан 1 ранга Дубяга Иван Романович.
Наталья Кедрова. Прибой. 2001. Орг.,м. 60х80
АПЛ К-115 в бухте Крашенинникова. Камчатка.
Наталья Кедрова. Бухта спасения. 2008. Х.,м. 60х90
Наталья Кедрова. Все цветы подводникам 60-х. Камчатка. 2008. Х.,м 80х70
Немає коментарів:
Дописати коментар