вівторок, листопада 20, 2012

Про Григория Пасько страна узнала в 1997 году, когда впервые в «демократической», ельцинской России неугодного и неудобного человека спецслужбы объявили «шпионом» и чуть ли не изменником Родины – точь-в-точь как в проклинаемые сталинские тридцатые. «Дело Григория Пасько» стало знаковым и символическим, оно почти официально зафиксировало «новый курс» коммуно-советской ельцинской номенклатуры после событий октября 1993-го и ее «победы» на президентских выборах 1996 года.

Григорий ПАСЬКО:

«Сегодня даже конченные подлецы и безжалостные палачи выглядят мило и респектабельно»

Известный военный журналист, эколог, правозащитник и бывший политзаключенный, судимый в качестве «японского шпиона», приехал познакомиться с городом Вельском


Григорий Пасько захотел сравнить Вельск с Сегежей


 
На днях Григорий Михайлович приехал в Вельск, чтобы подготовить очередной репортаж в жанре путевых заметок о городах, в которых отбывают наказание известные российские политзаключенные. Он уже был в Чите, в Сегеже (где отбывает свой срок Михаил Ходорковский), в других «местах не столь отдаленных, но, тем не менее, грустных», и вот теперь решил своими глазами увидеть колючую проволоку, за которой сидит Платон Лебедев. Уже в первый день пребывания на вельской земле это ему удалось. Более того, в его блоге в «Живом журнале» вчера уже появилось начало «путевых заметок», так что теперь всякий желающий может познакомиться с впечатлениями известного военного журналиста о Вельске и вельчанах.
Разумеется, мы также встретились с Григорием Пасько и поговорили на самые разные темы – как профессиональные, так и общеполитические. В ближайших номерах «В-И» мы обязательно об этом еще расскажем, а пока хотелось бы поближе познакомить вельчан с биографией этого неординарного и мужественного человека.
 На фотографии-
Сергей Малов, Константин Мамедов и Григорий Пасько(слева направо)
Источник материала см.-http://velsk-info.vagaland.ru/arhiv/2012/04/11/002.html

Чекистский ренессанс середины девяностых

В середине девяностых начинался этап реабилитации и восстановления могущества «силовиков», благополучно и безнаказанно переживших революционные события августа 1991 –го года. Дело о «японском шпионе Пасько» логично ложилось в канву новой политической реальности: расстрел парламента, монархическая конституция, война в Чечне, бывшие кагебешники на страже интересов Семьи и придворных олигархов, использование административного ресурса на выборах (те же силовики становились руководителями избирательных штабов и «политтехнологами»-разводчиками-коммерсантами), возрождение государственной пропагандистской машины… Поднявшие голову чекисты горели желанием взять реванш за временное унижение и малодушие, доказать спившемуся и деградировавшему Ельцину свою исключительную необходимость, оправданность его ставки на спецслужбы. В этой связи «дело Пасько» символизировало возрождение их функциональных инстинктов – «держать и не пущать».

«Японский шпион»

Суть той скандальной истории, в общем-то, проста. Редактора дальневосточной газеты «Боевая вахта», капитана второго ранга Григория Михайловича Пасько, в то время активно занимавшегося экологическими проблемами, связанными с базированием Тихоокеанского флота, внезапно обвинили… в шпионаже в пользу Японии. Его арестовали в ноябре 1997 года, при этом сотрудники спецслужб заявили, что у него были изъяты секретные документы, содержавшую государственную тайну. Пасько инкриминировалась тяжелейшая статья 275 УК РФ – «Государственная измена».
На самом деле военный журналист отличался независимым характером, а его экологическая деятельность давно раздражала руководство Тихоокеанского флота. В 1994 году он снял нашумевший видеофильм «Зона повышенной опасности», в котором рассказывалось о радиоактивных отходах, представляющих серьезную опасность окружающей среде и жителям Дальнего Востока. Видимо, в какой-то момент военным надоел слишком дотошный репортер, «сующий свой нос туда, куда не нужно». Григория Пасько обвинили в том, что он делился с одной японской телекомпанией секретной информацией, используя при этом свое должностное положение. Японцы официально опровергли абсурдные обвинения, а сам Пасько заявил, что он, во-первых, не является должностным лицом,чтобы «использовать должностное положение», и во-вторых, не имел доступа к государственной тайне, чтобы ее «выдать». Тем не менее, после двух лет отсидки, 20 июля 1999 года военный суд Тихоокеанского флота приговорил Пасько по части 1 статьи 285 УК РФ («Злоупотребление служебным положением») к году лишения свободы. В силу закона об амнистии от 18 июня 1999 года он был освобождён из-под стражи в зале суда.

Журналист бросает вызов «Конторе»… и снова оказывается в тюрьме

Казалось бы, на этом печальная, но, увы, привычная для авторитарной России история могла бы и закончиться, но не тут-то было… После своего освобождения неугомонный журналист-эколог решил бросить вызов всемогущему Тайному Ведомству, которое, по его убеждению, и было организатором судебной расправы над ним. Недавний изменник родины» подал в суд иск о защите своей чести и достоинства. И – о, чудо! (тогда это было еще возможно) – выиграл дело. 7 февраля 2000 года Фрунзенский районный суд Владивостока удовлетворил иск Григория Пасько о защите чести и достоинства к начальнику УФСБ по Тихоокеанскому флоту контр-адмиралу Николаю Соцкову, поданный журналистом после суда. Суд обязал Соцкова выплатить 25 000 рублей. Правда, 6 марта 2000 года Коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда отменила решение Фрунзенского районного суда Владивостока, но это уже не столь важно…
А важно то, что чекисты, судя по всему, не простили Пасько такой «наглости», и решили отомстить. Тем более, что начинались уже совсем другие времена – вполне для них подходящие. В результате спецоперации «Преемник» к власти в России пришел их коллега и недавний шеф Владимир Путин. Началась эпоха «зачисток» политического поля, настал «сплошной и полный стабилизец», продолжающийся, кстати, и до сих пор. 21 ноября 2000 года Военная коллегия Верховного суда России отменила приговор от 20 июля 1999 года. Дело было направлено в военный суд Тихоокеанского флота на новое рассмотрение. 25 декабря 2001 года военный суд Тихоокеанского флота признал Григория Пасько виновным в государственной измене в форме шпионажа (статья 275 УК РФ) и приговорил его к 4 годам лишения свободы. 25 июня 2002 года Военная коллегия Верховного Суда РФ оставила в силе приговор военного суда Тихоокеанского флота.
Отбыв в заключении в Уссурийской колонии более полугода, Пасько был освобождён условно-досрочно.

Наша справка

Григорий Михайлович Пасько — советский и российский военный журналист.Член Союза журналистов России (1986 г.), Союза писателей России (1997 г.), Русского ПЕН-клуба (1998 г.).
Капитан второго ранга, награжден медалью «За отличие в воинской службе» 1-й степени. Лауреат международной премии «Свобода прессы» (премия вручена 10 декабря 2002 г. жене Пасько, поскольку он в тот момент находился в заключении). Лауреат Пушкинской премии имени Альфреда Тепфера; лауреат особой премии имени Эриха Марии Ремарка;
лауреат Всероссийского конкурса «Экология России-98»; лауреат премии «Репортеров без границ».
Родился 1962 году в Украине, в семье сельского учителя. В 1983 году окончил факультет журналистики Львовского высшего военно-политического училища. С того же года работал в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахта».В 1995 году окончил редакторское отделение заочного факультета Гуманитарной академии Министерства обороны России.
С середины 90-х годов, помимо журналистики, занимается экологической и правозащитной деятельностью. В 1997 году по надуманным обвинениям был арестован как «японский шпион», был признан «Международной амнистией» узником совести. Процесс по его делу возобновлялся дважды: первый раз Пасько отсидел 2 года, второй раз – полгода, освобождался по амнистии и по УДО.
С 2003 года редактировал различные экологические журналы, работал обозревателем «Новой газеты», в 2009 году стал одним из организаторов первых в России школ блоггеров. В настоящее время Григорий Михайлович ведет спецкурс по расследовательской журналистике в Московском государственном университеет им. М. В. Ломоносова. Продолжает заниматься правозащитной и общественной деятельностью, в марте 2011 года он подписал обращение российской оппозиции «Путин должен уйти».
Автор и оператор видеофильма «Зона повышенной опасности» (о радиоактивных отходах на Тихоокеанском флоте, 1994 г.), видеофильма «Buried at sea» (о строительстве газопровода «Северный поток», 2008 г.). Автор стихотворных сборников «От сверчка до звезды» (1995 г.), «Не верь. Не бойся. Не проси» (2000 г.); книг «Назначенный шпионом» (2000 г.), «Мы поём глухим. Canimus surdis» (2000 г.), «Цвет времени» (2001 г.), «Honigkuchen» (2006 г.), «Die rote zone» (2006 г.)

 

Немає коментарів: