Ну да ладно это дело стратегов и политиков.
Ваша позиция насчет аварийности подводных лодок у меня вопросы вызывает:
1.Везде во главу угла Вы ставите подготовку экипажей подводных лодок, и это, бесспорно правильно, но при этом ни единым словом о надежности лодок.
Источник материала см.
Опытная глубоководная атомная подводная лодка (АПЛ) проекта 685. К-278, "Комсомолец"
Имея глубину погружения до 1000 м, "Комсомолец" являлся самой глубоководной боевой подводной лодкой в мире. Небывалый в истории подводного плавания рекорд был установлен 5 августа 1984 г. По словам штурмана "Комсомольца" капитана 3 ранга Александра Бородина, обжатие было таким, что койку выгнуло, как лук. Гидроакустик, который слушал погружение лодки с обеспечивающего надводного корабля, рассказывал: "Я из-за вас чуть не поседел... Стоял такой скрип, такой скрежет..." В то же время это была наименее шумная советская атомная лодка. На борту К-278 была одна ядерная установка, а вооружение включало торпеды и ракеты, которые могли запускаться из торпедных аппаратов, расположеных в носовой части. Несмотря на наличие ядерного вооружения, лодка не предназначалась для нанесения ядерных ударов по берегу: ее боевая задача заключалась в защите от подводных ракетоносцев противника - "убийц городов". Лодка была оснащена всплывающей спасательной камерой для всего экипажа, установленной в средней части рубки. Уникальный титановый корабль сравнивался с орбитальной космической станцией. Его основное назначение состояло в изучении комплекса научно-технических и океанологических проблем. Он был одновременно лабораторией, испытательным стендом и прототипом для будущих кораблей подводного флота.
Ни одного слова о промышленности. Ладно, про первое поколение, там шел процесс познания, и подводники сполна за него заплатили. Но даже по «Комсомольцу», Вы ссылаетесь на вице-адмирала Чернова, что он говорит: «что главной причиной катастрофы этой подводной лодки является нарушения должностными лицами корабля, дивизии, флотилии и флота требований многих служебных документов, касающихся системы подготовки экипажей атомных подводных лодок», а лодка новейшее достижение науки, великолепное создание рук человеческих. А как он еще может сказать, если он был председателем комиссии по ее приемки. Сказать, что хрень построили, так что ты тогда принимал…?
Лодка, какие сутки в море, а экипаж все тупее и тупее становится…? Не соглашусь.
Про заводские, швартовые испытания, что они дают, поедет, не поедет, утонет, не утонет? И поскольку ответ неоднозначен, напихают в нее лодку новую побольше людей, чтобы если что свидетелей поменьше было. Вот и травят на «Нерпе», а командира под суд. Разве не так?
А потом пишем: « в 6 отсеке произошло возгорание токовводов обратимого преобразователя № 2. Это привело к короткому замыканию щита токовводов и возгоранию кабельных трасс. Разрушились токоведущие шины обратимого преобразователя №2, теплоизоляция холодильной машины. 6 отсек мгновенно был загазован. Произошло лавинообразное обесточивание основных электрощитов, межсекционных автоматов. Сработала защита ядерных реакторов обоих бортов. АПЛ потеряла ход.
Промышленность такие варианты не рассматривает..? То-то и оно. А командир и экипаж как должен этому научиться? Понял, при пожаре. И со старым РБЖ ПЛ-82
И пошел наезд: «Да они недоумки, ничего не знают, у них даже план смотров и осмотров не откорректирован, а на приказ по смотру, нет плана устранения замечаний и т.п.» Я сам это требовал, потому как Вы с меня требовали и те же документы о которых Чернов пишет. Представляю, как сейчас командиры заходятся от бумаг разных. Поэтому я всегда на стороне командиров, ближе они мне. Хотя и видел командиров, которые в ступор впадали. Я старпом прикомандирован, с командиром на мостике, под Манероном самолет сбили, идем. Нам навстречу три боевых корабля, ступор напал на командира. Сам выводил из полосы движения, командир на мои обращения не реагировал, потом он адмиралом стал.
ЗКД 28ДиПЛ я уже, к пирсу подходим, и вдруг кожей почувствовал, молчит командир. Самому пришлось швартоваться. Причина, этого командира, бывший командир носом лодки из пирса русскую гармонь изобразил, а теперь и этого замкнуло. Хорошо куда-то его отправили на вырост штабным деятелем. Да и его командир адмиралом стал.
Б-414 «Даниил Московский» — советская и российская торпедная атомная подводная лодка проекта 671РТМК «Щука».
А тут в море, выполняешь, что и должно, что всегда тебя учили, а они трубопроводы ЦГБ, взяли и полопались. А потом там горит, тут горит, лодка горящий факел. В ШДА включились, попадали. Почему поздно переключились в ИДА-59? А когда нужно-то? Вот на Б-414 включились в ИДА-59, опять не так, нужно в ШДА. Так во что лучше-то включаться? Я на первом поколении, кроме ПДУ и ИДА-59 ничего и не видел. Потом плоты спасательные, мало того, что их не вытащишь, так еще и переворачиваются. И другой бред, не хочу перечислять, это что боевая устойчивость…? Посадить бы всех таких адмиралов и проектантов на этот плот и пусть они хотя бы раз в полгода поплавают.
2. Про «Курск» я не буду, это самое простое и самое бездарное, что могло произойти, кроме стыда за все категории начальников я не испытываю ни чего. И за флотоводцев, которые до сих пор «мечтают» найти «убийцу». Вот так и бывает, соберутся адмиралы, лбы морщат, глядишь и угробят кого-нибудь. Надо было их снять, когда пирсы да суда ломали. Сам себе противоречу, наверное. Но вот беда адмиралы с кораблей приходят или приводят?
3. «Б-414», меня поразило описание сокрытия аварии.
Как можно спрятать и переписать журнал, чтобы этого никто не заметил, тем более, что его требовал особист. На борту зам командира дивизии, офицеры ЭМЧ флотилии.
Вывод следует: «Прокуратура, следователи, особый отдел, командование флотилии, судя по повествованию ОПГ в составе Северного флота, во главе с командующим флота или даже во главе с Главкомом ВМФ».
Может все проще. Опять техника ненадежная, отсутствие средств на ремонт и как следствие пожар. Командир «неумело» ведет борьбу за живучесть, а «грамотный» мичман пишет журнал, а что услышит, то и запишет. Потом «умная комиссия» читать его будет, ошибки грамматические исправлять, запятые ставить. Казнить нельзя помиловать.
К-141 «Курск» — российский атомный подводный ракетоносный крейсер проекта 949А «Антей». Заложен на «Севмаш» в1992 году, принят в эксплуатацию 30 декабря 1994 года. С 1995 по 2000 годы — в составе Северного флота России, пункт базирования Видяево.
Затонул в Баренцевом море, в 175 км от Североморска, ( ) на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей 12 августа 2000 года. Все 118 членов экипажа, находившиеся на борту, погибли. По количеству погибших авария стала второй в послевоенной истории отечественного подводного флота, после взрыва боезапаса на Б-37.
Мое мнение здесь такое. Я бы как командир боролся за корабль и жизни моряков. А что запишут в журнал, да плевать, я дело свое командирское должен сделать. Но научить, как писать и как контролировать писаку должен.
Это уж потом, кто-то решил журнал переписать и предложить командиру. Лично у меня не хватило бы ни ума, ни совести на дело такое. В общем, не согласен я здесь с Вами. Вот РБЖ –ПЛ в 2006 году, аж 1982 года, после стольких аварий, но учиться по нему…, устарел наверное, лодки другие, аварии сложнее.
А к промышленности флотской, я ее только за одну штормовую одежду неприязнь. Эх засунуть бы того деятеля, что реглан нам со штанами придумал и заставить его сначала по трапу вертикальному пошмыгать, а потом постоять часиков шесть на мостике.
Надеюсь, Вы не обидитесь, что посмел в чем-то не согласиться с Вами и не будете меня с «мелкими штабными деятелями» крыть всякими разными словами. А то я злючий.
И еще я надеюсь, что флотская молодежь, глядя на Вас, начнет поднимать головы и спорить с флотоводцами за судьбу флота, а те думать начнут. С уважением к Вам как к человеку, как к подводнику и как к адмиралу.
Честь имею.
Капитан 1 ранга в отставке Ю.Сувалов
Немає коментарів:
Дописати коментар