«Подводный флот от Сталина до Путина». Так называется новое научно-популярное издание, которое рассказывает о рождении и становлении российского атомного флота. Авторы этого труда, изданного в двух томах при содействии префектуры Южного административного округа Москвы, – контр-адмирал в отставке Георгий Костев и его сын капитан 1 ранга в запасе Игорь Костев.
В предисловии к первому тому Юрий Буланов, префект Южного административного округа, отмечает: «Авторы, прошедшие служебный путь на подводных лодках от лейтенанта до заместителя командира дивизии, а затем службу в Главном штабе ВМФ, являются непосредственными участниками создания послевоенного Военно-морского флота страны.
В книге впервые в открытой печати изложены события и факты строительства, развития и использования подводных сил нашего Отечества...»
В предисловии к первому тому Юрий Буланов, префект Южного административного округа, отмечает: «Авторы, прошедшие служебный путь на подводных лодках от лейтенанта до заместителя командира дивизии, а затем службу в Главном штабе ВМФ, являются непосредственными участниками создания послевоенного Военно-морского флота страны.
В книге впервые в открытой печати изложены события и факты строительства, развития и использования подводных сил нашего Отечества...»
Георгий Георгиевич был непосредственным участником и очевидцем многих событий, происходивших после войны в советском ВМФ. Сейчас на счету Костева более 230 работ о флоте. Среди них фундаментальная военно-историческая монография «Военно-морской флот страны. 1945-1995. Взлеты и падения». В 1999 году книга вызвала такой читательский интерес, что уже через год была переиздана под названием «ВМФ страны в последние полвека». Но именно в тот год произошли трагические события с АПЛ «Курск», анализ которых стал принципиальным дополнением вышедшей третьим изданием монографии - «ВМФ Советского Союза и России. 1945-2000».
Источник-
Третье издание было отмечено наградами - 9 декабря 2004 г.
Г.Г. Костев получил медаль «Лучшие книги и издательства» из рук главы Русского биографического института Сергея Рыбаса, а комиссия по премиям Академии военных наук присудила ему премию им. А.А. Свечина. В свою очередь правление Ассоциации книгоиздателей наградило Костева дипломом лауреата конкурса «Лучшие книги 2004 года».
В развитие этой уникальной работы Георгий Георгиевич издает книгу «Неизвестный флот». В нее включены остросюжетные истории о происходивших на флоте чрезвычайных происшествиях, ранее не известных широкой общественности. Интересны и примеры, раскрывающие роль личности в истории флота.
Костев - один из авторов сборника исторических очерков «Москва и судьбы Российского флота». Его статьи, очерки, рассказы затрагивают многие вопросы истории создания, становления и развития ВМФ и, в частности, подводного флота России. Вот заголовки лишь некоторых из них. «Подводная война и атомные подводные лодки», «Зачем Российскому флоту Средиземное море?», «Проблема стареющих подводных лодок России (или ядерная безопасность при утилизации АПЛ)», «История и перспективы Морских стратегических сил России», «Задачи советского ВМФ в годы «холодной войны» и с ее окончанием», «Что делать с российским атомным флотом». Большой интерес вызывает и серия статей «О морской стратегии России».
В Центральном московском архиве создан фонд Г.Г. Костева, в котором хранятся собранные им документы, материалы, фотографии. Это поистине уникальное наследие с конкретной информацией о множестве фактов, событий, произошедших в отечественном ВМФ.
Александр Солженицын назвал Георгия Георгиевича «историком русского флота», Валентин Пикуль с почтением подписал для него свою книгу: «Адмиралу Костеву от юнги Пикуля».
Сын Георгия Георгиевича и соавтор нового издания - выпускник Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола. После службы на командных должностях в подводном флоте Игорь Костев был назначен начальником группы по ликвидации и утилизации вооружения и военной техники ВМФ в 17-м управлении Минобороны РФ, а с 1995 по 2000 г. был старшим уполномоченным Постоянной комиссии приемки кораблей ВМФ. После увольнения в запас Игорь Георгиевич продолжил сотрудничество с одним из крупнейших судостроительных предприятий страны - Адмиралтейскими верфями...
Сегодня Георгий Георгиевич Костев - кандидат военно-морских наук, профессор. Отсчет его флотского стажа начался в 1944 году, когда он поступил в только что созданное Ленинградское военно-морское подготовительное училище (ЛВМПУ). Вместе с однокурсниками курсант Костев участвовал в обеспечении боевых действий на Карельском перешейке, нес с пограничниками патрульную службу на побережье Финского залива, помогал трофейным командам на «линии Маннергейма», участвовал в очищении прибрежных лесов от вооруженных бандитов, оставшихся за линией фронта, вел наблюдение за горизонтом на случай предполагаемой высадки немецкого десанта на Карельский перешеек, помогал саперам уничтожать мины.
В феврале 1945 года, уже после выхода из войны Финляндии, состоялась незабываемая и яркая встреча Георгия с адмиралом И.С. Исаковым, посетившим ЛВМПУ. Эта беседа, а затем книга адмирала «Военно-морской флот в Великой Отечественной войне» помогли Г. Костеву определить свою судьбу - служить только на подводных лодках.
Осуществилась мечта в 1950 году. Он окончил Высшее военно-морское училище им. М.В. Фрунзе и в звании лейтенанта был назначен штурманом на подводную лодку в Кронштадт. Два года интенсивного плавания на Балтийском море пролетели незаметно. В аттестации Костева назвали лучшим штурманом соединения.
В 1952-1953 годах Костев учился на Высших специальных классах офицерского состава подводного плавания и противолодочной обороны ВМС в Ленинграде по специальности «Командное отделение». Окончив классы, Георгий Георгиевич вплоть до 1959 г. служил на дизельных подлодках С-85, С-219 в должностях помощника командира на Балтийском, старшего помощника на Черноморском и командира на Тихоокеанском флотах.
Будучи уже командиром лодки, Костев совершил более 10 дальних походов, прошел по Мариинской системе, Северному морскому пути.
В 1959 году за успехи в боевой подготовке экипажу ПЛ С-219 во главе с Георгием Костевым было вручено переходящее Красное знамя Камчатского обкома КПСС.
С августа 1959 г. по июль 1962 г. он - слушатель Военно-морской академии в Ленинграде. В 1962 г. после окончания академии Георгия Георгиевича назначают командиром К-50 - одной из первых в Советском Союзе атомных подводных лодок. Началась служба на атомоходах. В 1964 г. командир АПЛ К-50 капитан 2 ранга Г.Г. Костев выполнил два похода.
В июне 1965 г. АПЛ К-50 вышла на учение «Печора» - крупнейшее в истории Северного флота. Была получена задача обнаружить в Северной Атлантике «авианосец противника» (его обозначал один из крейсеров СФ с двумя эсминцами). С обнаружением следовать за ним не отставая и давать его координаты для ударных сил флота. Разыгрался шторм. Сверху постоянно висели реальные натовские разведсамолеты. Но несмотря на это, главным было не упустить «противника». Несколько суток К-50 шла под водой со скоростью 28-30 узлов, подвсплывая для донесений. По данным К-50, силы флота задачу выполнили, «противник» был уничтожен.
После этого похода командир К-50 капитан 1 ранга Костев был удостоен чести в День ВМФ (25 июля 1965 г.) быть приглашенным в штаб флота по случаю вручения Северному флоту ордена Красного Знамени. Ему поручили выступить на торжествах сразу же после речи командующего флотом. Это была высокая оценка действий экипажа К-50 со стороны командования.
Были и другие походы, когда К-50 оправдывала доверие командования. В одном из них Костеву пришлось принять рискованное решение - прорвать рубеж «противника» на самом полном ходу с риском быть обнаруженным. Но точный расчет командира позволил решить задачу, и К-50 тогда получила высокую оценку...
Следующей ступенькой в служебной карьере Георгия Георгиевича стала должность заместителя командира дивизии в своем же соединении. Тогда ему довелось не раз выходить в дальние продолжительные походы старшим на борту атомных подводных лодок К-3, К-8, К-133 и других.
В 1966 г. с должности заместителя командира дивизии АПЛ Северного флота он был переведен в Москву, в Главный штаб ВМФ, где служил в оперативном управлении. В штабе Георгию Георгиевичу поручили курировать регион Средиземноморья. Туда как раз вошли американские ПЛ. ВМФ СССР пришлось в ответ начинать активную противолодочную деятельность. Потом по региону прокатилась череда арабо-израильских войн.
В период обострения арабо-израильских отношений в 1967 г. в соответствии с решением начальника Главного штаба ВМФ Костев, как один из наиболее подготовленных офицеров, возглавил группу по проблемам боевой службы. Он лично занимался подготовкой и организацией эскадры ВМФ в Средиземном море, непосредственно участвовал в управлении силами советского ВМФ и в организации их взаимодействия в этом регионе с ВМС арабских государств. В августе 1968 г. Костев был назначен заместителем начальника Южного направления оперативного управления ГШ ВМФ. С того времени он готовил материалы по анализу и использованию сил на Средиземном море.
В 1970 г. Костева перевели на службу в Военно-политическую академию им В.И. Ленина. В академии он, как начальник кафедры оперативно-тактической подготовки ВМФ, продолжал заниматься научной работой и в январе 1974 г. защитил диссертацию на оперативно-тактическую тему.
Как ученый и опытный методист, он привлекался на учения флотов стран Варшавского договора с целью внедрения в практику действий сил современных теоретических положений оперативного искусства ВМФ. Его научные труды издавались на многих языках за рубежом.
Приведу несколько цитат из книги «Подводный флот от Сталина до Путина», в которой дается анализ состояния подводных сил нашего Отечества именно в тот период: «В советском флоте разрабатывалась не только теория по уничтожению наземных объектов противника, но были и другие направления развития оперативного искусства ВМФ. Пожалуй, за всю историю отечественного ВМФ не найти более масштабных концепций, подобных тем, что существовали в 70-80-е годы ХХ века по решению глобальных задач советским Военно-морским флотом с ярко выраженным наступательным характером. К ним можно отнести теорию морских операций по уничтожению ракетных подводных лодок противника, авианосных группировок противника и уничтожению сил противолодочной войны».
«Атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами, - важнейшее стратегическое средство нападения в современной войне. Они составляют основу стратегических подводных ракетно-ядерных систем США и НАТО. И совершенно очевидно, что уничтожение этих систем коренным образом может повлиять на исход вооруженной борьбы в целом, то есть имеет стратегическое значение. Поэтому в советский послевоенный период задача борьбы с ракетными подводными лодками противника и стала главной задачей Военно-морского флота СССР.
Атомные ракетные подводные лодки западных государств к 1980 г. имели на борту более 500 ядерных боеголовок, были развернуты вокруг Евразии и нацелены на важные объекты Советского Союза. Их ударная мощь постоянно наращивалась созданием новых систем. Например, новейшая по тем временам подводная ракетно-ядерная система «Трайдент», как считали американские специалисты, значительно увеличила патрулируемую площадь Мирового океана...»
«...Командования ВМС США и НАТО считали решение проблемы борьбы с советскими подводными лодками одним из основных условий господства на море. По их мнению, такая борьба предусматривала уничтожение наших подводных лодок в базах, на маршрутах перехода, в районах боевых действий, а также при непосредственном противолодочном охранении боевых кораблей и конвоев. Все это вероятный противник СССР объединил понятием «противолодочная война», которую он подразделяет на тактическую и стратегическую. Первая включала действия, направленные против подводных лодок, угрожающих боевым надводным кораблям и транспортам. Такие действия имели целью поиск и уничтожение подводных лодок в районах маневрирования оперативных соединений и перехода конвоев. Противолодочные силы прикрывали объекты, поэтому сами действия называли еще объектовой обороной. Оборона обеспечивалась противолодочной авиацией с авианосцев, а также противолодочными надводными кораблями и подводными лодками, действующими в составе охранения соединений и конвоев...»
В завершение приведу еще одну цитату из предисловия к новому изданию Юрия Буланова - префекта Южного административного округа: «Можно утверждать, что выход в свет книги о подводном флоте нашего Отечества... явится исключительно важным и своевременным актом на современном этапе становления российской государственности после распада СССР.
Смею предположить, что данный труд будет способствовать возрождению морской мощи России и вызовет особый интерес у широкого круга читателей к нашему подводному флоту».
И с этими словами нельзя не согласиться.
Немає коментарів:
Дописати коментар