Эпизоды необъявленной войны мирового подводного флота. В этой статье мы не будем говорить о гибели подлодки «Курск» и о её возможных причинах. Об этом и так уже сказано очень много. Кажется, даже слишком. Мы предлагаем вашему вниманию лишь отдельные эпизоды драматичной истории мирового подводного флота. Возможно, ознакомившись с ними, вы будете лучше понимать, в каких условиях живут и работают люди, которые работают в океане, воюют в океане, изучают океан.
БОИ БЕЗ ПРАВИЛ
В то время как в мире надводном вожди СССР и США подписывали соглашения о разоружении и ратовали за разрядку и уменьшение напряженности в двусторонних отношениях, в мире подводном шла самая настоящая подводная война. Несмотря на то, что СССР и США не находились в состоянии войны друг с другом, их подлодки регулярно атаковали и топили друг друга. Что, в принципе, легко объяснимо: здесь принцип «концы в воду» можно было понимать в буквальном смысле. Правым оказывался тот, кто сумел всплыть. Те же, кто оставался на дне морском, в большинстве случаев уносили тайну своей смерти с собой. Вот лишь несколько эпизодов необъявленной подводной войны.
«CRAZY IVANS»
В октябре 1986 года довольно старая советская атомная подводная лодка К-219 неожиданно заметила, что у нее на хвосте висит одна из наиболее быстрых и усовершенствованных американских подлодок – атакующая субмарина «Августа». Советская подлодка совершила маневр – резкий поворот с намерением идти на таран своего преследователя. Его назвали «Сумасшедший Иван». Но во время маневра произошла авария в одном из ракетных отсеков, где размещалась баллистическая ракета, и утечка ракетного топлива грозила в любой момент обернуться страшным взрывом. Перед лицом возможности превратиться в океанский Чернобыль К-219 всплыла на поверхность – и обнаружила, что американская субмарина ожидает ее там с приказом не допустить того, чтобы Советы смогли отбуксировать свою раненую подлодку. Капитан американской подлодки Джеймс фон Саскил решил захватить советскую подлодку в качестве трофея. Но его опередила другая советская подлодка класса «Дельта», погрузившая на свой борт все кодовые книги и остальные секреты К-219, которая потом затонула на глубине двух тысяч метров. Поэтому фон Саскил принял решение преследовать «Дельту» – даже не подумав о том, что сам попадает в ловушку. Когда «Дельта» совершила маневр «Сумасшедший Иван», фон Саскил был вынужден сбросить ход – и обнаружил, что прямо за ним следует еще одна советская подлодка. И обе субмарины врезались друг в друга. Американская «Августа» с трудом, но все же сумела доползти домой, и фон Саскил мгновенно стал предметом жалоб со стороны экипажа в отношении своей чрезмерной агрессивности. Было начато официальное расследование. Но даже сейчас, много лет спустя, результаты этого расследования остаются засекреченными. О том же, что случилось со врезавшейся в «Августу» советской подлодкой, можно только догадываться.
ПОДВОДНЫЕ ТАРАНЫ
С начала 60-х годов произошло около двадцати столкновений советских подлодок с американскими. Так, например, чрезвычайно опасный характер носило столкновение американского атомохода «Тотог» с советским К-108 у берегов Камчатки в июне 1970 года. «Тотог» ограждением рубки ударил в кормовую часть К-108. Лодка стала падать на глубину. Но мастерство командира капитана 1 ранга Бориса Богдасаряна и высокая выучка экипажа спасли положение, хотя американцы посчитали русскую лодку погибшей. Заметим, что водоизмещение обоих кораблей было примерно одинаковым. 28 августа 1976 года атомная подводная лодка Северного флота К-22 «Красногвардеец» в Средиземном море у острова Крит на семнадцатиузловой скорости врезалась носом в борт американского фрегата «Фордж». Лодка, как и фрегат, получила серьезные повреждения: вмятины в корпусе и в рубке, трещины в переборках, погнутые винты. Но ничего не взорвалось. В том же Средиземном море 19 сентября 1984 года атомоход К-53 Северного флота неподалеку от Гибралтара не смог разминуться с теплоходом «Братство» Черноморского морского пароходства. «Братство» на четырнадцатиузловой скорости практически снес носовую оконечность подлодки. Тогда всю мировую печать, за исключением, разумеется, советской, обошли фото К-53 – с сорванной обшивкой, разбитым обтекателем гидролокатора, исковерканными торпедными аппаратами. И снова, слава Богу, никаких взрывов. А ведь К-22 и К-53 находились в Средиземном море на боевой службе, чтобы держать на мушке корабли 6-го американского флота, и имели полный боезапас ядерного и обычного оружия. Весьма печальные последствия могло повлечь и столкновение АПЛ К-276 «Краб» (сейчас называется «Кострома») с американской субмариной «Батон-Руж» типа «Лос-Анджелес» в территориальных водах России у острова Кильдин 11 февраля 1992 года. При всплытии К-276 врезалась ограждением рубки в днище «Батон-Руж». Если бы «Краб», имевший большое водоизмещение, ударил прочным титановым корпусом, то он почти наверняка потопил бы американскую подлодку. Но и без того командование ВМС США вынуждено было списать сравнительно новый корабль, поскольку его ремонт сочли нецелесообразным.
ПРОЕКТ «ДЖЕННИФЕР»
11 апреля 1968 года советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 класса «Гольф», оснащенная самым современным ядерным оружием и навигационной системой, была торпедирована, либо протаранена американской подлодкой, имевшей большее водоизмещение и более прочный корпус, и затонула, упав на грунт на пятикилометровой глубине в Тихом океане, в 750 милях к северо-западу от Гавайев. СССР отправил корабли для поиска места аварии – но безрезультатно. Только США знали точное расположение субмарины – и разработали невероятный план, известный как проект «Дженнифер». Цель: спасти имущество с советской подлодки и отбуксировать ее в США для детального изучения. В обстановке величайшей секретности ЦРУ выделило 200 миллионов долларов на постройку корабля Glomar Explorer, оснащенного гигантским краном, способным ухватить подлодку и поднять ее с океанского дна на поверхность. В июне 1974 года Glomar Explorer обнаружил подлодку, лежащую на грунте, в прежнем состоянии. Но во время подъема подлодка просто раскололась надвое. Что произошло дальше – все еще остается загадкой. Говорят, что ЦРУ все же смогло в 1975 году поднять на поверхность носовую часть К-129 и извлечь ядерные ракеты и торпеды, шифровальную технику и некоторые тела членов экипажа, находившиеся в течении семи лет под чудовищным давлением океана. Действительное положение вещей, впрочем, так и остается военной тайной до сего времени. Нельзя отрицать лишь одного: проект «Дженнифер» был одной из наиболее дорогостоящих секретных операций в истории. А наши подводники отомстили за К-129. Через месяц и десять дней после ее гибели советская подлодка у берегов США потопила американскую субмарину «Скорпион». Погибли 99 подводников.
ЧЕМ ГРОЗЯТ ГЛУБИНЫ?
Аварии и катастрофы под водой случаются не только с военными подводными лодками, но и с батискафами и научно-исследовательскими и спасательными подводными аппаратами. Мировой океан не случайно сравнивают с космосом. Американский астронавт Скотт Карпентер, проработав около месяца в подводной лаборатории «Силаб-2», сказал, например, что морские глубины даже враждебнее человеку, чем космос. Выход в космос и погружение на предельную глубину океана человек совершил практически одновременно. В обоих случаях потребовалось решение проблемы жизнеобеспечения человека в не обычных для него условиях. Акванавт изолирован от привычного мира гигантской толщей воды с огромным гидростатическим давлением, и ему угрожает не меньшая опасность, чем космонавту, окруженному беспредельным пространством вакуума. На большой глубине погружения малейшее нарушение герметичности аппарата может оказаться роковым. Существенное воздействие на поведение подводного аппарата оказывают слои морской воды с резким различием плотности. При прохождении их границы, аппарат подобно самолету, попавшему в воздушную яму, может потерять плавучесть и неожиданно провалиться в глубину, как это и случилось с американским аппаратом «Алюминаут». В 1966 году в районе устья реки Коннектикут, он внезапно с нарастающей скоростью пошел вниз. Замедлить падение не помогли ни продувка балластных цистерн, ни включение вертикальных винтов. Для избежания удара о грунт экипаж был вынужден сбросить аварийный балласт. Причиной происшествия явилась сильно опресненная вода, которая утяжелила аппарат на целых полторы тонны. Океан состоит из большого числа почти однородных слоев, на границе которых свойства воды (температура, соленость, плотность и пр.) и даже скорость подводных течений могут скачкообразно меняться. Такой скачок изменения плотности воды мог быть причиной трагической гибели атомной лодки «Трешер» (США), которая в 1963 году провалилась на глубину и была раздавлена. Погибли 129 человек. Кстати, это была первая в мире катастрофа атомной подводной лодки, случившаяся через 9 лет после того, как отправилась в плавание первая в мире атомная субмарина – американский «Наутилус». Определенную опасность для аппарата представляют глубинные течения и внутренние волны, которые тоже создаются благодаря расслоению воды по плотности или в результате отражения мощного придонного течения от склона подводной возвышенности. Они отличаются от поверхностных волн значительно большими амплитудой и периодом. Если на поверхности океана штиль, то это не значит, что и на глубине все спокойно. Там могут бушевать в это время настоящие штормы с волнами, амплитуда которых доходит до нескольких сотен метров. Как и обычные волны, они растут, а потом обрушиваются, вызывая турбулентные вихревые потоки. Но только период их может составлять десятки минут и даже часы. Глубинными могут стать, например, нижние слои мощных поверхностных течений. Так, к северо-востоку от мыса Хаттерас течение Гольфстрим (здесь ширина его составляет около 50 км) все больше и больше уходит в глубину, а скорость его изменяется от 220 см/с на поверхности до 15 см/с на глубине 1500 м. В районе подводного плато Блейк течение, по-видимому, касается дна, возникает система подводных потоков, которые образуют противотечение, отходящее от плато Блейк в южном направлении. В экваториальной Атлантике поверхностные воды текут с востока на запад (Северное пассатное течение), а на глубине 200 - 600 м отмечается противотечение, направленное с запада на восток (течение Ломоносова). Эта подводная река в океане шириной до 200 км непрерывно извивается, меняя свое положение. Другую опасность для плавания аппаратов представляют мутьевые потоки – кратковременные движения больших масс осадочных пород. Это довольно обычное явление. Массы пород скатываются с шельфа по континентальному склону со скоростью до 10 миль в час, сметая все на своем пути. Такой поток может быстро увлечь за собой аппарат, вызвав тем самым аварию, или, еще того хуже, похоронить аппарат под слоем ила. Мутьевые потоки в океане достигают гигантских размеров, превосходя по движущейся массе такие реки, как Миссисипи. Но океан – это не только подводные горы, рифты и каньоны, подводные течения и мутьевые потоки, скачки плотности и чудовищные гидростатические давления. Это еще и огромный мир, заселенный на всех глубинах (когда батискаф «Триест» находился на дне Марианской впадины, у его иллюминаторов появилась рыба, похожая на камбалу, длиной около 30 см). Океан заселен, и встреча аппаратов с его обитателями не всегда безопасна. Неприятной, например, оказалась встреча небольшого обитаемого аппарата «Элвин» (6,6 м) с громадной меч-рыбой (2,45 м). Достигнув дна на глубине 610 м у берегов Флориды, аппарат потревожил этого жителя океана, отдыхавшего на песчаном грунте. По-видимому, рыба обладала скверным характером. Она, ни секунды не медля, стремительно атаковала аппарат. Меч пронзил внешнюю полистироловую оболочку легкого корпуса и застрял в ней, не повредив, к счастью, проходящий рядом электрический кабель. Сильный удар меча вызвал тревогу экипажа, тем более, что сработал детектор течи (как выяснилось впоследствии – ложно), и было проведено экстренное всплытие. По-видимому, рыбу привлек свет иллюминатора – удар был нацелен явно на него. Потенциальную опасность для аппарата и подводных лодок представляет возможное столкновение их с другим, наиболее крупным, обитателем океана. С подводными лодками это уже было. Так, 5 октября 1959 года атомная подводная лодка США «Сидрэгон» столкнулась в подводном положении с китом, повредив при этом винт и гребной вал.
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ ПОД ВОДОЙ
В 1981 году на траверзе острова Русский затонула врезанная форштевнем рыбацкого рефрижератора С-178. В носовых отсеках остались 36 человек. Рядом с затонувшей субмариной легла спасательная подводная лодка «Ленок». Впервые в мире была проведена уникальная спасательная операция: подводники выходили через торпедные аппараты и водолазы помогали перейти им под водой в шлюз спасательной подлодки. Старпом С-178 капитан-лейтенант Сергей Кубынин сумел вывести своих моряков через трубу торпедного аппарата. Последним вышел сам. Это был подвиг. Однако не нашлось для Сергея Кубынина геройской Звезды ни тогда, ни сейчас, хотя представление к награде было подписано боевыми адмиралами. В 1983 году в Авачинской бухте затонула атомная подлодка К-429. Через торпедные аппараты вышли свыше ста человек благодаря решительным и мужественным действиям командира корабля капитана 1 ранга Алексея Гусева. Такого массового исхода из затонувшей субмарины история спасательных работ еще не знала.
«Восточный проект», 2001 г.
|
Немає коментарів:
Дописати коментар