суботу, листопада 24, 2012

БЕЛЫЕ ПЯТНА НАШЕЙ ИСТОРИИ

О ЧЁМ НЕ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ ИЛИ ЛИЦЕНЗИРОВАННОЕ ВОРОВСТВО



- финский судовой двигатель "Зульцер" на 800 л\с выпускался в СССР без лицензии (Прим.35*)
- все советские предвоенные мотоциклы являлись копиями зарубежных аналогов: первый серийный советский мотоцикл Л-300 (он же ИЖ-7) - копия немецкого  DKW Luxus-300; тяжелый байк с коляской ПМЗ-А-750 - двигатель американской Harley-Davidson и ходовая часть фирмы BMW; тяжелый мотоцикл ТИЗ-АМ600 - очередная вариация Harley-Davidson; мотоцикл М-72 (производство началось в начале ВОВ) - точная копия немецкого BMW-R75
- советский автомобиль АМО-2 собирался из готовых узлов американского «Автокара», АМО-3 (он же ЗИС-5) – тот же АМО-2, но только собранный из отечественных деталей (Прим.31*)
- пистолет ТТ (тульский Токарева) - не самая удачная реплика американского Кольт М1911
- истребитель ЛаГГ-3 фактически являлся ухудшенной советской копией «Мессершмитта» Bf-109, созданной ОКБ Лавочкина в конце 1939 – начале 1940г (Прим.30*)
- мотор М-105П, созданный на основе германского двигателя фирмы «Юнкерс», выпускался в СССР по лицензии с конца 30-х гг (Прим.30*)
 
Материал взят с источника -http://beloepyatno.blogspot.com/2010/01/blog-post.html

- ГПД-6 - основной советский десантный парашют в начале войны, представлял собой лицензионный американский «Irvin», первоначально предназначавшийся для экипажей самолетов (Прим.29* и 34*)
- самолет ПС-84 (он же Ли-2) - лицензионный вариант американского транспортного Douglas DC-3-186 («Дакота») (Прим.29* и 32*)
- оружейный прицел Д-3 - точная копия немецкого аналога фирмы "Цейс", производимого с 1927г на первых отечественных заводах по производству качественной оптики, ставших результатом подписания договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Германией в апреле 1926г (Прим.27*)
- лицензионный "Фиат" был двигателем советского автомобиля АМО (Прим.26*)
- французские авиадвигатели "Рено-4" и "Рено-6" выпускались в СССР по лицензии под соответствующим обозначением "МВ-4" и "МВ-6" (Прим.24*)
- лицензия на французские истребители "Кодрон"С-690 и С-713 была закуплена СССР в 1937г (Прим.24*)
- SCR-695 (ответчик "свой-чужой") с американского самолета Б-29 стал прототипом отечественного аналога (Прим.25*)
- немецкая подводная лодка "7с-серии" с 1945г стала строиться в СССР, как лодка "613 проекта" (Прим.22*) 
- в 1945г в СССР вынуждено сели три американских Б-29 "Стратофортресс", их экипажи были интернированы, а самолеты, два из которых, были разобраны для дальнейшего копирования и производства в СССР в качестве бомбардировщика Ту-4, а один остался в качестве эталона (Прим.21*)
- советский мотоцикл М-72 (выпускался с 1941г) - это лицензионный BMW R71 (Прим.20*) 
- купленный в Италии лидер "Ташкент" стал в 1938-40гг прародителем советских эсминцев проектов 35 и 48 (Прим.19*) 
- самолет- разведчик Р-1, скопированный в 1923г без всякой лицензии, английский самолет "Heviland"- D.H.9 (Прим.17*) 
- первые советские противотанковые ружья появились в битве под Москвой и были копиями немецкого ПТР образца 1939г (Прим.18*) 
- автопилот АВП-12 выпускался по лицензии фирмы "Спарр" (США) (Прим.16* и 32*)
- авиационные винты изменяемого шага "Гамильтон" выпускались в СССР по американской лицензии под обозначением ВИШ-2, ВИШ-3 и ВИШ-5 (Прим.16* и 32*)
- эсминец типа "Мистрале" итальянской фирмы "Ансальдо" стал в 1933г прообразом советских эсминцев проекта "серия №7". Изготовлено 53 единицы (Прим.13*) 
- летающая лодка "Савойя - 62бис" с 1932г по лицензии выпускалась в СССР под обозначением МБР-4 (Прим.14* и 11*) 
- подводная лодка тип "Д" ("Декабрист") - упрощенный "улучшенный" вариант большой итальянской субмарины типа "Balilla" (Прим.15*)
- подводные лодки "тип К" ("крейсерские") строились по украденным в 1932г советской разведкой чертежам итальянского подводного заградителя "Pietro Vicca" (Прим.15*)
- подводная лодка тип С ("средние") строилась в 1932г по чертежам субмарины тип "Е-1" немецкой фирмы "Дешимаг". При постройке этого типа подводных лодок также использовались чертежи немецкой субмарины тип "1А" (Прим.15*)
- лишь в конце 1943г первые несколько советских подводных лодок получили радары и гидролокаторы "Асдик" американского производства (Прим.15*)
- пистолет Макарова (ПМ) создан на базе пистолета "Вальтер"- РР (Pistole Polizei) (Прим.12*) 
- советский истребитель И-7 - немецкая лицензия "Хейнкель" HD-37 
- авиамотор M-17 - выпускаемый по лицензии BMW-6, устанавливался на самолёты Р-1, Р-5, І-7, ТБ-1, ТБ-3, Р-6, Ант-9, танки ТБ-5 и ТБ-7, на базе этого мотора впоследствии созданы советские М-34, М-35, М-105 (Прим.5*, 8*, 35*)
- авиамотор М-100 (стояли на бомбардировщиках СБ) и его модификации М-100а, М-103, М-104, М-105, ВК-107...- по лицензии "Испано-Суиза Hs-12"(Франция) (Прим.5* и 8*)
- авиамотор М-25, он же РЦФ-5 (стоял на И-15) - это лицензионный американский "Райт- Циклон"SGR-1820F3. Все последующие советские его модификации М-62, М-63, М-71, М-82 - чистое воровство удачных изменений моторов этого типа у американцев (Прим.5*,8*,32*)
- авиамотор М-85 и его модификации М-86, М-87, М-88, М-88а, М-89, М-90 - лицензионный "Гном-Рон Мистраль-Мажор К-14" (Франция) (Прим.5*, 8*, 35*)
- с лета 1944г автоматы регулирования температуры АРТ-41 были скопированы с немецкого образца (Прим.9*) 
- по итогам исследования в 1938г трофейного He-111b-1 отечественная промышленность получила предписание срочно скопировать немецкую фару, шлем с ларингофоном, (переговорное устройство СПУ-3бис) и более легкий по весу электрогенератор "Бош" - у нас ГС-1500 (Прим.9* и 32*)
- советский транспортный ЛИ-2 – выпускаемый по лицензии американский самолёт СИ-47*
- “75мм зенитная пушка образца 1931г” выпускалась в СССР по лицензии немецкой фирмы “Рейнметалл”. Сменив калибр 75мм на 85мм данное орудие стало называться “85мм зенитная пушка образца 1937г” (Прим.1*)
- танк Т-26 выпускался по английской лицензии, а танк БТ-7 по американской (Прим.1*)
- впервые воровством пришлось заниматься, когда в 1919г будущему знаменитому авиаконструктору Ильюшину было поручено разобрать и перевезти сбытый ранее самолет “Авро-504” с мотором “Рено” французского производства в Москву, где с него сняли чертежи и начали массовое производство под названием У-1 (Прим.2* и 28*)
- ЗИС-151 – слегка внешне изменённая копия “Studebaker US-6”
- основой советского гусеничного трактора “Сталинец”, использовавшегося в качестве основного тягача артиллерии в годы войны, послужил “Катерпиллер” (США) 
- с 1937г воспроизводилась закупленная в Италии торпеда "тип 53-38" для установки на советские торпедные катера, взамен отечественной "типа 53-27к", снятой с производства из-за многочисленных дефектов (Прим.3*)
- лёгкий советский бомбардировщик P-1 являлся полной копией английского DH-9A (Прим.4*)
- авиамотор М-4 это ещё при царизме купленная лицензия "Испано-Суиза"
- авиамотор М-22 это французский Бристоль "Юпитер-8" (Прим.5*, 33*, 35*)
- советский самолёт ПС-43 (военный вариант - БШ-1) - это выпускаемый по лицензии V-11G "Voltee" производства США 
- в США была закуплена лицензия на амфибию "Сикорский С-43а"
- авиамотор М-18 - лицензионная копия французского "Лорен-Дитрих"
- авиационный мотор М-5 - копия с трофейного американского мотора "Либерти" (Прим.5*)
- по концессии фирма "Юнкерс" до 1927г изготавливала цельнометаллические разведчики Ю-20 и Ю-21 для ВВС РККА - в СССР не умели изготавливать цельнометаллические самолёты.
- пневматические авиационные стартеры Бристоль" производились в СССР без лицензии.
- трёхмоторный бомбардировщик "Юнкерс" ЮГ-1 переименовали в ПС-5 (всего было 23 самолёта, использовавшиеся в качестве бомбардировщика и торпедоносца)
- танкетка Т-27 - выпускаемый по лицензии английский "Carden-Loyd" Mk6.
- "Консолитейтед" - американский самолёт, лицензия на производство которого закуплена СССР в 1936г (Прим.5*)
- немецкая фирма "Рейнметалл" в 1930г оказала техническую помощь в организации производства в СССР: 7,62 см зенитная пушка, 15,2 см миномет, 3,7-см противотанковая пушка (советское обозначение "37 мм. противотанковая пушка образца 1930г", производилась до 1942г и её модернизированный вариант "45 мм. противотанковая пушка образца 1937г"), 20 мм. зенитный автомат производился в СССР по лицензии немецкой фирмы "Рейнметалл" под названием "20 мм. автоматическая зенитная и противотанковая пушка образца 1930г" (прим №6*), 15,2-см гаубица (выпускалось в СССР под обозначением "152 мм. мортира образца 1931г(прим №"6*), 3,7-см автоматическая зенитная пушка "61-К", созданная на основе германской пушки 3,7 cm Flak 18. (Прим.6*)
- трансмиссия танка КВ-1 - украденная трансмиссия "Файнал Драйв" А-23 (США), от которой американцы отказались за 15-20 лет до внедрения на танках КВ (Прим.7*)
- Газ-АА и Газ-А (первый советский легковой автомобиль) - сделанные по американской лицензии "Форд-АА" и "Форд-А". На базе "Форда-А" создан в СССР бронеавтомобиль ФАИ. Автомобиль Газ-М1 собирался из американских узлов и агрегатов. Его военный вариант - бронеавтомобиль БА-20. Бронеавтомобиль БА-10 выпускался на шасси "Форд- ААА" или "Шевроле". До и вовремя войны все советские бронеавтомобили выпускались на американских шасси.
- в конце 1942г базовой машиной при создании отечественной самоходной установки послужила трофейная немецкая самоходная установка "Артштурм", получившая советское обозначение СГ-122, в дальнейшем также выпускавшаяся в СССР и на базе танка Т-3.
- материалы зарубежного технологического опыта советских специалистов получали примечание "Данные этого доклада не цитировать в печати, доклад надавать иностранным специалистам, брать у сотрудников подписку о соблюдении настоящих правил" (Прим.16*) 
- турбокомпрессор ТК-19 - точная копия американского аналога с двигателя Райт-Циклон R-3350 (Прим.23*) 

ПРИМЕЧАНИЯ:
(Прим.1*) - Алексеенко, Паршин, Мухин “Пара беллум”
(Прим.2*) - Богданов Николай “В небе – Гвардейский Гатчинский”
(Прим.3*) - Борис Соломонов, Константин Кулагин "Торпедные катера серии Г-5"(Журнал "Армада" №19)
(Прим.4*) - Владимир Котельников “Проигравший битву” журнал “Авиамастер” №1-2002г
(Прим.5*) - М.Ю.Мухин "Авиапромышленность СССР в 1921-1941гг"
(Прим.6*) - Широкорад А.Б "Бог войны третьего рейха" 
(Прим.7*) - военно-технический сборник "Невский бастион" №1-1997р (выпуск №2)
(Прим.8*) - Василий Алексеенко "Советские ВВС накануне и в годы ВОВ" журнал "Авиация и Космонавтика" №2-2000г)
(Прим.9*) - Денис Белов "Пара слов о шести рычагах" журнал "Авиамастер" №8-2006 
(Прим.10*) - Владимир Котельников (Москва) "Самолет 31" журнал "Авиация №8" №4-2000г
(Прим.11*) - Анатолий Артемьев "Самолет МБР-2 - романтическое прошлое морской" журнал "Авиация №12бис" №1-2002г
(Прим.12*) - Роберт Адам "Личное огнестрельное оружие" 1995г изд "Мир"
(Прим.13*) - Морин "Эскадренные миноносцы типа "Гневный"
(Прим.14*) - В.Р.Котельников "Летающая лодка Дорнье "Валь"
(Прим.15*) - А.Е.Тарас "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945гг"
(Прим.16*) - Михаил Мухин статья "Амторг в журнале "Полигон" №3-лето 2000г
(Прим.17*) - Михаил Маслов статья "Старый служака" журнал "Авиация и время" №2-2001г
(Прим.18*) - статья "Удильщики"(беседа с фронтовиком-птрщиком И.С.Горбуновым) журнал "Полигон" №3-2002г
(Прим.19*) - К.Кулагин "Большой флот" накануне большой войны" журнал "Флотомастер" 3\2001г
(Прим.20*) - Артем Драбкин "Я дрался на Т-34"
(Прим.21*) - Кербер Лев "А дело шло к войне"
(Прим.22*) - Балабин "Подводные лодки зарубежных проектов в отечественном флоте"
(Прим.23*) - Ригмант "ПЕ-8 Летающая крепость Красной Армии")
(Прим.24*) - Ю.Засыпкин "С мотором "Рено-6" "журнал "Крылья Родины" №1-2002г
(Прим.25*) - И.Михелевич "Долгая дорога в небе" журнал «Крылья Родины» №9-2002г
(Прим.26*) - М.Маслов "Король истребителей. Боевые истребители Поликарпова"
(Прим.27*) - Б.Линдер "Диверсанты"
(Прим.28*) - Л.Семененко, В.Радченко "Великая Отечественная война. Как это было"
(Прим.29*) - Ю.Ненахов "Войска специального назначения во второй мировой войне"
(Прим.30*) - М.Зефиров, Д.Дёгтев, Н.Баженов "Корабли-цели. Противостояние люфтваффе и советского Балтийского флота"
(Прим.31*) - А.Бармин «Соколы Троцкого
(Прим.32*) - Котельников "Американцы в России"
(Прим.33*) - Иванов "Самолеты Н.Н.Поликарпов"
(Прим.34*) - C.Ченнык "Купола над Ак-Монаем" "Военный Крым" №02/2011
(Прим.35*) - Августинович "Битва за скорость. Великая война авиамоторов"

Немає коментарів: