понеділок, листопада 12, 2012

Из рассказа бывалого подводника, проведшего под водой несколько лет жизни.

 О СЛУЖБЕ
   При службе на атомных субмаринах  первого поколения  многие подводники получали рак крови и в разное время тихо умерали, не особенно надоедая любимому государству. Когда, где, каким образом и сколько они успели радиации хватануть – загадка та велика есть. 
Спящих подводников отлично помню. Особенно изматывали короткие выходы после автономки. Нас так гоняли. Не успели прийти – назад, жаба! И – вверх-вниз, погружение-всплытие. Рваные режимы. Самые тяжкие для организма. 
Только он, бедный, настроился на долгое существование в искусственном воздухе, как его на свежий воздух, и обменные процессы будто бичом подстегнули. 
Схватил свежего – опять под воду. Входишь в море в центральный, а там все спят: боцман на рулях, старпом в кресле, все вахтенные – как в сказке о Спящей красавице. Кому-то надо было, чтоб люди были в конец замордованы, чтоб даже пискнуть не могли. Как на галере." 
 
   О  ЛОДКЕ,БОЕВОЙ СЛУЖБЕ                                                             
"... подводная лодка – живой организм, и если что-то по технике «не тянет», значит, тянут за нее люди. Люди не рассчитаны на такое напряжение. Они устают, хотят спать, у них рассеивается внимание. На 56 сутки похода в организме человека кончается солнышко – из-за отсутствия свежего воздуха и солнца происходят сбои в обмене веществ (начинаются глюки, сон с трудом отличаешь от яви). Американцы это знают. Их походы не более 56 суток. Знают и наши. Такие исследования проводились. Но потом их похерили. Слишком далеко мы ходили. И еще это были времена рапортов и Компартии. И великие решили, что где 56 суток, там и 60. Потом 66. 70. 72. 77. 82. В последние годы (1979–1982) я ходил по 2 автономки в год, каждая по 90 суток. А в году это было минимум 200. Рекорд – 280 суток ходовых. 

Повторюсь, люди не рассчитаны на такое напряжение. На лодках могут служить только молодые. 24-35 лет (офицеры). 38 – предел. Электрические, магнитные, электромагнитные поля лодки далеко не сахар." 
У человека меняется температура тела. При заступлении на вахту она – 35 градусов! Повторюсь – 35 градусов! Это значит, что человек минимум час после заступления – спит. Он приходит на боевой пост, а его знобит, ему холодно, он морщится, пытается согреться (отсюда наш вечный черный чай на вахте). 
Помните нашу поговорку: «Подняли, а разбудить забыли?» Так это не поговорка. Это жизнь. А в конце вахты температура 37.4, 37.8. О чем это говорит? Организм компенсирует первоначальное снижение. 
Что случается через 10 лет подводной жизни? Температура в любое время дня и ночи может быть 36 градусов, а может быть и 35.2. Что это? Организму теперь «начхать» на вахту, «бдительность» и «дисциплину». Он спасается. При пониженной температуре он лучше отдыхает. 
Гиподинамия. 
Теперь о ней. То, что мы там почти не движемся, приводит к тому, что не заряжается подкорка головного мозга. Оказывается, мышечные сокращения заряжают ее, как конденсатор. Результат – хороший сон. Нет заряда – плохой сон. Человек вообще никак не может проснуться. То есть, спит он плохо, но встать не может. И это годами. 
И что теперь? Можно с утра до вечера проверять несение вахты в корме. А потом как ахнет – и будет у вас «Комсомолец». Можно сидеть часами по тревоге в первом отсеке, а потом как даст – и будет вам «Курск»." 

"Кстати, в институте Медико-биологических проблем в Москве, на Хорошевском шоссе, все, что я только что сказал, прекрасно знают. Исследовали уже все это. На космонавтах." 

"Вы знаете, согласиться с тем, что самое современное оружие может быть передано в руки людей с временным помутнением рассудка, всегда трудно. Сделали бомбу и отдали ее в «жёлтый дом». А там ходит стая и каждый про себя думает: вот бы нажать. 
Конечно, все это тяжело принять, но принять придется. У людей едет крыша. И если в случае с космонавтами это почему-то является очевидным, то подводник считается чем-то априори не ломающимся. А он и не ломается, он только некоторое время не может отвечать за свои действия. Представьте себе: Атлантика, переход, вы с море суток десять и вы – вахтенный в последнем кормовом отсеке, вы один, ночью, а вокруг никого, только редкие загорания лампочки каштана, и рядом с вами никого, потому что вы – вахтенный на два кормовых отсека. Через какое время вас потянет что-то сделать руками? Сразу. Вам надо отвлечься от давящего одиночества. Результат – «Комсомолец». 
Вспомните, сколько раз вместо ЛОХа – локальный, химический огнегаситель – в отсек по пожару давали ВВД. Совершенно нормальные люди от стресса путали совершенно не похожие друг на друга клапаны. Мало того, они были уверены, что подают ЛОХ." 

Почувствуйте разницу. 
Вот космонавт-исследователь, герой, умница и вообще молодец. Он долгие годы готовится, тренируется, за его здоровьем следят лучшие врачи, его обучают отличные преподаватели, живет он в отличном жилише и питается вкусной, здоровой пищей. 
Потом его выпихивают на месяц в космос. Да, да, все верно - невесомость, гиподинамия, атрофия, несмотря на неукоснительный режим труда, физкультуры и отдыха, и еще покакать по человечески нельзя. 
Работает, эксперименты ставит (сложная работа со всякими штучными приборами). Чистенько все; правда, атмосфера искусственная, и вода регенерированная. 

Риск? Да, конечно. Ракета может звиздануть на взлете, спускаемый аппарат может внезапно разгерметизоваться, как раз в тот момент, когда ты зажат перегрузкой и можешь только материться про себя. Было. 

 
О КОМАНДИРЕ БЧ-5

А вот командир БЧ-5 (старший механик, по-граждански). Маслопуп, короче. Он еще довольно молод, но уже очень опытен. Станешь тут опытным, когда наименьшая из твоих забот - это два ядерных реактора. Кормят его так себе, то есть, как и всех. А что возникать? - командир то же самое жрет. 
Никакие космические врачи за его здоровьем не следят, и тренажеров ему в авторомке не положено. Какие-такие тренажеры? Гиподинамия, говорите? У вас работы мало? Так я вам сейчас работу найду! - это адмирал. 
Командир БЧ-5, на пару со старпомом, это самые задроченные люди на подводном корабле. На первом вся механика, на втором все люди и снабжение. Примерно так. И  счастье им не наступает, как вы могли подумать, при швартовке к родному пирсу.  счастье - это им хорошо известно - в автономку бы!.. Там хоть никто не дергает. 

Проделаем мысленный эксперимент и отправим бортинженера космического бидона на экскурсию в бидон подводный. (Кстати, слово не я придумал - "бидон", "железо" - так на флоте говорят). 
Экскурсоводом определим самого компетентного, командира БЧ-5, который на этом бидоне уже лет пять. Попросим его подробно все показывать, объяснять, что к чему, а еще - где чего ремонта требует. 
Думается, космонавта охватила бы легкая оторопь уже на первом проходе из носа в корму. На космическом аппарате не может быть столько неисправных, условно исправных и кое-как работающих узлов и механизмов. На космическом пароходе вообще нету столько жизненно важных агрегатов. Там нету таких громадных и мощных хренобобин, как паровая турбина на десяток тыщ лошадей. Реакторы? А что реакторы... вроде нормально работают, замечаний нет. Вот редуктор на перископе барахлит, шестерня износилась, а заказать негде - штучная работа. Обещали тут... три литра "шила" просят... да это херня, вот уплотнения на внешних клапанах носовой ЦГБ... ну, походят еще, а там посмотрим. Да не, не утонем, ВВД подопрем, первый раз, что ли. 
Гарантирую, бортмеханик будет славить Господа, что избавил его от такого - все это достать, привезти, заменить - а в твоем распоряжении полтора земл... два трюмных матроса родом из бескрайних степей, и отойти ни на шаг, а проще самому все сделать, чем им объяснять. 
И получать ебуков от начальства, начиная от старпома и заканчивая флагманским специалистом из штаба - глянь, какое пузо отрастил. 

И никакого, твоюмать, героизма - не герой ты, а быдло флотское, вот и командир грозится сгноить на железе, потому что автономка на носу, а ты не готов, а его дрючат, дрючат, дрючат каждый день в штабе, не единожды и ракообразно, и ему тоже до соплей обидно, что не герой он, а рабочая лошадь, мечтающая об автономке, как об избавлении от этих изматывающих походиков на несколько дней, и - вверх-вниз, вверх-вниз, и с вахты не уйдешь, потому, что без тебя оно обязательно что-нибудь отчебучит - а всякое отчебучивание подводного корабля заканчивается строго одним и тем же - корабль просто тонет, или сначала горит, а потом тонет. 

Знакомьтесь - капитан второго ранга, командир ПЛАРБ, 16 ракет по 10 боеголовок с термоядерным зарядом. Ни разу ими не пальнул, даже находясь в дурном полусне. Ни разу не символ. Даже не герой. 
 По водой героизма не видно. 

По страницам интернета.

.  Автор блога может не разделять точку зрения автора данной публикации.

Немає коментарів: