Киноэкранный «Иван Даценко»
|
Долгожданный «шедевр» отечественного кинематографа «ТойХтоПройшовКрізьВогонь» собрал, как говорят, немалую прессу.
Так, Валерий Коновалов пишет: «Его сюжет основан на реальных событиях и вкратце таков: после множества перипетий советский летчик, Герой Советского Союза, бывший военнопленный и бывший осужденный волею судьбы оказался в племени американских индейцев» («2000», «Прошедшие сквозь огонь», № 5(592) 3—9.02.2012 г.).
Не вдаваясь в оценку художественных достоинств фильма (честно говоря, не смотрел и не собираюсь), считаю важным разобраться относительно достоверности положенной в сюжет истории советского летчика Ивана Додоки, прототипом которого «назначен» Герой Советского Союза Иван Иванович Даценко. Посмотрим, что о нем пишут общедоступные источники.
Материал с источника-
http://2000.net.ua/2000/svoboda-slova/rezonans/78200
Сайт «Герои страны» сообщает: «...19 апреля 1944 года экипаж в составе командира звена И. И. Даценко и штурмана Г. И. Безобразова (также Героя Советского Союза. — Авт.) вылетел на бомбардировку железнодорожной станции Львов-2, на которой сосредоточилось много живой силы и техники противника. Это был их последний бой.
Самолет был сбит. Штурман Г. И. Безобразов погиб, а командир звена И. И. Даценко успел выпрыгнуть из объятой пламенем машины и, приземлившись на вражеской территории, попал в плен. Однако вскоре отважный летчик сумел бежать и, перейдя линию фронта, явился в свою часть.
Друзья, считавшие его погибшим, радовались недолго. На следующий день он был арестован контрразведчиками «Смерш». После скорого суда И. И. Даценко отправили в Сибирь. По дороге в заключение он бежал с этапа, был объявлен в розыск, но пойман не был. Дальнейшие следы Ивана Ивановича Даценко теряются...» (www.warheroes.ru)
Но на том же сайте приведена и полная статистика по Героям Советского Союза, включая тех, кто был лишен высокого звания за порочащие проступки, и тех, чьи награждения отменены (таких 13 случаев). Биографии большинства «лишенцев» также приведены на сайте, и видно, что судили (в прямом и переносном смысле) героев очень строго. Иван Даценко этого звания лишен не был. Нет признаков и того, что его имя замалчивалось в советские времена.
Сайт «Герои страны» на посвященной ему страничке дает ссылки на следующие источники: «Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь», том 1. М.: Воениздат., 1987 (официальное издание), который сообщает: «...19.4.1944 года И. И. Даценко не вернулся с боевого задания (в отношении летчиков, моряков и разведчиков использовалась формулировка: «не вернулся с боевого задания», не несшая никакого негативного смысла, в отличии от «пропал без вести». — Авт.). Его именем названа пионерская дружина школы, где он учился».
Упомянут Иван Даценко и в сборнике «За мужество и отвагу» (Харьков, 1984, первое издание —1973 г.), где приведен список всех Героев Советского Союза из Полтавского края с рассказами о боевом пути каждого, на стр. 105 сказано: «18 апреля 1944 г. экипаж И. И. Даценко бомбил железнодорожную станцию Львов-2, на которой сосредоточилось много живой силы и техники врага. Во время выполнения боевой задачи бесстрашный сокол пал смертью храбрых» (poltava-arenda.com.ua).
Герой Советского Союза Алексей Кот в книге воспроминаний «На дальних маршрутах», Киев, 1983 г.) свидетельствует: «...В этом налете в числе других цель освещал экипаж Ивана Даценко. Когда самолет, сбросивший САБы, поймали несколько прожекторов, сердце у меня замерло. Фейерверки разрывов окрасили небо в багровый цвет, но летчик вел самолет по боевому курсу сквозь огненный вихрь. И вдруг раздался взрыв. Видимо, снаряд, а может, и не один, попал в бензобак. Во все стороны разлетелись пылающие обломки. Многие из тех, кто был в это время в районе цели, видели эту страшную картину. Никто из членов экипажа не успел воспользоваться парашютом. Так трагически погибли Герои Советского Союза И. И. Доценко, Г. И. Безобразов, их товарищи И. А. Светлов, М. А. Завирохин».
Можно констатировать, что кроме слухов, не содержащих даже формальных ссылок на некие «первоисточники», нет абсолютно никаких свидетельств осуждения Ивана Даценко советскими органами. Наоборот, все говорит о том, что герой действительно не вернулся (даже «пешком») со своего последнего боевого задания и уже в силу этого никак не мог оказаться в «лапах» СМЕРШа. Тем более нельзя всерьез рассматривать использованную в фильме версию о бегстве героя в Америку через Берингов пролив.
Видимо, создатели действительно замечательного ресурса «Герои страны» просто некритически отнеслись к тексту биографии Ивана Даценко, предоставленному одним из волонтеров. Но, может, он в самом деле выжил, попал в плен и уже после плена решил не возвращаться на Родину, оказавшись в Канаде? Откуда эта информация о его дальнейшей судьбе?
В нескольких публикациях сообщается примерно следующее: «В начале 80-х гг. знаменитый танцор Махмуд Эсамбаев дал небольшое интервью журналу «Советский экран», где рассказал, что, находясь в Канаде в 1967 г. в составе советской делегации, встречался с вождем племени ирокезов, родом с Украины, но фамилии не назвал. Через несколько лет корреспондент газеты «Труд» встретился с Махмудом Эсамбаевым и более подробно расспросил о случае в Канаде: о встрече с загадочным вождем. На этот раз артист назвал его имя и фамилию и сказал, откуда тот родом» (poltava-arenda.com.ua) (правда, называл ли Эсамбаев когда-либо фамилию своего знакомого — тут уже сведения из разных источников диаметрально отличаются). Полтавчанка Ольга Рубан узнала в герое этой истории своего дядю, Ивана Даценко, и примерно c 1997 г. пытается найти его или его потомков.
Однако нигде, включая многочисленные интервью Ольги Рубан и украинскую Википедию, мне не попадались прямые ссылки на публикации в этих изданиях, зато многократно цитируется стенограмма выступления Махмуда Эсамбаева на совещании работников культуры в Житомире в марте 1991 г., присланная кем-то в редакцию телепередачи «Жди меня» в начале нулевых, когда программа активно искала канадские следы Ивана Даценко.
В самом рассказе также есть некоторые «странности». Например, получивший хорошее по тем временам образование (техникум и летное училище) экс-летчик разговаривает с гостями из СССР (включая «лиц неславянской национальности») на украинском языке и просит Эсамбаева прислать фото «рідной хати», чтобы построить такую же, — если человек вырос в мазанке и знает технологию ее строительства, то фото «типовой» хаты ему не нужно, а если нет, то фотография не поможет.
Любопытно свидетельство Владимира Семенова, который в 1967-м был советником посла СССР в Канаде. Сам он с делегацией резервацию не посещал, но приводит рассказ тогдашнего советского посла в Канаде Ивана Шпедько. Тот прихватил с собой бутылку горилки, чтобы подарить индейцам как сувенир. Вернувшись, Шпедько рассказал: «Когда я вручил вождю племени горилку, он изменился в лице, а сам заговорил со мной на украинском языке. Я был изумлен: надо же было хохлу затесаться в племя индейцев, да еще стать вождем!»
По просьбе Семенова, его канадский друг, в прошлом известный дипломат Блэр Сиборн обратился к одному из членов канадского сената, индейцу по происхождению, узнать о судьбе Пронизывающего огонь. Тот узнал от индейцев из резервации Канауейк (провинция Онтарио), что действительно некий «неиндеец» был принят в племя как менеджер по туризму, чтобы организовать туристический бизнес с показом танцев индейцев (именно желанием увидеть танцы индейцев Эсамбаев объяснял посещение резервации). Как менеджер, он получил статус вождя и ритуальное имя Chief poking fire — «Пронизывающий огонь». В индейском племени у него сложилась семья (nash-sovremennik.ru).
Напрашивается версия, что этот человек был «коренным» канадо-украинцем, возможно, однофамильцем Ивана Даценко (по некоторым сведениям, настоящая фамилия героя — Доценко, просто в документы в летной школе вкралась ошибка), и это объясняет его общение с советской делегацией на украинском языке (в этом случае русский он, скорее всего, не знал). Но самое интересное, что все попытки Ольги Рубан получить информацию непосредственно от Махмуда Эсамбаева закончились ничем.
«Я часто звонила ему, но он всегда был на гастролях», — говорит она в одном из интервью. «Я прочла о том, что Эсамбаев встречал в Канаде моего дядю, только через несколько лет после опубликования его интервью. Бросилась искать Махмуда Алисултановича. Но он к тому времени уже умер», — это она уже рассказывает другому изданию. А вот Википедия сообщает: «На жаль, Есамбаєв жодного разу після цього не виходив на контакти з родичами Даценка, відмовлявся спілкуватися на цю тему з пресою. А перед самою смертю навіть спростував сказане».
По информации же канадского журналиста, выходца из СССР, Владимира Моргана, Махмуд Эсамбаев, когда началась вся эта история, воскликнул: «Какой герой? Мой Даценко ни одного дня не жил в СССР. Более того, даже отец его попал в Канаду семилетним ребенком. А возраст его, ну, в 67-м ему было около тридцати — парень. Значит, в войну ему было года три-четыре...» (www.proza.ru).
Архив же Махмуда Эсамбаева, где могла бы сохраниться переписка с индейским вождем, сгорел вместе с его домом в Грозном во время чеченской войны.
Где вы, внуки вождя?
Только после смерти легендарного танцора Ольга Рубан обратилась в «Жди меня» (программа выходит с 1998 г., Эсамбаев умер в 2000-м). Журналисты «раскопали» несколько свидетелей, помнивших «неиндейца» в индейском племени (не более того), даже фотографию этого человека, по которой сотрудник Института судебной медицины Сергей Никитин сделал в телеэфире заключение, что «масштабное наложение двух фото (фронтового снимка Ивана Доценко. — Авт.) позволило установить полную аппликацию (то есть совмещение) основных, неизменных на протяжении жизни параметров лица — спинки носа, линии смыкания губ и контура подбородка. Это дает право считать, что на обоих снимках одно и то же лицо».Но, как сообщает Ольга Рубан: «Программе «Жди меня» удалось разузнать многое о судьбе Даценко в Канаде, вот только встретиться с ним так и не получилось. Сам вождь Пронзающий Огонь умер несколько лет назад. Его место занял сын Джон (в других источниках уточняется, что он также уже скончался. — Авт.). Сейчас уже как таковой индейской резервации нет, племя стало цивилизованным.
Округ, в котором живут внуки вождя Иван и Нина (эти имена им дал дед — в честь украинских родственников), находится недалеко от Оттавы. Когда я ездила в «Жди меня», мне сказали, что внук работает в полиции, а внучка — журналистом. Но программа почему-то не спешит нам организовать встречу с ними. Наше дело переходит из рук в руки, уже крайнего не найти. А координат Ивана и Нины не дают...» (Комсомольская правда в Украине) «По их сведениям, дядя носил в Канаде имя Джон Маккомбер», — уточняет она в другом интервью.
Приводит журналистка и еще одно «свидетельство»: «Мама рассказывала о загадочной истории, которая произошла в 1970-х годах, к нам в село приехали двое незнакомых мужчин... Они подробно расспросили маму о ее жизни, семье, родственниках, в том числе и об Иване. На прощанье подарили несколько купюр с цифрой сто. Деньги были иностранные. Мама брать не хотела, сказала: «Зачем они мне?» «Чтобы помнили, как нас водичкой угощали», — ответил один из незнакомцев.
Известны имена, профессии и приблизительное место жительства родственников канадца Даценко, но десять лет(!) никак не получается с ними связаться (в рассказе, приписываемом Махмуду Эсамбаеву, говорится о том, что у его знакомого вождя было четверо детей, — неужели все они уже умерли и только у одного остались потомки?).
Еще один родственник героя, Григорий Титаренко, даже объясняет эту «незадачу» кознями российских спецслужб, «заблокировавших» работу журналистов «Жди меня» в этом направлении(?!). Но что мешает гражданке Украины Ольге Рубан использовать для поиска в Канаде не проходящие через Россию каналы?
Резюмируя, с вероятностью 99% можно говорить о том, что мы имеем дело с мифом, причем и «искатели» и «исследователи» отлично это понимают, поэтому ищут не там, где можно найти однозначные ответы (или не информируют читателей о результатах), а придумывают несуществующие подробности, объяснения явных нестыковок, вплоть до параноидальных, вроде противодействия спецслужб.
И вот тут мы подошли к главному вопросу — насколько безобидна эта легенда с примесью индейского антуража? Ведь главные ее «компоненты» — несправедливое осуждение героя (которого не было) и бегство с Родины, которого также не было, была лишь солдатская смерть в бою. Да, сейчас к «невозвращенцам» отношение иное, чем в те времена, но как бы отнесся реальный Иван Даценко к тем, кто совершил такой поступок? Как и к тому, кто, как и зачем ныне использует его славное имя? Ведь «подтекст» снятого ярым националистом Ильенко фильма совершенно очевиден! Впрочем, очевидно, что для свободовца Ильенко и его соавторов наши герои лишь расходный материал. А вот родственникам Ивана Даценко (конечно, если они настоящие, тут ведь также возможны любые «варианты») должно быть стыдно!
Александр ФИДЕЛЬ
Данная статья вышла в выпуске №7 (594) 17 - 23 февраля 2012 г
Немає коментарів:
Дописати коментар