О СПЕЦИФИКЕ СЛУЖБЫ НА ФЛОТЕ
Каждые полгода с объективной неизбежностью тысячи юношей приходят на призывные участки и затем отправляются в те или иные воинские подразделения. Безмятежная и размеренная гражданская жизнь сменяется тяготами и лишениями флотской (армейской) жизни. Но не тяготы и лишения пугают, в первую очередь, молодых людей. Одолевает страх перед неизвестностью.
Данная книга – это очередная попытка помочь молодым людям подготовить себя для службы в армии и на флоте. И особенно, конечно, на флоте. Ведь речь пойдет о специфике службы в Военно-Морском Флоте. Автор этой книги, ваш покорный слуга, 25 лет прослужил на этом самом флоте, из них 17 лет непосредственно на военных кораблях, в настоящее время продолжает служить, и не понаслышке знает все премудрости и особенности военно-морской службы.
Всякий раз, принимая на корабль новое пополнение, удивлялся характерно-слабой подготовленности молодых людей к службе на Флоте. Хорошо подготовленные молодые люди были разве что приятным исключением. Это исключение составляли, как правило, те ребята, которые прошли предварительную подготовку в учебных отрядах, ДОСААФ-ах или КЮМ-ах (клубах юных моряков). Всегда считал и считаю, что подготовка к службе в Армии и на Флоте первоочередное дело самого юноши. Изучить основы военного дела (в том числе морского) вполне по силам любознательным и предусмотрительным мальчикам-старшеклассникам. Именно им адресована эта книга. Хотя она вполне может заинтересовать и увлечь любых других молодых людей. А, впрочем, почему только молодых? В книге много полезной, интересной, занимательной информации о жизни современного Военно-морского флота и его 300-летней славной истории. Данная брошюра вполне может быть использована для подготовки молодых людей к службе в армии и на флоте всеми заинтересованными лицами и организациями, а также для поднятия общей эрудиции всяким любознательным человеком.
Разумеется, любые знания военного дела не смогут оградить Вас, молодые люди, от неизбежных тягот и лишений воинской службы, но вот приобрести психологическую уверенность в себе, преодолеть страх перед неизведанным однозначно помогут. Желаю Вам приятного и полезного чтения.
ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛАГ
Прошлое русского народа богато преданиями и легендами. Существует таковая и об Андреевском флаге. Всю ночь просидел Петр I над листом бумаги, каким быть флагу флота российского? Ранним утром, когда первые лучи нарождающегося дня осветили город, на стол царя упали косые тени оконного переплета.
«Быть посему!» -воскликнул Петр I и обвел получившийся на листе крест, так якобы родился Военно-морской флаг. А еще утверждают, что это именно тот крест на котором был распят апостол Николай – святой покровитель и защитник всех моряков. Трудно сказать, сколько правды в этих красивых преданиях. Ведь так уж сложилось исторически, что Военно-морской флаг не единожды менял свое оформление, прежде чем вновь вернуться к своему первоначальному виду. На флоте всегда существовал, существует и по сей день торжественный ритуал подъема и спуска военно-морского флага.
Исторически Военно-морской флаг остался верен трем цветам: красному, белому и синему. Согласно «геральдике» (науке о гербах) эти цвета обозначают, соответственно, храбрость, честность и доблесть. Первый Военно-морской флаг был поднят в 1669 году на первом военно-морском корабле «Орел», построенном в селе Деди-ново Воронежской губернии на реке Ока. Вид первого флага был избран аналогичным первому флагу Московского княжества (на нем был изображен Георгий Победоносец в синем плаще, с копьем в руках и на белом коне). Флаг был, как и у всех других иностранных морских держав, «крестовым». В таком виде он просуществовал до эпохи Петра I. Петр I лично принимал участие в разработке проектов военно-морского флага. Имеется около 20 видов рассматривавшихся им знамен. Так некоторое время флаг был похож на флаг Голландии, где как известно учился морскому делу Петр. И только в 1699 году Петром I был учрежден Андреевский флаг- кормовой флаг кораб-лей Российского флота. Полотнище этого флага первоначально было разделено на три горизонтальные полосы (сверху вниз – белую, синюю, красную), перекрытые косым синим крестом, символизирующим учрежденный в 1699 году первый российский военный орден святого апостола Андрея Первозванного. В 1700 году были введены новые кормовые флаги для кораблей трех эскадр флота: авангарда, кордебаталии и арьергарда. Поле этих флагов име-ло соответственно синий, белый и красный цвета, а в крыже (верхнем углу древка) на белом фоне размещался синий андреевский крест. Адмиралам эскадр были присвоены стеньговые флаги, соответствующие флагам эскадр. С 1797 года в свя-зи с увеличением флота стали различаться по цвету флага и части дивизий (эскадры): авангард носил синие флаги, кордебаталия – белые, арьергард – красные. В 1712 году был введен Андреевский флаг с голубым диагональным крестом, просуществовавший до 1917 года. Под этим флагом в течении 200 лет сражались моряки Российского флота, прославившие его героическими подвигами во славу Родины. Существовал и гвардейский Андреевский флаг – кормовой Георгиевский флаг. Гвардейским флагом флот был награжден за великие заслуги морской пехоты в Бородинском сражении. Из кораблей первыми были награждены гвардейским флагом линейный корабль «Азов» и бриг «Меркурий». В 1918 году был учрежден первый советский Военно-морской флаг. Он представлял собой полотнище красного (алого) цвета, в левом ряду которого (наверху у древка) расположены золотые буквы «РСФСР» или надпись «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика». В 1923 году, в связи с образованием СССР, Президиум ЦИК СССР утвердил новый Военно-морской флаг: в центре красного полотнища – белый круг с расходящимися лучами, в круге – красная пятиконечная звезда с белым серпом и молотом. А в 1935 году был утвержден Военно-морской флаг, с которым флот прошел через трудное горнило Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). Он представлял собой белое полотнище с голубой полосой вдоль нижней кромки, красными пятиконечной звездой, серпом и молотом. И только в 1992 году Военно-морской флаг вновь стал традиционным Андреевским.
ИЗ ИСТОРИИ ФЛОТСКОЙ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ
Бескозырка
Форменный головной убор (без козырька, с ленточками) курсантов военно-морских институтов, матросов и некоторых младших командиров в ВМФ (ВМС) многих государств. Получила распространение в начале 19 века. До этого моряки носили сначала долгополые клеенчатые шляпы, а затем высокие, быстро изжившие себя, неудобные цилиндры. В русском флоте с 1872 года на бескозырке была введена лента, на которой указывалось название корабля или номер флотского экипажа.
Лента на фуражке (бескозырке)
Обычай у моряков всех стран носить на фуражках ленту ведет свое начало от рыбаков и моряков Средиземного моря, которые в старину, отправляясь в плавание на своих утлых парусных суденышках, обычно получали от матерей, жен или близких ленты с вышитыми словами молитв, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в суеверном убеждении, что незримые силы будут охранять его в море. Иногда на ленте рисовали краской надпись, определявшую характер ее владельца: «не тронь меня», «храбрейший», «морской бродяга» и прочие. Существует даже легенда, что однажды такая лента спасла одного молодого человека, благословленного своей возлюбленной на дальний морской поход, тогда как другие моряки этого судна погибли.
В военных флотах на матросских шляпах лент не было вплоть до 1806 года, когда при осаде англичанами голландской крепости Кюрасао матросы капитана Брисбена повязали на шляпы ленты с надписью золотом: «неустрашимые» и бросились в атаку. Справедливости ради надо сказать, что «неустрашимые» англичане весьма быстро отступили в страхе перед орудиями голландцев, однако пример был подан, и на другой день у моряков всех кораблей были повязаны ленты с более или менее вызывающими названиями. Этот обычай носить ленты впоследствии широко распространился на всех флотах мира.
Лента на фуражке оправдывала себя, и практически. С ее помощью можно было сохранить фуражку при сильном ветре, завязывая концы ленты под подбородком. Найденная на воде фуражка, говорила о гибели моряка с корабля, имя которого было на ленте.
Первые ленты в русском флоте появились на клеенчатых шляпах матросов в 1857 году и не позднее 1872 года на фуражках. До той поры на околышах матросских фуражек ставились лишь прорезные буквы и цифры, которые закрашивались или подкладывались желтым сукном. Точный размер, форма букв на лентах, как и сами ленты, были утверждены для всего рядового состава русского флота 19 августа 1874 года. В советском флоте шрифт на краснофлотских лентах был утвержден в 1923 году.
Особой лентой на бескозырках советских моряков является лента гвардейских кораблей, утвержденная вместе с гвардейским знаком в 1943 г. Лента гвардейских кораб¬лей имеет расцветку ленты Ордена Славы из чередующихся полос оранжевого и черного цвета.
Некоторые исследователи высказывают предположение, что в русском флоте черно-оранжевый цвет георгиевской ленты повторяет бывшие династические цвета русской монархии. Это в корне неправильно. Старые геральдические цвета русской монархии - золото с черным или желтый цвет с черным. Об утверждении же черно-оранжевых полос георгиевской ленты существует определенное указание 1769 года, где сказано, что цвета даны чисто «военные»: оранжевый- цвет пламени и черный - цвет пушечного и ружейного порохового дыма.
Китель
Китель в том виде, в котором существует сейчас, появился в русском флоте в 1908 году. История его появления такова. В 1856 году для офицеров армии и флота была утверждена белая летняя полотняная форма одежды под названием полотняник, который по своему покрою походил на несколько укороченный сюртук. В 1892 году на флоте полотняник резко изменил свой вид и получил название кителя. Тогда же ряд министерств принял для своего персонала образец морского кителя. Во время осады Порт-Артура, в связи с крайними затруднениями в стирке белых офицерских кителей, их вместе с белыми чехлами для фуражек стали окрашивать слабым раствром марганцевого калия, что сделало одежду менее маркой и малозаметной на фоне местности.
После русско-японской войны повседневной формой одежды морских офицеров стали два кителя: белый и защитного цвета.
В 1908 году командующий Балтийским флотом вице-адмирал Н. Эссен в качестве походной формы офицеров ввел в своем штабе кителя синего цвета. Этому примеру последовало все офицерство Балтийского флота. Морскому министерству не оставалось ничего другого, как подтвердить циркулярным распоряжением самочинное изменение командующим формы одежды.
Знаменательно, что белый морской китель явился образцом одежды, который был заимствован позднее всеми флотами мира.
Рабочее платье (роба)
Так называется верхняя одежда военных моряков русского флота, состоящая из рубахи и брюк, изготовлявшихся из серой парусины и употреблявшихся при всех работах на кораблях. По своему покрою: современная рабочая рубаха полностью повторяет вид старой «матросской рубахи».
В целом виде рабочее платье, носимое с синим воротником, выпускаемым поверх рубахи, существует как форма одежды рядового состава с 19 августа 1874 года.
До недавних времен (1980-85 гг.) рабочее платье в ВМФ было в основном белого цвета, из добротного материала, хорошо отстирываемого даже от масляных пятен и всех видов краски. В последнее время рабочие платья для флота шьют самые разнообразные пошивочные фирмы и ателье, причем из всевозможных и не всегда качественных материалов. При этом цвета этих роб лежат в широком диапазоне оттенков черного и синего цветов.
Форменка
Это белая полотняная рубаха с синим воротником и рукавными обшлагами сине-белого цвета, которую носят военные моряки в летнее время. В остальное время года форменная рубаха (или только воротник от нее) надевается под фланелевую рубаху с выпуском воротника наружу. В 1860 году белые форменные рубахи имели закругленный отложной воротник с двумя синими полосками. Матросы гвардейского экипажа взамен синих имели две красные полоски.
В 1871 году в двух экипажах появились прямоугольные синие воротники. И, наконец, 19 августа 1874 года для всего рядового состава флота утверждена единая летняя рубаха с синим воротником, по краям которого шли две белые полоски. Воспитанники военно-морских училищ имели одну полоску. В 1882 году взамен двух и одной полосок на воротниках форменных роб были утверждены три полоски, сохранившиеся до наших дней.
Тельняшка
Это трикотажная вязаная нательная рубашка с белыми и синими горизонтальными полосами, являющаяся традиционной частью формы одежды военных моряков. В русском ВМФ появилась в 1862 году, официально введена для ношения рядовым составом в ВМФ с 1874 года. 1862 – 1874 годы были периодом еще парусного флота, и полосатые тельняшки позволяли на фоне белых парусов и синего неба легко наблюдать за работой моряков на мачтах. В современном ВМФ тельняшка состоит на снабжении матросов и старшин, курсантов военно-морских институтов, военнослужащих морской пехоты. С 1979 года тельник, но с голубыми полосами состоит также на снабжении военнослужащих ВДВ.
Бушлат
(От швед. bussa rong – рабочая блуза). Вид форменной одежды военных моряков (для осени и весны) – двубортная суконная черная куртка на теплой подкладке с отложенным воротником. В русском флоте бушлат введен в 1848 году как повседневная форма одежды матросов так называемых рабочих экипажей и называлась она «брушлат». Позднее вошло в употребление «буршлат» и, наконец, «бушлат».
Форменный воротник (Гюйс)
По названию одноименного флага – Гюйса. Гюйс (от гол. geus – флаг), специальный военно-морской флаг, поднимаемый ежедневно одновременно с кормовым флагом на гюйс-штоке в носовой части кораблей 1 и 2 ранга при их стоянке на якоре, бочке, швартовах и в доке.
Традиция носить воротники берет свое начало с тех времен, когда матросы носили парики, которые необходимо было еще и пудрить. Воротник в этом случае сохранял от загрязнения военный костюм.
У Петра I во флоте было три эскадры. У первой эскадры на воротниках было нанесено по одной белой полоске. У второй – по две, и у третьей, особо приближенной Петру – по три полоски. Таким образом три полосы стали означать особую приближенность к Петру гвардии флота. При этом первая эскадра носила белые фланелевые форменные рубахи, вторая эскадра имела рубахи синего цвета, а третья – красного. В настоящее время фланелевые форменные рубахи, состоящие на обеспечении современного флота, синего цвета, а летние хлопчато-бумажные форменки – белого цвета ( с синим гюйсом, окантованным тремя полосками белого цвета).
Кортик
Колющее холодное оружие с прямым клинком различной формы и рукояткой с крестовиной и головкой. Появился в конце 16 века как абортажное оружие. Ныне кортик – предмет форменной одежды в ВМФ различных государств (в ВМФ РФ – парадной одежды адмиралов, генералов, офицеров и мичманов). В армии РФ генералы, офицеры и прапорщики носят кортики по особому указанию на парадах.
Полезные советы
Прослужив много лет непосредственно на кораблях, приобрел достаточный опыт регулирования человеческих взаимоотношений в воинском коллективе. Тысячи человеческих судеб прошли перед моими глазами. Несмотря на весьма нелегкую службу, выпавшую на мою долю, я не потерял ни одного матроса, не сорвал ни одной боевой задачи, и это мне дает право сформулировать ряд полезных советов молодым людям, собирающимся служить в ВМФ.
Не следует думать, что Вас обязательно ждет на флоте что-то ужасное и страшное, не стоит бояться неизведанного, и уж, тем более, заранее настраивать себя на якобы неизбежные неразрешимые проблемы и унижения.
Нужно однозначно выбросить из головы мысль о том, что Вы не сможете спра-виться с предстоящими трудностями, тяготами и лишениями флотской службы (справитесь, не хуже других!)
Наивно думать и предполагать, что этих трудностей, о которых трубят все СМИ, нет вовсе. Есть. Дыма без огня не бывает. Нужно просто к ним обстоятельно и предметно готовиться: морально и физически.
Уверяю всех молодых людей призывного возраста, что практически никогда не подвергаются серьезным нападкам со стороны сослуживцев более позднего призыва:
• кандидаты и мастера спорта по боксу;
• перворазрядники (и выше) по тяжелой атлетике;
• обладатели черных поясов по карате, кун-фу, тек-вон-до и прочим единоборствам.
Шутка. Хотя в каждой шутке есть доля истины.
Действительно, люди превосходно развитые физически легко адаптируются в любом коллективе. Но дело не только в этом, хотя и в этом тоже. Чтобы обезопасить себя от негативных последствий так называемых «неуставных взаимоотношений» в воинском коллективе, необходимо в первую очередь:
1. Подготовить себя к службе хотя бы минимально физически (попробуйте хотя бы в последний год обучения в школе ежедневно подходить к перекладине для подтягивания и тренировки пресса, чтобы не повиснуть на ней при первом же смотре вашей физической подготовки в армии или на флоте, под дружный смех сослуживцев, как, извините, сосиска).
2. Научитесь наконец-таки чистить зубы, мыть шею с мылом, стирать собственные носки и трусы. Не смейтесь, ведь это едва ли не самые главные вопросы и задания вашего первого экзамена в воинском коллективе. Сдадите успешно – и минимальный авторитет гарантирован. Не сдадите – законно ждите первых придирок. Не мытых ног, шею цвета земли, вечного запаха пота вам никто в любом коллективе не простит. И здесь Вам даже сверхзаботливый отец-командир вряд ли поможет. В конце концов, он тоже не бог. В крайнем случае, он сам Вас постарается этому научить, как делал это я в свое время, но не ждите от него за это ласковых поощрительных слов. Всему есть предел,терпению тоже.
3. Внимательно прочтите вот эту мою книгу, прислушайтесь к советам, запомните, хотя бы частично, специфическую военно-морскую терминологию и минимально усвойте основы военно-морского дела. Поверьте, успех вам после этого будет гарантирован. Никто не посмеет Вас после этого назвать «земляным червяком», «карасем», «чайником» и т.п. К Вам начнут прислушиваться, обращаться за советом, а это уже первые ростки авторитета.
А теперь за дело. Пора, пора уже вам становиться моряками.
Немає коментарів:
Дописати коментар