Одни утверждают, что подвиг экипажа Т-911 описал Валентин Пикуль.
Другие им возражают.
Случай, о котором идет речь, в документах открытых для массового читателя, отражен довольно скупо, если быть точным, в 8 строках. Не исключено, что со временем сам факт гибели советского минного тральщика Т-911 и 28 членов его экипажа вблизи новоземельских берегов мало кто вспомнил, если бы не один из эпизодов, описанных Валентином Саввичем Пикулем в первой своей повести «Океанский патруль».
Один подвиг на двоих
В одной из глав под названием «МО-216» Валентин Пикуль рассказывает о подвиге экипажа североморского малого охотника, который корпусом своего корабля преградил путь фашистской торпеде, нацеленной в советский эсминец «Летучий». Сразу оговоримся: ни малого охотника МО-216, ни эсминца «Летучий» на Северном флоте во время войны не было, это вымысел писателя. Но в истории Великой Отечественной войны на Севере есть два события, которые вполне мог бы «взять за основу» Валентин Пикуль. Вот по их поводу исследователи не приходят к единому мнению.
30 июня 1943 года тральщики Т-911 и Т-901 эскортировали транспорт «Рошаль» от острова Колгуев в губу Белушья на Новой Земле. Этот конвой, имевший кодовое обозначение БА-12, прикрывали с воздуха еще и пара самолетов МБР-2. Вечером, уже на подходе к Белушьей, фашистская подлодка U-703 выследила и атаковала конвой. Торпеда попала в кормовую часть тральщика Т-911, и буквально через 30 секунд после взрыва он затонул. Из 42 человек его экипажа погибли 28. Некоторые авторы публикаций, рассказывая об этом случае, утверждают, что командир Т-911 якобы сознательно направил свой корабль наперерез вражеской торпеде, чтобы спасти транспорт «Рошаль».
Однако у этой точки зрения есть противники. Они утверждают, что свой борт вражеской торпеде подставил другой советский корабль — «Бриллиант». 23 сентября 1944 года СКР-29 «Бриллиант» следовал в охранении конвоя ВД-1. В Карском море корабли атаковала фашистская подлодка U-957. В 01.13 ее торпеда поразила советский сторожевик, который затонул через 2 минуты. Из воды был подобран только один моряк «Бриллианта», который вскоре умер. Остальные 64 человека из его экипажа погибли.
В случае с транспортом «Рошаль» разобраться было легче. К счастью, оказалось, живы еще люди, на чьих глазах произошла трагедия, они и засвидетельствовали ее в своих воспоминаниях.
Идти оставалось 35 миль
Пароход «Рошаль» шел из Архангельска на Новую Землю. Здесь, в губе Белушья, его ждали обитатели местной полярной станции и военные авиаторы. Грузы в трюмах судна, главным образом, предназначались им. Кроме того, пароход должен был доставить несколько экипажей летчиков и большую группу студентов архангельского медицинского института, которые участвовали в так называемой «продовольственной экспедиции». На заполярных островах им предстояло заготовлять продукты (яйца кайры, рыбу) для госпиталей и столовой института.
Архангелогородец Николай Галашев во время войны служил машинистом на минном тральщике Т-901 (бывший РТ-20 «Архангельск»). Он рассказывает: «Когда до пункта назначения оставалось каких-нибудь 35 миль, на пароходе «Рошаль» заметили белый бурунчик и образовавший его аккуратный перископ подводной лодки. Он находился буквально в двадцати метрах впереди по левому борту парохода. Перископ медленно переместился между нашим и его бортами к корме и пропал. И тут вдруг раздался громкий взрыв. Я увидел, как у кормовой части шедшего с нами тральщика блеснул огонь и взметнулся столб воды и пара. Нос корабля стал стремительно задираться вверх. Помню, как к нему уже карабкалась по вертикальной палубе фигурка человека...»
В экипаже «Рошаля» самым молодым штурманом шел Юрий Жуков — ныне известный архангельский капитан. По его свидетельству, немецкая подлодка проплыла совсем рядом с их пароходом. Ее перископ моряки увидели буквально в 15-20 метрах от своего борта и только тогда подняли тревогу. А потом, спустя какое-то время, уже раздался гибельный для тральщика Т-911 взрыв.
Обращает внимание, что ни вахта «Рошаля», ни наблюдатели с тральщиков эскорта, и это зафиксировано в отчетах, не видели следа от торпеды. Атака немецкой подлодки оказалась для советского конвоя совершенно неожиданной. Оповещение о появлении U-703 у Новой Земли «Рошаль» дал, когда фактически трагедия уже свершилась.
В числе пассажиров «Рошаля» была Валентина Панфилова — студентка 3-го курса, к слову, одна из дочерей известного в Архангельске капитана Федора Дмитриевича Панфилова. Она вспоминает: «Когда на пароходе прозвучал сигнал тревоги и он стал подавать гудки, мы с подругой находились в жилом помещении судна. Все, кто был рядом, схватили спасательные жилеты и бросились к выходу на палубу. Мы же в этой обстановке растерялись и поднялись наверх самыми последними. Там увидели, что все пассажиры и моряки собрались на одном борту парохода и во всеобщем оцепенении глядят туда, где находится гибнущий корабль. Вернее, над поверхностью виднелась только его носовая часть, потом она вдруг с убыстрением стала погружаться и через несколько мгновений исчезла в волнах. Для нас это было шокирующим зрелищем...»
Дальше события развивались следующим образом. Второй тральщик — Т-901, оповещенный о появлении вражеской подлодки, попытался выйти на нее в атаку и даже успел сбросить в море несколько глубинных бомб, однако уже не мог предотвратить катастрофу. На месте гибели Т-911 этот корабль оказался через 12 минут. Он и занялся спасением уцелевших людей. Вскоре над районом появились наши самолеты, которые также сбросили несколько глубинных бомб, но фашистская лодка, видимо, уже ушла.
Между тем, пароход «Рошаль» увеличил ход до самого полного и направился в Белушью губу, куда буквально вбежал, «забыв» об опасности минных полей, преграждавших ее вход. Через много лет после войны Юрий Дмитриевич Жуков вспоминал: «Мы продолжали по инерции идти противолодочным зигзагом, а береговые, которые не смогли с нами связаться, смотрели и хватались за голову: «Рошаль» — то между минами дорогу выбирает...»
Между фактом и образом
Схема походного ордера конвоя БА-12 свидетельствует: наиболее вероятно, что основной целью немцы избрали именно пароход «Рошаль». За это говорит и общеизвестная практика немецких подводников, которые в подавляющем большинстве случаев предпочитали атаковать транспорты, нежели корабли эскорта. Но тогда почему торпеда поразила тральщик? Потому что на пароходе «Рошаль», как вспоминает Ю. Д. Жуков, буквально за считанные минуты до взрыва Т-911... вышло из строя рулевое устройство. Пароход сбросил ход и лег в дрейф для устранения поломки. Немцы же этого не заметили и, рассчитывая атаку, так называемый «торпедный треугольник», допустили ошибку в определении скорости транспорта. Это и спасло пароход. Однако торпеда, пройдя мимо него, затем все же поразила тральщик: большое везение для немцев и трагическая случайность для нас. Расчеты показывают — даже при стремлении защитить «Рошаль» от вражеской торпеды, сделать это моряки тральщика Т-911 не смогли бы: торпеда настигла их корабль как раз со стороны транспорта. Выйти же в повторную атаку на «Рошаль» фашисты не решились, скорее всего, из-за неожиданного появления нашей противолодочной авиации.
Безусловно, самое исчерпывающее объяснение: шел тральщик наперерез торпеде или же был случайно поражен ею, мог дать командир тральщика Т-911 Н. К. Голубцов. Он чудом уцелел при торпедировании корабля, его подобрали из воды. Но ни в отчете о случившемся, ни позднее Николай Константинович не сообщил ничего из того, что могло бы служить подтверждением версии о самопожертвовании его экипажа. Кстати, впоследствии командир погибшего тральщика Т-911 старший лейтенант Н. К. Голубцов был назначен командиром сначала большого охотника «Летчик», а через год — большого охотника «Трюмный», построенных в Молотовске на заводе № 402.
Вторая версия о том, что подвиг, описанный Пикулем, совершил экипаж СКР-29 «Бриллиант», выглядит, с одной стороны, куда убедительнее. По воспоминаниям капитан-лейтенанта Б. Е. Валинского, который участвовал в конвое ВД-1 и командовал аналогичным «Бриллианту» кораблем — СКР-28 «Рубин», впоследствии во время стоянки на Диксоне офицеры конвоя обсуждали проведенную операцию и все без исключения высказали мнение, что командир «Бриллианта» старший лейтенант В. М. Махоньков подставил свой борт немецкой торпеде, чтобы защитить транспорт. По одним сведениям, жертвой ее мог стать пароход «Моссовет», по другим — «Комсомольск». Однако документальных свидетельств, которые бы подтверждали сам факт такого разговора, обнаружить не удалось.
Так что же — подвиг МО-216 является плодом фантазии писателя? В определенной мере — да, ибо это образ, к которому прибег Валентин Пикуль, чтобы озвучить в своей повести тему самопожертвования одних моряков ради сохранения жизни других. Действительно, на алтарь Великой Победы таким образом принесены тысячи жизней, но следовать в абсолютной точности каким-либо конкретным фактам военной летописи Северного флота автор «Океанского патруля» не счел нужным. На это у него было право литератора.
Требуются уточнения
Самая распространенная ошибка всех писавших об истории конвоя БА-12. Называя погибший корабль Т-65 (ТЩ-65), они отчего-то путали его оперативно-тактический номер с бортовым. Сразу же внесем ясность. Речь идет о минном тральщике Беломорской флотилии, бывшем рыболовном траулере Севгосрыбтреста РТ-76 «Астрахань», который в самом начале Великой Отечественной был мобилизован в состав Беломорской военной флотилии, переоборудован и вооружен. Тогда же он получил оперативно-тактический номер — Т-911, а также и бортовой — 65. Вот этот ложный ориентир с № 65 и брали многие авторы, тем самым запутывая и себя, и своих читателей, а заодно и историков.
Второе уточнение, о котором непременно следует сказать. Оно касается командира тральщика старшего лейтенанта Н. К. Голубцова. Долгое время о нем почти ничего не было известно, отыскать его послужной список не удавалось. И не мудрено, ведь практически все авторы, упоминавшие его в связи с военной трагедией 1943 года у Белушьей губы, по непонятным причинам искажали настоящую фамилию Николая Константиновича, указывая его как Голубенцев. К сожалению, этой досадной ошибки не избежали и авторы справочника «Надводные корабли и подводные лодки постройки завода № 402 — Севмаша в Военно-Морском флоте СССР (1942-1972гг)», хотя и утверждают, что в основном работали с материалами Центрального Военно-Морского архива в Гатчине.
Наконец, еще уточнение. В списке погибших моряков минного тральщика Т-911 мы находим имя краснофлотца Е. А. Бессонова, котельного машиниста этого корабля. Он тоже уроженец Архангельска, до войны некоторое время жил в Соломбале, но, в отличие от остальных членов экипажа «Астрахани», единственный, кто был призван во флот молотовским военкоматом. В Книге памяти, изданной в Северодвинске к 50-летию Победы, указывается, что матрос Евгений Александрович Бессонов «погиб 30 июля 1943 года в районе Новой Земли». В следующем издании Книги теперь можно внести уточнение, координаты его гибели — Баренцево море, 70 градусов 07 северной широты и 51 градус 50 восточной долготы.
Моряки минного тральщика Т-911 (РТ-76 «Астрахань»),
погибшие 30 июля 1943 года:
1. Бутенко В.Н (1913)., лейтенант, командир БЧ 2-3 (возможно-Бузенко ?)
2. Дражников В.М. (1916), лейтенант, командир БЧ-5
3. Фомин М.В. (1915), лейтенант медицинской службы, фельдшер
4. Кузнецов Н.М. (1910), старшина 1 статьи, командир отделения комендоров
5. Левочкин В.Д. (1919), старшина 1 статьи, командир отделения сигнальщиков
6. Рыстаков А.А. (1912), старшина 1 статьи, командир отделения минеров
7. Самарин А.И. (1915), старшина 1 статьи, командир отделения радистов
8. Вишняков В.Н. (1912), старшина 2 статьи, командир отделения котельных машинистов
9. Киселев Н.А. (1910), старшина 2 статьи, старший комендор
10. Осколков П.А. (1908), старшина 2 статьи, старший трюмный машинист
11. Федоренков Н.С. (1915), старшина 2 статьи, командир отделения химиков
12. Ануфриев И.А. (1923), краснофлотец, котельный машинист
13. Бессонов Е.А. (1912), краснофлотец, котельный машинист
14. Барыщев И.В. (1895), краснофлотец, минер (возможно Барышев ?)
15. Воробкин М.Е. (1898), краснофлотец, котельный машинист
16. Гуляев А.Н. (1918), краснофлотец, пулеметчик
17. Евпланов Н.П. (1920), краснофлотец, кок
18. Ермаков И.Ф. (1908), краснофлотец, машинист
19. Ишгнин Ф.М. (1901), краснофлотец, минер (возможно Ишенин ?)
20. Киселев А.Н. (1909), краснофлотец, машинист
21. Ливасов Д.А. (1903), краснофлотец, котельный машинист
22. Макаров С.М. (1920), краснофлотец, рулевой
23. Пантелеев П.К. (1908), краснофлотец, минер
24. Стуков А.К. (1906), краснофлотец, сигнальщик
25. Семенов Н.И. (1922), краснофлотец, комендор
26. Спиридонов И.И. (1921), краснофлотец, рулевой
27. Севский М.У. (1913), краснофлотец, машинист
28. Чебаков Г.С. (1919), краснофлотец, машинист
(Выделено красным цветом-padsee)
http://russ-flot.narod.ru
Немає коментарів:
Дописати коментар