«Правда» 24 августа 1941г.
Рейд отважных подводников.
( от специального военного корреспондента «Правды»)
В течение дня на подводную лодку три раза нападали самолеты. Они пытались пикировать, бомбить, обстреливать лодку из пулеметов. Тоже ничего не вышло. Зенитчики успешно отражали атаки.
...Лодка направлялась к берегам противника. В пути встречались немецкие тральщики, торпедные катера, рыболовные траулеры. Наконец, подводники. прибыли в намеченное место и стали терпеливо выжидать.
В одно равнее пасмурное утро, находясь на вахте, командир Винников прильнул к перископу. На горизонте виднелись дымки. Коротко доложил об этом командиру лодки. Тот проверил. Действительно, были видны неприятельские транспорты.
Лодка идет на сближение. Зорко наблюдают моряки за кораблями. Подошли на расстояние торпедного залпа. Силуэты хорошо знакомые — гигантский танкер с горючим и усиленный эскорт из немецких боевых кораблей.
Командир лодки решает: не упустить возможности, торпедировать.
Приказ:
— Левый залп к выстрелу изготовить!
Быстро действуют торпедисты. Ни одного лишнего движения. Федоров, Чайкин, Глущенко долго ждали этого момента.
— Левый залп, пли!
Лодка содрогнулась. Заполнилась цистерна быстрого погружения, убран перископ, и лодка полным хода пошла на глубину.
Танкер водоизмещением в 15.000 тонн остался справа. До лодки донесся огромной силы двойной взрыв. Долгие тревожные гудки возвещали о гибели танкера. Торпеды попали в корпус судна. Плавучий гигант, объятый пламенем и клубами густого черного дыма, медленно погружался в море.
Фашистские корабли начали поиски подводных лодок. Глубина в этом месте небольшая, и уйти было невозможно. Командир решил лечь на грунт. Кто где находился, там и замер надолго. Все понимали что противник слушает, стараясь уловить малейший звук. В свою очередь и в лодке слушали противника. Акустик Карпушкин поймал шум винтов приближающихся кораблей. Скоро эти звуки стали отчетливо слышны всей команде. Подходят. В полдень раздался первый оглушительный взрыв. Лодку подбросило на два метра и опять положило на грунт. Новые взрывы глубинных бомб. Через некоторое время — еще более мощные взрывы, от который погас свет. Включили боевое освещение.
Справа и слева над лодкой курсировали вражеские корабли. Командир и комиссар проявляли в эти минуты максимум выдержки и хладнокровия.
Короткая пауза — и опять взрывы... Со звоном посыпались стекла плафонов.
Еще серия бомб. Сильной взрывной волной лодку подбрасывает вторично. Слышен треск. Немцы бросают 2—3 бомбы, стопорят ход машины, выслушивают и вновь бомбят. При взрывах заметна вибрация корпуса
В перерыве между бомбометанием послышался какой-то новый шум. Это подошел катер с металлоискателем. Вверху на катере поминуто раздаются сигнальные звонки. Вот опускается и лот. Сперва он касается грунта, затем натыкается на лодку, скользит по ее корпусу и рубке. Состояние не из приятных, по телу как будто мурашки бегают. Опять взрывы. Люди стоят на своих постах, устремив взоры на приборы. Кольцо разрывов вокруг лодки сжимается. Корпус ходит ходуном.
Время близится к вечеру. Невыносимо душно. Включить регенерацию — значит моментально себя обнаружить. Пот льет ручьями, дышать все труднее и труднее.
Поздно вечером бомбежка прекратилась. Но рано думать, что враг оставил лодку в покое. По левому борту стало скользить что-то тяжелое, металлическое. Командир лодки догадался: немцы опускают противолодочные сети. Несколько минут прислушивались. Неужели пойманы?
У командира созрел план обороны корабля:
— Ночью приложим все силы, чтобы всплыть и уйти. Если не сможем двигаться своим ходом, будем сражаться всеми средствами. Возможно, это будет наш последний бой, но не отдадим врагу ни себя, ни наш замечательный корабль.
Механику командир приказал подготовить все к всплытию, а если создается безвыходное положение, — взорвать лодку.
Твердое и смелое решение командира вселило уверенность в сердца людей. Последние 20 минут вое энергично работали, приготовляя механизмы к всплытию лодки. Все вооружились винтовками, гранатами, пистолетами. Настроение у всех было боевое. Чувствовались крепкая спаянность и готовность своей грудью прикрыть товарища.
Наступила, глубокая ночь. Раздалась команда:
— Всплывать!
Часть краснофлотцев собралась в рубке, готовая выскочить на мостик и занять оборону. Остальные оставались на своих постах.
Корма лодки медленно отрывается от грунта, но весь корабль не может всплыть. Нос как будто отяжелел, прирос к грунту. Командиры Брук и Рохмистров весь воздух посылают в носовую часть подводной лодки. Теперь все в порядке. Лодка быстро всплывает. Со звоном откинулся люк. На мостике мгновенно появились вооруженные подводники. Командир смотрит по сторонам. Тихо. Вдали маячат силуэты фашистских кораблей, стоящие на якоре. Немцы не сомневались, что советская подводная лодка, больше не увидит света. К утру они, очевидно, собирались доставить водолазов, чтобы проникнуть внутрь лодки, захватить карты и документы.
Но советские подводники перехитрили врага. Мотористы сразу дали полный ход, и лодка с максимальной скоростью двинулась в новый боевой поход.
П. МИХАЙЛОВСКИЙ.
Действующий флот.
Действующий флот.
В публикации «Рейд отважных подводников» говорится о августовском 1941г. походе Балтийской ПЛ «С-4» IX-бис серии под командованием капитан-лейтенанта Дмитрия Сергеевича Абросимова.
Морозов М.Э. «Подводные лодки в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» Часть 1 Краснознаменный Балтийский флот. «Полигон» 2001г. стр38-39.
В ночь на 6 августа вышла в боевой поход в охранении БТЩ-207, БТЩ-210, БТЩ-211, БТЩ-215, БТЩ-218, 5 СКА и днем выведена в море в районе мыса Ристна.
9 августа заняла позицию в районе Либава-Мемель (позиция № 4). Держалась у маяка Паппензее, у берега, чтобы выявить курсы движения транспортов противника.
В 13.29 10 августа ПЛ произвела торпедную атаку конвоя (1 танкер, 1 транспорт, 2 вспомогательных судна, 3 ТЩ, несколько СКА) (танкер 3000т, атака=подводная/прицельный/2 торпеды, дистанция 6 каб., через 3 минуты услышаны 2 взрыва). После выстрела подводную лодку выбросило на поверхность, после чего командир принял решение лечь на грунт на глубине 21м. ПЛ подверглась бомбометанию и преследованию до 23.50 (с перерывом с 21.30 до 22.00; всего сброшено 33 глубинных бомб). От сотрясения корпуса крышки входных люков пропустили воду, вышло из строя освещение, разбилось несколько плафонов. После всплытия в надводное положение у носа и кормы обнаружены буи с постоянным освещением. Из-за сильных повреждений (повреждена обшивка цистерн главного балласта № 1-5, обломано ограждение горизонтальных рулей, в ряде мест деформирован прочный корпус) ПЛ начала возвращение в базу.
Днем 17 августа встречена у мыса Ристна БТЩ-207, БТЩ-211, БТЩ-218, 2 СКА и отконвоирована в Таллин.
Немає коментарів:
Дописати коментар