Американский атомоход «Наутилус», который был принят в боевой состав военно-морских сил США 30 сентября 1954 года, удостоился чести первым побывать на Северном полюсе.
Первая попытка достигнуть Северного полюса со стороны Гренландского моря в декабре 1957 года оказалась неудачной. Та же участь постигла и вторую попытку, которая была проведена со стороны Берингова пролива весной 1958 года.
Не смогла помочь даже поставленная в апреле 1958 года первая в истории флота США инерциальная навигационная система N6A компании «Норт Америкэн Авиэйшн». Из-за стабильных отказов техники и сложной ледовой обстановки американцы смогли продержаться подо льдом всего лишь 74 часа.
Наконец 3 августа 1958 года, зайдя под лед со стороны Берингова пролива, «Наутилус» достиг под водой Северного полюса, пройдя за 96 часов 2945 километров (1830 миль) со средней скоростью хода 17 узлов.
«Во имя планеты, нашей Родины и нашего флота — Северный полюс», — объявил утром по внутрикорабельной трансляции командир атомохода коммандер Уильям Андерсон и отправил радиограмму на имя президента Эйзенхауэра. «Подписано на Северном полюсе», — стояло в конце телеграммы, которая была получена в Белом доме.
Первая попытка достигнуть Северного полюса со стороны Гренландского моря в декабре 1957 года оказалась неудачной. Та же участь постигла и вторую попытку, которая была проведена со стороны Берингова пролива весной 1958 года.
Не смогла помочь даже поставленная в апреле 1958 года первая в истории флота США инерциальная навигационная система N6A компании «Норт Америкэн Авиэйшн». Из-за стабильных отказов техники и сложной ледовой обстановки американцы смогли продержаться подо льдом всего лишь 74 часа.
Наконец 3 августа 1958 года, зайдя под лед со стороны Берингова пролива, «Наутилус» достиг под водой Северного полюса, пройдя за 96 часов 2945 километров (1830 миль) со средней скоростью хода 17 узлов.
«Во имя планеты, нашей Родины и нашего флота — Северный полюс», — объявил утром по внутрикорабельной трансляции командир атомохода коммандер Уильям Андерсон и отправил радиограмму на имя президента Эйзенхауэра. «Подписано на Северном полюсе», — стояло в конце телеграммы, которая была получена в Белом доме.
11 августа 1958 года американская атомная подлодка «Скейт», выполнявшая подледное плавание со стороны Гренландского моря, совершила всплытие в полынье всего в 40 милях от Северного полюса. 17 марта она всплыла также в приполюсном районе, но уже проломив лед рубкой.
В это время СССР также приступил к освоению Центрального Арктического бассейна. Осенью 1959 года первенец советского атомного подводного кораблестроения К-3 проекта 627 осуществил попытку достичь подо льдами Северный полюс, зайдя со стороны Гренландского моря. Но, к сожалению, этот поход довелось закончить досрочно — в процессе испытаний эхоледомера новой конструкции случилась поломка перископа, в результате чего он заклинил все выдвижные устройства подводной лодки.
До конца 1959 года американские атомные подлодки достигали Северного полюса пять раз. В 1960 году американская атомная подводная лодка «Сарго» провела в Арктике подо льдами 988 часов, пройдя за это время около 6000 миль и осуществив 16 всплытий в разводьях и полыньях, порою взламывая корпусом лед толщиной от 10 сантиметров до 1,22 метра.
В это время СССР также приступил к освоению Центрального Арктического бассейна. Осенью 1959 года первенец советского атомного подводного кораблестроения К-3 проекта 627 осуществил попытку достичь подо льдами Северный полюс, зайдя со стороны Гренландского моря. Но, к сожалению, этот поход довелось закончить досрочно — в процессе испытаний эхоледомера новой конструкции случилась поломка перископа, в результате чего он заклинил все выдвижные устройства подводной лодки.
До конца 1959 года американские атомные подлодки достигали Северного полюса пять раз. В 1960 году американская атомная подводная лодка «Сарго» провела в Арктике подо льдами 988 часов, пройдя за это время около 6000 миль и осуществив 16 всплытий в разводьях и полыньях, порою взламывая корпусом лед толщиной от 10 сантиметров до 1,22 метра.
А в ноябре 1960 года флот США поставил новый рекорд: первый атомный стратегический ракетоносец «Джордж Вашингтон», ракеты которого были нацелены на города Советского Союза, нес двухмесячное боевое дежурство в водах Атлантики и Арктики.
В августе 1961 года советская подводная лодка К-3, командовал которой капитан I ранга Леонид Осипенко, поднялась до широты 82 градуса, а потом в акватории Белого моря отработала все особые маневры подледного плавания, в том числе движение на заднем ходу и вертикальное всплытие, без хода.
В августе 1961 года советская подводная лодка К-3, командовал которой капитан I ранга Леонид Осипенко, поднялась до широты 82 градуса, а потом в акватории Белого моря отработала все особые маневры подледного плавания, в том числе движение на заднем ходу и вертикальное всплытие, без хода.
А осенью того же года продолжительное плавание под арктическим льдом со всплытием во льдах выполнила советская атомная подлодка К-33 (проект 658, командир корабля — капитан I ранга В.И. Зверев), которая была оснащена баллистическими ракетами.
17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут советская атомная подводная лодка К-3 достигла полюса, но всплыть на поверхность ей воспрепятствовал мощный паковый лед толщиной несколько метров. Была опасность повреждения корабля — ведь во время попытки всплытия 15 июля в полынье на широте 84 градуса субмарина, потратив 11 часов, повредила антенны гидроакустической станции и разбила «всмятку» аварийный буй.
Поэтому, совершив дважды проход через географическую точку полюса, К-3 18 июля выполнила всплытие несколько в стороне, где и был водружен Государственный флаг СССР, а на льду подводники оставили в закупоренной бутылке записку о присутствии советских моряков в самой северной точке планеты.
17 июля 1962 года в 6 часов 50 минут советская атомная подводная лодка К-3 достигла полюса, но всплыть на поверхность ей воспрепятствовал мощный паковый лед толщиной несколько метров. Была опасность повреждения корабля — ведь во время попытки всплытия 15 июля в полынье на широте 84 градуса субмарина, потратив 11 часов, повредила антенны гидроакустической станции и разбила «всмятку» аварийный буй.
Поэтому, совершив дважды проход через географическую точку полюса, К-3 18 июля выполнила всплытие несколько в стороне, где и был водружен Государственный флаг СССР, а на льду подводники оставили в закупоренной бутылке записку о присутствии советских моряков в самой северной точке планеты.
Апрель 1963 года: во время учений Северного флота ракетоносец К-178 проекта 658М (командир — капитан I ранга Аркадий Михайловский) двое суток маневрировал подо льдом около Земли Франца-Иосифа, отрабатывая задачу «действие в засаде», после этого вышел на чистую воду и успешно выполнил ракетную стрельбу баллистическими ракетами.
7 сентября 1963 года: ПЛ К-178 следом за многоцелевой подводной лодкой К-115 проекта 627А осуществила переход в Тихий океан арктическим маршрутом: первой трансарктический переход совершила К-115, всплывшая 7 сентября около дрейфующей станции «Северный полюс — 12». К-178, обогнув северную оконечность Новой Земли, ушла под лед и желобом Святой Анны вышла в высокие широты и 20 сентября субмарина всплыла в районе станции «СП-10» в полынье 800×200 метров, а 22 сентября — в районе «СП-12» в трещине шириной до 150 метров.
В течение шести суток похода К-178 прошла 1600 миль, выполнила 10 ледовых маневров, два всплытия в битом льду, шесть всплытий в полыньях и два раза «приледнялась» для выхода на сеанс связи.
29 сентября 1963 года: советская атомная подводная лодка К-181 проекта 627А, которой командовал капитан II ранга Юрий Сысоев, впервые в советском ВМФ совершила всплытие точно в географической точке Северного полюса, в полынье размерами 500×200 метров: паковый лед вокруг имел толщину 5—8 метров! Точно на широте 90 градусов были установлены Государственный и Военно-морской флаги СССР и оставлен пенал с запиской: «Очередное посещение Северного полюса подводной лодкой Союза Советских Социалистических Республик 29 сентября 1963 года».
7 сентября 1963 года: ПЛ К-178 следом за многоцелевой подводной лодкой К-115 проекта 627А осуществила переход в Тихий океан арктическим маршрутом: первой трансарктический переход совершила К-115, всплывшая 7 сентября около дрейфующей станции «Северный полюс — 12». К-178, обогнув северную оконечность Новой Земли, ушла под лед и желобом Святой Анны вышла в высокие широты и 20 сентября субмарина всплыла в районе станции «СП-10» в полынье 800×200 метров, а 22 сентября — в районе «СП-12» в трещине шириной до 150 метров.
В течение шести суток похода К-178 прошла 1600 миль, выполнила 10 ледовых маневров, два всплытия в битом льду, шесть всплытий в полыньях и два раза «приледнялась» для выхода на сеанс связи.
29 сентября 1963 года: советская атомная подводная лодка К-181 проекта 627А, которой командовал капитан II ранга Юрий Сысоев, впервые в советском ВМФ совершила всплытие точно в географической точке Северного полюса, в полынье размерами 500×200 метров: паковый лед вокруг имел толщину 5—8 метров! Точно на широте 90 градусов были установлены Государственный и Военно-морской флаги СССР и оставлен пенал с запиской: «Очередное посещение Северного полюса подводной лодкой Союза Советских Социалистических Республик 29 сентября 1963 года».
31 августа 1971 года на Северном полюсе впервые всплыла советская стратегическая атомная подводная лодка К-411 (впоследствии «Оренбург») проекта 667А под командованием капитана I ранга Сергея Соболевского.
Многие детали о великом арктическом противостоянии двух мировых держав – СССР и США, которое не прекращалось многие десятилетия, мы сможем узнать лишь только многие десятилетия спустя, а отдельные эпизоды, вероятно, навсегда останутся тайной для непосвященных.
Многие детали о великом арктическом противостоянии двух мировых держав – СССР и США, которое не прекращалось многие десятилетия, мы сможем узнать лишь только многие десятилетия спустя, а отдельные эпизоды, вероятно, навсегда останутся тайной для непосвященных.
По материалам журнала «Вокруг света»
Немає коментарів:
Дописати коментар