середа, грудня 19, 2012

ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ НА СЕВЕРНОМ ПОЛЮСЕ.ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.

Американский атомоход «Наутилус», который был принят в боевой состав военно-морских сил США 30 сентября 1954 года, удостоился чести первым побывать на Северном полюсе.
Первая попытка достигнуть Северного полюса со стороны Гренландского моря в декабре 1957 года оказалась неудачной. Та же участь постигла и вторую попытку, которая была проведена со стороны Берингова пролива весной 1958 года.
Не смогла помочь даже поставленная в апреле 1958 года первая в истории флота США инерциальная навигационная система N6A компании «Норт Америкэн Авиэйшн». Из-за стабильных отказов техни­ки и сложной ледовой обстановки американцы смогли продержаться подо льдом всего лишь 74 часа.
Наконец 3 августа 1958 года, зайдя под лед со стороны Берингова пролива, «Наутилус» достиг под водой Северного полю­са, пройдя за 96 часов 2945 кило­метров (1830 миль) со средней скоростью хода 17 узлов.
«Во имя планеты, нашей Родины и нашего флота — Северный полюс», — объявил  утром по внутрикорабельной транс­ляции командир атомохода коммандер Уильям Андерсон и отправил радиограмму на имя президента Эйзенхауэра. «Подписано на Северном полюсе», — стояло в конце телеграммы, которая была получена в Белом доме.




11 ав­густа 1958 года американская атомная подлодка «Скейт», выполнявшая подледное плавание со стороны Гренландского моря, совершила всплытие в полынье всего в 40 милях от Се­верного полюса. 17 марта она всплыла также в приполюсном районе, но уже проломив лед рубкой.
В это время СССР также приступил к освоению Центрального Арктического бассейна. Осенью 1959 года первенец совет­ского атомного подводного кораблестроения К-3 проекта 627 осуществил попытку достичь подо льдами Северный полюс, зайдя со сторо­ны Гренландского моря. Но, к сожалению, этот поход довелось закончить досрочно — в процессе испытаний эхоледомера новой конструкции случилась поломка перископа, в результате чего он заклинил все выдвижные устройства подводной лодки.
До конца 1959 года американские атомные подлодки достигали Северного по­люса пять раз. В 1960 году американская атомная подводная лодка «Сарго» провела в Арктике подо льдами 988 часов, пройдя за это время около 6000 миль и осуществив 16 всплытий в разводьях и полыньях, порою взламывая кор­пусом лед толщиной от 10 сантиметров до 1,22 метра.

А в ноябре 1960 года флот США поставил новый рекорд: первый атомный стратегический ракетоносец «Джордж Вашингтон», ракеты которого были нацелены на города Советского Союза, нес двухмесячное боевое дежурство в водах Атлантики и Арктики.
В августе 1961 года советская подводная лодка К-3, командовал которой капитан I ранга Леонид Осипенко, поднялась до широты 82 градуса, а потом в акватории Белого моря отработала все особые маневры подледного плавания, в том числе движение на заднем ходу и вертикаль­ное всплытие, без хода.
А осенью того же года продолжительное плавание под арктическим льдом со всплытием во льдах выполнила советская атомная подлодка К-33 (проект 658, командир корабля — капитан I ранга В.И. Зверев), которая была осна­щена баллистическими ракетами.
17 июля 1962 года в 6 часов 50 ми­нут советская атомная подводная лодка К-3  достигла полюса, но всплыть на поверхность ей воспрепятствовал мощный паковый лед толщиной несколько метров. Была опасность по­вреждения корабля — ведь во время попытки всплытия 15 июля в полынье на широте 84 гра­дуса субмарина, потратив 11 часов, повредила антенны гидроакустической станции и разбила «всмятку» аварийный буй.
Поэтому, совершив дважды проход через гео­графическую точку полюса, К-3 18 июля выполнила всплытие несколько в сто­роне, где и был водружен Государственный флаг СССР, а на льду подводники оставили в закупо­ренной бутылке записку о присутствии совет­ских моряков в самой северной точке планеты.
Апрель 1963 года: во время учений Северного флота ра­кетоносец К-178 проекта 658М (командир — капитан I ранга Аркадий Михайловский) двое суток маневрировал подо льдом около Земли Франца-Иосифа, отрабатывая задачу «дей­ствие в засаде», после этого вышел на чистую воду и успешно выполнил ракетную стрельбу баллистическими ракетами.
7 сентября 1963 года: ПЛ К-178 следом за многоцелевой подводной лодкой К-115 проекта 627А осуществила переход в Ти­хий океан арктическим маршрутом: первой трансарктический переход совершила К-115, всплывшая 7 сентября около дрейфую­щей станции «Северный полюс — 12». К-178,  обогнув северную оконечность Новой Земли, ушла под лед и желобом Святой Анны вышла в высокие широты и 20 сентября субмарина всплыла в районе станции «СП-10» в полынье 800×200 метров, а 22 сентября — в районе «СП-12» в трещине шириной до 150 метров.
В течение шести суток похода К-178 прошла 1600 миль, выполнила 10 ледовых маневров, два всплытия в битом льду, шесть всплытий в полыньях и два раза «приледнялась» для вы­хода на сеанс связи.
29 сентября 1963 года: советская атомная подводная лодка К-181 проекта 627А, которой командовал      ка­питан II ранга Юрий Сысоев, впервые в со­ветском ВМФ совершила всплытие точно в географической точке Северного полюса, в по­лынье размерами 500×200 метров: паковый лед вокруг имел толщину 5—8 метров! Точно на широте 90 градусов были установлены Го­сударственный и Военно-морской флаги СССР и оставлен пенал с запиской: «Очередное по­сещение Северного полюса подводной лодкой Союза Советских Социалистических Респу­блик 29 сентября 1963 года».
31 августа 1971 года на Северном полюсе впервые всплыла советская стратегическая атомная подводная лодка К-411 (впоследствии «Оренбург») проекта 667А под командованием капитана I ранга Сергея Со­болевского.
Многие детали о великом аркти­ческом противостоянии двух мировых держав – СССР и США, которое не прекращалось многие десятилетия, мы смо­жем узнать лишь только многие десятилетия спустя, а отдельные эпизоды, вероятно, навсегда оста­нутся тайной для непосвященных.




По материалам  журнала «Вокруг света»


Немає коментарів: