пʼятниця, грудня 21, 2012

«Хихоньки-хахоньки от ВМФ для моряков. Что видел сам или знаю со слов друзей или очевидцев». Ю.Петров. 2004-2009 гг. Часть 16.

Торпедный катер в разрезе. 

В 1955-ом или в 1956-ом году, когда у власти в стране был Маленков и Булганин. Булганин приехал на Северный флот, и командование флота решило показать ему, что может флот. В ряду развлечений для высокого начальства была предусмотрена совместная атака двумя дивизионами торпедных катеров крейсера, на котором находился Булганин, и его охранения… 
Всё было выполнено по науке, один дивизион атаковал ордер с правого борта, другой с левого борта, катера дымзавесщики по всем правилам химической и метеорологической науки поставили дымовые завесы, атакующие катера, по сигналу, начали атаку с разных направлений и в самый завершающий момент этого действа, произошло ЧП.
По материалам сайта-
http://flot.com/blog/historyofNVMU/5576.php
 
Дело в том, что сближение с целью на носовых курсовых углах происходит чуть быстрее, чем на углах близких к траверзу. Катер, атаковавший с носовых курсовых углов, прорезал дымовую завесу, произвёл залп и пошёл на отрыв от «противника», катер, атаковавший с траверза, в этот момент входил в дымовую завесу. Там они на скорости в 45 узлов нашли друг друга. Выходящий из атаки, своим форштевнем ударил идущий в атаку впереди торпедного аппарата, отстрогал торпедный аппарат с торпедистом и надводный борт от каютного отсека, до топливного. Попутно была выведена из строя вся система электроснабжения, и катер остался без связи, навигации и освещения. Выходящий из атаки катер видимых повреждений не получил, но как оказалось, через несколько минут, у него лопнули связи между бортами и днищем, и во всех отсеках началась фильтрация забортной воды. К нему тут же подошёл эсминец, и с него попробовали завести подкильные концы, чтобы не дать катеру утонуть. Концы не выдержали веса катера, лопнули, но людей успели снять с катера. 
Погода была достаточно спокойная, и командир катера, потерявшего аппарат и торпедиста, понял, что как только он потеряет ход, катер мгновенно уйдёт на дно. Машины работали прекрасно, и винты выдавливали корпус из воды. Не допуская резких поворотов, он повёл катер в базу. В этой истории только тут есть доля юмора. 
Сигнальщики на кораблях и СНП приучены докладывать кратко и ясно. Сигнальщик с сигнально наблюдательного поста на входе в губу Долгая Западная позвонил ОД и доложил: 
«торпедный катер в разрезе, опознавательных и позывных не даёт». 
На вопрос ОД что значит «в разрезе», сигнальщик ответил, что он видит мотористов в машинных отделениях. 
Командир катера аккуратно выбросил катер на мелкое место, и началось разбирательство и ожидание раздачи слонов. 
Когда Булганину доложили об этом происшествии, он принял мудрое решение: «командиров не наказывать, что бы не боялись лезть в дымовую завесу.» 

 

1954 г. Северный флот. Кузнецов и Булганин на крейсере "Чапаев". Правее от Министра обороны, командующий СФ Чабаненко. 

Делай как вчера! 

Арутюн Авовадзович Саноян или в шутку Авто Автозаводович а для повседневного обращения Сано, только что возвратился из отпуска. Глубинка Армении под Ленинаканом, масса родни, вино, невеста, и всё это в разгар лета. Ещё заходя по трапу на борт плавбазы, Сано отметил знакомую суету, которая предшествует выходу катеров в море. На шкафуте плавбазы он столкнулся с командиром дивизиона, лицо которого выразило неподдельную радость при виде Санояна. Дело было в том, что в море нужно было отправить 4 катера, а только на 3-х были командиры. Летние отпуска и дежурства убавили количество годных для плавания командиров. 
Через 10 минут радость комдива материализовалась на мостике чужого катера в виде одетого в походное обмундирование Сано. 
Работа в море была знакомая. Между островом Кильдин и мысом Териберский по полигону бегал эскадренный миноносец, изображая конвой, а через низкую плотную облачность на него падали с высотных бомбардировщиков торпеды. 4 торпедных катера и 2 торпедолова обязаны были эти свалившиеся с неба торпеды выловить из воды. Торпедоловы брали их на свою палубу, а в задачу ТКА входило поймать торпеду после её продувки и всплытия, не дать ей потеряться или утонуть. Работа закончилась, попутно удалось выловить одну парашютную систему торпеды из шести парашютов и массы капроновых строп. Ей было положено утонуть, но она не очень спешила и была выхвачена из воды боцманом катера. Это был трофей, на который авиаторы претендовать не могли. Погода хорошая, работа выполнена, побежали в базу, настроение прекрасное. 
Здесь надо отметить некоторые особенности торпедных катеров того времени. У них было 4 машины по 1200 лошадиных сил, 4 винта, 4 маленьких руля в потоке от винта и минимальный ход на 800 оборотах в 12 узлов. Инструкция не разрешала длительный ход на двух машинах, при этом скорость была примерно 8-9 узлов. Такие скорости мечта для многих рыбаков и купцов. 
Швартоваться нужно было во вторую группу у левого борта плавбазы. Сано описал в бухте дугу, прицелился на место швартовки, и, мурлыкая привязавшийся мотивчик, пошёл к месту швартовки. (На ТКА рулём управляет командир, а машинами старшина команды мотористов, который находится на мостике правее командира.) 
Пора было сбавлять ход, и он дал команду «две машины стоп». 
Ничто не изменилось, и катер ходом 12 узлов шёл на группу стоящих впереди катеров. 
Сано дал команду «четыре машины стоп». 

 

Всё осталось без изменений, только старшина команды мотористов смотрит на Сано собачьими глазами и говорит «Товарищ командир, я не понимаю!». 
До Санояна дошло, что он отдавал команды на армянском языке и русский уже вспомнить нет времени, и тогда он закричал так, что, несмотря на шум от дизелей, его услышали даже на борту плавбазы «делай как вчера!!!». 
Старшина команды понял, в чём дело и буквально бросил все четыре машины на задний ход. 
Дело кончилось погнутыми леерными стойками, помятой дымовой аппаратурой, разбитым привальным брусом, и…… большим всеобщим хохотом.

Немає коментарів: