Представляю своему читателю очередной рассказ ветерана-подводника,участника боевых действий,старшего помошника К-131 Северного Флота,капитана 1- го ранга Вадима Кулинченко .Выражаю ему свою признательность за очередной присланный материал.
Автономное плавание или автономность
корабля понятия чисто научные и эти термины озвучены, как – продолжительность
непрерывного плавания корабля без пополнения запасов…. Всё сводится к
продовольственным и техническим запасам, а о человеке ни слова, хотя он должен
быть главным элементом этой автономности.
Немудрено, что человеческий материал,
когда о нём забывают, начинает думать за себя сам и неудивительно, что в начале
60-х годов на флоте во всю зазвучало такое слово – «автономка», насыщенное совершенно
другими понятиями, чем его собратья из энциклопедических словарей. Автономка вобрала в себя задачи боевой службы («БС»), а
это как для надводников, так и подводников сопряжено с большими трудностями. И
всё-таки люди в таких походах со стороны системы рассматривались как
второстепенный материал.
На фотографиях -слева Вадим Кулинченко (1967 год) Справа-К-131.(Из архива В.Т.Кулинченко)
На фотографиях -слева Вадим Кулинченко (1967 год) Справа-К-131.(Из архива В.Т.Кулинченко)
Были попытки журналистов, писателей,
таких ,например, как Виктор Устьянцев с его романом «Автономное плавание»
обратиться лицом к людям, выполняющим эти плавания – «Человеку, привыкшему жить
на берегу, не дано испытать тех ощущений, которые охватывают подводника, когда
после долгих дней плавания он вновь видит солнце и небо, весь окружающий мир,
даже если мир этот предстанет…». Но…, опять всё сводилось к героическому пафосу,
и нормальная человеческая жизнь снова оставалась за бортом, а мы были все герои
и победители.
Я имею не одну автономку за плечами. В
них бывало всякое: и неудачи, и достижения, и разборки, и всё что бывает на
берегу, и то, что ни в какие отчёты никогда не входит. Но меня всегда поражало
одно, что после таких плаваний, особенно в консервных банках субмарин, люди
становились очень близкими друг другу. В этих бесконечно однообразных днях
открывались души и рассказывались истории, которые в других обстоятельствах
никогда не услышишь. Некоторые звучали просто как анекдоты. Об одной такой
истории я хочу ниже рассказать.
Подводники тоже люди и ничто
человеческое им не чуждо. И даже тяжёлая служба не может отнять у них
индивидуальных черт характера. Пусть меня извинит читатель, что не буду
называть ни имён, ни фамилий. Я с глубоким уважением отношусь к собратьям по
профессии, к их боевым подругам и только хочу подчеркнуть тяжесть не только их
физического бытия, но и морального. Эта тема всегда была запретна в нашем чудном
государстве….
Когда после 60-70 дней напряжённого
похода, обычно ночью, лодка подходит к родному причалу у всех «женатиков»
сердца не выдерживают, и они любыми способами пытаются известить родных о своём
благополучном прибытии. Эмоции бывают самые разные – «Распрекрасная ты моя,
гони всех, не взирая на поздний час, я спешу к тебе в карете номер 11!», или
«Не волнуйся, часа через два буду дома»…. Но служба есть служба, и на атомной
лодке, даже после того, как она хорошо ошвартовалась к пирсу, работы – Ой
сколько! И больше всего её у механической, боевой части.
Вспоминая историю, которую хочу рассказать
для Вас, мне всегда представляется кинокомедия «Ирония судьбы, или с лёгким паром», которая
была снята в 1976 году. А то, что
произошло в нашем городке-гарнизоне, после возвращения одной из подлодок с
автономки было гораздо раньше. И, мне кажется, что кто-то из подводников
рассказал эту историю режиссёру и он, усовершенствовав её, поставил фильм,
который стал новогодним шедевром на все времена.
Атомоход во втором часу ноябрьской
ночи плотно привязался к родному берегу. За плечами остались нелёгкие 80 суток
похода. Все до чёртиков соскучились по дому, у кого он был, и те, которые
думали его получить. А это значит все. Старпом вызвал «автобус», так называлась крытая машина, до городка было
добрых 6-7 километров, и зимой так быстро до него ночью не добраться. Но «дед»
распоряжался своими офицерами сам, и поэтому большинство было оставлено на
расхолаживание реактора.
Были в механической части два старших
лейтенанта, один киповец, другой управленец, есть такие профессии на
атомоходах. Оба были женаты, оба получили квартиры под номером 17 – это значит
однокомнатные на 5-м этаже, в одинаковых как близнецы домах. Лейтенанты в то
время получали, если везло, только однокомнатные и только на 1-м или 5-м
этажах. Дома клепали в городках по
одному проекту, и стояли они в ряд среди сопок как близняшки. Их путали часто
даже днём – улиц не было, а номера часто
забывали нарисовать, и жильцы держали их только в голове…. И ещё была
одна особенность – на лодке этих лейтенантов звали свояками, а что это значит –
объяснять не надо. Жёны их были родными сёстрами, да к тому же и близнецами,
как и всё в нашей истории. Чтобы не путаться во всём похожем, назовём их просто
Даша и Маша, а наших свояков Петя и Ваня.
Обычно, когда лодки уходили в
автономки, жёны офицеров имели правило уезжать на большую землю. Там у них были
разные задачи, в отличие от одной у их
мужей. Но что удивляет – как бы не были засекречены все даты, касающиеся
автономного плавания, или иначе «БС», жёны их знают с поразительной точностью,
и как перелётные птицы все собираются точно к назначенному времени – одни
несколько раньше, другие точно в день прихода субмарины. Все эти подробности
станут ясны, несколько позже.
В те годы многие военнослужащие и
члены их семей предпочитали для связи с Большой землёй авиатранспорт. Летали
надёжные «ИЛ-14», которые сегодня мало кто помнит, но по надёжности они
превосходили все современные типы самолётов вместе взятые. Да к тому же это
были универсальные труженики, в арктических условиях незаменимые. И, конечно, 4
часа полёта до Ленинграда (Питера) считались мгновением, по сравнению с 48
часами скорого номер 49 (Мурманск – Ленинград). Вот только с аэродрома до
нашего гарнизона было добираться очень неудобно, и обычно пассажиры домой
попадали ночью, но в ноябре это понятие было уже относительным – ночь была
полярной. Ходила даже такая загадка «армянского радио» - «Можно ли за одну ночь
полюбить сто раз жену? – Можно! Если эта ночь полярная!».
Даша прилетела в день прихода
субмарины и попала в городок к позднему вечеру. Добиралась на попутной. Поэтому
сошла несколько раньше главной автобусной остановки, служившей основным
ориентиром в распознавании своих домов. Вещей было немного, и она шустро
взбежав на 5-й этаж, без труда попала в квартиру 17. За два месяца можно многое
забыть, и она особенно не обратила внимания, на мелькнувшую было мысль, что-то
вроде не так. Надо отметить, что и внутреннее
убранство квартир с казённой мебелью получаемой в КЭЧ
(квартирно-эксплутационная часть) на прокат, была на Севере тогда такая льгота,
делали их до удрученния однообразными. Холодильники были огромной роскошью, и
все пользовались естественными: под окном ниша на кухне, за окном – мясо в
авоське.
Даша, помывшись сама, и приготовив
«Титан» (был такой «агрегат» - производитель горячей воды для ванны, топился
деревянными чурками) для Пети, решила немного отдохнуть, уверенная, что Петя не
пройдёт мимо дома. Но, по иронии судьбы, Петю задержал механик, а во время, то
есть вместе со всеми, отпустил Ваню. Доехав до посёлка на «автобусе» к Дому
офицеров, все как воробьи прыснули к своим домам – близнецам. Вот тут Ваня
точно попал в свою квартиру 17. Предвкушая блаженство близости с Машей, дело
молодое, не стал насиловать домашний «Титан», он предварительно отпарился в
лодочном душе, нырнул прямо в кровать. Разбираться было некогда. А когда сели
за стол….
Здесь их и застала Маша, нагруженная
вещами и еле добравшаяся от Мурманска, куда она ехала из Питера поездом.
Пришлось ей рассказать всю правду. Нет, сцен не было, всё было решено мудро, и
Маша направилась в квартиру 17 другого дома, чтобы объяснить Пете создавшуюся
ситуацию. Она застала квартиру пустой, потому что Петя ещё расхолаживал
реактор, как бы вбирая в себя его энергию. После смены решил в шестом часу утра
на своих двоих добираться домой. Когда он добрался, то дома его ждал горячий
«Титан» и отлично сервированный стол. Он радостно бросился к «Даше» и начал её
с таким пылом обнимать-целовать, что она не решилась сказать, что она не Даша,
а Маша. Он удивился, что до сих пор не разобрана кровать и, не слушая, её
объяснений, дал ей время на это только: «Пока я ополоснусь, чтобы всё было
готово!».
И за эти пять минут она решила: «А
почему, если получилось у Даши с Ваней, не может получиться у нас с Петей?
Потом ему объясню».
Потом был семейный совет, вернее совет
двух семей. Всё решили полюбовно. Даша и Маша были очень похожи, и в городке их
часто путали, а та ночь показала – в том сочетании, которое подложила им
судьба, они подходят друг другу лучше, чем до этого. Решили не поднимать шума,
а жить, как ни в чём не бывало. Маша с Петей, а Даша с Ваней. Благо, у них не
было ещё детей, и они только начинали жизнь….
Эту историю, я услышал от Вани в одной
из автономок, когда он был уже капитаном 3 ранга и выступал в должности
командира первого дивизиона механической, боевой части, в заведовании которого
находилось всё реакторное хозяйство. Я дал ему слово, что этот разговор
останется между нами. Жизнь свояков и их жён близнецов сложилась удачно, и
разбивать её случайным словом, тем более человек доверился от тоски по далёкому
дому, не гоже. Но теперь, по прошествии более пятидесятилет лет, думаю, что зла своим
рассказом никому не причиню.
И всегда, когда смотрю фильм «с лёгким
паром…», вспоминаю эту историю и думаю, что всё искусство зиждется на нашей
жизни и придумать что-то просто так невозможно. Даже невероятная фантазия потом
находит свой аналог в нашей жизни.
ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО
капитан 1 ранга в отставке, ветеран-подводник, участник боевых действий.
Немає коментарів:
Дописати коментар