Стандартный курс подготовки офицера-подводника начинался с пятимесячного изучения общетеоретических дисциплин. Кандидаты в офицеры проходили двухдневный сбор в Данхольме, где сдавали нормы по физподготовке. Нормы были суровы — на этом этапе отсеивалась четверть соискателей. Впрочем кандидаты имели право попробовать повторно сдать нормы ГТО, предварительно подкачавшись.
За теорией следовало четырехмесячное плавание на трехмачтовом барке. Иногда подобные путешествия оборачивались трагедиями, причем массовыми: в 1932 г. в шторм затонул барк «Ниобе», вместе с которым погибло 70 курсантов. Адмирал Редер, главком кригмарине, приветствовал вербовку моряков торгового флота. Из торгового флота пришли на подводные лодки такие замечательные командиры, как Гюнтер Прин и Генрих Блейхродт.
Курсанты, успешно прошедшие два первых этапа обучения, получали право именоваться «Seekadet», после чего приступали к подготовке непосредственно на надводных кораблях кригсмарине, обычно — на крейсерах. Морские кадеты принимали участие в дальних походах с заходами в иностранные порты. Походы продолжались в среднем по девять месяцев.
После завершения дальнего похода кадеты семь месяцев слушали курс в знаменитой военно-морской академии в Мюрвике. По окончанию курсу кадеты становились «фенрихами цур зее». До этого момента различий в подготовке офицеров-надводников и офицеров-подводников, командиров и механиков не существовало.
Дальнейшая подготовка командных кадров велась в академии в Мюрвике, где они постигали искусство использования военно-морского оружия. Изучение теории венчал шестимесячный поход, после которого фенрихи цур зее становились обер-фенрихами. Обер-фенрихи служили в этом звании по три года, после чего представлялись к званию лейтенант цур зее.
Инженер-механики также обучались в Мюрвике, но изучали технические дисциплины. Теорию дополняла пятимесячная практика в машинных мастерских и шестимесячная — на кораблях. Затем им присваивалось воинское звание лейтенант-инженер.
Офицер-подводник походил 12-недельное обучение на специальном тренажере, позволявшим имитировать атаки конвоев подводной лодкой. Для перехода к следующему этапу подготовки от будущего подводника требовалось выполнить 15 успешных имитационных атак. Самый лучших нередко направляли прямо на подводные лодки для продолжения подготовки непосредственно под руководством командиров субмарин. Курс обучения завершался переводом из училища в учебные флотилии подплава (не путать с флотилиями, приписанными к учебным центрам). Таких флотилий существовало две: 23 Unterseebootsflotille в Данциге и 24 Unterseebootsflotille в Готенхафене. На базе этих флотилий будущие офицеры-подводники постигали на практике искусство торпедных атак из толщи Мирового Океана.
Подготовкой подводников также занимались ниже перечисленные флотилии:
— 19 Unterseebootsflotille в Пиллау (управление субмаринами в море)
— 20 Unterseebootsflotille в Пиллау (тактическая подготовка офицеров)
— 25 Unterseebootsflotille в Данциге (торпедные атаки)
— 26 Unterseebootsflotille в Gbkkfe (торпедные атаки)
— 27 Unterseebootsflotille в Готехафене (тактическая подготовка)
При приеме новой подводной лодки ее экипаж проходил следующую подготовку:
Baubelehrung (изучение корабля)
Командир и заведующие службами направлялись на кораблестроительную верфь, где строилась субмарина и принимали участие в ее постройке, параллельно изучая конструкцию корабля. Обычно такие командировки занимали три месяца, непосредственно предшествующие спуску лодки на воду. За несколько недель до спуска на завод прибывал весь экипаж субмарины. Экипажи новых подводных лодок, как правило, комплектовались из ветеранов и молодых подводников.
Unterseebootsabnahmekomniando (UAK)
Сдаточные испытания новой подводной лодки, включая погружения, замер шумности, проверку работоспособности всех систем и агрегатов. Срок испытания — от двух до трех недель.
Technische Ausbildungsgruppe fur Frontenterseeboote — Agrufront (техническая учебная группа для фронтовых подводных лодок)
Процесс отработки экипажем на новом корабле задач курса боевой подготовки в условиях, максимально приближенным к боевым. В этот период ветераны-подводники передавали свой бесценный опыт молодым, отрабатывались действия в аварийной оостановке, выполнялись погружения на предельно допустимую глубину. Данный этап подготовки корабля и экипажа являлся исключительно опасным — за годы Второй мировой войны на данной стадии ввода субмарин в строй кригсмарине потеряли 30 подводных лодок, при этом погибло 856 человек. По завершению данного этапа субмарина официально считалась боеготовой — «Frohtreif». Лодку ставили в док на осмотр и необходимый ремонт, а экипаж получал краткосрочный отпуск. Далее лодка переходила в Киль, где экипаж принимал на борт запас и вооружение.
Специалистов для экипажей подводных лодок готовили в специализированных учебных центрах: Marinen-achrichtenschule (военно-морское училище связи), Torpedoschule (торпедное училище), Schiffsartillerieschule (училище корабельной артиллерии), Sperrchule (противоминная подготовка) и т. д.
Немає коментарів:
Дописати коментар