По количеству времени,
проведенному в море, числу проведенных торпедных атак и выпущенных при
этом торпед Михаил Грешилов является самым эффективным командиром
советских подводных лодок времен Великой Отечественной. А ведь Герой
СССР Грешилов командовал лодкой на Черноморском флоте, где, как
известно, морских баталий было не так уж и много.
У него была солидная борода, чем-то
похожая на бороду легендарного адмирала Степана Осиповича Макарова.
Начальство поначалу часто ругало Грешилова: мол, срочно сбрейте, а то в
море в следующий раз не пустим. А дело все в том, что у подводников
борода как таковая, да еще такая окладистая, какая была у Грешилова, не
приветствуется.
Как минимум потому, что на бороду плохо
одеваются средства индивидуальной защиты — изолирующий противогаз или
индивидуальный спасательный дыхательный аппарат. Однако, как гласит
флотская молва, Грешилов на боевых тренировках спокойно демонстрировал
флотскому начальству, что ему-то "борода лопатой" отнюдь не мешает:
ловко и быстро (быстрее норматива) заправлял ее под резиновую маску и
был таков. В конце концов на втором году войны начальство махнуло рукой:
да пусть уж носит, раз так…
Мне приходилось дважды видеть Михаила
Васильевича Грешилова лично: с курсантами Севастопольского высшего
военно-морского инженерного училища довольно часто встречались герои
войны, известные подводники. Помнится, Грешилов обычно своим гулким, но
спокойным голосом рассказывал не о подводном флоте, так сказать, в
целом, а о конкретных подробностях боевых операций, в которых принимал
участие. Некоторые из подробностей были до того колоритны, что даже
казались нереальными. Однако все это было…
Говорят, что на встречах с курсантами
военно-морских училищ он никогда не надевал муляж Звезды Героя (как,
собственно, большинство удостоенных этой награды) — всегда только
оригинал. Да и вообще был он очень настоящим…
Его биография — самая что ни на есть
обычная для того поколения фронтовиков. Родился 15 ноября 1912 года в
деревне Будановка ныне Золотухинского района Курской области в
крестьянской семье. Окончил так называемую школу фабрично-заводского
обучения в Курске. По комсомольской путевке его направляют на
строительство Магнитогорского коксохимического комбината. Проработав там
три года электромонтером и став в свои юные годы бригадиром, ему
выпадает удача (как лучшему в профессии) отправиться опять же по
комсомольской путевке на флот, в военно-морское училище в Ленинграде.
Для рабочего паренька из провинции это
действительно несказанная удача: попасть на несколько лет в Ленинград, в
культурную столицу…Однако он, хоть по театрам и ходит, но все-таки все
силы отдает учебе.
В 1937 году Михаил Грешилов оканчивает
училище по специальности "штурман-подводник" и направляется на
Черноморский флот. Два года он осваивал глубины "самого синего моря"
штурманом на подводной лодке "Щ-202", затем окончил высшие специальные
классы комсостава при учебном отряде подводного плавания и был назначен
командиром подлодки "М-35" (типа "Малютка").
В этой должности он и встретил войну.
Боевые качества, вложенные в корабли этого проекта при их создании,
подтвердились в ходе Великой Отечественной войны. Четыре подводные лодки
XII серии за успешные боевые действия получили звание гвардейских, две
награждены орденами Красного Знамени, одна — удостоена звания
Гвардейской Краснознаменной."Малютка" Грешилова была относительно новой,
она была спущена на воду на заводе "Красное Сормово" в Горьком
буквально перед самой войной, в августе 1940 года.
С начала войны лодка принимала активное
участие в боевых действиях, осуществляя несение позиционной и дозорной
службы.21 октября 1942 года подлодка "М-35" под командованием Грешилова
потопила немецкий транспорт "Ле Прогресс" с живой силой противника. На
дно было отправлено около пятисот немецких солдат и тысяча румынских —
на то время это была самая ощутимая победа советских подводников на
Черном море. В целом, успешно действуя на немецких коммуникациях,
"Малютка" под командованием капитана 3-го ранга Михаила Грешилова до
ноября 1942 года выполнила 19 боевых походов и потопила четыре
транспорта противника с живой силой и боевой техникой врага.
С ноября 1942 года и почти до конца
войны Михаил Васильевич Грешилов — командир подводной лодки "Щ-215"
(типа "Щука"), входившей в состав 2-й бригады подводных лодок. Эта лодка
стала самой прославленной на черноморском флоте. С задачей нарушения и
срыва перевозок противника в 1943–1944 годах корабль Михаила Грешилова
справился великолепно. Его "Щука" непрерывно отправлялась в боевые
походы к берегам таких оккупированных городов, как Севастополь,
Евпатория, Одесса, Ялта, Керчь, а также к берегам пособничавшей немцам
Турции. Во время этих походов "Щ-215" пустила ко дну еще несколько
вражеских транспортов и десантных барж.
В первом же походе в 1943 году новый
командир продемонстрировал свой знаменитый почерк — активный поиск
противника и упорство в достижении поставленной цели. Этот самый
грешиловский боевой почерк ярко проявился, например, в ночном бою 24
января у мыса Тарханкут, когда лодка дважды безуспешно выпустила торпеды
по двум десантным баржам, шедшим в составе небольшого конвоя. Не желая
мириться с неудачей, Грешилов принял артиллерийский бой, в ходе которого
добился двух снарядных попаданий в баржу с пехотой противника, нанеся
ей серьезные повреждения.
Однако в рубку лодки, находящейся в
надводном положении, попал снаряд с одного из немецких эсминцев
сопровождения. Узнав, что трое краснофлотцев ранены осколками, а
противник взял подлодку в "вилку", командир посчитал самым лучшим
решением погрузиться. А затем ловким маневром ушел от серии глубинных
бомб, оставив противника, как говорится, с носом.
Среди других заметных подвигов лодки
Грешилова — перехват у самого пролива Босфор перевозившего хромовую руду
транспорта "Тисбе". Грешилов отлично справился с задачей, потопив судно
на виду у двух румынских эсминцев днем 30 августа 1943 года.
Исторические первоисточники говорят, что это на несколько дней
практически остановило немецкую военную промышленность — не из чего было
делать броню. Было немало и других славных дел, прославивших и лодку, и
ее командира.
18 мая 1944 года М. В. Грешилов получил
назначение в штаб Черноморского. А 22 июля 1944 года подводной лодке
Щ-215 присвоено звание Гвардейской. Всего за время войны
черноморец-подводник Михаил Васильевич Грешилов совершил на своих
подводных лодках 26 боевых походов, потопил пять и повредил три корабля
противника. 16 мая 1944 года Михаилу Грешилову было присвоено Звание
Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая
Звезда".
После войны Грешилов окончил
Военно-морскую академию имени Ворошилова, долгие годы служил на
Черноморском флоте на командных должностях, затем работал в составе
научно-исследовательской группы при Главнокомандующем ВМФ СССР, старшим
инженером в институте акустики Академии наук. Жил в Москве.
Скончался Михаил Васильевич Грешилов по
историческим меркам совсем недавно — 8 марта 2004 года. Похоронен на
Ясеневском кладбище столицы.
Немає коментарів:
Дописати коментар