четвер, грудня 13, 2012

ЭХ,НОСТАЛЬГИЯ,НОСТАЛЬГИЯ ,БЛИН....ПО СЛУЖБЕ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ БЫВАЛОГО ПОДВОДНИКА..

 
В 1987г. был на 613-м проекте на курсантской практике в 145-й бригаде дизельных подводных лодок в Палдиски (Эстонская ССР). Тогда это был еще не самый старый проект. Был еще 615А, но я его никогда вживую не видел. Экипаж лодки маленький. Штатная должность командира этой лодки кап.два.
Всего по штату 8 офицеров. Командир был самый молодой в бригаде, даже старпом старше его по званию, а комбриг капитан 1 ранга Березуцкий - вечно злой как собака, на нашем командире постоянно отыгрывался. За 2 месяца курсантской практики дверь в казарму экипажа перекрашивалась 3 раза, а плитка в гальюне перекладывалась 2 раза. Но командир наш был строгий интеллигентный офицер. Мы то привыкли в училище, что там капраз это так себе, преподаватель, добренький старичек с толстыми очками, и явились мы с таким отношением к делу. Нас конечно быстро в меридиан ввели. За нетактичное поведение пришлось мне освоить профессию кровельщика. Крышу казармы крыл шифером. Потом пригодилось. Еще я плел противолодочные сети, вплетал туда буи.


Теперь сама лодка. Ходили на ней в море. Это жуть такая, которую даже в кино не увидишь. Каюткомпания офицеров это узкий столик, за который с обеих концов протискиваются офицеры по принципу стэка: первый зашел - последний вышел. С торца столика окошко на камбуз, кок через это окошко подает на стол. Теснотища. Для мичманов и матросов каюткомпании нет. Как на надводном корабле бачковая система. С каждого отсека выделяется на камбуз матрос с бачком, он и приносит в бачке пищу. В отсеке за 4 веревки подвешивается импровизированный стол, куда и ставится бачок. Все надо держать руками, дизелюха плавает в основном в надводном положении, а качку никто не отменял. Везде грязь, соляра, солидол. Там люди как шахтеры. Несправедливо атомщиков выделяют в привелегированное положение. У атомщиков чистота как в хорошем купе поезда. Каюты в пластике, в каюткомпании все в кремовых рубашках с погонами, картины развешаны, видеомагнитофон, телевизор. А тут как помоечные пасюки. И денег платят в полтора раза меньше чем на атомной. Автономки у дизелюх гораздо продолжительнее. Самая большая, я знаю была 1 год и 8 месяцев. Атомщики ходят на 90 суток максимум. Конечно дизелюха за время автономки заправляется топливом, водой, продовольствием с судов обеспечения. Может на месяц зайти для ремонта в Югославию, тогда семьи мигом самолетом переправляли туда. Вот где настоящая служба. Там нет красивых приборов с лампочками, кнопочками, клювиками. Везде огромные вентили, ручные манипуляторы клапанов, рОзмахи. Матрос, обслуживающий клапаны продувания цистерн главного балласта был накачан как Кличко. Центральный пост не похож на главный пост лодки. Только кресло командира - его главный атрибут. В четвертом отсеке на глубине 90 метров с сальников выдвижных устройств хлещет вода, насос осушения трюма еле справляется с таким напором. В дизельном отсеке при работающих дизелях грохот такой, что заткнув уши руками, открываешь широко рот и пробегаешь, стукаясь башкой о торчащие клапаны. Каюты только у офицеров. Все спят на боевых постах. Матрацы одеяла и подушки брали с собой из казармы. Холод постоянный, в лодке ходили в ватниках. Я спал в 7-м отсеке у кормовых торпедных аппаратов в обнимку с холодной стеллажной торпедой. Это на атомной тепло от работающих приборов, гидроизоляции. Торпеды на стрельбу грузили механическими лебедками. Никаких устройств быстрого заряжания и гидравлических торпедопогрузочных устройств. Все вручную. Рубка штурмана это стол из листа железа метр на метр. На нем карта свисает со всех краев. Никакого автопрокладчика, только карандаш, измеритель, транспортир и параллельная линейка. В ногах у штурмана приемоиндикатор гидроаккустической станции, ведь он по штату еще и гидроаккустик и связист. Рация у нас на лодке не работала вообще. Была переносная КВ-рация "Причал". Выходили в море, по рации связывались с соседней лодкой и через них передавали РДО и принимали. (РДО это что-то вроде наших СМС). Зато в те года жратвы было немеряно. По отсекам были везде распиханы консервы с балыками, тушенками, фаршами и всем всем всем. Захотел есть, взял что захотел, открыл и сьел. Никто не считал. Подходили продукты к концу, тут же догружали с корабля обеспечения. Просто норма снабжения была такая, что при всем желании сьесть ее раньше срока было невозможно. И постоянно ходили в море, стреляли торпедами, ставили реактивно всплывающие мины. Боевая подготовка не прекращалась. Я снимаю шляпу перед дизелистами.
Эх, ностальгия, блин.


Немає коментарів: