Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
четвер, грудня 13, 2012
ЭХ,НОСТАЛЬГИЯ,НОСТАЛЬГИЯ ,БЛИН....ПО СЛУЖБЕ НА ПОДВОДНОЙ ЛОДКЕ. ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ БЫВАЛОГО ПОДВОДНИКА..
В 1987г. был на 613-м проекте на курсантской практике в 145-й бригаде дизельных подводных лодок в Палдиски (Эстонская ССР). Тогда это был еще не самый старый проект. Был еще 615А, но я его никогда вживую не видел. Экипаж лодки маленький. Штатная должность командира этой лодки кап.два.
Всего по штату 8 офицеров. Командир был самый молодой в бригаде, даже старпом старше его по званию, а комбриг капитан 1 ранга Березуцкий - вечно злой как собака, на нашем командире постоянно отыгрывался. За 2 месяца курсантской практики дверь в казарму экипажа перекрашивалась 3 раза, а плитка в гальюне перекладывалась 2 раза. Но командир наш был строгий интеллигентный офицер. Мы то привыкли в училище, что там капраз это так себе, преподаватель, добренький старичек с толстыми очками, и явились мы с таким отношением к делу. Нас конечно быстро в меридиан ввели. За нетактичное поведение пришлось мне освоить профессию кровельщика. Крышу казармы крыл шифером. Потом пригодилось. Еще я плел противолодочные сети, вплетал туда буи.
Теперь сама лодка. Ходили на ней в море. Это жуть такая, которую даже в кино не увидишь. Каюткомпания офицеров это узкий столик, за который с обеих концов протискиваются офицеры по принципу стэка: первый зашел - последний вышел. С торца столика окошко на камбуз, кок через это окошко подает на стол. Теснотища. Для мичманов и матросов каюткомпании нет. Как на надводном корабле бачковая система. С каждого отсека выделяется на камбуз матрос с бачком, он и приносит в бачке пищу. В отсеке за 4 веревки подвешивается импровизированный стол, куда и ставится бачок. Все надо держать руками, дизелюха плавает в основном в надводном положении, а качку никто не отменял. Везде грязь, соляра, солидол. Там люди как шахтеры. Несправедливо атомщиков выделяют в привелегированное положение. У атомщиков чистота как в хорошем купе поезда. Каюты в пластике, в каюткомпании все в кремовых рубашках с погонами, картины развешаны, видеомагнитофон, телевизор. А тут как помоечные пасюки. И денег платят в полтора раза меньше чем на атомной. Автономки у дизелюх гораздо продолжительнее. Самая большая, я знаю была 1 год и 8 месяцев. Атомщики ходят на 90 суток максимум. Конечно дизелюха за время автономки заправляется топливом, водой, продовольствием с судов обеспечения. Может на месяц зайти для ремонта в Югославию, тогда семьи мигом самолетом переправляли туда. Вот где настоящая служба. Там нет красивых приборов с лампочками, кнопочками, клювиками. Везде огромные вентили, ручные манипуляторы клапанов, рОзмахи. Матрос, обслуживающий клапаны продувания цистерн главного балласта был накачан как Кличко. Центральный пост не похож на главный пост лодки. Только кресло командира - его главный атрибут. В четвертом отсеке на глубине 90 метров с сальников выдвижных устройств хлещет вода, насос осушения трюма еле справляется с таким напором. В дизельном отсеке при работающих дизелях грохот такой, что заткнув уши руками, открываешь широко рот и пробегаешь, стукаясь башкой о торчащие клапаны. Каюты только у офицеров. Все спят на боевых постах. Матрацы одеяла и подушки брали с собой из казармы. Холод постоянный, в лодке ходили в ватниках. Я спал в 7-м отсеке у кормовых торпедных аппаратов в обнимку с холодной стеллажной торпедой. Это на атомной тепло от работающих приборов, гидроизоляции. Торпеды на стрельбу грузили механическими лебедками. Никаких устройств быстрого заряжания и гидравлических торпедопогрузочных устройств. Все вручную. Рубка штурмана это стол из листа железа метр на метр. На нем карта свисает со всех краев. Никакого автопрокладчика, только карандаш, измеритель, транспортир и параллельная линейка. В ногах у штурмана приемоиндикатор гидроаккустической станции, ведь он по штату еще и гидроаккустик и связист. Рация у нас на лодке не работала вообще. Была переносная КВ-рация "Причал". Выходили в море, по рации связывались с соседней лодкой и через них передавали РДО и принимали. (РДО это что-то вроде наших СМС). Зато в те года жратвы было немеряно. По отсекам были везде распиханы консервы с балыками, тушенками, фаршами и всем всем всем. Захотел есть, взял что захотел, открыл и сьел. Никто не считал. Подходили продукты к концу, тут же догружали с корабля обеспечения. Просто норма снабжения была такая, что при всем желании сьесть ее раньше срока было невозможно. И постоянно ходили в море, стреляли торпедами, ставили реактивно всплывающие мины. Боевая подготовка не прекращалась. Я снимаю шляпу перед дизелистами.Эх, ностальгия, блин.
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар