середу, грудня 05, 2012

ПОДВОДНЫЙ ФЛОТ США

Атомные подводные лодки типа "Seawolf" (США)

Seawolf в мореРазработка американской АПЛ четвертого поколения "Seawolf" («морской волк») приходится на 80-е годы прошлого века. Именно в этот период противостояние между СССР и США в Мировом океане достигло пика. В связи с совершенствованием советских подводных лодок, ВМС США потребовалась подлодка с более высокими боевыми характеристиками, чем у строившихся в то время ПЛ типа "Los Angeles".
Замысел проекта многоцелевых АПЛ типа "Seawolf" связан с новой военно-морской стратегией (“Maritime strategy”) ВМС США, разработанной в начале 80-х годов. В соответствии с этой стратегией многоцелевые АПЛ должны были проникать в советские бастионы, а не выполнять функ­ции сдерживания противника на рубежах противолодочной обороны. Термин «бастион» фигурирует в статьях о Морской Стратегии, в качестве обозначения вод, полностью контролируемых ВМФ СССР. По мнению западных стратегов, эти акватории, лежащие вблизи советских военно-морских баз, служат местом развертывания стратегических ракетоносцев, охраняемых всеми силами флота и, в частности, многоцелевыми подводными лодками. К числу таких "бастио­нов" относят моря Северного Ледовитого океана и Охотское море.

Официально работа над проектом АПЛ типа "Seawolf" была начата в 1983 году с образования рабочей группы "Tango", сформулировавшей 6 главных качеств, которые нужно было реализовать в новом проекте:
  • высокая скорость хода;
  • низкий уровень шумности;
  • большая глубина погружения;
  • большой боезапас;
  • большое количество торпедных аппаратов;
  • способность действовать в Арктике.
В качестве наиболее вероятного противника многоцелевых АПЛ ВМС США в этот период рассматривались АПЛ ВМФ СССР. Собственно, "Seawolf" разрабатывались как ответ на новую советскую АПЛ пр. 971 «Щука-Б». Поэтому основным назначением АПЛ типа "Seawolf" было противолодочное, потребовавшее существенного снижения уровня шумности подлодки и в то же время повышения возможностей по выявлению подлодок противника.
Кроме существенного снижения уровня шумности АПЛ на малошумном ходу, было необходимо значительно повысить поисковую скорость хода. Единственным решением в этом направлении было применение нового движителя-водомета, который был впервые применен на британской АПЛ "Turbulent" (вторая АПЛ серии "Trafalgar"). Водо­метный движитель, установленный на АПЛ типа "Seawolf", не является копией британского водомета, но при его разработке британский опыт, вероятно, был использован.
Вторым направлением работ по снижению шумности АПЛ "Seawolf" было дальнейшее совершенствование формы ее корпуса (измене­ние соотношения главных размерений, установка в носовой части ограж­дения выдвижных устройств обтекателя, уменьшающего интенсивность подпорного вихря). Некоторые зарубежные источ­ники отмечают, что улучшение маневренных качеств АПЛ типа "Seawolf" связано и с установкой обтекателя в носовой части ограждения. Усложне­ние конструкции носовой части ограждения, вызванное появлением об­текателя, уменьшающего интенсивность подпорного вихря, потребовало самого высокого размещения активной ГАС в носовой части ограждения (практически, непосредственно под крышей ограждения).
Среди мер по снижению шумности АПЛ типа "Seawolf", важное значение имело применение покрытий наруж­ного корпуса. От технологии нанесения покрытий отдельными пластина­ми отказались и перешли к наформовке резиноподобной массы на корпус. В дальнейшем эта технология была использо­вана на АПЛ типа "Virginia".
Снижение уровня шумности советских подлодок потребовало также увеличения возможостей гидроакустического комплекса новых многоцелевых АПЛ. В результате, в состав гидроакустического во­оружения "Seawolf" была включена новая носовая сферическая гидроакустическая станция ГАК AN/BQQ-10, низкочастотная подковоо­бразная гидроакустическая антенна, а также размещенные по бортам АПЛ широкоапертурные гидроакустические антенны AN/BQG-5D. Эти новшества заметно изменили облик "Seawolf": носовая оконечность приобрела вид параболоида вращения (вместо эллипсоида вращения как на АПЛ типа "LosAngeles" и других лодках предыдущих проектов), а на бортах лодки (ниже оси корпуса) разместились по три отчетливо выдающихся антенны, которые вследствие однокорпусной архитектуры лодки не могли быть "спрятаны" в обвод. Характерной особенностью широкоапертурных антенн является их установка с регулярным шагом по длине АПЛ.
Seawolf на стапелеСнижение уровня шумности "Seawolf" по отношению к АПЛ предыдущих серий, а также снижение помех в работе гидроакустических средств позволило повысить малошумную скорость хода (по некоторым данным до 10 уз). Также возросла поисковая скорость хода лодки, при ко­торой гидроакустические средства АПЛ продолжают работать достаточно эффективно (по некоторым данным до 25 уз).
Повышение скрытности АПЛ типа "Seawolf" по отношению к АПЛ предыдущих серий не привело к отказу от использования на этих лодках средств гидроакустического противодействия (ложных целей, средств акустического подавления). Пусковые установки средств ГПД размещают­ся на АПЛ типа "Seawolf" в районе кормового отсека.
С учетом использования новых АПЛ, главным образом, в Арктике, было решено полностью отказаться от вертикальных пусковых установок для запуска крылатых ракет, которые могли применяться только в условиях свободно ото льда воды. Вместо этого количество торпедных аппаратов было увеличено до 8 штук, а полная численность боезапаса доведена до 50 единиц. Определенную роль в принятии этого решения сыграла необходимость осмотра контейнеров и ракет в услови­ях длительного подводного плавания. При этом ракеты "Tomahawk" и "Harpoon" были включены в боезапас подлодки, как главное средство для поражения надводных кораблей и нанесения ударов по береговым целям, но их запуск производится из торпедных аппаратов.
Ракеты "Tomahawk" в противокорабельном варианте обладают дальностью до 450 км, в варианте против берега – до 2500 км. Ракеты идут к цели с дозвуковой скоростью на высоте 20-100 м от воды. Возможно также снаряжение ракет "Tomahawk" ядерными боеголовками. Противокорабельные ракеты "Harpoon" обладают скоростью, близкой к звуковой, и способны атаковать цель на дальности до 130 км.
Торпеды "Gould Mk-48", входящие в боезапас АПЛ "Seawolf", могут применяться как против надводных целей, так и быстроходных подводных лодок. Они несут боеголовку весом 267 кг. Данные торпеды способны действовать в режиме активного или пассивного самонаведения. Дальность пуска торпеды в активном режиме составляет 50 км, в пассивном – 38 км.
Увеличение количества торпедных аппаратов до 8 единиц позволяло существенно увеличить мощность залпа, что повышало вероятность уверенного поражения малошумной цели. Кроме того, залп из 8 крылатых ракет обе­спечивал высокие шансы поражения надводного корабля и обеспечивал накрытие нескольких береговых целей. Изменилась также и конструкция торпедных аппаратов, что было вызвано увеличением их калибра с 533 (21 дюйм) до 660 мм (26 дюймов). Это решение дает возможность вести стрельбу торпедами калибра 533 мм по методу "самовыхода", что потенциально позволяет повысить скрытность АПЛ при использовании оружия. В перспективе, при появлении боезапаса калибром более 533 мм, их можно будет использовать без изменения конструкции торпедных аппаратов, а также выпускать через ТА боевые необитаемые подводные аппараты.
Средства РЭБ АПЛ "Seawolf" включают ложные цели для торпед WLY-1 и WLQ-4 и систему борьбы с радиоразведкой и радиоэлектронным противодействием противника (ECM).
Система управления огнем "Lockheed Martin BSY-2" включает около 70 процессоров фирмы "Motorola". Наведение вооружения АПЛ осуществляется системой "Raytheon Mk 2".
Модель SeawolfПроникновение американских АПЛ в контролируемые ВМФ СССР воды было сопря­жено с большим риском их уничтожения. Предполагалось, что с началом войны СССР начнет активные противолодочные мероприятия, в частности, развернет постановку мин, закрывающих проход ПЛ противника в основные районы использования советских подлодок. Поэтому на АПЛ типа "Seawolf" была увеличена автономность плавания, чтобы подлодка могла выполнять боевую задачу в водах противника как можно дольше, и не подвергалась излишнему риску при прорыве рубежей ПЛО. С это же целью был увеличен боезапас.
В целом компоновка АПЛ типа "Seawolf" осталась близка к компоновке АПЛ предыдущего типа "Los Angeles". В носовой части подлодки находятся сферическая антенна ГАК, вооружение, обитаемые и складские помещения, носовые балластные цистерны; в центральной – реакторный отсек; в кормовой – энергетический отсек и кормовые балластные цистерны. Наибольшая длина корпуса составляет 107,6 м, ширина – 12,2 м.
Экипаж подлодки составляет 126 человек, в том числе 15 офицеров.
Силовая установка состоит из одного ядерного реактора типа S6W компании «Вестинхгауз», двух турбозубчатых агрегатов с двумя паровыми установками и водометного движителя. Мощность силовой установки составляет 45000 л.с. Она позволяет подлодке развивать максимальную скорость в надводном положении 18 узлов, в подводном – 35 узлов.
Надводное водоизмещение АПЛ типа "Seawolf" составляет 7460 тонн, подводное – 9137 т, что примерно на 25% больше водоизмещения подлодок предыдущего типа "LosAngeles". Средняя осадка – 11 м.
Увеличение водоизмещения АПЛ типа "Seawolf" определялось необходимостью не только существенно повысить их боевые возможности (скорость хода, глубина погружения, количество боезапаса, автономность, скрытность по физическим полям), но и необходимостью обеспечить значительные модернизационные за­пасы, которые позволили бы гарантировать превосходство лодок этой серии по отношению к перспективным АПЛ ВМФ СССР.
Рабочая глубина погружения "Seawolf" составляет 480 м, максимальная – 600 м.
Необходимость увеличения глубины погружения АПЛ типа "Seawolf" по отношению к кораблям предыдущих серий потребовала внедрения в проект новой высокопрочной стали (марки HY-100 с гаран­тированным пределом текучести 70 кг/мм2). Замена материала прочного корпуса привела к определенным проблемам в ходе постройки головной АПЛ "Seawolf".
В 1991 году было выявлено образование трещин в сварных швах корпуса АПЛ (брак 16% выполненных швов). Причина брака, оказалось, была связана со сварочной проволокой, содержащей повышенное содер­жание углерода. Вероятно, дефектные сварные швы были вырублены и заварены заново.
Несмотря на проблемы, возникшие в ходе постройки и испытаний, головная АПЛ "Seawolf" (SSN-21) выдержала все испытания и продемонстрирова­ла высокие ТТХ. В 1997 году АПЛ "Seawolf" была принята в состав ВМС США. За время нахождения в составе флота АПЛ "Seawolf" совершила не­сколько походов (из них один - в Арктику, и один - в Средиземное море). В августе 2000 года АПЛ "Seawolf" пришла на ВМБ Гротон и была поставлена в док для осмотра и возможного ремонта. Официально объявлено, что причина постановки в док - обнаруженные дефекты сварочных работ на двух балластных цистернах.
Подлодка "Sea­wolf" получилась чрезвычайно дорогой. Общая стоимость двух первых АПЛ "Sea­wolf" оценивалась в 4,759 млрд. долларов (1995 год). Для сравнения, стоимость постройки одной подлодки типа "Los Angeles" составляла 220 млн. долларов. Однако, мир изменился, и битвы с советскими подлодками, под которые был «заточен» "Seawolf" стали маловероятны. С окончанием Холодной войны огромные затраты на постройку подлодок этого типа оказались нецелесообразными.
АПЛ Seawolf
Заказ на первую АПЛ серии был выдан в 1989 году, и в 1990 году предполагалось ограничиться постройкой единственного корабля. В результате жарких спров в конгрессе США в 1991 году все-таки были выделены средства на постройку второго корабля (SSN-22, "Connecticut"), который вошел в строй в 1999 году.
В январе 1992 года было заявлено о финансировании постройки третьего корабля, однако средства на него не отпускались до 1996 года.
Третью АПЛ типа "Seawo­lf" (SSN-23, "Jimmy Carter") решили строить по измененному проекту, которым предусматривается врезка в корпус лодки допол­нительной секции длиной 100 футов (ок. 30,5 м). Длина корпуса подлодки увеличилась до 138 м. В межбортном пространстве врезки размещаются необитаемые подводные аппараты и другие специальные под­водные средства. Кроме того, в этом районе размещена шлюзовая камера диаметром около 1,5 м, предназначенная для выпуска и приема сил спецназа и водолазов. В прочном корпусе АПЛ размещены жилые помещения, рассчитанные на 50 бойцов спецназа, а также пульты дистанционного управления НПА. Для обеспечения более высоких манев­ренных качеств АПЛ "JimmyCarter" для действий на малых скоростях в условиях мелководья оснащена дополнительной винто-рулевой колонкой, расположенной в носовой оконечности.
Водоизмещение АПЛ "Jimmy Carter" выросло до 10468 т в надводном положении, и 12158 т – в подводном. В соответствии с ростом водоизмещения АПЛ "Jimmy Carter"  выросла и стоимость этой АПЛ по отно­шению к базовому кораблю. Если "Connecticut", вторая подлодка серии "Seawolf", стоила 2,4 млрд. долл., то постройка "Jimmy Carter" обошлась в 3,2 млрд. долл.
Подлодка "Jimmy Carter", введенная в состав флота в 2005 году, стала третьим и последним кораблем типа "Seawolf". От их дальнейшего строительства было решено отказаться в пользу новейших АПЛ типа "Virginia". Эти подлодки лучше подходят для действий в прибрежной зоне (что важно в условиях региональных конфликтов), и обладают меньшей стоимостью, чем "Seawolf" (1,8 млрд. долларов).
http://www.modernarmy.ru/article/121

Немає коментарів: