понеділок, грудня 24, 2012

Норвегия готова платить России за ядерное спокойствие

Норвегия готова платить России за ядерное спокойствие

 
Российские территориальные воды, активно используемые военными, нуждаются в улучшении условий обеспечения радиационной безопасности и транспортировки радиоактивных материалов. «По нашему мнению, усилия, связанные с обеспечением безопасности судоходного пути между Андреевой губой и Мурманском, являются важным вкладом в безопасность всей структуры», – говорит руководитель норвежского ведомства по радиационной безопасности Уле Харбитц.
В то время как Россия развертывает несколько новых атомных подводных лодок стоимостью в несколько миллиардов близ своей западной границы в Арктике, Норвегия анализирует, каким образом можно модернизировать морской путь в территориальных водах у побережья Кольского полуострова и сделать его более безопасным.
Цель проекта – повышение безопасности на море для транспортировки отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов из Андреевой губы на западе через Сайда Губу на базу Атомфлота в Мурманске. Кроме того, это направление одно из основных для атомных подводных лодок, которые базируются на всём протяжении береговой линии от Западной Лицы до Североморска.
Министерство иностранных дел Норвегии выделило первый грант в размере двухсот тысяч норвежских крон (27.300 евро) на модернизацию системы безопасности в мае этого года. Средства поступают в рамках реализации долгосрочных норвежских программ, направленных на улучшение ядерной безопасности в России.
Уле Харбитц является директором Норвежского ведомства радиационной защиты (NRPA) и отвечает за проведение новых проектов в сфере обеспечения радиационной безопасности в России.
«Безопасности, рискам и оценке воздействия на окружающую среду уделяется большое внимание в новых проектах, финансируемых в рамках Плана действий по ядерной безопасности. Что касается Андреевой губы, то все запланированные действия направлены на проведение безопасной утилизации отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов», – сказал Уле Харбитц в интервью BarentsObserver.
План действий заключается в транспортировке 21 тысячи отработанных топливных сборок, которые сегодня хранятся в неподходящих для этого условиях в Андреевой губе. Отработанное топливо было извлечено из реакторов советских подлодок и размещено там в 70-х и 80-х годах прошлого века.
«Мы считаем действия по обеспечению безопасности судоходства между Андреевой губой и Мурманском залогом безопасного проведения всей операции», - говорит Уле Харбитц.
На Западной Лице располагается самая западная военно-морская база российского Северного флота. Атомные подводные лодки Северного флота постоянно курсируют в заливе, улучшением стандартов безопасности для судоходства в котором сейчас озаботилась Норвегия.
Первый грант по проекту был выдан правлением губернии Финнмарк, для которой региональное отделение Норвежской береговой администрации разрабатывает проектную документацию. Разработка ведется в сотрудничестве с российскими навигационными ведомствами.
Пер-Эйнар Фискебек, сотрудник правления губернии Финнмарк в Вадсё, в течение многих лет сотрудничает с Россией по вопросам ядерной безопасности.
«Относительно улучшений условий судоходства, приоритетным должен быть анализ необходимости модернизации береговых средств навигации и обеспечения безопасности, таких как уже существующие фонари и маяки. Этот анализ также поможет изучить возможность использования захода судов в аварийных ситуациях в запасные гавани, делать точный прогноз погодных условий, улучшить связь, карты, бортовое оборудование на судах и так далее», – сказал Пер-Эйнар Фискебек в интервью BarentsObserver.
По его словам, первые результаты будут готовы до рождественских праздников. Далее последуют описание проектной документации, пилотный проект и конкурс на реализацию проекта.
Залив Западная Лица и морское побережье на всём протяжении до Мурманска – весьма загруженный морской путь. Он используется атомными подводными лодками, курсирующими из портов приписки в Баренцево море. Количество подводных лодок, курсирующих в акватории Баренцева моря и проходящих по этому району, в последнее время увеличилось. Еще несколько подводных лодок в ближайшее время готовы войти в состав Северного флота и будут базироваться на морских базах вдоль пути следования опасных грузов.
Российский подводный флот имеет базы в Западной Лице, Ара-губе, Видяеве и Гаджиеве. Подводные лодки также частые гости в Оленьей Губе, Александровске, Североморске и Рослякове. Все эти места расположены вдоль маршрута из Андреевой губы на базу Атомфлота в Мурманске.
Автор статьи: Томас Нильсен.
На фото: Уле Харбитц, руководитель Норвежского ведомства радиационной защиты.
Фото Томаса Нильсена.

Немає коментарів: