Мурманск. Этот северный город я
увидела впервые в январе 1947 года восьмилетней девочкой (как раз пятого января
мне исполнилось восемь лет). А уехали мы из Мурманска в январе 1955 года.
Получается, что в Мурманске мы прожили ровно восемь лет. Cвои шестнадцать лет я
встретила в Москве, когда мы переезжали из Мурманска в Севастополь. Мы
останавливались у моей двоюродной сестры, Прохорской Александры Сергеевны. Она
мне подарила книгу Д. Нагишкина «Сердце Бонивура».
Папу перевели в Мурманск на новое
место службы. Он приехал первым, а уж потом явились мама, я и маленький братик,
которому в феврале должен был исполниться годик.
Каким мне запомнился этот город?
Тогда, в январе 1947 года,
Мурманск мне показался очень тёмным городом, и неудивительно: ведь мы попали
сразу в полярную ночь. Наша семья стала жить не в центре города, а в посёлке,
который назывался Роста. Нам выделили комнату в бараке. В нём располагался штаб
воинского склада № 234, а папа был назначен начальником хранения материалов
этого склада. Когда он приехал, ему для семьи предоставили финский домик, но мы
приехали позже, а семья Болдыревых приехала раньше нас, их временно разместили
в этом домике.
Являемся мы – и нам жить негде. Вот и пришлось жить в бараке, причём, в той его части, где находилось управление (или штаб – я не знаю, как точно назвать) склада. У нас была одна комната, а во второй части барака жили рабочие склада. Удивительно, как мы жили? Ни мебели, ни посуды. Какие-то ящики служили столом, шкафом. Мама что-то приспосабливала под мебель, выкручивалась, я сейчас и представить не могу, как она это делала. Братик Юрочка совсем маленький, шустрый, он начинал ходить, ползал. Папа соорудил под столом полку для посуды, какая-никакая, а она была. Так Юрик доползал до этой полки и устраивал там погром – только успевай его держать. Глаз да глаз за ним был нужен.
Являемся мы – и нам жить негде. Вот и пришлось жить в бараке, причём, в той его части, где находилось управление (или штаб – я не знаю, как точно назвать) склада. У нас была одна комната, а во второй части барака жили рабочие склада. Удивительно, как мы жили? Ни мебели, ни посуды. Какие-то ящики служили столом, шкафом. Мама что-то приспосабливала под мебель, выкручивалась, я сейчас и представить не могу, как она это делала. Братик Юрочка совсем маленький, шустрый, он начинал ходить, ползал. Папа соорудил под столом полку для посуды, какая-никакая, а она была. Так Юрик доползал до этой полки и устраивал там погром – только успевай его держать. Глаз да глаз за ним был нужен.
У меня ещё оставалось несколько
дней каникул. Их я даром не теряла: познакомилась с двумя девочками, жившими в
нашем бараке, их родители работали на складе. Обе они тоже были первоклассницами,
обеих звали Валями. Одна – Валя Ермолаева, небольшого роста, худенькая, слегка
вьющиеся волосы заплетены в две тоненькие косички. Улыбчивая, весёлая девочка.
Вторая Валя – Яковлева, была выше своей подружки, спокойная, даже тихая
девочка. С этими девочками я и пошла в школу, когда кончились каникулы, но они
учились в 1-е классе, а меня определили в 1-д. В то время в Росте была всего
одна школа. Нельзя забывать, что это 1947 год, с тетрадями, учебниками было
очень плохо. Мама клеила мне тетради из каких-то листов, писать чернилами на
них было трудно, так как бумага под пером расползалась. Ничего, я всё равно
старалась писать аккуратно. Но сама школа наша, которая называлась седьмая
средняя, оказалась очень хорошей, строгой. Большую часть своей школьной жизни я
провела в ней. Она была четырёхэтажной, стояла как-то в стороне от жилых домов,
на отшибе, сзади неё пустое пространство и обрывистый спуск в долину реки
Роста. Речка была узкая, мы её легко перебегали по камням, но с двух сторон
поднимались довольно высокие горы. В начальных классах с этих гор зимой мы
спускались на санках, а в старших – на лыжах.
Пока же я пошла в 1-д класс к
учительнице, которую звали Прасковья Дмитриевна. Этот класс уже третий за
первый учебный год, конечно, такие переезды не могли не сказаться на моих
отметках, ведь ко мне присматривались: что за девочка, как она будет вести
себя, учиться, вообще – что новенькая девочка может. Завуч Попова Валентина
Павловна (полная тёзка моей мамы), когда мы впервые пришли к ней с мамой, приняла
меня очень тепло. Мама сказала, что я поступаю в первый класс.
– Да что вы, – удивилась
Валентина Павловна, – я думала, что вы во второй класс поступаете. У нас такие
дети во втором классе учатся.
Значит, тогда я была довольно
рослая девочка для своего возраста (южанка же!), а потом расти перестала.
Наверное, север сказался?
Вспоминаются некоторые эпизоды из
того учебного года. Прасковья Дмитриевна оказалась (мягко говоря) женщиной
грубоватой, крикливой. Однажды она подошла к нашей парте. Моя соседка – а шёл
урок арифметики – что-то неправильно написала. Учительница держала в руке
металлическую ручку. Были такие: она разделялась на три части, центральная –
трубочка, а в неё с двух концов вставлялись маленькие кусочки, в одном конце
было перо, а в другом – карандаш. Из таких ручек мальчишки ещё плевались:
нажуют кусочек бумаги, засунут в трубочку и дуют – стреляют друг в друга. Так
вот такую ручку держала учительница. Постояла она около соседки, видит, что та
неправильно пишет, разозлилась и давай стучать девочке в висок этой ручкой:
«Что ты за бестолочь!» – кричит на неё. До сих пор мне становится больно, когда
я это вспоминаю. Чувство возмущения прямо полыхнуло в моём сердце, и мне очень
не захотелось учиться в этом классе, но до конца учебного года приходилось
терпеть.
Позже нас рассадили. Моей новой
соседкой оказалась девочка, с которой мы подружились. Но однажды… Забыла я, как
её звали, только вижу мысленно смешливое и смышленое лицо. В тот день пришла я
в школу в чистом светлом платье (формы тогда ещё не было). Во время урока
соседка обмакнула перо в чернильницу- непроливашку – вдруг из неё на пере
вытащился большой безобразный фиолетовый кусок бумаги. Девчонка расхохоталась –
и бросила его мне на платье.
– Ты что! – в ужасе закричала я
свистящим шёпотом. – Ты что наделала? Как я маме покажу такое измазанное
платье?
– Вы чем это там занимаетесь? –
повернулась к нам от доски учительница. – Встаньте!
Мы встали, опустив головы.
– А ну-ка идите обе в угол! Обе,
обе!
И мы разошлись по разным углам у
доски. Я была бесконечно возмущена. Как же так? Я ни в чём не виновата!
Пострадала, да ещё и в угол угодила. За что?! Эти мысли бились в моей голове.
Вот и платье оказалось испорченным. Но делать нечего: поставили – пришлось
стоять в углу, а чувство несправедливости глубоко засело внутри. Я повернулась
к классу спиной и стала изучать большую физическую карту Советского Союза,
висящую на стене. Нашла Крым, любимый Севастополь, потом отыскала Мурманск и
стала ехать по карте с севера на юг, даже не услышала, когда моя соседка,
обидевшая меня, елейным голоском сказала:
– Прасковья Дмитриевна, простите
меня, я больше не буду.
– Не будешь? Ну, хорошо, садись,
– разрешила учительница и посмотрела в мою сторону, но не дождалась от меня
просьбы о прощении и продолжила урок. Урок шёл, а я молчала и мысленно
рассуждала: «За что я должна просить прощения, если я и в углу без вины
оказалась?» И продолжала путешествовать по карте от Мурманска до Севастополя.
– А ты почему не просишь
прощения? – наконец не выдержала учительница.
Я молчала, стояла, опустив
голову.
– Какая упрямая! Садись на своё
место, – сердито проговорила Прасковья Дмитриевна.
Я двинулась к парте, но тут
прозвенел звонок. С подружкой мы, конечно, помирились, а вот к учительнице
неприязнь усилилась. Неуютно мне было в этом классе. А в конце учебного года,
когда шли последние уроки, подводились итоги, на уроке чтения Прасковья
Дмитриевна почему-то вышла из класса, я в это время стояла у стола и читала
какой-то текст. Выходя, учительница поручила девочке, сидевшей за первой партой
и бывшей её правой рукой, последить, чтобы я не читала по слогам. «Смотри,
потом мне скажешь. Читай дальше»,– повернулась она ко мне и вышла из класса.
Прочла я свой кусок, села на
место, после меня вышла к доске другая девочка, тоже стала читать. Через
несколько минут вернулась учительница и обратилась к девчонке на первой парте:
– Ну, как они читали?
– Прасковья Дмитриевна, а
Прохорская по слогам читала.
У меня от этих слов челюсть
отвисла. Как это, я читала по слогам? Я с пяти лет читала книги, была записана
в библиотеке, давным-давно ни о каких слогах речи не было. И тут – такая ложь!
От возмущения я не выдержала:
– Что ты врёшь! Я не читала по
слогам!
– Да– да – да! Ты по слогам
читала!
– Ну, хватит! Садитесь обе. Целый
год училась, а так и не научилась гладко читать, всё по слогам читаешь.
Эта ложь, поведение учительницы,
сразу вставшей на сторону лгуньи, которую она знала с самого начала учебного
года, меня снова обидели. По чтению за год я получила отметку «четыре», да и
остальные отметки в табеле были четвёрки. После этого мне больше не захотелось
учиться у Прасковьи Дмитриевны
(Продолжение следует)
Немає коментарів:
Дописати коментар