ДИРЕКТИВА
ВОЕННЫМ СОВЕТАМ СФ, ЧФ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ УЧАСТИИ КОМАНДИРОВ СОЕДИНЕНИЙ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК В БОЕВЫХ ПОХОДАХ
№ 07/ш 8 января 1943 г. 04.00.
Подобно тому, как
командиры авиационных соединений вплоть до командующего ВВС не пользуются
достаточным авторитетом, если никогда лично не участвуют в боевых действиях,
так и наши командиры соединений подлодок, включая и командиров бригад
обязательно должны участвовать в боевых походах. Предлагаю заставить их, а
также начальников штабов БПЛ обязательно лично участвовать в боевых походах.
КУЗНЕЦОВ
Рапорт кэптена
Фокса
командиру 2-й
бригады подлодок Черноморского флота
о пребывании на ПЛ
М-34
У меня имеются следующие замечания за время пребывания на позиции на ПЛ М-34. Прежде всего мои
замечания будут очень откровенными и, поскольку я имею много друзей на наших
лодках, я уверен, что никто из них на мои замечания обижаться не будет. Мои
замечания будут касаться, главным образом, разницы в несении патрульной службы
английскими подводными лодками и подлодками Советского Союза, которые,
несомненно, работают в разных условиях.
Первое, что мне кинулось в глаза, покидая базу, это - наличие дерева на
мостике и в надстройке, как - то: спасательные пояса, крюк, деревянный трап.
Все это на английских подлодках в военное время снято и хранится на базе
подводных лодок. По моему мнению, это наиболее опасно для подводной лодки, если
она подвергается бомбардировке, так как деревянные предметы могут всплывать и
обнаруживать местонахождение ПЛ.
1.Я был удивлен, что подводная лодка не погрузилась, сразу выйдя из базы
для дифферентовки, а также, чтобы принять часть балласта цистерны главного
балласта. Я знаю, что подлодка удифферентовалась в бухте за день до выхода в
море, однако, когда подлодка погрузилась в 5 часов следующего утра,
поддифферентовка заняла некоторое время. Если бы подводной лодке пришлось
быстро уйти под воду, в случае встречи с противником, то она оказалась бы
недостаточно удифферентованной для выхода в атаку. Я также был удивлен, что ПЛ
в дневное время шла прямым курсом, не делая зигзагов. Я считаю, что ПЛ, покидая
и возвращаясь в базу, не должна идти прямым курсом, а идти зигзагообразно.
Зигзаг должен быть мелким. Английские ПЛ ПЛ всегда ходят зигзагообразным курсом
днем и даже в светлые ночи. Если ПЛ ПЛ противника действуют и будут действовать
в водах Черного моря, то несомненно они будут оперировать у ваших баз, также
как ваши ПЛ ПЛ оперируют у баз противника, для ПЛ противника не будет никакой трудности
выйти в атаку на корабль, идущий прямым курсом. Этот вопрос касается не только
русских ПЛ ПЛ, но также и надводных кораблей. Я и коммандер Эмброуз не раз
наблюдали, как ваши корабли ходят прямым курсом, поэтому и делали свои
замечания. По моему мнению, служба наблюдения на ПЛ за все время нахождения ПЛ
в море неслась хорошо. Ночной прицел, установленный на мостике прост по своему
обращению и хорош. Я считаю, что освещение репитера в боевой рубке слишком
яркое. На английских ПЛ ПЛ на репитерах установлены реостаты, позволяющие
увеличивать или уменьшать освещение последних. Вскоре, после выхода из базы на
небольшом расстоянии была обнаружена ПЛ типа «Д», о пребывании которой в этом
районе командиру ПЛ не было известно. Я считаю, что он должен был быть извещен
и в особенности, если в районе ваших баз оперируют ПЛ ПЛ противника. В
результате вибрации обломалось ограждение горизонтальных рулей и, ударяясь о
корпус, производила много шума. Однако, этот недостаток вскоре был
ликвидирован. По моему мнению, пользование надводным гальюном в военное время
представляет большую опасность. Если потребуется произвести срочное погружение,
а в гальюне кто-либо находится, то погружение займет больше времени. На
английских ПЛ ПЛ категорически запрещено пользоваться надводным гальюном в
военное время. По моему мнению, на ПЛ ПЛ типа «М» должно быть 3 строевых
командира, ибо эти ПЛ ПЛ используются на наиболее ответственных позициях в
районах мелких вод и несение вахты в 2 смены очень трудно для командного
состава. Особенно устает командир ПЛ. Кроме этого, для 3-го командира была бы
хорошая практика. Он получил бы больше практики на ПЛ типа «М», чем, допустим,
6-й командир на ПЛ типа «Д».
На следующий день перед рассветом мы погрузились. Я считаю, что команда
хорошо знает свое дело, хорошо выполняла свои обязанности во время погружения,
а также во время подводного хода. По моему мнению, работа моторов вертикального
и горизонтального рулей, мотора подъема перископа и в особенности
дифферентовочная помпа производят много шума. На английских ПЛ ПЛ давным-давно
отказались от дифферентовочной системы. Если нужно удифферентовать ПЛ, то вода
принимается или откачивается непосредственно за борт и никогда не
перекачивается из одной дифферентной цистерны в другую. Я считаю, что при нахождении
ПЛ на позиции, а также при переходах в подводном положении, вентиляция цистерн
(кроме цистерн главного балласта при погружении) не должна производится наружу,
а должна производится внутрь ПЛ. На вашей ПЛ регенерация воздуха очень хорошая
и, по моему мнению, гораздо лучше, чем на английских ПЛ ПЛ. Я очень бы хотел
получить описание на русском языке вашей системы регенерации воздуха, чтобы
послать своему адмиралтейству.
По моему мнению, гидроакустика на ПЛ недостаточно хорошая и не отвечает
своим требованиям, я надеюсь, что ваши ПЛ ПЛ будут снабжены английскими
гидроакустическими приборами «Асдик». Тренировка слухачей шумопеленгаторов на
этом приборе занимает очень мало времени, хотя для тренировки ЗПС требуется
очень много времени, но она на ПЛ не столь существенна. По моему мнению, имея
недостаточно хорошие шумопеленгаторы, время всплытия с безопасной глубины на
перископную глубину должно быть сокращено до минимума.
Я считаю, что система внутренней сигнализации и особенно на такой
маленькой лодке, как «М» не совсем удачна. Слишком много звонков и ревунов, в
то время, как можно было бы передавать голосом. На английских подводных лодках,
как правило, имеется только два звуковых сигнала - боевая тревога и срочное
погружение. Если ПЛ находится на перископной глубине и ей нужно уйти на большую
глубину на английских лодках дается тот же сигнал, что и для срочного
погружения.
Утром 21 сентября был обнаружен конвой из 2-х кораблей, который шел в
сопровождении эсминца и двух катеров. Был дан сигнал боевой тревоги. Во время
атаки я находился в центральном посту. Наблюдая за азимутальном кругом
перископа, репитером [гироскопа] и глубиной хода ПЛ, я имел точное
представление о производимой атаке. Мне кажется, что лодка не была достаточно
хорошо удифферентована, так как во время атаки долгое время работала
дифферентовочная помпа, за шумом которой трудно было слышать приказания
командира. Атака была трудной, так как корабли шли зигзагом и имели охранение.
Я считаю, что командир ПЛ занял очень хорошую позицию для атаки и атаковал с
расстояния 5 кабельтовых. В 8.54 минуты был дан залп. Все были спокойны и
находились на своих местах. Командир лодки поднимал перископ на большом ходу
(по меньшей мере 4 узла) и я уверен, что перископ ПЛ был обнаружен как раз перед
выстрелом. Однако, это не была вина командира, ибо он должен был смотреть в
перископ, и ПЛ должна была иметь больший ход, так как она была недостаточно
хорошо удифферентована. Возможно, что дифферентовка лодки изменилась после
приготовления торпедных аппаратов к выстрелу.
2. Я считаю, что командир должен был выпустить не одну, а 2 торпеды.
После выстрела подлодка привсплыла. Возможно, недостаточно хорошо отработала
система БТС. Была заполнена цистерна быстрого погружения и ПЛ ушла на глубину.
В момент залпа командир ПЛ видел, что на лодку шли эсминец и катер. После
атаки командир лег на курс вест, чтобы оторваться от места атаки, уйти ближе к
берегу и тем самым ввести в заблуждение атакующие ПЛ корабли. Спустя 45 секунд
после выстрела послышался взрыв. Возможно, это был взрыв торпеды, попавшей в
цель, ибо он отличался от последующих взрывов, сброшенных глубинных бомб. Я
считаю, что, если торпеда не попала, мы бы услышали ее взрыв при падении на
грунт, пройдя свою дистанцию. Английские ПЛ ПЛ зачастую, при выстреле
нескольких торпед, слышат взрывы торпед, попавших в цель и спустя некоторое
время взрывы остальных торпед, при падении их на грунт. После первого взрыва
командир ПЛ лег на грунт и остановил работу всех механизмов. В лодке не было
никаких шумов, стояла абсолютная тишина и мы слышали шум винтов катера и
эсминца, проходивших, как раз, над нами и сбрасывающих глубинные бомбы. Бомбы
рвались очень близко и, по моему мнению, это были малые глубинные бомбы,
поставленные на небольшую глубину. Одна бомба разорвалась над боевой рубкой.
Погасло несколько лампочек, на мою голову посыпалось стекло, поврежден перископ
и дифферентовочная помпа, вышло из строя много амперметров и вольтметров. Я не
стану перечислять всех повреждений, ибо командир ПЛ наверняка доложил Вам более
подробно. Во время бомбардировки, как командный состав, так и рядовой состав,
были совершенно спокойны и вели себя очень хорошо. Поведение личного состава ПЛ
М-34 может являться хорошим примером для личного состава всех ваших ПЛ ПЛ.
Обращаясь к командиру ПЛ со смехом я сказал, что это хороший урок. Командир ПЛ
спросил меня: «Что бы предприняла английская ПЛ, если бы она оказалась в таком
положении?». Я сказал, что, по моему мнению, поскольку ПЛ была обнаружена,
нельзя было оставаться на месте, а во что бы то ни стало надо оторваться от
места атаки и уходить. Я был уверен, что мы могли это сделать, не будучи
обнаружены. Я считал, что идти к берегу, ложиться на грунт и выжидать ночи,
было бы не совсем правильным решением. По-моему, нужно было оторваться от
противника и следовать на ост. Я порекомендовал командиру никаких цистерн не
вентилировать наружу, не пускать никаких помп и перевести управление
вертикальным и горизонтальными рулями вручную, идти на ост под одним мотором
малым ходом. Командир ПЛ спросил меня, рекомендую ли я открыть клапана
вентиляции цистерн главного балласта. Он, по всей вероятности, читал мою
беседу, где рекомендовалось открывать клапана вентиляции цистерн главного
балласта во время бомбардировки. Однако, в моей беседе я имел ввиду только
полуторакорпусные и двухкорпусные лодки и, конечно, это, ни в коей мере, не
относится к однокорпусным лодкам. Командир лодки последовал моим советам и мы
начали отрываться от противника. Хотя после и было слышно много разрывов
глубинных бомб, однако они не рвались так близко от нас, как раньше. Я понимал,
что наш курс отхода был очень близок от минного поля и я не был уверен, что
показания магнитного компаса верны. Я знал, что до этого ПЛ подвергалась
размагничиванию, после чего было произведено уничтожение девиации магнитного
компаса. Я знаю ряд случаев, когда после бомбардировки глубинными бомбами на
ряде английских ПЛ ПЛ показания магнитных компасов были неправильные. Хотя в
данном случае магнитный компас и мог быть поврежден, однако поскольку нужно
было знать курс точно, я порекомендовал командиру ПЛ включить гирокомпас. Я был
уверен, что работа гирокомпаса не будет выслушиваться снаружи, хотя он и
производил бы небольшие шумы внутри ПЛ, Командир ПЛ сначала не хотел включать
гирокомпас, но после моего объяснения, что все командиры английских ПЛ ПЛ в
первое время войны имели такое же мнение, как и командир ПЛ М-34 и что они
всегда старались выключать сперри. Однако, им сейчас приказано не останавливать
работу гирокомпаса, ибо на произведенных ряде экспериментов мы убедились, что
шум работы Сперри не может быть выслушан при работе одного мотора на малом
ходу. После этого, командир ПЛ приказал включить гирокомпас. Скоро же, после
этого корабль противника прошел малым ходом прямо над нами, однако он нас не
обнаружил и сбросил свои бомбы на некотором расстоянии от нас. После этого я
был уверен, что мы уйдем без дальнейших повреждений. В 13.15 корабль противника
прошел довольно близко от нас, и я был уверен, что это было случайно, и он не
знал нашего места, ибо он сбросил бомбы через некоторый промежуток времени
после того, как мы его слышали, и что эти бомбы были сброшены кораблями
противника, охотившимися за нами, которые они бросали через каждые 30 минут или
час. Этим они хотели заставить нас думать, что они все еще нас преследуют и
чтобы заставить лодку лежать на грунте. С момента отрыва от грунта и до момента
всплытия в надводное положение ПЛ все время шла со скоростью 2 узла, иногда
давала 4. Мы уходили все дальше и дальше от места атаки корабля противника и
всплыли, примерно, в 9 часов вечера на расстоянии около 30 миль от места атаки.
Если бы перископ не был бы поврежден, я бы посоветовал командиру ПЛ всплыть под
перископ, посмотреть на горизонт, чтобы убедить себя, что поблизости никаких
охотников нет, и что бомбы рвутся на большом расстоянии от нас. Я бы
рекомендовал каждому командиру ПЛ, если он оторвется от противника, то через
некоторое время привсплыть под перископ, чтобы убедиться что его не преследуют.
Будучи уверен, что за ним не охотятся, командир ПЛ и команда будут себя
чувствовать более спокойно. Посмотреть в перископ, при первой возможности,
необходимо, т.к. это имеет большое моральное значение для к-ра ПЛ и если ПЛ
находится в подводном положении и слышит взрывы глубинных бомб, командир будет
всегда думать, что его преследуют. Около 14 часов вечера я пошел в дизельный
отсек и сказал несколько слов на русском ломанном языке находящейся там
команде, которая чувствовала себя хорошо, были все в веселом настроении. Утром,
22 сентября я имел небольшую беседу со свободной от вахты команды, во время
которой мне было задано ряд вопросов. Поведение командного и личного состава во
время бомбардировки было очень хорошее.
Уроки даны:
1-й урок: русские ПЛ ПЛ могут переносить глубинные бомбы. В начале
противник бросал на нас малые глубинные бомбы, однако, по моему мнению, позже
они сбрасывали более крупные бомбы. Я считаю, что необходимо держать в большом
секрете то, что малые глубинные бомбы, рвавшиеся вблизи ПЛ, не принесли ей
больших разрушений, ибо если это дойдет до противника, он может отказаться от
малых глубинных бомб и применять только крупные.
2-й урок: Бесполезно бросать малые глубинные бомбы по подлодке по одной
бомбе. Глубинные бомбы должны быть крупные и сбрасываться группами с различной
установкой глубины. При разрыве одной глубинной бомбы ПЛ, получив сотрясение,
быстро приходит в нормальное положение. Однако, при разрыве одновременно
несколько глубинных бомб на разной глубине, ПЛ получает сильные сотрясения,
причиняющиеся большие разрушения. ПЛ очень трудно уничтожить глубинными бомбами
и английские противолодочные корабли никогда не бросают менее 5-ти бомб сразу.
Иногда бросают 12 и даже больше с разной установкой глубины.
3-й урок: Противник делает совершенно правильно, когда охотится за ПЛ в
р-не ее обнаружения до темноты (бомбы были слышны по меньшей мере в течение 8
часов после начала бомбардировки) и, возможно, что противник в этом р-не имеет
противолодочные корабли, ожидающие всплытия ПЛ в ночное время. ПЛ ПЛ должны
помнить это и должны отрываться и уходить с места, где они подвергались
бомбардировке.
4-й урок: Сразу, сейчас сделать ваши ПЛ ПЛ бесшумными невозможно, но
можно довести шумы до минимума, путем перехода на ручное управление рулями, с
включенным гирокомпасом, идти малым ходом под одним мотором. В таком положении
ПЛ выслушать трудно. Примером может служить ПЛ М-34. Опыт также показал, что
управление горизонтальными и вертикальными рулями в ручную не выматывает
рулевых. Я рекомендовал бы, если это возможно, приспособить подъем перископа
вручную, т.к. в настоящее время мотор подъема перископа на ваших ПЛ ПЛ остается
почти единственным механизмом, который в данный момент обесшумить нельзя. Я
также рекомендовал бы, если это возможно, поскорее поставить на резиновые
амортизаторы все наиболее важные приборы, как-то: амперметры, вольтметры,
глубомеры и т.д. Всегда иметь один глубомер выключенным. Надо ожидать, что ваши
ПЛ ПЛ будут иметь в дальнейшем более серьезные повреждения, но не надо боятся
этого, ибо конструкция русских подводных лодок показывает, что они могут
переносить глубинные бомбы.
5-й урок: Если ПЛ попала подходящая цель и она вышла в атаку, не надо
жалеть торпед, а надо выпускать столько в залпе, сколько позволяет конструкция
торпедных аппаратов и надо считаться с возможностью всплытия ПЛ в момент залпа.
Мне говорили, что вы не имеете недостатка в торпедах. Мое мнение, не жалея
торпед, если подвернулась возможность, посылай во врага все, что ты можешь.
6-й урок: Позиция, на которой находилась ПЛ М-34, является такой
позицией, на которой ПЛ ПЛ всегда могут встретить цель. Я хотел бы побеседовать
с командиром 2-й БПЛ, капитаном 1-го ранга Соловьевым, об использовании ваших
ПЛ ПЛ на данной позиции в дальнейшем, как на наиболее ответственном участке
коммуникации врага. Я очень благодарен капитану 1-го ранга Соловьеву за то, что
он предоставил мне возможность выйти на эту позицию, а также очень благодарен
командиру ПЛ М-34, капитан-лейтенанту Голованову, его командирам и команде за
их большую любезность и хорошее отношение ко мне, как к пассажиру на их боевой
и очень чистой ПЛ.
25
сентября 1941 г.
Кэптен Фокс
Переводчик старший лейтенант Тарасов
(ОЦВМА, ф. 32, д. 5532,
л. 282-291. Данный
документ, представляющий собой предложения британского офицера-подводника по
поводу эффективного использования советских подводных лодок после его участия в
боевом походе ПЛ М-34 в рамках обмена
боевым опытом)
Предложение
капитана Фокса по использованию наших ПЛ ПЛ
Диаграмма, приложенная к схеме, рассматривает пребывание двух подводных
лодок в течение одного месяца на важной линии коммуникации противника между
болгарскими портами и Констанца. Некоторые корабли противника идут по маршруту
Констанца в устье Дуная, но их не так много и я предпочел бы взять лодки с
позиции у Сулины и использовать к югу от Констанцы. Прилагаемая диаграмма
рассматривает использование на позиции 6 ПЛ ПЛ типа «М» и 3 ПЛ ПЛ типа «Щ» и
позиция остается без лодок только (исключая зарядку батареи) в течение одной
ночи, когда ПЛ покидает позицию, ибо на следующее утро прибывает заменяющая ПЛ.
Из первой схемы можно видеть, что использование пяти ПЛ типа «М». Каждая ПЛ
получает 13 дней в базе и 7 дней в море.
Предположим, что одна из лодок временно выйдет из строя, однако несение
позиционной службы может быть выполнено четырьмя ПЛ, но с таким расчетом, что
ПЛ ПЛ будут находится 9 дней и базе и 7 в море. Если одна ПЛ выйдет из строя,
несение позиционной службы на недолгое время могут выполнять три типа «Щ» с
таким расчетом, что они будут 9 дней в базе и 9 дней в море.
Замечания о позициях.
Кажется, наилучшей позицией является позиция между Мангалия и Констанца
и я бы имел одну лодку здесь. ПЛ ПЛ, идущие на эти позиции могут использовать
фарватер против Тузлы и при оставлении позиции они могут уходить либо этим же
фарватером, либо фарватером, находящимся против Констанцы. Если ПЛ уходит с
позиции, используя фарватер против Тузлы ночью, она может пройти вблизи ПЛ,
идущей ей на смену. Однако, это не будет играть значения, так как каждая ПЛ
будет предупреждена о возможности встречи ПЛ в эту ночь в данном районе, а
также им должно быть приказано не атаковать ПЛ ПЛ в этом районе. Между базой и
входным фарватером на позицию уходящая и возвращающаяся ПЛ ПЛ, должны идти
разными маршрутами, так как, в случае преждевременного ухода с позиции
(допустим использовали торпеды), они могут встретиться на пути. Я бы
посоветовал использовать лодки, упомянутые во второй схеме, на позиции к югу от
Мангалии, если это не слишком близко к болгарской границе. ПЛ ПЛ подходят на
позицию и уходят с позиции к югу от Мангалии. Если использовать указанную выше
позицию нельзя, я бы посоветовал использовать ПЛ ПЛ, указанные в первой схеме, между
Констанцей и Тузла, а указанные ПЛ ПЛ во второй схеме - между Тузла и Мангалия.
В этом случае все лодки должны использовать фарватер против Тузлы. В этом
случае одну из схем нужно передвинуть на два дня, во избежание прибытия на
позицию одновременно двух лодок. Если между Констанца и Мангалия оперируют две
ПЛ, фарватер использовался бы очень часто, что было бы необходимо приказать ПЛ
не атаковать подводные лодки во всем этом районе. Это не будет играть роли, ибо
основной задачей их является атака кораблей противника, а также противник имеет
мало ПЛ ПЛ в этом районе. Прилагается схема действия ЭМ в этом районе. Задачей
этой операции является атака линии коммуникации конвоев противника между
Констанца и Мангалия в ночной время эсминца. Операция, возможно, немного
опасная для эсминцев, но я считаю, что она оправдает себя по следующим
причинам:
1. Конвои противника в настоящее время следуют на линии Мангалия -
Констанца без каких-либо помех, кроме подводных лодок.
2. Эта операция будет иметь очень большой моральный эффект на врага,
даже в том случае, если не будет потоплено ни одного корабля противника, а
эсминец получает повреждения.Эта операция может остановить движение конвоев
противника на некоторое время, ибо они не будут знать когда такая же операция
повторится.
3. Кроме этого, эта операция имела бы большую моральную поддержку для
наших ПЛ ПЛ, действующих в этом районе. Я знаю из опыта, что известие о
действии своих надводных кораблей, иногда приходящих в район действия своих
подводных лодок и атакуя здесь корабли противника, очень обадривает ПЛ ПЛ.
Кроме того, противолодочные корабли противника не чувствовали бы себя в
безопасности. Подобные операции очень часто проводились английскими крейсерами
и эсминцами у южного побережья Норвегии, несмотря на наличие крупных воздушных
сил противника в Ставангере. Прежде, чем начать эту операцию, надо приказать
своим ПЛ ПЛ покинуть этот район на ночь или же уйти ближе к берегу противника,
лечь на грунт и не атаковать никаких кораблей в течение этой ночи. Если ПЛ ПЛ
уходят к берегу противника, эсминцам должно быть приказано не атаковывать
подводных лодок в этом районе. Предположим, что темное время суток продолжается
с 20 до 6 часов, и, что если эсминцы идут со скоростью 25 узлов (кроме района
между Мангалия и Констанца, где они могут идти малым ходом), расстояние которое
должны пройти эсминцы, идущие курсом, который я рекомендовал бы, около 480 миль. Эсминцы покидают
Севастополь около 15 часов и идут со скоростью 25 узлов 120 миль в северо-западном
направлении, как бы направляясь в Одессу. В 20 часов, с наступлением темноты,
ложатся на курс зюйд-вест по направлению к Констанце, что составит еще 120 миль и они прибудут в
район Констанцы в 01.00. Расстояние от Констанцы до Мангалии около 25 миль, которое они могут
покрыть к 03.00 или же ранее, если они никого не встретят. Если эсминцы никого
не обнаружили и сами не были обнаружены, я бы посоветовал дать по Мангалии
несколько залпов для того, чтобы обратить на себя внимание противника. В 03.00
эсминцы направляются в Севастополь и к 06.00. (начало рассвета) будут в
расстоянии 75 миль
от берегов противника. Им потребуется пройти еще около 150 миль (6 часов при
скорости 25 узлов). Если это потребуется и будет возможно, для сопровождения
эсминцев могут быть посланы истребители на этот участок пути. Если эсминцы
могут идти со скоростью больше 25 узлов, операция займет меньше времени и они к
началу рассвета, таким образом, будут дальше от берегов противника.
29 сентября 1941 г. Переводчик старший
лейтенант Тарасов
(ОЦВМА, ф. 32, д. 5532, л. 262-266. Данный
документ, представляющий собой впечатления об участии британского
офицера-подводника в боевом походе советской подводной лодки в рамках обмена
боевым опытом.)
Материал предоставлен автором книги
В.Бойко "Трагедия Черноморского подплава."
В.Бойко "Трагедия Черноморского подплава."
Немає коментарів:
Дописати коментар