- мыс Нордкап — Медвежий остров,
- Гренландия — Исландия — Фарерские острова — Великобритания (Фареро-Исландский рубеж)
- в Тихом океане.
Система была эффективным средством обнаружения атомных подводных лодок ВМФ СССР 1-го и 2-го поколений. Появление подводных лодок 3-го поколения со значительно меньшей шумностью резко уменьшило дальность обнаружения.[1]
На рубеже 1990-х годов в Норвежском море был проведён эксперимент по обнаружению подводной лодки с помощью системы СОСУС, включающей комплекс «Цезарь», в результате предполагаемые координаты подлодки образовали эллипс размером 216 на 90 километров.[2]
http://ru.wikipedia.org/
Со
времен первой мировой войны и до середины 60-х годов вопросы борьбы с
подводными лодками относились к явлениям тактического плана. С
появлением на флотах баллистических ракет и атомной энергетики ПЛ стали
способны решать стратегические задачи в войне на море, что
предопределило резкое возрастание приоритета противолодочных действий в
ВМС США и у их союзников по НАТО. В годы "холодной войны", оценивая
стратегические возможности ВМФ СССР, военно-политическое руководство США
признавало, что одну из основных угроз для стратегических
наступательных сил, военно-экономического потенциала страны и
группировок вооруженных сил будут представлять ПЛ нашего флота.
Поэтому, а также из-за своей сложности, борьба с подводной угрозой была
выделена в самостоятельное направление войны на море - противолодочную
войну (ПЛВ).
Закономерным
следствием таких взглядов явилось создание в ВМС США и НАТО постоянно
действующей системы противолодочного наблюдения на театрах возможных
военных действий. Ее основу составили стационарные гидроакустические
системы (СГС), которые явились одним из наиболее примечательных
достижении в развитии сил и средств борьбы на море в послевоенный
период. Их практическое применение в широких масштабах стало возможным в
результате больших успехов в исследовании акустики и инженерном
освоении Мирового океана, в развитии технических средств приема и
обработки гидроакустических излучений.
Первоначально
СГС создавались с целью поисково-спасательного обеспечения кораблей в
море. Однако вскоре обнаружилась их способность вести наблюдение за
подводной обстановкой в обширных акваториях океанских и морских ТВД. С
началом несения советскими ракетными ПЛ боевой службы у берегов США в
начале 60-х годов СГС стали ключевым элементом системы стратегической
ПЛВ, призванной наряду с системами раннего предупреждения о ракетном
нападении противника обеспечивать защиту территории Североамериканского
континента от баллистических ракет. Именно к этому периоду относится
создание первых двух боевых систем дальнего гидроакустического
наблюдения у Восточного и Западного побережья США. На них были возложены
функции обнаружения ПЛ в подводном положении, их классификации,
определения местонахождения и элементов движения, выдачи данных в
оперативные центры ПЛВ для управления маневренными противолодочными
силами (ПЛС).
С 70-х годов СГС действуют в рамках единой стратегической системы подводной разведки и наблюдения СОСУС (SOSUS - Sound Surveillance Undersea System).
Во второй половине 80-х годов при помощи средств системы СОСУС
контролировались все наиболее важные в оперативно-стратегическом
отношении районы Атлантического и Тихого океанов. Роль СПРН СОСУС в
системе ПЛВ характеризуется в настоящее время также тем фактом, что на
ее долю приходится до 80% первичных обнаружений ПЛ. Данные о ПЛ,
обнаруженных системой СОСУС, используются для наведения маневренных ПЛС,
которые, применяя свои бортовые средства обнаружения, осуществляют
уточнение местонахождения ПЛ и слежение за ними в готовности к
применению оружия. История научных исследований и практических
мероприятий по развитию стационарных систем наблюдения за подводной
обстановкой берет начало со второй половины 40-х годов. По окончании
второй мировой войны научно-исследовательское управление ВМС США
вплотную занялось вопросами распространения звука в океане. Начатые
тогда же фундаментальные и прикладные исследования привели к тому, что
было открыто явление сверхдальнего распространения звука шумящих
объектов в так называемом подводном звуковом канале (ПЗК).
В 1952 г. на Тихом океане были проведены испытания прибора СОФАР (SOFAR),
который давал возможность улавливать звуки подводных взрывов в ПЗК на
расстояниях до 3000 миль. Предполагалось использование системы на базе
данных приборов для определения местонахождения аварийных самолетов, ПЛ
и НК, которые могли сигнализировать об авариях при помощи специальных
взрывных источников звука.
Успех
проекта СОФАР породил направление исследований по созданию систем
наблюдения за подводной обстановкой на базе активных и пассивных
гидроакустических средств. До марта 1959 г. все мероприятия проводились в
рамках программы под условным наименованием «Атлантис» (Atlantis),
которая предусматривала проведение большого комплекса исследований в
области физики моря, а также по особенностям распространения звука
различных диапазонов волн в различных районах. По результатам работ были
сделаны выводы о технической и экономической осуществимости данного
вида наблюдения.
Была
разработана концепция системы "Цезарь"(Ceasar), которая заключалась в
установке на больших глубинах, где прием звуковых сигналов оптимален,
пассивных гидрофонных модулей (укладываемых на грунт или подвешиваемых
на опорах), соединенных кабелями с береговыми постами обработки и
анализа. В 1954 г. начала функционировать первая экспериментальная
станция этого типа.
Ранние
эксперименты не ограничивались побережьем США. Одна из станций,
установленная в 1957г. в Японском море, была способна отслеживать
деятельность сил Тихоокеанского флота в районе Владивостока. Однако, как
свидетельствуют американские специалисты, все, что они слышали, не
имело большого смысла, так как не было возможности ни классифицировать
цели, ни определять их местонахождение.
В
1958 г. средства экспериментальной системы обеспечивали дальний поход
первой американской атомной подводной лодки "Наутилус", когда гидрофоны
системы следили за передвижением ПЛА в течение недели.
В
ноябре 1959 г. под руководством научно-исследовательского управления
ВМС США была начата программа исследований под шифром "Трайдент"
(Trident), включавшая в себя по крайней мере три крупных частных
программы: "Артемис" (Artemis), "Цезарь" (Ceasar) и "Колосс" (Colossus).
"Артемис"
была экспериментальной научно-исследовательской программой по проблемам
активной акустики. По этой программе был создан 30-тонный
гидроакустический преобразователь и установлен на борту
специализированного судна "Мишн Капистрано". Был также построен мощный
стационарный гидролокатор весом в 450 тонн, для установки которого на
глубине в 400 м в районе Бермудских островов была проведена специальная
операция под кодовым наименованием "ТОТО-1". Официальные источники
сообщали, что средства системы "Артемис" обнаруживали подводные объекты
на расстоянии до 500 миль.
Однако
программа "Артемис" так и не вышла на уровень разработки аппаратуры,
пригодной к использованию в целях ПЛВ. Работая в очень низком диапазоне
звукового спектра, средства системы "Артемис" потребляли мощность,
достаточную для удовлетворения потребностей в электроэнергии
многотысячного города. Еще одним недостатком проекта был признан
активный характер работы средств наблюдения, что позволяло противнику
выявлять их местонахождение и при необходимости уничтожать.
В
итоге первенство было отдано пасссивным гидроакустическим системам,
разрабатывавшимся в рамках проектов "Цезарь" и "Колосс". По проекту
"Цезарь" фирма "Вестерн электрик" разработала укладываемые на грунт
гидроакустические антенны (ГА) и
аппаратуру береговой гидроакустической станции (БГАС) в составе
шумопеленгаторных станций AN/FQQ-6,-9 и анализаторов спектра
AN/UQA-4,-5. В1961 г. начала функционировать первая БГАС в районе
Восточного побережья США, К середине 60-х годов значительная часть
акватории Западной Атлантики от полуострова Новая Шотландия до
Антильских островов - была охвачена наблюдением средствами системы
"Цезарь".
"Колосс"
- это вариант системы дальнего гидроакустического наблюдения по типу
системы "Цезарь", разрабатывавшийся фирмами "Дженерал электрик" и
"Хезелтайн" (шумопеленгаторные станции AN/FQQ,-8,-10 различных
модификаций) и "Контрол дейта" (ЭВМ обработки сигналов). Около 1966 г.
БГАС системы были развернуты у западного побережья США.
В
ходе реализации данных проектов комиссией по атомной энергии
рассматривался вопрос об использовании радиоизотопов для питания
подводных элементов систем с целью ограничения использования
дорогостоящих и. подверженных коррозии подводных кабельных трасс.
Передачу данных предусматривалось производить по радиоканалу. Однако, не
в последнюю очередь из соображений скрытности работы систем, от этой
идеи в конечном итоге отказались.
В
конце 60-х годов средствами системы "Цезарь" были оборудованы также
Норвежское море и Северная Атлантика - с целью обнаружения советских ПЛ
еще на начальных этапах их развертывания в Западную Атлантику. В итоге
общая площадь акватории, контролируемой стационарными системами,
составляла уже около 4 млн кв. миль.
К
этому же времени относится создание единой системы подводной разведки и
наблюдения СОСУС, в которую "Цезарь" и "Колосс" вошли в качестве
подсистем. В дальнейшем все основные мероприятия по техническому
обслуживанию, расширению и модернизации этих двух систем производились
по единому плану и под эгидой компании "Вестерн электрик". К началу 70-х
годов в ходе проводившихся модернизаций их технические средства были
постепенно унифицированы и для обозначения единой системы стали
применять сначала термин "СОСУС/Цезарь", а затем просто "СОСУС".
С
1966 г. океанографическим управлением ВМС США осуществлялись
исследования по программе АСВЕПС (ASWEPS – (ASW Environmental
Prediction Services). Программа предусматривала разработку средств сбора
и обработки океанографических данных, а также методов и оперативной
системы прогнозирования состояния океанской среды, главным образом в
целях обеспечения СГС данными об условиях распространения звуковых
сигналов. В 19о6-1969 гг. были проведены исследования в Атлантике по
изучению характерных особенностей океанских течений и их влиянию на
работу СГС. На базе экспериментальных разработок к 1970 г. была создана
оперативная система АСВЕПС, состоявшая из сети береговых центров,
оснащенных самой современной компьютерной техникой. Система АСВЕПС стала
основой для дальнейшего развития систем гидроакустического
прогнозирования в интересах СОСУС, в том числе и на базе
метеорологических спутников.
Первое
десятилетие боевого использования пассивных СГС показало их высокую
эффективность в освещении подводной обстановки. Однако вскрылись и
недостатки. Первой проблемой стало выделение шумов ПЛ на фоне шумов
судоходства, становившегося с каждым годом все интенсивнее. Так как
приходилось фиксировать все шумы в океане, первые модификации системы
СОСУС порождали столько магнитных катушек, обрабатываемых вручную, что
не было речи не только об освещении подводной обстановки в реальном
масштабе времени, но и вообще о возможности качественной обработки всех
поступающих данных. Наиболее ярким тому подтверждением служит случай с
гибелью американской атомной ПЛ "Скорпион" в 1968 г. Уже спустя много
времени после катастрофы, когда интенсивные поиски потерянной лодки не
дали результата, из архивов были извлечены магнитные ленты и анализ
записанных на них шумов разрушения корпуса позволил определить вероятное
место гибели ПЛ в пределах 100-мильного квадрата в районе Азорских
островов. Это помогло специальному судну "Мизар" сравнительно быстро
отыскать на дне останки погибшей лодки.
Похожая
ситуация сложилась с гибелью советской дизельной ПЛ "К-129" в 1969 г.
ВМС США были встревожены активной деятельностью сил Тихоокеанского флота
в районе северо-западнее острова Мидуэй. После того, как эта
деятельность была прекращена, начались поиски по результатам анализа
пленок СОСУС. Место гибели ПЛ была установлено достаточно точно. Это
повлекло за собой цепь событий, в ходе которых было специально
построено судно «Гломар эксплорер» и ПЛ удалось частично поднять.
Второй
проблемой в СОСУС оказалась низкая эффективность местоопределения
подводных объектов. Характеристики диаграмм направленности (ДН) ГА
позволяли только в первом приближении определять район нахождения ПЛ,
площадью до нескольких сот квадратных миль, да и то при одновременном
пеленговании несколькими антеннами.
Для
преодоления этих недостатков Центром подводных систем ВМС США были
осуществлены проекты "Си гард" (Sea guard) и ЛАМБДА (LAMBDA - Large
Aperture Marine Basic Data Array). В рамках "Си гард проводились
исследования по двум направлениям. Первое - компьютерная обработка
шумов, получаемых от технических средств наблюдения, второе - разработка
моделей дальнего распространения звука в океане по программе ЛРАПП
(LRAPP - Long Range Acoustic Propagation Project).
Для
работ по автоматизации обработки гидроакустических данных была
задействована самая производительная на то время (1975 г.) ЭВМ
лаборатории НАСА на авиабазе Моффет-Филд (штат Калифорния). Основу ЭВМ
составлял 64-разрядный параллельный процессор Illiас-4, за счет
высокого быстродействия которого удалось в значительной мере решить
многие проблемы в обеспечении работы БГАС системы СОСУС в реальном
масштабе времени.
Программа
ЛРАПП предусматривала обеспечение систем гидроакустического наблюдения
данными об условиях распространения звуковой энергии в представляющих
интерес районах Мирового океана. В ходе ее осуществления было
разработано и испытано множество моделей распространения
гидроакустических сигналов для различных районов и при различных
условиях. Они были собраны в банк моделей и использовались в дальнейшем
заинтересованными потребителями для повышения эффективности
функционирования существующих систем и при разработке перспективной
гидроакустической техники.
Проект
ЛАМБДА предусматривал разработку новых типов протяженных ГА с более
узкой диаграммой направленности. Были созданы антенны длиной до 2-х
миль, которые продемонстрировали возможности как по более точному
пеленгованию, так и по сверхдальнему обнаружению шумов ПЛ. Следует
полагать, что наработки по проекту ЛАМБДА нашли свое применение в ходе
очередной модернизации технических средств СОСУС.
Развитие
систем связи и телекоммуникаций позволило в значительной степени
сократить число береговых постов обработки с коммутацией их антенн и
передачей их функций на центры обработки соседних БГАС. Кроме того, на
Атлантике создали единый центр анализа и классификации
гидроакустических сигналов в Дэм-Нэк, на который были замкнуты все
остальные БГАС.
Начало
80-х годов ознаменовалось появлением в составе ВМФ СССР новых проектов
атомных ПЛ со сниженными показателями шумности. И хотя они еще
значительно уступали в этом отношении современным американским атомным
ПЛ и не поставили больших проблем перед СОСУС, в ВМС США были серьезно
озабочены дальнейшими перспективами их развития в этом направлении. В
связи с этим американцы развернули исследования по совершенствованию
системы освещения подводной обстановки.
Основным
направлением продолжала оставаться обработка сигналов на базе новых
компьютерных технологии. Головная программа "Протеус" (Proteus)
предусматривала разработку многофункционального процессора сигналов
AN/UYS-1. Ведущая роль в этой программе принадлежала фирме IBM.
Использование процессора AN/UYS-1 помимо СОСУС планировалось во всех
гидроакустических системах ПЛВ, устанавливаемых на различных носителях.
Он стал первым унифицированным процессором ВМС, имеющим модульную
конструкцию, открытые архитектуру и программное обеспечение, что
заложило основу для его дальнейшего совершенствования с появлением
новой техники и методов обработки гидроакустических сигналов.
Ряд
успехов был достигнут также в исследованиях распространения
гидроакустических сигналов в нетрадиционных для СОСУС диапазонах, в
соответствии с концепцией "вседиапазонной пассивной акустики". Вместе с
тем, опасения по поводу прогресса в области снижения шумности советских
ПЛ послужили поводом для поиска альтернативных методов освещения
подводной обстановки. В первую очередь была возрождена программа
исследований в области дальней активной акустики. Новая технологическая
база, достижения в исследовании среды распространения звука позволили в
значительной мере устранить те препятствия перед активной акустикой,
которые обусловили свертывание соответствующей программы в 60-е годы.
Был достигнут значительный прогресс в увеличении дальности действия
гидролокаторов, в улучшении характеристик диаграмм направленности их
антенных систем. Многие проблемы, связанные с явлением реверберации
были решены путем применения широкополосных шумоподобных сигналов,
которые, мало отличаясь от шумов естественного происхождения,
обеспечивали также скрытный характер работы активных гидроакустических
средств.
Были
предложены (и в ряде случаев испытаны) концепции бистатических и
мультистатических гидроакустических систем, которые предусматривают
излучение зондирующих сигналов одним объектом, а прием отраженных от
цели сигналов другими. Последнее может свидетельствовать о попытке
интегрирования активной акустики в традиционную систему освещения
подводной обстановки на базе СОСУС.
Можно
полагать, что многие из осуществлявшихся в 80-е годы
научно-исследовательских программ нашли свое практическое отражение в
ходе проводившихся постоянно модернизаций технических средств системы
СОСУС (считается, что к середине 80-х годов СОСУС была представлена уже
пятым поколением своих технических средств).
Наряду
с качественным совершенствованием системы СОСУС в 70 - 80-е годы
происходило также территориальное расширение зон ее действия за счет
развертывания новых БГАС в оперативно важных районах Мирового океана.
Так, с развертыванием очередной БГАС с береговым центром в
Великобритании в середине 70-х гг., был восполнен так называемый
"английский пробел" в практически непрерывной зоне гидроакустической
освещенности в передовой противолодочной зоне. Новые БГАС были развернуты также в ряде районов Тихого океана.
В
80-х годах на предмет установки ГА был исследован также ряд районов
Средиземного моря, в одном из которых установили экспериментальный
комплекс с береговым постом обработки. Аналогичные мероприятия
проводились в целях оборудования средствами системы СОСУС
северо-западной части Индийского океана. Однако ни один из этих
проектов не доведен до конца, главным образом, по причине признания их
экономической нецелесообразности на фоне глобальных изменений
военно-политической обстановки в мире в конце 80-х годов.
В
начале 90-х годов, в связи с резким сокращением интенсивности и районов
боевой службы ВМФ России, наметилась тенденция свертывания системы
СОСУС. Снижение финансовых ассигнований на эксплуатацию системы с 335
млн. долларов в 1991 до 20,5 млн. долларов в 1995 финансовом году
привело к значительному сокращению обслуживающего персонала и закрытию
ряда береговых постов. Однако по результатам проводившихся обсуждении
ведущие эксперты ВМС пришли к выводу, что"... крайне неразумно и
ошибочно увязывать судьбу столь высокоэффективной системы с
происшедшими в России политическими изменениями". В качестве одного из
путей сохранения СОСУС было предложено ее частичное финансирование
другими ведомствами в счет ее дальнейшей эксплуатации в гражданских
целях.
Впервые
гражданские специалисты были допущены к работе в системе СОСУС в 1991
г. для сбора информации о подводных землетрясениях. В 1992 г. система
задействовалась в интересах Министерства торговли США для контроля за
судоходством на Тихом океане. В 1992-1993 гг. с помощью СОСУС
проводилось изучение миграции китов. В дальнейшем предусматривается
широкое использование СПРН СОСУС в интересах гражданских научных
организаций, занимающихся проблемами океанологии.
Представители
Министерства обороны США выразили мнение, что успешное решение
проблемы финансирования СОСУС, ее использование в коммерческих целях,
послужит как поддержанию в работоспособном состоянии уникальной системы
наблюдения за подводной обстановкой, так и сохранению квалификации ее
персонала.
Следует
отметить, что наряду с осуществлением магистральной программы по
созданию и совершенствованию СОСУС в рамках идеологии системы "Цезарь", в
ВМС США проводились также разработки СГС на других принципах. Многие из
этих программ завершились на этапе исследований и
опытно-конструкторских разработок, однако некоторые были воплощены в
реальные боевые системы, которые либо включались организационно и
функционально в состав СОСУС, либо работали независимо и параллельно с
ней.
Так,
по данным из различных источников, можно судить о наличии в ВМС США в
70-е годы таких стационарных систем дальнего и среднего радиуса
действия, как АФАР (AFAR - Azores Fixed Acoustic Ranges) в районе
Азорских островов, "Си Слайдер" (Sea Spider) к северу от Гавайских
островов, а также систем "Бронко" (Bronco) и "Барриер" (Barrier) в
передовых районах Атлантики. В Гибралтарском проливе была развернута и
функционировала активная гидроакустическая система "Колосс-2"
(Colossus-2), предназначенная для обнаружения ПЛ, форсирующих этот
пролив.
В
начале 70-х годов значительный интерес в военных и промышленных кругах
США вызывала программа САСС (SASS - Suspended Array Subsystem),
предусматривавшая создание больших антенных решеток, размещаемых на
огромных фермах-треногах посреди океана на глубинах до нескольких
километров. В 1971 г. проект оценивался в 1 млрд. долларов и очень
многие крупные фирмы стремились получить контракт на разработку и
производство этой системы. В 1974 г. ВМС заключили контракт на
разработку опытного образца САСС с корпорацией "Дженерал электрик".
Однако, из-за некоторого потепления международных отношений, ВМС США
под давлением Конгресса предприняли в середине 70-х годов значительное
сокращение бюджета ПЛВ, что повлекло за собой отказ от ряда крупных
проектов в этой области, в том числе, и от САСС.
Большое
внимание уделялось в ВМС США также и развитию позиционных
гидроакустических средств обнаружения ПЛ, предназначавшихся для
быстрого развертывания в районах, не охваченных наблюдением средствами
системы СОСУС, и решения в них задач по контролю за подводной
обстановкой в течение длительного времени. К классу таких систем
принадлежала быстроразвертываемая буйковая позиционная система
воздушного базирования, разрабатывавшаяся по программам МСС (MSS -
Mooring Sonar System) и РДСС (RDSS - Rapialy Deployable Surveillance
System).
Работы
по программе МСС были начаты в 1968 г.. Предусматривалось создать
систему, в которой буи сбрасываются с самолета до глубин в 5000 м,
становятся на якорь и действуют как полустационарныи барьер до 6-ти
месяцев. Передача данных об обнаруженной ПЛ должна была производиться
по радиоканалу через самолет или корабль-ретранслятор (впоследствии
рассматривались и спутники) на береговые центры обработки. В конце 1974
г. ВМС провели испытания буев системы МСС производства "Дженерал
электрик". Первые буи МСС были ненаправленными, однако, успехи в
разработке направленных РГАБ (программа VLAD - Vertical Line Array
DIFAR) побудили добавить в них свойство направленности, что привело к
значительному увеличению массогабаритных характеристик и стоимости
системы. В итоге реализацию проекта приостановили. В 1978 г. программа
была реанимирована под новым названием РДСС с передачей контракта на
продолжение исследовании фирме «Сандерс ассошиэйтс». Суть программы
осталась той же, но некоторые нововведения предполагали значительное
уменьшение габаритов буя (до размеров торпеды Мк-46) и предварительную
обработку анализа шумоизлучений непосредственно во встроенной ЭВМ. Также
предусматривалось, что буи будут устанавливаться с любых носителей на
глубины до 6000 м. Поступление на вооружение системы ожидалось в конце
80-х годов, но и эта программа была свернута в 1987 г.
Значительные
успехи в разработке гибких протяженных буксируемых антенн (ГПБА)
привели к разработке концепции позиционно-маневренной системы дальнего
гидроакустического наблюдения на базе кораблей специальной постройки.
Данная система, наряду с позиционными системами, должна была
компенсировать один из основных недостатков СОСУС - ее стационарность и,
как следствие, неспособность быстро реагировать на изменения в
обстановке. Основным назначением кораблей системы, названной СЕРТАСС
(SURTASS - Surface Towed Array Surveillance System), было определено
патрулирование в районах, не охваченных наблюдением средствами СОСУС, а
также в районах ее низкой эффективности. Первый корабль
гидроакустической разведки (КГАР) "Сталворт", оснащенный
гидроакустическим комплексом AN/UQQ-2 вошел в состав ВМС в 1984 г., а с
1985 г. началось регулярное патрулирование кораблей системы СЕРТАСС в
удаленных районах. По административной организации КГАР входят в состав
командования морских (КМП) перевозок ВМС США, однако на патрулировании
функционируют в качестве дополнительного компонента системы СОСУС.
Появление
на вооружении ВМС США стационарных систем наблюдения за подводной
обстановкой оказало сильное влияние на развитие форм и способов боевого
применения маневренных ПЛС. В наибольшей степени это относится к
базовой патрульной авиации.
До
середины 60-х годов базовая патрульная авиация и система "Цезарь"
функционировали независимо. Самолеты вели поиск своими бортовыми
средствами в обширных районах по самым общим данным разведки. В феврале
1964 г. при начальнике штаба ВМС США был учрежден отдел по программам
ПЛВ (так называемый отдел ОР-95), который возглавил вице-адмирал Чарлз
Мартелл, впоследствии названный "Царем ПЛВ" ("ASW Czar). Наряду с
многими другими выдающимися достижениями в области ПЛВ, ему ставится в
заслугу проект РМ-4 по созданию интегрированных противолодочных систем.
Идея
заключалась в объединении двух систем ПЛВ - авиационной и стационарной -
на основе их положительных тактических свойств. У одной - мобильность,
точность местоопределения и возможность атаки ПЛ, у другой - возможность
ведения круглосуточного наблюдения за обширными акваториями. Отработка
этой концепции была возложена на самолеты 11-го патрульного авиакрыла
Атлантического флота с АБ Джексонвилл. Результаты оказались
положительными и это стало началом совместного боевого применения
самолетов БПА и СГС.
Постепенно
в районах, контролируемых СГС, самолеты БПА от массированных поисковых
действий в обширных районах перешли к способу "поиск по вызову из
положения дежурства на авиабазе". К середине 70-х годов этот способ стал
основным - до 70% всех вылетов на поиск ПЛ выполнялось по данным СПРН
СОСУС. Способ "поиск по вызову" предусматривает в процессе предполетного
инструктажа получение сведений об ограниченном по площади районе
нахождения и элементах движения ПЛ, а в период поисковых действий -
систематическую передачу на самолеты уточняющих данных. Прибыв в район,
самолеты БПА для локализации ПЛ используют весь комплекс бортовых
средств поиска, в основном, системы РГАБ.
Использование
данных СОСУС в несколько раз повысило эффективность поисковых действий
самолетов БПА по сравнению с самостоятельными действиями. Способ "поиск
по вызову" значительно расширил районы досягаемости самолетов БПА, так
как свел к минимуму время на поиск и атаку ПЛ. Резко уменьшился расход
РГАБ, самолеты стали использоваться с меньшим напряжением. В ВМС США
сочли возможным пойти на некоторое сокращение парка самолетов БПА - с
начала 60-х годов до середины 80-х количество патрульных авиаэскадрилий
сократилось примерно на 20%, почти все самолеты Р-3 "Орион" первых
модификаций были переданы в резерв авиации ВМС. Самолеты стали более
широко привлекаться к решению не связанных с ПЛВ задач по контролю за
судоходством, борьбе с контрабандой наркотиков и др. Оснащение
самолетов Р-ЗС противокорабельными ракетами свидетельствует, что и в
планах боевого применения БПА задачи борьбы с ПЛ не будут единственными.
Эффективное
применение системы СОСУС во взаимодействии с БПА привело к снижению
роли надводных кораблей в системе ПЛВ по сравнению с той, которую они
играли во второй мировой войне и в первое послевоенное десятилетие.
Появление стационарных систем дальнего действия было своевременным, в
том смысле, что оно совпало с массовым устареванием эскортных кораблей
постройки военных лет. В 1959г. в ВМС США было принято решение
отказаться от чрезвычайно дорогой кораблестроительной программы,
предусматривавшей эквивалентную по количественному составу замену
устаревшего противолодочного надводного флота. В итоге, к середине 70-х
годов количество противолодочных кораблей сократилось более чем на 30%,
причем большую часть из оставшихся кораблей, оснащенных ударным и
зенитным ракетным оружием и решающих широкий круг задач, уже нельзя было
считать чисто противолодочными. Прекратили существование такие типы
кораблей, как противолодочные авианосцы, эскортные миноносцы, и другие
специализированные корабли ПЛО.
Анализ
развития стационарных систем наблюдения за подводной обстановкой ВМС
США с момента их возникновения и до настоящего времени показывает, что в
основном оно обуславливалось развитием и характером применения
подводных сил советского ВМФ. Определяющим фактором при этом явилось
стремление своевременно обнаружить, установить непрерывное слежение и
при необходимости уничтожить советские ракетные ПЛ до того, как они
смогут применить свое оружие. В связи с этим на протяжении почти 30 лет
наблюдалась устойчивая тенденция расширения зон сплошной
гидроакустической освещенности за счет оборудования стационарными
системами все новых, важных в оперативно-стратегическом отношении,
районов Мирового океана, в особенности, передовых противолодочных зон.
Это обеспечивало, во-первых, превентивный охват наблюдением
перспективных районов боевого патрулирования советских ракетных ПЛ,
которые вследствие увеличения дальности стрельбы баллистических ракет
все более удалялись от побережья США, во-вторых, возможность
непрерывного слежения за всеми ПЛ на различных этапах решения ими боевых
задач, начиная с развертывания из баз и заканчивая возвращением.
На
развитие СГС США значительное влияние оказал также технический прогресс
в советском подводном кораблестроении, в особенности, в плане снижения
шумности атомных ПЛ, хотя в этом отношении наши возможности были
несколько переоценены. На заре развития атомного подводного флота первые
советские ПЛ были чрезвычайно шумными и легкими для обнаружения. Но с
появлением в составе ВМФ лодок 2-го и 3-го поколений в ВМС США
посчитали, что наметившаяся тенденция в снижении их шумности
представляет серьезный вызов системе ПЛВ. Ответом стал широкий фронт
исследований и конструкторских разработок, направленных на повышение
эффективности существующих и создание новых средств обнаружения ПЛ.
Однако ожидаемого снижения уровня шумности не произошло, и достигнутые
результаты предопределили стратегическое превосходство США в данной
сфере.
В
связи с происшедшими в мире на рубеже 80 - 90-х годов глобальными
военно-политическими изменениями, содержание системы СОСУС, работающей
почти вхолостую, стало экономически нецелесообразным. Однако, учитывая
стратегическое значение данной системы и нестабильный характер
современных международных отношений, в ВМС США нашли приемлемый выход из
этой ситуации, позволяющий сохранить уникальный технический комплекс и
квалификацию обслуживающего персонала.
Следует
полагать, что и в дальнейшем сохранению системы СОСУС и развитию
перспективных средств освещения подводной обстановки будет уделяться
исключительно большое внимание. Ибо, по мнению американских официальных
лиц: "ПЛВ продолжает пользоваться в ВМС статусом первоочередности. Она
является краеугольным камнем любой морской стратегии и с лихвой окупает
все затраты на ее содержание...".
«Морской сборник» №1 1999
Немає коментарів:
Дописати коментар