вівторок, грудня 25, 2012

СОСУС (SOSUS) (SOund SUrveillance System, Звуковая Система Наблюдения) — гидроакустическая противолодочная система США. Предназначена для обнаружения и идентификации подводных лодок.

Система развёрнута на противолодочных рубежах:
Одним из способов форсирования противолодочного рубежа является проводка под корпусом судна.
Система была эффективным средством обнаружения атомных подводных лодок ВМФ СССР 1-го и 2-го поколений. Появление подводных лодок 3-го поколения со значительно меньшей шумностью резко уменьшило дальность обнаружения.[1]
На рубеже 1990-х годов в Норвежском море был проведён эксперимент по обнаружению подводной лодки с помощью системы СОСУС, включающей комплекс «Цезарь», в результате предполагаемые координаты подлодки образовали эллипс размером 216 на 90 километров.[2]
http://ru.wikipedia.org/

 
 
 
Со времен первой мировой войны и до середины 60-х годов вопросы борьбы с подводными лодками относились к явлениям тактического плана. С появлением на флотах баллистических ракет и атомной энергетики ПЛ стали способны решать стратегические задачи в войне на море, что предопределило резкое возрастание приоритета противолодочных действий в ВМС США и у их союзников по НАТО. В годы "холодной войны", оценивая стратегические возможности ВМФ СССР, военно-политическое руководство США признавало, что одну из основных угроз для стра­тегических наступательных сил, военно-экономического потенциала страны и группировок воо­руженных сил будут представлять ПЛ нашего флота. Поэтому, а также из-за своей сложности, борьба с подводной угрозой была выделена в самостоятельное направление войны на море - про­тиволодочную войну (ПЛВ).
Закономерным следствием таких взглядов явилось создание в ВМС США и НАТО постоянно действующей системы противолодочного наблюдения на театрах возможных военных действий. Ее основу составили стационарные гидроакустические системы (СГС), которые явились одним из наиболее примечательных достижении в развитии сил и средств борьбы на море в послевоенный период. Их практическое применение в широких масштабах стало возможным в результате боль­ших успехов в исследовании акустики и инженерном освоении Мирового океана, в развитии тех­нических средств приема и обработки гидроакустических излучений.
Первоначально СГС создавались с целью поисково-спасательного обеспечения кораблей в море. Однако вскоре обнаружилась их способность вести наблюдение за подводной обстановкой в об­ширных акваториях океанских и морских ТВД. С началом несения советскими ракетными ПЛ боевой службы у берегов США в начале 60-х годов СГС стали ключевым элементом системы страте­гической ПЛВ, призванной наряду с системами раннего предупреждения о ракетном нападении противника обеспечивать защиту территории Североамериканского континента от баллистичес­ких ракет. Именно к этому периоду относится создание первых двух боевых систем дальнего гидро­акустического наблюдения у Восточного и Западного побережья США. На них были возложены функции обнаружения ПЛ в подводном положении, их классификации, определения местонахож­дения и элементов движения, выдачи данных в оперативные центры ПЛВ для управления манев­ренными противолодочными силами (ПЛС).
С 70-х годов СГС действуют в рамках единой стратегической системы подводной разведки и наблюдения СОСУС (SOSUS - Sound Surveillance Undersea System). Во второй половине 80-х годов при помощи средств системы СОСУС контролировались все наиболее важные в оперативно-стра­тегическом отношении районы Атлантического и Тихого океанов. Роль СПРН СОСУС в системе ПЛВ характеризуется в настоящее время также тем фактом, что на ее долю приходится до 80% первичных обнаружений ПЛ. Данные о ПЛ, обнаруженных системой СОСУС, используются для наведения маневренных ПЛС, которые, применяя свои бортовые средства обнаружения, осуще­ствляют уточнение местонахождения ПЛ и слежение за ними в готовности к применению оружия. История научных исследований и практических мероприятий по развитию стационарных систем наблюдения за подводной обстановкой берет начало со второй половины 40-х годов. По окончании второй мировой войны научно-исследовательское управление ВМС США вплотную занялось вопросами распространения звука в океане. Начатые тогда же фундаментальные и при­кладные исследования привели к тому, что было открыто явление сверхдальнего распростране­ния звука шумящих объектов в так называемом подводном звуковом канале (ПЗК).
В 1952 г. на Тихом океане были проведены испытания прибора СОФАР (SOFAR), который давал возможность улавливать звуки подводных взрывов в ПЗК на расстояниях до 3000 миль. Предполагалось использование системы на базе данных приборов для определения местонахож­дения аварийных самолетов, ПЛ и НК, которые могли сигнализировать об авариях при помощи специальных взрывных источников звука.
Успех проекта СОФАР породил направление исследований по созданию систем наблюдения за подводной обстановкой на базе активных и пассивных гидроакустических средств. До марта 1959 г. все мероприятия проводились в рамках программы под условным наименованием «Атлантис» (Atlantis), которая предусматривала проведение большого комплекса исследований в области физики моря, а также по особенностям распространения звука различных диапазонов волн в различных районах. По результатам работ были сделаны выводы о технической и экономи­ческой осуществимости данного вида наблюдения.
Была разработана концепция системы "Цезарь"(Ceasar), которая заключалась в установке на больших глубинах, где прием звуковых сиг­налов оптимален, пассивных гидрофонных модулей (укладываемых на грунт или подвешиваемых на опорах), соединенных кабелями с береговыми постами обработки и анализа. В 1954 г. начала функционировать первая экспериментальная станция этого типа.
Ранние эксперименты не ограничивались побережьем США. Одна из станций, установленная в 1957г. в Японском море, была способна отслеживать деятельность сил Тихоокеанского флота в районе Владивостока. Однако, как свидетельствуют американские специалисты, все, что они слышали, не имело большого смысла, так как не было возможности ни классифицировать цели, ни определять их местонахождение.
В 1958 г. средства экспериментальной системы обеспечивали дальний поход первой амери­канской атомной подводной лодки "Наутилус", когда гидрофоны системы следили за передвиже­нием ПЛА в течение недели.
В ноябре 1959 г. под руководством научно-исследовательского управления ВМС США была начата программа исследований под шифром "Трайдент" (Trident), включавшая в себя по край­ней мере три крупных частных программы: "Артемис" (Artemis), "Цезарь" (Ceasar) и "Колосс" (Colossus).
"Артемис" была экспериментальной научно-исследовательской программой по проблемам активной акустики. По этой программе был создан 30-тонный гидроакустический преобразова­тель и установлен на борту специализированного судна "Мишн Капистрано". Был также построен мощный стационарный гидролокатор весом в 450 тонн, для установки которого на глубине в 400 м в районе Бермудских островов была проведена специальная операция под кодовым наименова­нием "ТОТО-1". Официальные источники сообщали, что средства системы "Артемис" обнаружи­вали подводные объекты на расстоянии до 500 миль.
Однако программа "Артемис" так и не вышла на уровень разработки аппаратуры, пригодной к использованию в целях ПЛВ. Работая в очень низком диапазоне звукового спектра, средства системы "Артемис" потребляли мощность, достаточную для удовлетворения потребностей в элек­троэнергии многотысячного города. Еще одним недостатком проекта был признан активный харак­тер работы средств наблюдения, что позволяло противнику выявлять их местонахождение и при необходимости уничтожать.
В итоге первенство было отдано пасссивным гидроакустическим системам, разрабатывав­шимся в рамках проектов "Цезарь" и "Колосс". По проекту "Цезарь" фирма "Вестерн электрик" разработала укладываемые на грунт гидроакустические антенны (ГА) и аппаратуру береговой гид­роакустической станции (БГАС) в составе шумопеленгаторных станций AN/FQQ-6,-9 и анализа­торов спектра AN/UQA-4,-5. В1961 г. начала функционировать первая БГАС в районе Восточного побережья США, К середине 60-х годов значительная часть акватории Западной Атлантики  от полуострова Новая Шотландия до Антильских островов - была охвачена наблюдением средствами системы "Цезарь".
"Колосс" - это вариант системы дальнего гидроакустического наблюдения по типу системы "Цезарь", разрабатывавшийся фирмами "Дженерал электрик" и "Хезелтайн" (шумопеленгаторные станции AN/FQQ,-8,-10 различных модификаций) и "Контрол дейта" (ЭВМ обработки сигна­лов). Около 1966 г. БГАС системы были развернуты у западного побережья США.
В ходе реализации данных проектов комиссией по атомной энергии рассматривался вопрос об использовании радиоизотопов для питания подводных элементов систем с целью ограничения использования дорогостоящих и. подверженных коррозии подводных кабельных трасс. Передачу данных предусматривалось производить по радиоканалу. Однако, не в последнюю очередь из сооб­ражений скрытности работы систем, от этой идеи в конечном итоге отказались.
В конце 60-х годов средствами системы "Цезарь" были оборудованы также Норвежское море и Северная Атлантика - с целью обнаружения советских ПЛ еще на начальных этапах их развер­тывания в Западную Атлантику. В итоге общая площадь акватории, контролируемой стационар­ными системами, составляла уже около 4 млн кв. миль.
К этому же времени относится создание единой системы подводной разведки и наблюдения СОСУС, в которую "Цезарь" и "Колосс" вошли в качестве подсистем. В дальнейшем все основные мероприятия по техническому обслуживанию, расширению и модернизации этих двух систем производились по единому плану и под эгидой компании "Вестерн электрик". К началу 70-х годов в ходе проводившихся модернизаций их технические средства были постепенно унифицированы и для обозначения единой системы стали применять сначала термин "СОСУС/Цезарь", а затем просто "СОСУС".
С 1966 г. океанографическим управлением ВМС США осуществлялись исследования по про­грамме АСВЕПС (ASWEPS – (ASW Environmental Prediction Services). Программа предусматривала разработку средств сбора и обработки океанографических данных, а также методов и оператив­ной системы прогнозирования состояния океанской среды, главным образом в целях обеспече­ния СГС данными об условиях распространения звуковых сигналов. В 19о6-1969 гг. были проведе­ны исследования в Атлантике по изучению характерных особенностей океанских течений и их влиянию на работу СГС. На базе экспериментальных разработок к 1970 г. была создана оператив­ная система АСВЕПС, состоявшая из сети береговых центров, оснащенных самой современной компьютерной техникой. Система АСВЕПС стала основой для дальнейшего развития систем гид­роакустического прогнозирования в интересах СОСУС, в том числе и на базе метеорологических спутников.
Первое десятилетие боевого использования пассивных СГС показало их высокую эффектив­ность в освещении подводной обстановки. Однако вскрылись и недостатки. Первой проблемой стало выделение шумов ПЛ на фоне шумов судоходства, становившегося с каждым годом все ин­тенсивнее. Так как приходилось фиксировать все шумы в океане, первые модификации системы СОСУС порождали столько магнитных катушек, обрабатываемых вручную, что не было речи не только об освещении подводной обстановки в реальном масштабе времени, но и вообще о возмож­ности качественной обработки всех поступающих данных. Наиболее ярким тому подтверждением служит случай с гибелью американской атомной ПЛ "Скорпион" в 1968 г. Уже спустя много времени после катастрофы, когда интенсивные поиски потерянной лодки не дали результата, из архивов были извлечены магнитные ленты и анализ записанных на них шумов разрушения корпуса позволил определить вероятное место гибели ПЛ в пределах 100-мильного квадрата в районе Азор­ских островов. Это помогло специальному судну "Мизар" сравнительно быстро отыскать на дне останки погибшей лодки.
Похожая ситуация сложилась с гибелью советской дизельной ПЛ "К-129" в 1969 г. ВМС США были встревожены активной деятельностью сил Тихоокеанского флота в районе северо-западнее острова Мидуэй. После того, как эта деятельность была прекращена, начались поиски по резуль­татам анализа пленок СОСУС. Место гибели ПЛ была установлено достаточно точно. Это повлек­ло за собой цепь событий, в ходе которых было специально построено судно «Гломар эксплорер» и ПЛ удалось частично поднять.
Второй проблемой в СОСУС оказалась низкая эффективность местоопределения подводных объектов. Характеристики диаграмм направленности (ДН) ГА позволяли только в первом при­ближении определять район нахождения ПЛ, площадью до нескольких сот квадратных миль, да и то при одновременном пеленговании несколькими антеннами.
Для преодоления этих недостатков Центром подводных систем ВМС США были осуществле­ны проекты "Си гард" (Sea guard) и ЛАМБДА (LAMBDA - Large Aperture Marine Basic Data Array). В рамках "Си гард проводились исследования по двум направлениям. Первое - компьютерная обработка шумов, получаемых от технических средств наблюдения, второе - разработка моделей дальнего распространения звука в океане по программе ЛРАПП (LRAPP - Long Range Acoustic Propagation Project).
Для работ по автоматизации обработки гидроакустических данных была задействована самая производительная на то время (1975 г.) ЭВМ лаборатории НАСА на авиабазе Моффет-Филд (штат Калифорния). Основу ЭВМ составлял 64-разрядный параллельный процессор Illiас-4, за счет вы­сокого быстродействия которого удалось в значительной мере решить многие проблемы в обес­печении работы БГАС системы СОСУС в реальном масштабе времени.
Программа ЛРАПП предусматривала обеспечение систем гидроакустического наблюдения данными об условиях распространения звуковой энергии в представляющих интерес районах Мирового океана. В ходе ее осуществления было разработано и испытано множество моделей распространения гидроакустических сигналов для различных районов и при различных услови­ях. Они были собраны в банк моделей и использовались в дальнейшем заинтересованными потре­бителями для повышения эффективности функционирования существующих систем и при разра­ботке перспективной гидроакустической техники.
Проект ЛАМБДА предусматривал разработку новых типов протяженных ГА с более узкой диаграммой направленности. Были созданы антенны длиной до 2-х миль, которые продемонстри­ровали возможности как по более точному пеленгованию, так и по сверхдальнему обнаружению шумов ПЛ. Следует полагать, что наработки по проекту ЛАМБДА нашли свое применение в ходе очередной модернизации технических средств СОСУС.
Развитие систем связи и телекоммуникаций позволило в значительной степени сократить число береговых постов обработки с коммутацией их антенн и передачей их функций на центры обработки соседних БГАС. Кроме того, на Атлантике создали единый центр анализа и классифи­кации гидроакустических сигналов в Дэм-Нэк, на который были замкнуты все остальные БГАС.
Начало 80-х годов ознаменовалось появлением в составе ВМФ СССР новых проектов атом­ных ПЛ со сниженными показателями шумности. И хотя они еще значительно уступали в этом отношении современным американским атомным ПЛ и не поставили больших проблем перед СОСУС, в ВМС США были серьезно озабочены дальнейшими перспективами их развития в этом направлении. В связи с этим американцы развернули исследования по совершенствованию систе­мы освещения подводной обстановки.
Основным направлением продолжала оставаться обработка сигналов на базе новых компью­терных технологии. Головная программа "Протеус" (Proteus) предусматривала разработку много­функционального процессора сигналов AN/UYS-1. Ведущая роль в этой программе принадлежала фирме IBM. Использование процессора AN/UYS-1 помимо СОСУС планировалось во всех гидро­акустических системах ПЛВ, устанавливаемых на различных носителях. Он стал первым унифицированным процессором ВМС, имеющим модульную конструкцию, открытые архитектуру и про­граммное обеспечение, что заложило основу для его дальнейшего совершенствования с появле­нием новой техники и методов обработки гидроакустических сигналов.
Ряд успехов был достигнут также в исследованиях распространения гидроакустических сигна­лов в нетрадиционных для СОСУС диапазонах, в соответствии с концепцией "вседиапазонной пассивной акустики". Вместе с тем, опасения по поводу прогресса в области снижения шумности советских ПЛ послужили поводом для поиска альтернативных методов освещения подводной об­становки. В первую очередь была возрождена программа исследований в области дальней актив­ной акустики. Новая технологическая база, достижения в исследовании среды распространения звука позволили в значительной мере устранить те препятствия перед активной акустикой, кото­рые обусловили свертывание соответствующей программы в 60-е годы. Был достигнут значитель­ный прогресс в увеличении дальности действия гидролокаторов, в улучшении характеристик диаг­рамм направленности их антенных систем. Многие проблемы, связанные с явлением ревербера­ции были решены путем применения широкополосных шумоподобных сигналов, которые, мало отличаясь от шумов естественного происхождения, обеспечивали также скрытный характер рабо­ты активных гидроакустических средств.
Были предложены (и в ряде случаев испытаны) концепции бистатических и мультистатических гидроакустических систем, которые предусматривают излучение зондирующих сигналов одним объектом, а прием отраженных от цели сигналов другими. Последнее может свидетельство­вать о попытке интегрирования активной акустики в традиционную систему освещения подвод­ной обстановки на базе СОСУС.
Можно полагать, что многие из осуществлявшихся в 80-е годы научно-исследовательских про­грамм нашли свое практическое отражение в ходе проводившихся постоянно модернизаций тех­нических средств системы СОСУС (считается, что к середине 80-х годов СОСУС была представле­на уже пятым поколением своих технических средств).
Наряду с качественным совершенствованием системы СОСУС в 70 - 80-е годы происходило также территориальное расширение зон ее действия за счет развертывания новых БГАС в опера­тивно важных районах Мирового океана. Так, с развертыванием очередной БГАС с береговым центром в Великобритании в середине 70-х гг., был восполнен так называемый "английский про­бел" в практически непрерывной зоне гидроакустической освещенности в передовой противоло­дочной зоне. Новые БГАС были развернуты также в ряде районов Тихого океана.
В 80-х годах на предмет установки ГА был исследован также ряд районов Средиземного моря, в одном из которых установили экспериментальный комплекс с береговым постом обработки. Аналогичные мероприятия проводились в целях оборудования средствами системы СОСУС севе­ро-западной части Индийского океана. Однако ни один из этих проектов не доведен до конца, главным образом, по причине признания их экономической нецелесообразности на фоне гло­бальных изменений военно-политической обстановки в мире в конце 80-х годов.
В начале 90-х годов, в связи с резким сокращением интенсивности и районов боевой службы ВМФ России, наметилась тенденция свертывания системы СОСУС. Снижение финансовых ассиг­нований на эксплуатацию системы с 335 млн. долларов в 1991 до 20,5 млн. долларов в 1995 финан­совом году привело к значительному сокращению обслуживающего персонала и закрытию ряда береговых постов. Однако по результатам проводившихся обсуждении ведущие эксперты ВМС пришли к выводу, что"... крайне неразумно и ошибочно увязывать судьбу столь высокоэффектив­ной системы с происшедшими в России политическими изменениями". В качестве одного из путей сохранения СОСУС было предложено ее частичное финансирование другими ведомствами в счет ее дальнейшей эксплуатации в гражданских целях.
Впервые гражданские специалисты были допущены к работе в системе СОСУС в 1991 г. для сбора информации о подводных землетрясениях. В 1992 г. система задействовалась в интересах Министерства торговли США для контроля за судоходством на Тихом океане. В 1992-1993 гг. с помощью СОСУС проводилось изучение миграции китов. В дальнейшем предусматривается ши­рокое использование СПРН СОСУС в интересах гражданских научных организаций, занимаю­щихся проблемами океанологии.
Представители Министерства обороны США выразили мнение, что успешное решение про­блемы финансирования СОСУС, ее использование в коммерческих целях, послужит как поддер­жанию в работоспособном состоянии уникальной системы наблюдения за подводной обстанов­кой, так и сохранению квалификации ее персонала.
Следует отметить, что наряду с осуществлением магистральной программы по созданию и совершенствованию СОСУС в рамках идеологии системы "Цезарь", в ВМС США проводились также разработки СГС на других принципах. Многие из этих программ завершились на этапе исследований и опытно-конструкторских разработок, однако некоторые были воплощены в ре­альные боевые системы, которые либо включались организационно и функционально в состав СОСУС, либо работали независимо и параллельно с ней.
Так, по данным из различных источников, можно судить о наличии в ВМС США в 70-е годы таких стационарных систем дальнего и среднего радиуса действия, как АФАР (AFAR - Azores Fixed Acoustic Ranges) в районе Азорских островов, "Си Слайдер" (Sea Spider) к северу от Гавайских островов, а также систем "Бронко" (Bronco) и "Барриер" (Barrier) в передовых районах Атлантики. В Гибралтарском проливе была развернута и функционировала активная гидроакустическая систе­ма "Колосс-2" (Colossus-2), предназначенная для обнаружения ПЛ, форсирующих этот пролив.
В начале 70-х годов значительный интерес в военных и промышленных кругах США вызывала программа САСС (SASS - Suspended Array Subsystem), предусматривавшая создание больших антен­ных решеток, размещаемых на огромных фермах-треногах посреди океана на глубинах до несколь­ких километров. В 1971 г. проект оценивался в 1 млрд. долларов и очень многие крупные фирмы стремились получить контракт на разработку и производство этой системы. В 1974 г. ВМС заклю­чили контракт на разработку опытного образца САСС с корпорацией "Дженерал электрик". Одна­ко, из-за некоторого потепления международных отношений, ВМС США под давлением Конгресса предприняли в середине 70-х годов значительное сокращение бюджета ПЛВ, что повлекло за со­бой отказ от ряда крупных проектов в этой области, в том числе, и от САСС.
Большое внимание уделялось в ВМС США также и развитию позиционных гидроакустичес­ких средств обнаружения ПЛ, предназначавшихся для быстрого развертывания в районах, не охваченных наблюдением средствами системы СОСУС, и решения в них задач по контролю за подводной обстановкой в течение длительного времени. К классу таких систем принадлежала быстроразвертываемая буйковая позиционная система воздушного базирования, разрабатывав­шаяся по программам МСС (MSS - Mooring Sonar System) и РДСС (RDSS - Rapialy Deployable Surveillance System).
Работы по программе МСС были начаты в 1968 г.. Предусматривалось создать систему, в кото­рой буи сбрасываются с самолета до глубин в 5000 м, становятся на якорь и действуют как полустационарныи барьер до 6-ти месяцев. Передача данных об обнаруженной ПЛ должна была произво­диться по радиоканалу через самолет или корабль-ретранслятор (впоследствии рассматривались и спутники) на береговые центры обработки. В конце 1974 г. ВМС провели испытания буев системы МСС производства "Дженерал электрик". Первые буи МСС были ненаправленными, однако, успе­хи в разработке направленных РГАБ (программа VLAD - Vertical Line Array DIFAR) побудили доба­вить в них свойство направленности, что привело к значительному увеличению массогабаритных характеристик и стоимости системы. В итоге реализацию проекта приостановили. В 1978 г. про­грамма была реанимирована под новым названием РДСС с передачей контракта на продолжение исследовании фирме «Сандерс ассошиэйтс». Суть программы осталась той же, но некоторые ново­введения предполагали значительное уменьшение габаритов буя (до размеров торпеды Мк-46) и предварительную обработку анализа шумоизлучений непосредственно во встроенной ЭВМ. Также предусматривалось, что буи будут устанавливаться с любых носителей на глубины до 6000 м. По­ступление на вооружение системы ожидалось в конце 80-х годов, но и эта программа была свернута в 1987 г.
Значительные успехи в разработке гибких протяженных буксируемых антенн (ГПБА) приве­ли к разработке концепции позиционно-маневренной системы дальнего гидроакустического на­блюдения на базе кораблей специальной постройки. Данная система, наряду с позиционными сис­темами, должна была компенсировать один из основных недостатков СОСУС - ее стационарность и, как следствие, неспособность быстро реагировать на изменения в обстановке. Основным назна­чением кораблей системы, названной СЕРТАСС (SURTASS - Surface Towed Array Surveillance System), было определено патрулирование в районах, не охваченных наблюдением средствами СОСУС, а также в районах ее низкой эффективности. Первый корабль гидроакустической разведки (КГАР) "Сталворт", оснащенный гидроакустическим комплексом AN/UQQ-2 вошел в состав ВМС в 1984 г., а с 1985 г. началось регулярное патрулирование кораблей системы СЕРТАСС в удаленных районах. По административной организации КГАР входят в состав командования морских (КМП) перево­зок ВМС США, однако на патрулировании функционируют в качестве дополнительного компонен­та системы СОСУС.
Появление на вооружении ВМС США стационарных систем наблюдения за подводной обста­новкой оказало сильное влияние на развитие форм и способов боевого применения маневренных ПЛС. В наибольшей степени это относится к базовой патрульной авиации.
До середины 60-х годов базовая патрульная авиация и система "Цезарь" функционировали независимо. Самолеты вели поиск своими бортовыми средствами в обширных районах по самым общим данным разведки. В феврале 1964 г. при начальнике штаба ВМС США был учрежден отдел по программам ПЛВ (так называемый отдел ОР-95), который возглавил вице-адмирал Чарлз Мартелл, впоследствии названный "Царем ПЛВ" ("ASW Czar). Наряду с многими другими выдающи­мися достижениями в области ПЛВ, ему ставится в заслугу проект РМ-4 по созданию интегриро­ванных противолодочных систем.
Идея заключалась в объединении двух систем ПЛВ - авиационной и стационарной - на основе их положительных тактических свойств. У одной - мобильность, точность местоопределения и возможность атаки ПЛ, у другой - возможность ведения круглосуточного наблюдения за обшир­ными акваториями. Отработка этой концепции была возложена на самолеты 11-го патрульного авиакрыла Атлантического флота с АБ Джексонвилл. Результаты оказались положительными и это стало началом совместного боевого применения самолетов БПА и СГС.
Постепенно в районах, контролируемых СГС, самолеты БПА от массированных поисковых действий в обширных районах перешли к способу "поиск по вызову из положения дежурства на авиабазе". К середине 70-х годов этот способ стал основным - до 70% всех вылетов на поиск ПЛ выполнялось по данным СПРН СОСУС. Способ "поиск по вызову" предусматривает в процессе предполетного инструктажа получение сведений об ограниченном по площади районе нахожде­ния и элементах движения ПЛ, а в период поисковых действий - систематическую передачу на самолеты уточняющих данных. Прибыв в район, самолеты БПА для локализации ПЛ используют весь комплекс бортовых средств поиска, в основном, системы РГАБ.
Использование данных СОСУС в несколько раз повысило эффективность поисковых дей­ствий самолетов БПА по сравнению с самостоятельными действиями. Способ "поиск по вызову" значительно расширил районы досягаемости самолетов БПА, так как свел к минимуму время на поиск и атаку ПЛ. Резко уменьшился расход РГАБ, самолеты стали использоваться с меньшим напряжением. В ВМС США сочли возможным пойти на некоторое сокращение парка самолетов БПА - с начала 60-х годов до середины 80-х количество патрульных авиаэскадрилий сократилось примерно на 20%, почти все самолеты Р-3 "Орион" первых модификаций были переданы в ре­зерв авиации ВМС. Самолеты стали более широко привлекаться к решению не связанных с ПЛВ задач по контролю за судоходством, борьбе с контрабандой наркотиков и др. Оснащение самоле­тов Р-ЗС противокорабельными ракетами свидетельствует, что и в планах боевого применения БПА задачи борьбы с ПЛ не будут единственными.
Эффективное применение системы СОСУС во взаимодействии с БПА привело к снижению роли надводных кораблей в системе ПЛВ по сравнению с той, которую они играли во второй мировой войне и в первое послевоенное десятилетие. Появление стационарных систем дальнего действия было своевременным, в том смысле, что оно совпало с массовым устареванием эскорт­ных кораблей постройки военных лет. В 1959г. в ВМС США было принято решение отказаться от чрезвычайно дорогой кораблестроительной программы, предусматривавшей эквивалентную по ко­личественному составу замену устаревшего противолодочного надводного флота. В итоге, к сере­дине 70-х годов количество противолодочных кораблей сократилось более чем на 30%, причем большую часть из оставшихся кораблей, оснащенных ударным и зенитным ракетным оружием и решающих широкий круг задач, уже нельзя было считать чисто противолодочными. Прекратили существование такие типы кораблей, как противолодочные авианосцы, эскортные миноносцы, и другие специализированные корабли ПЛО.
Анализ развития стационарных систем наблюдения за подводной обстановкой ВМС США с момента их возникновения и до настоящего времени показывает, что в основном оно обуславли­валось развитием и характером применения подводных сил советского ВМФ. Определяющим фактором при этом явилось стремление своевременно обнаружить, установить непрерывное слежение и при необходимости уничтожить советские ракетные ПЛ до того, как они смогут применить свое оружие. В связи с этим на протяжении почти 30 лет наблюдалась устойчивая тенденция расширения зон сплошной гидроакустической освещенности за счет оборудования стационарными системами все новых, важных в оперативно-стратегическом отношении, райо­нов Мирового океана, в особенности, передовых противолодочных зон. Это обеспечивало, во-первых, превентивный охват наблюдением перспективных районов боевого патрулирования советских ракетных ПЛ, которые вследствие увеличения дальности стрельбы баллистических ракет все более удалялись от побережья США, во-вторых, возможность непрерывного слежения за всеми ПЛ на различных этапах решения ими боевых задач, начиная с развертывания из баз и заканчивая возвращением.
На развитие СГС США значительное влияние оказал также технический прогресс в советс­ком подводном кораблестроении, в особенности, в плане снижения шумности атомных ПЛ, хотя в этом отношении наши возможности были несколько переоценены. На заре развития атомного подводного флота первые советские ПЛ были чрезвычайно шумными и легкими для обнаруже­ния. Но с появлением в составе ВМФ лодок 2-го и 3-го поколений в ВМС США посчитали, что наметившаяся тенденция в снижении их шумности представляет серьезный вызов системе ПЛВ. Ответом стал широкий фронт исследований и конструкторских разработок, направленных на повышение эффективности существующих и создание новых средств обнаружения ПЛ. Однако ожидаемого снижения уровня шумности не произошло, и достигнутые результаты предопреде­лили стратегическое превосходство США в данной сфере.
В связи с происшедшими в мире на рубеже 80 - 90-х годов глобальными военно-политически­ми изменениями, содержание системы СОСУС, работающей почти вхолостую, стало экономи­чески нецелесообразным. Однако, учитывая стратегическое значение данной системы и неста­бильный характер современных международных отношений, в ВМС США нашли приемлемый выход из этой ситуации, позволяющий сохранить уникальный технический комплекс и квалифи­кацию обслуживающего персонала.
Следует полагать, что и в дальнейшем сохранению системы СОСУС и развитию перспектив­ных средств освещения подводной обстановки будет уделяться исключительно большое внима­ние. Ибо, по мнению американских официальных лиц: "ПЛВ продолжает пользоваться в ВМС статусом первоочередности. Она является краеугольным камнем любой морской стратегии и с лихвой окупает все затраты на ее содержание...".

«Морской сборник» №1 1999
Материал с сайта http://forums.airbase.ru

Немає коментарів: