субота, січня 05, 2013

ИЗ АРХИВА. ВОСЕМЬ ЛЕТ ТОМУ НАЗАД.ИНФОРМАЦИЯ О ГРАЖДАНСКОМ ИСКЕ ВИЦЕ-АДМИРАЛА Е.Д.ЧЕРНОВА К КАПИТАНУ 1 РАНГА Н.Н.АЛКАЕВУ(2005г)

 Размещаю эту архивную информацию  ,ибо в этом деле был задействован мой бывший старпом апл К-27(тогда в 1968 г) капитан 2- го ранга Егор Томко) .ставший впоследствии вице-адмиралом,Героем Советского Союза.Да и не только  из-за этого.Все остается на своих местах.Виновные пожинают лавры,а стрелочники сидят в тюрьме.Суд вице-адмирал  Е.Чернов   кажется проиграл,Суворов был осужден на 15 лет.А основные виновники трагедии апл К-429  получили повышения,.звания и ныне  проживают на своих  шикарных дачах без угрызения совести за погибших подводников.

(Открытое слушание состоялось в Московском суде Санкт-Петербурга 1 июня 2005 г.)
Причиной гражданского иска Е.Д.Чернова явилась книга Н.Н.Алкаева «О СЛУЖБЕ, КОРАБЛЯХ, ЛЮДЯХ. Камчатка. Лето 1983 г. Из истории Подводного флота.СПб:НИЦ БТС, 2003 г. -134 с., в которой содержатся сведения, не соответствующие действительности, оскорбляющие честь, достоинство и деловую компетенцию командира подводной лодки К–429 Н.М.Суворова и членов его экипажа, а также лично Е.Д.Чернова. В этой же книге помещена статья О.А.Ерофеева «Два адмирала встретятся в суде» из газеты «Невское время» от16.02.1996 г. и его же письмо главному редактору Российской газеты Юркову А.П. от 06.04.1998 г., содержащие сведения такого же рода.

Информация почерпнута из интервью с Е.Д.Черновым и свидетелями, присутствовавшими в суде. На наш взгляд, она представляет интерес для подводников ВМФ и для всех, кому не безразлична правда о причинах катастроф советских и российских подводных лодок. В ходе судебного разбирательства были уточнены обстоятельства катастрофы апл К–429 (1983 г., Тихоокеанский флот), в результате которой 16 членов экипажа погибли, а 104 подводника с риском для жизни вышли на поверхность из затонувшего корабля.
Курсивом даны комментарии автора интервью, отражающие его точку зрения на факты, вскрывшиеся в ходе судебного слушания, и на события, имевшие место в прошлом и не утратившие актуальности в настоящем.
Упреждая информацию о судебном слушании, состоявшемся в Санкт–Петербурге 1.06.05, необходимо отметить, что в 1983 году следствие по уголовному делу о катастрофе апл К – 429, проведенное военной прокуратурой ТОФ, было ограничено рамками ведомственных интересов командных структур ТОФ и ВМФ. Оказались не выявленными или не названными командно-штабные предпосылки, приведшие к катастрофе, а также «нежелательные» для оглашения причины катастрофы и обстоятельства, ее усугубившие. Уроки не были извлечены. Принятие мер, исключающих впредь те же предпосылки и причины, оказалось невозможным. Сокрытие подлинных предпосылок, причин и обстоятельств катастрофы К-429 от личного состава ВМФ, общественности и Правительства повлекло за собой в последующем катастрофы других боеготовых атомных подводных лодок - апл К-219 и «Комсомолец». При расследовании катастрофы апл «Курск» опыт следствия установившего причины гибели апл Комсомолец применен не был.
1 июня 2005 г.
В судебном заседании под председательством судьи Н.И. Сергеевой, участвовали:
Истец Е.Д.Чернов – вице-адмирал в отставке, Герой Советского Союза, в 1976 –1986 годах г.г. заместитель командующего и командующий 1-й Флотилией атомных подводных лодок Северного флота.
Представитель истца А.К.Дрессен – юрист, в недавнем прошлом офицер-подводник.
Свидетели истца:
Е.А.Томко – вице-адмирал в отставке, Герой Советского Союза,
В 1976 –1986 гг. командир 11 дивизии 1-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота, в состав которой входил 379 экипаж, находившийся на апл К–429 в момент катастрофы.
И.В.Чехов – капитан 1 ранга запаса, в 1980 – 1983гг штатный старший помощник командира 379 экипажа, отставленный от выхода в море в день катастрофы (23 июня 1983 г.) приказанием командира дивизии Н.Н.Алкаева, переданным лично им по телефону из Владивостока непосредственно И.В.Чехову (вместо него Алкаевым был назначен на этот выход капитан 3 ранга Рычков – старший помощник из 28 экипажа).
В.М.Ледовской – капитан 2 ранга запаса, штатный командир ракетной боевой части 379 экипажа, участник катастрофы К–429 23 июня 1983г.; был в числе 104-х подводников, вышедших на поверхность из затонувшей лодки.
Ответчик Н.Н.Алкаев – капитан 1 ранга в отставке, в 1982–1986 г.г. командир 10 дивизии 2 Флотилии атомных подводных лодок Тихоокеанского флота, в состав которой входила К– 429.
Адвокат Н.Н. Алкаева Б.А. Кузнецов (Москва).
З.В.Суворова – вдова командира апл К–429.
В судебном заседании были названы и опровергнуты свидетелями помещенные в книге Алкаева утверждения, порочащие командира 379 экипажа капитана 1 ранга Н.М. Суворова и его экипаж заявления о низких командирских качествах Н.М. Суворова.
В действительности он был штатным, отлично подготовленным, опытным командиром подводной лодки боевой службы; со своим 379 экипажем неоднократно выполнял сложнейшие походы на боевую службу, в том числе на тихоокеанском флоте. В 1980, 1981 и 1982 г.г.; в 1982 г. был награжден орденом «За службу Родине в вооруженных силах».
Попытка очернить командира подводной лодки связана с желанием Алкаева перевести на него ответственность за катастрофу К–429, в действительности обусловленную внезапным, внеплановым направлением в море разукомплектованного экипажа с прикоман- дированием более чем на половину вакантных штатных должностей специалистов с других кораблей. Прикомандированные люди прибыли на апл К–429 лишь за несколько часов до отхода от причала, не имея представления о неисправностях, не устраненных по возвра- щении лодки из четырехмесячного похода на боевую службу.
– Утверждение о низком качестве практической подготовки личного состава 379 экипажа, якобы укомплектованного при передаче с СФ на ТОФ по принципу «На тебе, Боже, что нам не гоже». Это не соответствует действительности: 379 экипаж, прибывший с Севера на Тихоокеанский флот, был слаженным и всесторонне обученным, не его вина, что половина штатных членов экипажа оказалась в отъезде, в отпуске, который был ранее запланированным и разрешен командованием соединения.
О плохой подготовке экипажа Алкаев написал с той же целью, с какой хулил командира Н.М.Суворова. В числе подводников преступно направленной в море 23 июня 1983 г., штатных членов 379 экипажа не было и половины! Это был не «экипаж Суворова» – была всего лишь группа подводников, зачастую не знавших друг-друга.
С экипажем такой комплектации выход в море был опасной авантюрой, которая закончилась катастрофически
Не соответствующими действительности были признаны и другие утверждения, приведенные в книге Алкаева:
– Утверждение, что задача на выполнение учебных торпедных стрельб 24-26 июня 1983 г. была запланирована 379 экипажу годовым планом боевой подготовки. В действительности же на это время был запланирован и реально осуществлялся отпуск экипажа. Несостоятельным и странным является и утверждение, что Н.М.Суворов предоставил экипажу отпуск без разрешения командования дивизии.
– В книге сказано, что Н.М.Суворов «перед выходом в море подписал журнал готовности корабля к плаванию». В действительности он преднамеренно его не подписал, так как подводная лодка к выходу в море была не готова. При отсутствии подписи командира оперативный дежурный не имел права разрешить выход К– 429, но... разрешение было дано.
– Книга оскорбительно сообщает, что Н.М.Суворов по собственному решению вышел из затонувшей лодки не последним, как это предписывает долг командира. Тогда как в действительности он был вынужден это сделать по приказанию руководителя спасательной операции.
– Ошибочно? указано, что 379 экипаж прибыл на К–429 для приготовления ее к выходу в море в 10.00 24 июня 1983 г., а в 17.00 того же дня Н.М. Суворов вступил в управление кораблём и вышел из базы в район торпедных стрельб. Фактически всё это произошло не 24-го, а 23 июня. Лодка вышла в море через 7 часов после прибытия на борт не знакомых с ее техническим состоянием группы подводников которые не являлись ее экипажем.
В ходе судебного слушания были отмечены оскорбительные выпады против Е.Чернова в материалах О. Ерофеева, помещённых в книге Н.Алкаева.
Нет сомнений, что письмо О.Ерофеева главному редактору "Российской газеты" Ю.П. Юркову и его же статья "Два адмирала встретятся в Суде" в газете «Невское время» 16.02.1996 г. были помещены в книгу Алкаева для того, чтобы "осовременить" в общественном сознании лживые и давно опровергнутые следствием и судом обвинения капитана 1 ранга А.К.Никитина в шпионаже.
О. Ерофеев и, видимо, Н.Алкаев, никак не могут забыть того времени, когда они ждали расстрельного приговора Александру Никитину офицеру ВМФ, подводнику, которого бессовестно подставили ФСБ под видом шпиона.
Издавая книгу в 2003 г. они начисто "позабыли" что Никитин ещё в 1999 г. был оправдан СПб городским, а за тем и Верховным судом РФ по всем пунктам предъявленного ему в 1996 году обвинения за отсутствием в его действиях состава преступления.
– В феврале 1996 г., в статье «Два адмирала встретятся в суде», О.Ерофеев возлагает на Е.Чернова ответственность за то, что подводная лодка К–278 «Комсомолец» была принята в состав Флота «с существенными конструктивными недостатками и недоработками». Это утверждение не соответствует действительности. Во-первых, Чернов не принимал эту лодку от промышленности. Во-вторых, в ходе опытной её эксплуатации, которой руководил Чернов, лодка показала превосходные качества, в том числе на ранее недоступных глубинах. В-третьих, Главная военная прокуратура, принимая Постановление о приостановлении предварительного следствия о катастрофе (продолжавшегося 8 лет двумя следственными группами), установила, «что конструктивное исполнение устройств и систем апл К – 278 не явилось причиной гибели корабля. Недостаточными и приведшими к гибели лодки оказались меры, принятые экипажем по ликвидации аварии и сохранению корабля на плаву – апл утратила продольную остойчивость и затонула; из 69 человек, находившихся на борту, 42 человека погибли.»
Приведенные ниже фрагменты из текста упомянутого Постановления позволяют со всей очевидностью понять, почему О.А. Ерофеев (и иже с ним) всегда хотели, да и сейчас хотят объяснить эту катастрофу «конструктивными недостатками» апл К – 278!
«…Нарушение требований руководящих документов по боевой подготовке привело к тому, что 28 февраля 1989 г. на К–278 в море был направлен потерявший свою линейность второй экипаж. Недостаточная подготовленность экипажа явилась следствием систематических нарушений требований руководящих документов, регламентирующих правила боевой подготовки подводных лодок и отсутствия должного контроля за ее результатами со стороны: Командующего 1-флотилией контр-адмирала Ерофеева, командира 6 дивизии капитана 1 ранга Шкирятова и их начальников штабов.... Недостаточно подготовленные к действиям в сложных условиях ГКП, должностные лица подводной лодки и личный состав пл при аварии 7 апреля 1989 года не обеспечили решение задач при пожаре, поступлении ВВД и воды внутрь прочного корпуса. Это и привело к гибели пл и части личного состава…. Атомная пл К–278 лежит на грунте на глубине 1655 метров, что не позволяет сделать вывод о достаточности собранных по делу доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления..... Уголовное дело № 2697-89 о катастрофе апл «Комсомолец» приостановить.
Старший следователь по особо важным делам полковник юстиции Г.В.Целовальников»
Отметим, что книга Алкаева вышла в свет в апреле 2003 г., одновременно с возбуждением О.А.Ерофеевым в Московском городском суде гражданского иска «О защите его чести, достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда». Иск предъявлен Е.Д.Чернову – автору книги «Тайны подводных катастроф», где, как считает Ерофеев, содержатся сведения, наносящие урон его чести... чести, которую он не успел ещё отмыть от уголовного разбирательства с Военной прокуратурой по поводу присвоения им материальных средств Северного Флота на сумму в несколько десятков миллионов рублей...
* * *
Выслушав исковые претензии Е.Д.Чернова, и показания свидетелей: Е.А.Томко, И.В.Чехова и В.М.Ледовского, ответчик Н.Н.Алкаев обратился к суду и выразил
сожаление о том, что в тексте книги были допущены неточности, принес извинения вдове командира экипажа З.В.Суворовой, его семье и Е.Д.Чернову за отдельные некорректные выражения в адрес 379 экипажа и его командира капитана 1 ранга Н.М.Суворова, а так же Чернова, и предложил прекратить производство по делу путем заключения мирового соглашения.
Вице-адмирал Е.Д.Чернов с предложением Н.Н.Алкаева не согласился.
Считая, что основная цель Суда достигнута, а дальнейшие пересуды на эту тему не будут способствовать авторитету офицеров советского подплава, Е.Д.Чернов обратился к Суду с просьбой принять его (Чернова) от иска отказ.

капитан 2 ранга В.М Ледовской вице-адмирал в отставке.- Е.Д.Чернов
вице-адмирал запаса Е.А. Томко капитан 1 ранга запаса И.В. Чехов

12.06.2005 г.

Немає коментарів: