Размещаю эту архивную информацию ,ибо в этом деле был задействован мой бывший старпом апл К-27(тогда в 1968 г) капитан 2- го ранга Егор Томко) .ставший впоследствии вице-адмиралом,Героем Советского Союза.Да и не только из-за этого.Все остается на своих местах.Виновные пожинают лавры,а стрелочники сидят в тюрьме.Суд вице-адмирал Е.Чернов кажется проиграл,Суворов был осужден на 15 лет.А основные виновники трагедии апл К-429 получили повышения,.звания и ныне проживают на своих шикарных дачах без угрызения совести за погибших подводников.
(Открытое слушание состоялось в Московском суде Санкт-Петербурга 1 июня 2005 г.)
Причиной гражданского иска Е.Д.Чернова явилась книга Н.Н.Алкаева «О
СЛУЖБЕ, КОРАБЛЯХ, ЛЮДЯХ. Камчатка. Лето 1983 г. Из истории Подводного
флота.СПб:НИЦ БТС, 2003 г. -134 с., в которой содержатся сведения,
не соответствующие действительности, оскорбляющие честь, достоинство и
деловую компетенцию командира подводной лодки К–429 Н.М.Суворова и
членов его экипажа, а также лично Е.Д.Чернова. В этой же книге помещена
статья О.А.Ерофеева «Два адмирала встретятся в суде» из газеты
«Невское время» от16.02.1996 г. и его же письмо главному редактору
Российской газеты Юркову А.П. от 06.04.1998 г., содержащие сведения
такого же рода.
Информация почерпнута из интервью с Е.Д.Черновым и свидетелями,
присутствовавшими в суде. На наш взгляд, она представляет интерес для
подводников ВМФ и для всех, кому не безразлична правда о причинах
катастроф советских и российских подводных лодок. В ходе судебного
разбирательства были уточнены обстоятельства катастрофы апл К–429 (1983
г., Тихоокеанский флот), в результате которой 16 членов экипажа
погибли, а 104 подводника с риском для жизни вышли на поверхность
из затонувшего корабля.
Курсивом даны комментарии автора интервью, отражающие его точку зрения
на факты, вскрывшиеся в ходе судебного слушания, и на события, имевшие
место в прошлом и не утратившие актуальности в настоящем.
Упреждая информацию о судебном слушании, состоявшемся в Санкт–Петербурге
1.06.05, необходимо отметить, что в 1983 году следствие по уголовному
делу о катастрофе апл К – 429, проведенное военной прокуратурой
ТОФ, было ограничено рамками ведомственных интересов командных структур
ТОФ и ВМФ. Оказались не выявленными или не названными
командно-штабные предпосылки, приведшие к катастрофе, а также
«нежелательные» для оглашения причины катастрофы и обстоятельства, ее
усугубившие. Уроки не были извлечены. Принятие мер, исключающих
впредь те же предпосылки и причины, оказалось невозможным. Сокрытие
подлинных предпосылок, причин и обстоятельств катастрофы К-429 от
личного состава ВМФ, общественности и Правительства повлекло за собой в
последующем катастрофы других боеготовых атомных подводных лодок -
апл К-219 и «Комсомолец». При расследовании катастрофы апл «Курск» опыт
следствия установившего причины гибели апл Комсомолец применен
не был.
1 июня 2005 г.
В судебном заседании под председательством судьи Н.И. Сергеевой, участвовали:
Истец Е.Д.Чернов – вице-адмирал в отставке, Герой Советского Союза, в
1976 –1986 годах г.г. заместитель командующего и командующий 1-й
Флотилией атомных подводных лодок Северного флота.
Представитель истца А.К.Дрессен – юрист, в недавнем прошлом офицер-подводник.
Свидетели истца:
Е.А.Томко – вице-адмирал в отставке, Герой Советского Союза,
В 1976 –1986 гг. командир 11 дивизии 1-й флотилии атомных подводных
лодок Северного флота, в состав которой входил 379 экипаж, находившийся
на апл К–429 в момент катастрофы.
И.В.Чехов – капитан 1 ранга запаса, в 1980 – 1983гг штатный старший
помощник командира 379 экипажа, отставленный от выхода в море в день
катастрофы (23 июня 1983 г.) приказанием командира дивизии Н.Н.Алкаева,
переданным лично им по телефону из Владивостока непосредственно
И.В.Чехову (вместо него Алкаевым был назначен на этот выход капитан 3
ранга Рычков – старший помощник из 28 экипажа).
В.М.Ледовской – капитан 2 ранга запаса, штатный командир ракетной
боевой части 379 экипажа, участник катастрофы К–429 23 июня 1983г.;
был в числе 104-х подводников, вышедших на поверхность из затонувшей
лодки.
Ответчик Н.Н.Алкаев – капитан 1 ранга в отставке, в 1982–1986 г.г.
командир 10 дивизии 2 Флотилии атомных подводных лодок
Тихоокеанского флота, в состав которой входила К– 429.
Адвокат Н.Н. Алкаева Б.А. Кузнецов (Москва).
З.В.Суворова – вдова командира апл К–429.
В судебном заседании были названы и опровергнуты свидетелями помещенные в
книге Алкаева утверждения, порочащие командира 379 экипажа капитана 1
ранга Н.М. Суворова и его экипаж заявления о низких командирских
качествах Н.М. Суворова.
В действительности он был штатным, отлично подготовленным, опытным
командиром подводной лодки боевой службы; со своим 379 экипажем
неоднократно выполнял сложнейшие походы на боевую службу, в том числе
на тихоокеанском флоте. В 1980, 1981 и 1982 г.г.; в 1982 г. был
награжден орденом «За службу Родине в вооруженных силах».
Попытка очернить командира подводной лодки связана с желанием Алкаева
перевести на него ответственность за катастрофу К–429, в
действительности обусловленную внезапным, внеплановым направлением в
море разукомплектованного экипажа с прикоман- дированием более чем на
половину вакантных штатных должностей специалистов с других кораблей.
Прикомандированные люди прибыли на апл К–429 лишь за несколько часов
до отхода от причала, не имея представления о неисправностях, не
устраненных по возвра- щении лодки из четырехмесячного похода на
боевую службу.
– Утверждение о низком качестве практической подготовки личного
состава 379 экипажа, якобы укомплектованного при передаче с СФ на ТОФ
по принципу «На тебе, Боже, что нам не гоже». Это не соответствует
действительности: 379 экипаж, прибывший с Севера на Тихоокеанский флот,
был слаженным и всесторонне обученным, не его вина, что половина
штатных членов экипажа оказалась в отъезде, в отпуске, который был
ранее запланированным и разрешен командованием соединения.
О плохой подготовке экипажа Алкаев написал с той же целью, с какой
хулил командира Н.М.Суворова. В числе подводников преступно
направленной в море 23 июня 1983 г., штатных членов 379 экипажа не
было и половины! Это был не «экипаж Суворова» – была всего лишь группа
подводников, зачастую не знавших друг-друга.
С экипажем такой комплектации выход в море был опасной авантюрой, которая закончилась катастрофически
Не соответствующими действительности были признаны и другие утверждения, приведенные в книге Алкаева:
– Утверждение, что задача на выполнение учебных торпедных стрельб
24-26 июня 1983 г. была запланирована 379 экипажу годовым планом
боевой подготовки. В действительности же на это время был
запланирован и реально осуществлялся отпуск экипажа. Несостоятельным и
странным является и утверждение, что Н.М.Суворов предоставил экипажу
отпуск без разрешения командования дивизии.
– В книге сказано, что Н.М.Суворов «перед выходом в море подписал
журнал готовности корабля к плаванию». В действительности он
преднамеренно его не подписал, так как подводная лодка к выходу в море
была не готова. При отсутствии подписи командира оперативный дежурный
не имел права разрешить выход К– 429, но... разрешение было дано.
– Книга оскорбительно сообщает, что Н.М.Суворов по собственному решению
вышел из затонувшей лодки не последним, как это предписывает долг
командира. Тогда как в действительности он был вынужден это сделать
по приказанию руководителя спасательной операции.
– Ошибочно? указано, что 379 экипаж прибыл на К–429 для
приготовления ее к выходу в море в 10.00 24 июня 1983 г., а в 17.00
того же дня Н.М. Суворов вступил в управление кораблём и вышел из базы в
район торпедных стрельб. Фактически всё это произошло не 24-го, а 23
июня. Лодка вышла в море через 7 часов после прибытия на борт не
знакомых с ее техническим состоянием группы подводников которые не
являлись ее экипажем.
В ходе судебного слушания были отмечены оскорбительные выпады против
Е.Чернова в материалах О. Ерофеева, помещённых в книге Н.Алкаева.
Нет сомнений, что письмо О.Ерофеева главному редактору "Российской
газеты" Ю.П. Юркову и его же статья "Два адмирала встретятся в Суде" в
газете «Невское время» 16.02.1996 г. были помещены в книгу Алкаева
для того, чтобы "осовременить" в общественном сознании лживые и
давно опровергнутые следствием и судом обвинения капитана 1 ранга
А.К.Никитина в шпионаже.
О. Ерофеев и, видимо, Н.Алкаев, никак не могут забыть того времени,
когда они ждали расстрельного приговора Александру Никитину
офицеру ВМФ, подводнику, которого бессовестно подставили ФСБ под
видом шпиона.
Издавая книгу в 2003 г. они начисто "позабыли" что Никитин ещё в 1999
г. был оправдан СПб городским, а за тем и Верховным судом РФ по всем
пунктам предъявленного ему в 1996 году обвинения за отсутствием в его
действиях состава преступления.
– В феврале 1996 г., в статье «Два адмирала встретятся в суде»,
О.Ерофеев возлагает на Е.Чернова ответственность за то, что подводная
лодка К–278 «Комсомолец» была принята в состав Флота «с существенными
конструктивными недостатками и недоработками». Это утверждение не
соответствует действительности. Во-первых, Чернов не принимал эту лодку
от промышленности. Во-вторых, в ходе опытной её эксплуатации, которой
руководил Чернов, лодка показала превосходные качества, в том числе на
ранее недоступных глубинах. В-третьих, Главная военная прокуратура,
принимая Постановление о приостановлении предварительного следствия о
катастрофе (продолжавшегося 8 лет двумя следственными группами),
установила, «что конструктивное исполнение устройств и систем апл К
– 278 не явилось причиной гибели корабля. Недостаточными и приведшими к
гибели лодки оказались меры, принятые экипажем по ликвидации аварии
и сохранению корабля на плаву – апл утратила продольную
остойчивость и затонула; из 69 человек, находившихся на борту, 42
человека погибли.»
Приведенные ниже фрагменты из текста упомянутого Постановления позволяют
со всей очевидностью понять, почему О.А. Ерофеев (и иже с ним) всегда
хотели, да и сейчас хотят объяснить эту катастрофу «конструктивными
недостатками» апл К – 278!
«…Нарушение требований руководящих документов по боевой подготовке
привело к тому, что 28 февраля 1989 г. на К–278 в море был направлен
потерявший свою линейность второй экипаж. Недостаточная
подготовленность экипажа явилась следствием систематических
нарушений требований руководящих документов, регламентирующих
правила боевой подготовки подводных лодок и отсутствия должного контроля
за ее результатами со стороны: Командующего 1-флотилией контр-адмирала
Ерофеева, командира 6 дивизии капитана 1 ранга Шкирятова и их
начальников штабов.... Недостаточно подготовленные к действиям в сложных
условиях ГКП, должностные лица подводной лодки и личный состав пл при
аварии 7 апреля 1989 года не обеспечили решение задач при пожаре,
поступлении ВВД и воды внутрь прочного корпуса. Это и привело к гибели
пл и части личного состава…. Атомная пл К–278 лежит на грунте на
глубине 1655 метров, что не позволяет сделать вывод о достаточности
собранных по делу доказательств, дающих основание для предъявления
обвинения в совершении преступления..... Уголовное дело № 2697-89 о
катастрофе апл «Комсомолец» приостановить.
Старший следователь по особо важным делам полковник юстиции Г.В.Целовальников»
Отметим, что книга Алкаева вышла в свет в апреле 2003 г.,
одновременно с возбуждением О.А.Ерофеевым в Московском
городском суде гражданского иска «О защите его чести,
достоинства, деловой репутации и компенсации морального вреда».
Иск предъявлен Е.Д.Чернову – автору книги «Тайны подводных
катастроф», где, как считает Ерофеев, содержатся сведения,
наносящие урон его чести... чести, которую он не успел ещё
отмыть от уголовного разбирательства с Военной прокуратурой по
поводу присвоения им материальных средств Северного Флота на сумму в
несколько десятков миллионов рублей...
* * *
Выслушав исковые претензии Е.Д.Чернова, и показания свидетелей:
Е.А.Томко, И.В.Чехова и В.М.Ледовского, ответчик Н.Н.Алкаев
обратился к суду и выразил
сожаление о том, что в тексте книги были допущены неточности,
принес извинения вдове командира экипажа З.В.Суворовой, его семье
и Е.Д.Чернову за отдельные некорректные выражения в адрес 379
экипажа и его командира капитана 1 ранга Н.М.Суворова, а так же
Чернова, и предложил прекратить производство по делу путем заключения
мирового соглашения.
Вице-адмирал Е.Д.Чернов с предложением Н.Н.Алкаева не согласился.
Считая, что основная цель Суда достигнута, а дальнейшие пересуды на эту
тему не будут способствовать авторитету офицеров советского подплава,
Е.Д.Чернов обратился к Суду с просьбой принять его (Чернова) от иска
отказ.
капитан 2 ранга В.М Ледовской вице-адмирал в отставке.- Е.Д.Чернов
вице-адмирал запаса Е.А. Томко капитан 1 ранга запаса И.В. Чехов
12.06.2005 г.
Немає коментарів:
Дописати коментар