пʼятниця, січня 04, 2013

Авария на АПЛ К-122, унесшая жизни 14 подводников. Из воспоминаний подводников,непосредственных участников аварии.

 Возможно некоторые детали в воспоминаниях подводников,которые тогда прошли через данную аварию.потеряли своих друзей-сослуживцев немного не точны,не будем их   строго осуждать за это.Прошли десятилетия.Память человека-штука обманчивая.Но авария была И нам ныне живущим  надо Помнить и не забывать тех.кто положил свои молодые жизни при защите Отечества...

.  Эта авария произошла в Филиппинском море на глубине 70 метров   унесшая жизни 14 (15?)подводников.
- Аварийная тревога случилась под утро где-то в 05-15 по Москве в Филиппинском море милях в сорока от острова Бородино: пробой на корпус кабельной трассы вызвал пожар в 7 отсеке (на лодке стояла электрика постоянного тока). Потом прогорел трубопровод системы ВВД и отсек сильно надулся. Всплыли, снимать такое давление через небольшой клапан было слишком долго, попробовали открыть люк. Безуспешно. Тогда я(Валерий Соломин, старшина команды торпедистов ) предложил стравить давление через кормовой торпедный аппарат. В девятом отсеке достали из аппарата торпеду и стравили давление. Люди погибли в основном в 8 и 9 отсеках – там было большое задымление. По большей части из-за того, что не было запасных регенеративных патронов к индивидуальным средствам защиты, а те, что были, сильно нагрелись – просто раскалились, невозможно взять в руки, чтобы заменить. С аварией боролись 14 часов. В Павловск пришли на буксире – притащил морской буксир "Бравый" из Большого Камня: он как раз возвращался из Вьетнама.




Один из погибших, старший мичман Белевцев Виктор Иванович, старшина команды торпедных электриков, за мужество при пожаре посмертно награжден орденом Красной Звезды. Он отдал свой дыхательный аппарат боцману ПЛ, который по команде центрального поста вывел аварийную подводную лодку с глубины 60 метров на поверхность и тем самым спас экипаж и подводную лодку.

В 1975-м Владилен Четвертных был допущен к управлению подводной лодки двух проектов, ракетного и торпедного, и в этом же году был направлен на высшие офицерские классы ВМФ СССР. Тогда же он участвовал в грандиозных учениях «Океан-75», настолько изумивших западный мир мощью советского Военно-морского флота, что это стало одним из факторов подписания во Владивостоке главами США и СССР первого соглашения о сокращении ядерных вооружений! А перед этим, в 1971-м, сразу пять (!) наших АПЛ всплыли недалеко от берегов Америки и произвели учебный пуск ракет по... заданным целям. Американцы онемели!
1976 год — старпом и — звездный час! — назначение командиром АПЛ К-122! И тут судьба выдала ему серьезное сердечное заболевание...
Госпиталь, медкомиссии одна за другой, и в 1980-м грозный приговор: списать из плавсостава. Так блестящий офицер, пожизненный круглый отличник, оказался на берегу. Дальше была преподавательская деятельность на Каспии, но это тема отдельного разговора.
А в том же 1980-м его лодку буквально выталкивают на боевую службу. К тому времени она выполнила несколько автономок, прошла десятки тысяч миль под водой, выдержала несколько ремонтов и переоборудование на ДВЗ «Звезда». Командир Четвертных и его стармех предупреждают: кабельные трассы ненадежны, оплетки высохли, новый командир и старпом не знают корабля, экипаж «не сплаван». Но самоуверенный и самонадеянный Геннадий Заварухин, только что окончивший академию, начальник штаба 26-й дивизии, был назначен старшим на этом походе. Его шеф, командир дивизии, несмотря на рапорты прежнего командира, Четвертных, старпома и командира БЧ-5 о технической неготовности лодки, заставил выйти К-122 в свой последний, как оказалось, поход. А сам отправился на повышение.
Дело было серьезное. На десятые сутки во время тренировки при переводе нагрузки с левого турбогенератора на правый возник пожар в трюме электротехнического отсека (те самые кабели!). Личный состав удалось срочно вывести из седьмого отсека в восьмой до подачи огнегасителя. В восьмом было больше тридцати человек, из которых девять не имели средств индивидуальной защиты и погибали один за другим. Аппаратов ИДА-59 (индивидуальный дыхательный аппарат) на всех не хватало...

Через семь суток туда же на буксире была доставлена и К-122. Ее встречал командир 26-й дивизии контр-адмирал Шуманин. Начался «разбор полетов». В итоге вину взвалили на экипаж. Были сняты со своих должностей начальник 26-й дивизии капитан 1 ранга Г. Заварухин, командир лодки капитан 2 ранга Г. Сизов, помощник командира капитан-лейтенант В. Савенков, командир БЧ-5 капитан 2 ранга Ю. Шлыков... И только семье мичмана Виктора Белевцева в скромной обстановке вручили орден Красной Звезды. Впрочем, это не освободило вдову от года мытарств. В кабинетах чинуш она просила сменить формулировку «умер от удушья» на «погиб при исполнении служебных обязанностей». Надо сказать, что при аналогичных обстоятельствах погибли три атомные лодки Северного флота: К-8 в 1970 году, К-219 в 1986-м, К-278 в 1989 м. К экипажам этих атомоходов отнеслись намного гуманнее, чем к экипажу К-122, который, к слову, не потерял корабль. После похорон погибших моряков особист В. Окольников, бывший на лодке в том злополучном походе, собирался с женой в отпуск. Утром у него не выдержало сердце. Это была пятнадцатая утрата. Новый командир БЧ-5 капитан 3 ранга Валентин Шницер не согласился с выводами комиссии, свалившей вину на экипаж, начал методично докапываться до истины. Он докладывал на всех уровнях свою версию причин происшедшей аварии. Авторитетная комиссия, назначенная повторно, пришла к выводу: причиной пожара явились конструктивные недостатки, присущие всем лодкам данного проекта! Это означало, что целую дивизию надо ставить на прикол. Тогда решили, что проще будет... «слишком умного механика» снять с должности и исключить из рядов КПСС. Так и сделали.....

В составе серии планировалась построить 32 субмарины, однако строительство ограничилось серией из шести кораблей для Тихоокеанского флота. Пять лодок были построены на заводе имени Ленинского комсомола (№199) . Шестая лодка, К 30, достроена не была.

К 45 , К 59 , К 66 ,К 122 ,К 151 проекта 659Т были выведены из состава флота в 90х годах.Высокая аварийность первых атомных реакторов для АПЛ. *Вагоны* не учтено го опыта......

По страницам Интернета.


Немає коментарів: