середа, січня 09, 2013

Карибский кризис. Противостояние. Сборник воспоминаний участников событий 1962 года. Составитель контр-адмирал В.В.Наумов. Часть 8.

Было обидно? 

На кого обижаться? Ведь тень была брошена на нас. Мы понимали, что три подводные лодки всплыли в непосредственной близости от американских противолодочных сил. 

Нужен ли подводный флот России? Какой нужен? Зачем он нужен? 

Я думаю, России всегда был нужен подводный флот. Во время Великой Отечественной войны флот показал хорошие данные, защищал Родину. Этот флот сыграл большую роль и в мирное время, когда был создан могучий атомный, ядерный флот. 



Атомный подводный флот СССР не проигрывал «холодной войны». Влад Шурыгин. 

Чтобы флот был таким, каким он был во время Великой Отечественной войны, каким он был в годы своего рассвета. Такой флот нужен России. Потому что этот флот защищает нашу страну. 

Источник материала-http://flot.com/blog/historyofNVMU/5641.php


Выступление на конференции 14 октября 1997 года бывшего начальника штаба 69-й бригады подводных лодок Северного флота, вице-адмирала в отставке Архипова Василия Александровича. 

 

До сегодняшней конференции о Карибском кризисе, хотя и завуалировано, но писалось немало. В СМИ, освещали конференции, симпозиумы, круглые столы, в которых принимали участие представители трех сторон. 
Но о действиях подводных лодок 69 бригады СФ в операции под условным названием "Кама", впервые оповестила "демократическая" "Комсомольская правда" в середине 1995 г. в статье под одиозным названием: "В случае обстрела - применять ядерное оружие". Она была написана с целью настолько тогда модной, насколько и подлой: очернить, опорочить выдающихся советских полководцев и флотоводцев, таких как: Гречко, Горшков, Вершинин, Фокин, Рассохо, и, конечно же, зацепить ЦК КПСС. Статья вписывалась в план по разложению советских Вооруженных Сил. 
Между тем, среди сил, участвовавших в операции "Анадырь", в наиболее сложных и близких к применению оружия условиях, были подводные лодки. Опыт их действий во многом поучителен и был критически проанализирован в ВМФ. Как же они действовали. 
Подводным лодкам "Б-4", "Б-36", "Б-59", "Б-130" 69-й бригады была поставлена задача скрытно совершить переход из базы на Кубу в п.Мариель. Сложность заключалась в том, что скорость хода лодкам на переход была задана в 2 раза выше, чем та, которая обеспечивала скрытность (практически, при скрытном переходе дизельная ПЛ может находиться в надводном положении в течение не более 1% от всего времени нахождения в море). 
В ночь на 1.10.62 г. подводные лодки вышли из Кольского залива с интервалом 30 минут и начали переход. 
На переходе до Багамских островов наиболее опасными для их обнаружения являлись три противолодочных рубежа: 1) на стыке Баренцева и Норвежского морей между о.Медвежий и м.Нордкап; 2) между Исландией и Фарерскими и Шотландскими островами; 3) между о.Ньюфаундленд и Азорскими островами. 
На переходе, в целом, состояние погоды и видимости благоприятствовали соблюдению скрытности - штормовая погода, низкая облачность, малая видимость, снежные заряды, дождь. 
На первых двух рубежах наблюдалась повседневная деятельность сил ПЛО и подлодки прошли их скрытно. 



Девятый вал. Н.Е.Бубликов. 

На третьем рубеже, наименее изученном нашей стороной по его оборудованию и обеспеченностью силами и средствами ПЛО, наблюдалась повышенная работа радиолокационных станций авиации ПЛО, работающих в кратковременном режиме. 
При проходе этого рубежа 18 октября радиоразведкой ПЛ "Б-59" была перехвачена радиограмма с французской радиостанции, оповещающая каких-то корреспондентов о том, что советские подводные лодки вышли в Атлантику и следуют к берегам Америки. Какими средствами была обнаружена ПЛ, или несколько подводных лодок, сказать затруднительно. В американских источниках об этом тоже не говорится. Но можно с большой долей уверенности сказать, что ПЛ была обнаружена не самолетной РЛС. 
Между тем, 22 октября президент США в вечернем телевыступлении объявил о блокаде Кубы. 
Командование ВМФ США направило к берегам Кубы и в Атлантику дополнительное количество кораблей и самолетов и заявило, что любая ПЛ, обнаруженная на подходах к Багамским островам, должна всплывать для ее опознания. 
Командиры американских кораблей получили указание о готовности к атаке подводных лодок в случае, если они откажутся всплывать. 
На следующий день, 23 октября, командиры подводных лодок 69 БПЛ получили приказание с ЦКП ВМФ о занятии районов для ведения разведки. Районы были нарезаны в нескольких десятках миль по маршруту их движения. В этой же радиограмме давалось предупреждение о возможных провокационных действиях США против Кубы и наших транспортов. Приказывалось быть в полной боевой готовности и соблюдать скрытность плавания. 
Нарезанные районы располагались крайне неудачно, не обеспечивая подводным лодкам соблюдение скрытности, видимо по причине быстро менявшейся военной и политической обстановки вокруг Кубы. Они располагались напротив Багамских судоходных проливов в расстоянии 300-350 миль от них. В этих районах были установлены экспериментальные глубоководные системы дальнего обнаружения подводных лодок. 

 

24 октября подводные лодки заняли назначенные районы. И в тот же день, как пишет Норман Полмар из института ВМС США, Хрущев заявил американскому представителю в Москве, в ответ на заявление Кеннеди, что если американские корабли будут обыскивать советские торговые суда в открытом море, то это будет считаться пиратством и он отдаст приказ советским подводным лодкам об уничтожении американских кораблей. 
Тактическая обстановка вокруг подводных лодок стала ухудшаться по нарастающей. Резко возросла активность береговой и корабельной противолодочной авиации, а затем в районы действия подводных лодок вошли авианосные поисково-ударные группы ПЛО (АПУГ ПЛО): во главе с авианосцем ПЛО "Эссекс" - в район ПЛ "Б-130", авианосцем ПЛО "Рэндолф" - ПЛ "Б-59", вертолетоносцем "Тетис Бей" с кораблями охранения – в район ПЛ "Б-36". 
Все они вели поиск подводных лодок всеми имевшимися у них средствами: РЛС, разночастотными гидролокаторами, взрывпатронами системы "Джули", буксируемыми гидролокаторами, радиогидроакустическими буями, сонарами и т.д. и плюс к этому взрывы гранат, как сигнал на всплытие. Все это гулко и звонко прослушивалось в отсеках подводных лодок в течение нескольких суток и действовало угнетающе на личный состав. К тому же условия обитания на лодках сильно ухудшились из-за невозможности провентилировать отсеки. 
Внутри отсеков от высокой температуры забортной воды +30-32 градуса, от работы регенерационных установок, дизелей, аккумуляторной батареи, механизмов, температура стояла около +50°С, а в дизельных отсеках, в рубках гидроакустиков доходила до +60°-65°С. К тому же большая влажность, повышенное давление, пары топлива, масла, электролита, в несколько раз превышавшее норму содержания СО2, (1,2%), нехватка питьевой воды, все это создавало тяжелые условия для работы личного состава. Но, что выдерживал человек, не выдерживали механизмы и устройства ПЛ. Особенно часто выходили из строя дизеля, прокладки забортных захлопок и клапанов, водяные холодильники, сальниковые уплотнения линии валов и т.д., что приводило к поступлению воды в отсек и ограничению глубины погружения подводных лодок. Устранение неисправностей требовало больших сил и выносливости у личного состава. Многие матросы, особенно мотористы теряли сознание. Но отдохнув и отдышавшись, приступали к работе или заступали на вахту. 
Чтобы у присутствующих (или у читателей) не сложилось впечатление, что же это за боевые корабли и как они могут воевать, я должен сказать, что поломки матчасти на кораблях явление нередкое не только на нашем флоте. Например, по официальным данным, на американском флоте за период 1960-1968 гг. произошло только аварий и катастроф – З5, а поломки никто не считает. Да и во время кризиса авианосец ПЛО "Рэндолф" в районе был только несколько часов, а затем дал радио: «Вышел из строя второй главный котел, возвращаюсь в базу». 



Авианосец ПЛО ВМС США "Рэндолф". 

Эти же подводные лодки нового проекта, постройки 1959-1961 гг. по своим боевым и техническим возможностям были лучшими в мире. Они имели на вооружении 22 торпеды. Дальность плавания составляла до 26000 миль, автономность 3 месяца, глубина погружения до 300 м. 
Но они еще не были приспособлены для плавания в условиях жаркого климата, высокой солености воды, механизмы еще не были обкатаны, притерты, испытаны. Потом недостатки были устранены и вскоре после этого похода подводные лодки этого проекта были основными кораблями нашего флота, несущими боевую службу. И если сейчас я говорю о поломках этих подводных лодок, то только для того, чтобы подчеркнуть сложные условия плавания, при которых, по ряду причин, многие поломки было невозможно устранить, и они накапливались. 
Зарядки аккумуляторных батарей подводные лодки вынуждены были проводить с многочисленными перерывами, уклоняясь от обнаружения силами ПЛО. 
В американском флоте была принята тактика действий против дизельных подводных лодок под названием "Охота до изнеможения", аналог английской тактики борьбы с немецкими подводными лодками во время 2-ой Мировой войны на Бискайском рубеже ПЛО "войны на истощение". В данном случае эта тактика себя оправдала и привела к логическому завершению. 
В ночь на 25 октября эсминцами была обнаружена ПЛ "Б-130", после чего на нее, как положено по всем американским документам, были наведены и другие силы ПЛ0 и началось преследование. После разрядки аккумуляторной батареи, ПЛ всплыла в ордере АПУГ ПЛ0 во главе с авианосцем ПЛО "Эссекс". Как стало известно из воспоминаний брата Джона Кеннеди – Роберта – утром 27-го президенту было доложено об обнаружении ПЛ. Это очень обеспокоило всех. Он пишет: «Я думаю, что эти несколько минут стали тяжелым временем для президента. Он сказал – «можем ли мы избежать этой 1-ой встречи с русской ПЛ - всё только бы не это?! Но вслед за этим поступило сообщение, что советские корабли остановились. Эта ступень кризиса была преодолена». 
Но после этого поиск подводных лодок усилился. И примерно при тех же обстоятельствах были обнаружены и после трёхсуточного преследования всплыли подводные лодки "Б-59" и "Б-36". 
Я хочу остановиться на обстоятельствах действий ПЛ "Б-59", как наиболее характерных. 



Подводная лодка "Б-59" в надводном положении. 

ПЛ всплыла на зарядку АБ в утренние сумерки 28.10в центре АПУГ ПЛО во главе с авианосцем ПЛО "Рэндолф". При всплытии были обнаружены: авианосец, 9 эсминцев, 4 самолета ПЛО типа "Нептун", 3 типа "Треккер", вокруг несколько концентрических рядов РГБ. Эта ПЛ испытала на себе все возможное разнообразие провокационных действии сил США. 
Полеты самолетов на высоте 20-30м над рубкой ПЛ, с включением мощных прожекторов, стрельбой из автоматических пушек (более 300 снарядов), сбрасыванием глубинных бомб, пересечением курса ПЛ эсминцами на опасном расстоянии, наведением орудий на ПЛ, выкриками с ЭМ с требованием остановить ход и т.д. 
Можно было об этом не говорить, если бы не один кардинальный вопрос. Почему же ПЛ не применяла оружия? 
В боевом распоряжении командиру ПЛ приказано: п.8 - "оружие на переходе морем иметь в готовности к боевому использованию. Использование обычного оружия - по приказанию ГК ВМФ или при вооруженном нападении на ПЛ ". 
Таким образом, применять или не применять оружие зависело от того, как считать, стрельба из пушек самолета - вооруженное нападение или нет? 
В то время события могли развиваться так: с первым выстрелом пушки с самолета командир ПЛ инстинктивно, не задумываясь, скомандовал бы "срочное погружение", а после погружения вопрос куда стрелял самолет - по ПЛ или в сторону, в голове бы возникнуть не мог. Это война. 
Но самолет за 1-3 сек перед началом стрельбы, пролетая над мостиком, включил мощные прожектора и люди на мостике были ослеплены до боли в глазах. Это был шок. И что-либо скомандовать или сообразить командир физически не мог. А когда глаза проморгались, стало ясно, что самолет стрелял мимо лодки, в сторону. И последующие такие же действия (а облетов было – 12) особо не волновали. 
Для объяснения поведения командиров ПЛ важен и фон, на котором нужно было принимать решения. Подводные лодки практически имели неустойчивую радиосвязь с ЦКП. О развивающихся событиях, связанных с Кубой, они узнавали из кратковременных отрывочных перехватов сообщений широковещательных станций США. Из этих сведений они делали вывод, что обстановка напряженная, но что дело стояло на грани войны, узнали только в базе, когда член Военного Совета Северного флота вице-адмирал Сизов, на встрече с подводниками 69 БПЛ, сказал: «А мы вас живыми и не ждали». 



Архипов Василий Александрович. - Командир. Людмила АРХИПОВА, по материалам семейного архива. - "ПОДМОСКОВНЫЙ РУБЕЖ". № 35 (99) 20 сентября 2007 г. 

ВЫВОДЫ: 

1. Это была первая встреча советских подводных лодок с противолодочными силами и средствами США, во всем их комплексе, в крайне неблагоприятном районе для подводных лодок и очень благоприятном для сил и средств США. В результате встречи средства противолодочной борьбы США были переоценены как в советском ВМФ, так и в самих США. Обнаружение подводных лодок стало возможно в результате такого массированного использования противолодочных сил и средств США, которое можно поддерживать только кратковременно. Это признают в самих США. Об этом же говорит и тот факт, что подводные лодки "Б-36" и "Б-59", после окончания зарядки АБ, сравнительно легко оторвались от следивших за ними сил, а ПЛ "Б-4", которая была обнаружена авиацией ПЛО, после окончания зарядки АБ успешно вышла из района поиска. 
2. Командование США и НАТО сделали определенные выводы из действий ПЛС против подводных лодок 69 БПЛ и резко увеличили количество учений сил противолодочной борьбы. Так, только в сентябре-октябре следующего года было проведено 7 комплексных учений, а в последующие годы их количество возрастало. 
3. Выводы и предложения на основе опыта действий подводных лодок были доложены командованию 4-ой эскадры подводных лодок и Северного флота после возвращения подводных лодок в базу. Повторять их в настоящее время смысла нет, так как это была последняя встреча, когда советское руководство и Вооруженные Силы СССР выступили на защиту своих интересов на равных с США! 
4. Поход подводных лодок 69 БПЛ вызывает восхищение и преклонение перед мужеством, выдержкой и патриотизмом матросов, старшин и офицеров в экстремальном для них походе. 

Благодарю за внимание 
Бывший начальник штаба 69 БПЛ 
вице-адмирал в отставке 
В.АРХИПОВ 

Продолжение следует.

Немає коментарів: