неділю, січня 06, 2013

ЧТО ТАКОЕ-ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ КАТАСТРОФА С ПОЗИЦИИ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ?(архив,2005 г)

 ИЗ ДИАЛОГА Н. А. ДОМРИНОЙ, ЗАМЕСТИТЕЛЯ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА ЖУРНАЛА "НАУКА И ЖИЗНЬ", С В. С. ГУБАРЕВЫМ, ЧЛЕНОМ РЕДАКЦИОННОГО СОВЕТА ЖУРНАЛА. 2 СЕНТЯБРЯ 2005 ГОДА.
- Был взрыв активной зоны. Вся проблема в том, что реакторы РБМК, которыми была оснащена Чернобыльская АЭС, изначально предназначались для получения плутония. Это так называемые "Иваны", которые работали на "Маяке". Задача этих реакторов - получение плутония, а получение плутония - военное производство со своими опасностями, своими сложностями, своей дисциплиной. Я знаю людей, которые предотвратили взрывы благодаря личному мастерству и существующей в военном производстве жесткой дисциплине. 



Для гражданских целей военный реактор не годится по очень простой причине: менталитет гражданского человека отличается от менталитета человека военного. Создавая исследовательскую подводную лодку, мы понимаем, что она будет отличаться от ударной атомной подводной лодки. У реакторов РБМК адекватной мирным объектам безопасности не было, потому что они создавались в то время, когда нужен был плутоний. И они его вырабатывали днем и ночью, даже в аварийном состоянии, а товарищ Берия очень внимательно за этим следил: остановка реактора хотя бы на час означала чрезвычайное положение. И вот этот боевой реактор перенесли в гражданскую сферу (у нас ведь реакторами в первую очередь занимались люди, работавшие на оборону). Логика была такова: раз там не взрывается, то и здесь не взорвется - вроде нормальная психология. Но в гражданской-то области нужно по-другому подходить. Лучший пример - самолет. Истребитель рассчитывается конструкторами на тридцать минут эксплуатации в воздухе. Или бомбардиров щик. Однажды мы лежали в Крыму под крылом стратегического бомбардировщика, я разговаривал с летчиками, а нацелены они тогда были на базы в Турции. "Ну вот, - говорят, - мы взлетаем, идем к Турции, атакуем аэродромы, разворачиваемся и возвращаемся назад". Я говорю: "Но у вас же не хватает запаса топлива?" "Да, - говорят, - не хватает, поэтому мы бросаем самолеты, прыгаем с парашютом, а там должна всплыть подводная лодка, которая нас подберет". И я понял: это нормальная военная психология, потому что, когда они говорят "вернемся назад", этого аэродрома уже не будет - его уничтожат. Им некуда возвращаться, вот такая схема и придумана. С точки зрения стратегической авиации, когда самолет несет два ядерных заряда, выпускает их, уничтожает цели, скажем два города, такие расчеты на ограниченную дальность оправданы. Но вы же не будете делать пассажирский самолет на этом принципе, чтобы он до пол-океана долетел… 

Но! Страна была очень богатая и очень бедная. Когда увидели, что реактор работает, решили использовать его в мирных целях. РБМК-1000 - реактор красивый, дешевый и очень мощный. Миллион киловатт! Реакторы ВВЭР, которые сейчас строят, - самозатухающие, безопасные - разрабатывались параллельно с РБМК. Но посмотрим на проблему с другой стороны: пустили один блок РБМК на Игналинской АЭС и обеспечили три республики электроэнергией. Если он сейчас останавливается - вся Прибалтика без энергии. Для своего времени это, в общем-то, была разумная вещь, так же как и гидроэлектростанции. Мы настроили на Волге гидростанций, и это было оправданно, потому что ничего другого тогда делать не могли, а энергия нужна была для развития страны. Но потом - как раз в то время, когда появились другие способы получения энергии, - выяснилось, что гидростанции затопили пахотные земли. И так далее. В истории все повторяется, и в любом деле есть плюсы и минусы. 

И здесь то же самое. Однако надо было учитывать, что только высококлассные специалисты могли удержать этот реактор, от дураков там защиты не было. Сейчас на новых реакторах, кстати сказать, и такая защита уже есть. Самое парадоксальное заключается в том, что можно все делать безопасно! Но психология развития Советского Союза была другой: давайте сделаем, но дешевле! Это так же, как рационализаторство. Везде же, в том числе на всех атомных станциях, были рационализаторы. Классический пример: жуткая катастрофа могла произойти на Кольской АЭС, когда один участник соцсоревнования для ускорения работы вварил в корпус реактора кусок электрода, не понимая, что такая сварка - дефектная и в корпусе реактора возникает трещина. И этот реактор из Ленинграда провезли вокруг всего Кольского полуострова, поставили на станцию и только там обнаружили, что в трубопроводе свищ и оттуда идет пар. Успели, к счастью, остановить. Пришлось реактор демонтировать, везти назад, в Питер, варить заново, потом снова везти на станцию. Все из-за одного человека. Раскопали, конечно, кто виноват, завели уголовное дело. Виновником был Герой Социалистического Труда, и он покончил с собой, понимая, что вывел бы из строя весь наш Север. Из-за соцсоревнования! 

…Вот я побывал на Урале. Многие критикуют, что на "уральском следе" построили хранилище для компонентов ядерного оружия, а я считаю - прекрасно, что его там построили! Смысл в том, что не было никогда хранилищ для ядерного оружия. Плутоний и уран переходили из одной ядерной боеголовки в другую, а сейчас, слава богу, не переходят.

Из источника-http://www.nkj.ru/archive/articles/5682/ 

Немає коментарів: