Строители подводных лодок
Командир танка рупорит из музея Севмаша.
Северное машиностроительное предприятие, оно же легендарный Севмаш, лучше описывать простыми словами – слишком большой завод, слишком многое он значит в истории, сложных художественных выражений и образов на него не хватит. Поэтому просто: Севмаш – государство. При советской власти в нем фактически жило около 45 тысяч человек, они даже дали жизнь целому городу под названием Молотовск (сейчас Северодвинск). С самого начала завод затевался, как дерзкое географическое место, способное построить флот для северных морей страны. И как это бывает со всеми мечтами в России – все сбылось, но по дороге наделало много шума.
Первые строители прибыли сюда, на берег Северной Двины, к стенам Николо-Корельского монастыря, в 1936 году. А в 1939 году на бывших болотах уже стоял самый большой в мире крытый стапельный цех, где был заложен первый боевой корабль – линкор “Советская Белоруссия”. Эти немыслимые задачи и темпы вторглись в судьбы тысяч людей. Стройка, например, была передана НКВД и в дикие места под Архангельском привезли около 30 тысяч заключенных.
Надпись на этом знамени обидела немецкую делегацию посетившую Севмаш.
Поражают не только масштабы предприятия – в таких случаях обычно говорят, что за день и за всю жизнь его не обойти, передвигаться по территории лучше на автобусах и так далее. Но говорить нет толку – неимоверны даже обычные цифры. Со времен первого линкора Севмаш построил и спустил на воду 128 атомных и 35 дизельных подлодок, 45 надводных боевых кораблей и 200 единиц других плавсредств. Именно здесь делают супер подводные лодки: самая первая, самая быстроходная, самая глубоководная и самая большая. В свои лучшие годы Севмаш строил шесть (!) подводных атомоходов в год.
Винт танкера в стапельном цехе номер 50.
Сегодня дела идут более или менее бойко. На заводе трудятся около 25 тысяч человек. О них редко пишет федеральная пресса. В последнее время Севмаш вспоминают из-за проблем с авианесущим крейсером “Адмирал Горшков”, который здесь переделывают в индийский авианосец “Викрамадитья”. Но нам показалось важным немного ближе познакомиться хотя бы с некоторыми людьми, которые каждый день к 8.15 утра честно приходят на предприятие, чтобы делать свое дело и оправдывать репутацию одного из самых больших заводов военного судостроения в мире.
Сварщик из цеха номер 7.
Как бы ни крутили различные физиономисты и псевдоисторики, естествоиспытатели нашего гражданского терпения, главное в истории нашей страны - люди. Попробуй отыскать в Штатах хоть одного Матросова, генерала Панфилова или Алексея Стаханова. А у нас, если соберешься приглядеться внимательно, везде – одни герои. Нет, правда, без какого-либо пафоса. В каждом цеху есть место подвигу. Взять, к примеру героическую женщину,
Ночвину Евдокию Павловну.
Фотопортрет Евдокии Павловны в музее Севмаша.
Имея 4 класса образования, Евдокия Пална стала единственной женщиной-сварщицей высшего разряда, единственной женщиной в аллее Героев Соцтруда Северного Машиностроительного завода, была удостоена Ордена Ленина при том, что не была членом КПСС. Это как надо было работать с железом? Жаль, что она не дождалась нас и ушла в мир иной в августе этого года, а то наверняка рассказала бы много интересного.
Идем дальше. Вот Александр Юрьевич Сумароков зам начальника 7-го цеха. в котором делают детальную сварку корпусов кораблей. Ясное дело, не каждый начальник внушает уважение. Но этот показался реальным богатырем духа. Высокий, статный, в аккуратно выглаженном сером костюме, но в то же время скромный, не пафосный, спокойный человек. К таким невольно проникаешься уважением после пары минут разговора.
Александр Сумароков объясняет старшему писарю и подводнику как работает молодёжь на заводе.
Знаете, есть люди, которые досконально знают свою профессию, всю жизнь совершенствуются в ней, переживают за подчиненных. Вот старики. Кто поумирал, кто на пенсии, у станка остались их единицы. Но эти деды советской закалки всегда отвечают за слова и не могут, физически не могут что-то сделать плохо.
– Молодых на заводе сегодня много, - говорит Алексндр Юрич, - Особенно в цехах, где много работы. Но как они иногда говорят: денег мало платят! Надо больше. Да как же так? Что ты такого сделал, чтобы тебе больше платить? Не понимают. Но мы их учим. Есть толковые ребята. Да их и не может не быть, когда они видят, как красиво работают деды. Стыдно им у них на глазах плохо работать. Так что пока есть живое производство - будут у нас кадры.
Вот сборщик 7-го цеха. Представился: «Зовут Альберт, а фамилия самая русская - Попов». Невысокого роста, 40-летний мужчина. Женат. Отец двоих детей - мальчик и девочка. Спокойный такой, уверенный в себе человек. Родился здесь, в Северодвинске, окончил здесь же ПТУ. В армию попал под Мурманск, в Полярный, служил единственным водителем в части войск ПВО. Вернулся после службы в Северодвинск и пошёл на родной завод. На вопрос, почему не стал учиться на инженера по судостроению, Альберт отвечает быстро и коротко: «Сборщику надо думать головой!». Сегодня в его бригаде 18 человек и они работают в одну смену. «В лучшие времена бригада состояла из 40 человек, и работали мы в две смены» - добавил Альберт.
Альберт Попов объясняет командиру танка о профессии сборщиков кораблей.
А вот новое знакомство - Виктор Карнаухов, бригадир сварщиков, ему 53 года. Круглолицый, добродушный мужик. Работает на заводе 19 лет. Бригадирствует с 1986 года. Главный его принцип в работе: «Все должно быть вовремя». Крут дядя по части дисциплины. Вот тебе и круглолицый - добродушный.
Александр Рошка и Виктор Карнаухов задружились в 7-м цеху.
50-й, легендарный цех завода Севмаш. Начальник 18-го участка цеха, усатый мужичок невеликого роста. На шее имеется кружевная цепочка из золота, на руке - красивые часы из того же материала. В отличие от нас, краснокасочных, он был почему-то в каске зеленого цвета. В общем, заметно выделялся на общем фоне. Владимиру Рыбакову 54 года, и он уже подумывает о пенсии. Немудрено устать с такой нагрузкой. Начинал с простого сборщика, теперь руководит коллективом из 229 человек. В его подчинении одного начальства 20 с лишним человек – 3 старших мастера, 9 мастеров и 10 бригадиров. Средний возраст рабочих на 18-м участке 35-40 лет. Кстати, все его трое детей тоже работают на заводе. Один сын работает проверщиком (звучит странно, но именно проверщиком), второй - сварщиком, а дочь устроил к себе секретарем. Говорит, она строго за ним приглядывает. Начальником участка Владимир работает 3 года. За время работы на заводе выпустил 25 подводных лодок и великое множество надводных кораблей – точно сосчитать сам затруднился.
Начальник 18-го участка Владимир Рыбаков с бригадиром Николаем Дурановым.
В свою очередь Владимир Рыбаков представляет одного из своих бригадиров, крепкого коренастого молодца: «Прошу - Николай Дуранов. На моём участке работает девять лет». Николаю 32 года и он уже принял участие в строительстве 5-ти лодок. Про гражданские проекты надводного флота так же, как и начальник, говорит: много в его трудовых годах было и иностранных заказов. Все танкеры для нефтяников.
Последним из героев сегодняшнего дня оказывается токарь Александр Зудов. На первый взгляд, он похож на инженера, настолько солидно и спокойно выглядит. Оказалось, оператор станка ЧПУ. Очень сложный станок с тремя функциями - токарной, фрезерной и сверлильной. Александру 54 года. Отучился в ПТУ и закончил техникум в Северодвинске. Служил в войсках РВСН в Костроме. Александр женат, и в его семье две дочери. Профессия токаря ему очень нравится, но ему кажется, что это занятие не популярно у молодежи. Может поэтому в его цехе мало молодых и всё держится на специалистах его поколения. Отпуск у Александра 53 дня и в этом году он с женой и внучкой отдыхал в Сочи. На вопрос про его интерес к работе, Александр говорит: «По сравнению с советским периодом сейчас работы не очень много. Но я думаю, ещё удастся поучаствовать в новых интересных проектах».
Александр Зудов рассказывает командиру танка о возможностях своего токарного станка.
Огромное спасибо руководителю пресс-службы Севмаша Елене Маковецкой за тёплый приём и содействие в подготовке этого материала. Отдельная благодарность директору музея завода Сергею Александровичу за интересные истории и рассказы о предприятии.
http://army-reporter.livejournal.com/67138.html
Немає коментарів:
Дописати коментар