середу, січня 02, 2013

ОНИ СТРОИЛИ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ НА КОТОРЫХ МЫ СЛУЖИЛИ.

Строители подводных лодок


Командир танка рупорит из музея Севмаша.
Северное машиностроительное предприятие, оно же легендарный Севмаш, лучше описывать простыми словами – слишком большой завод, слишком многое он значит в истории, сложных художественных выражений и образов на него не хватит. Поэтому просто: Севмаш – государство. При советской власти в нем фактически жило около 45 тысяч человек, они даже дали жизнь целому городу под названием Молотовск (сейчас Северодвинск). С самого начала завод затевался, как дерзкое географическое место, способное построить флот для северных морей страны. И как это бывает со всеми мечтами в России – все сбылось, но по дороге наделало много шума.



Первые строители прибыли сюда, на берег Северной Двины, к стенам Николо-Корельского монастыря, в 1936 году. А в 1939 году на бывших болотах уже стоял самый большой в мире крытый стапельный цех, где был заложен первый боевой корабль – линкор “Советская Белоруссия”. Эти немыслимые задачи и темпы вторглись в судьбы тысяч людей. Стройка, например, была передана НКВД и в дикие места под Архангельском привезли около 30 тысяч заключенных.


Надпись на этом знамени обидела немецкую делегацию посетившую Севмаш.

Поражают не только масштабы предприятия – в таких случаях обычно говорят, что за день и за всю жизнь его не обойти, передвигаться по территории лучше на автобусах и так далее. Но говорить нет толку – неимоверны даже обычные цифры. Со времен первого линкора Севмаш построил и спустил на воду 128 атомных и 35 дизельных подлодок, 45 надводных боевых кораблей и 200 единиц других плавсредств. Именно здесь делают супер подводные лодки: самая первая, самая быстроходная, самая глубоководная и самая большая. В свои лучшие годы Севмаш строил шесть (!) подводных атомоходов в год.


Винт танкера в стапельном цехе номер 50.

Сегодня дела идут более или менее бойко. На заводе трудятся около 25 тысяч человек. О них редко пишет федеральная пресса. В последнее время Севмаш вспоминают из-за проблем с авианесущим крейсером “Адмирал Горшков”, который здесь переделывают в индийский авианосец “Викрамадитья”. Но нам показалось важным немного ближе познакомиться хотя бы с некоторыми людьми, которые каждый день к 8.15 утра честно приходят на предприятие, чтобы делать свое дело и оправдывать репутацию одного из самых больших заводов военного судостроения в мире.


Сварщик из цеха номер 7. 

Как бы ни крутили различные физиономисты и псевдоисторики, естествоиспытатели нашего гражданского терпения, главное в истории нашей страны - люди. Попробуй отыскать в Штатах хоть одного Матросова, генерала Панфилова или Алексея Стаханова. А у нас, если соберешься приглядеться внимательно, везде – одни герои. Нет, правда, без какого-либо пафоса. В каждом цеху есть место подвигу. Взять, к примеру героическую женщину, 
Ночвину Евдокию Павловну.


Фотопортрет Евдокии Павловны в музее Севмаша. 

Имея 4 класса образования, Евдокия Пална стала единственной женщиной-сварщицей высшего разряда, единственной женщиной в аллее Героев Соцтруда Северного Машиностроительного завода, была удостоена Ордена Ленина при том, что не была членом КПСС. Это как надо было работать с железом? Жаль, что она не дождалась нас и ушла в мир иной в августе этого года, а то наверняка рассказала бы много интересного.

Идем дальше. Вот Александр Юрьевич Сумароков зам начальника 7-го цеха. в котором делают детальную сварку корпусов кораблей. Ясное дело, не каждый начальник внушает уважение. Но этот показался реальным богатырем духа. Высокий, статный, в аккуратно выглаженном сером костюме, но в то же время скромный, не пафосный, спокойный человек. К таким невольно проникаешься уважением после пары минут разговора. 


Александр Сумароков объясняет старшему писарю и подводнику как работает молодёжь на заводе.

Знаете, есть люди, которые досконально знают свою профессию, всю жизнь совершенствуются в ней, переживают за подчиненных. Вот старики. Кто поумирал, кто на пенсии, у станка остались их единицы. Но эти деды советской закалки всегда отвечают за слова и не могут, физически не могут что-то сделать плохо. 

– Молодых на заводе сегодня много, - говорит Алексндр Юрич, - Особенно в цехах, где много работы. Но как они иногда говорят: денег мало платят! Надо больше. Да как же так? Что ты такого сделал, чтобы тебе больше платить? Не понимают. Но мы их учим. Есть толковые ребята. Да их и не может не быть, когда они видят, как красиво работают деды. Стыдно им у них на глазах плохо работать. Так что пока есть живое производство - будут у нас кадры. 

Вот сборщик 7-го цеха. Представился: «Зовут Альберт, а фамилия самая русская - Попов». Невысокого роста, 40-летний мужчина. Женат. Отец двоих детей - мальчик и девочка. Спокойный такой, уверенный в себе человек. Родился здесь, в Северодвинске, окончил здесь же ПТУ. В армию попал под Мурманск, в Полярный, служил единственным водителем в части войск ПВО. Вернулся после службы в Северодвинск и пошёл на родной завод. На вопрос, почему не стал учиться на инженера по судостроению, Альберт отвечает быстро и коротко: «Сборщику надо думать головой!». Сегодня в его бригаде 18 человек и они работают в одну смену. «В лучшие времена бригада состояла из 40 человек, и работали мы в две смены» - добавил Альберт.


Альберт Попов объясняет командиру танка о профессии сборщиков кораблей.

А вот новое знакомство - Виктор Карнаухов, бригадир сварщиков, ему 53 года. Круглолицый, добродушный мужик. Работает на заводе 19 лет. Бригадирствует с 1986 года. Главный его принцип в работе: «Все должно быть вовремя». Крут дядя по части дисциплины. Вот тебе и круглолицый - добродушный.


Александр Рошка и Виктор Карнаухов задружились в 7-м цеху.

50-й, легендарный цех завода Севмаш. Начальник 18-го участка цеха, усатый мужичок невеликого роста. На шее имеется кружевная цепочка из золота, на руке - красивые часы из того же материала. В отличие от нас, краснокасочных, он был почему-то в каске зеленого цвета. В общем, заметно выделялся на общем фоне. Владимиру Рыбакову 54 года, и он уже подумывает о пенсии. Немудрено устать с такой нагрузкой. Начинал с простого сборщика, теперь руководит коллективом из 229 человек. В его подчинении одного начальства 20 с лишним человек – 3 старших мастера, 9 мастеров и 10 бригадиров. Средний возраст рабочих на 18-м участке 35-40 лет. Кстати, все его трое детей тоже работают на заводе. Один сын работает проверщиком (звучит странно, но именно проверщиком), второй - сварщиком, а дочь устроил к себе секретарем. Говорит, она строго за ним приглядывает. Начальником участка Владимир работает 3 года. За время работы на заводе выпустил 25 подводных лодок и великое множество надводных кораблей – точно сосчитать сам затруднился.


Начальник 18-го участка Владимир Рыбаков с бригадиром Николаем Дурановым. 

В свою очередь Владимир Рыбаков представляет одного из своих бригадиров, крепкого коренастого молодца: «Прошу - Николай Дуранов. На моём участке работает девять лет». Николаю 32 года и он уже принял участие в строительстве 5-ти лодок. Про гражданские проекты надводного флота так же, как и начальник, говорит: много в его трудовых годах было и иностранных заказов. Все танкеры для нефтяников. 

Последним из героев сегодняшнего дня оказывается токарь Александр Зудов. На первый взгляд, он похож на инженера, настолько солидно и спокойно выглядит. Оказалось, оператор станка ЧПУ. Очень сложный станок с тремя функциями - токарной, фрезерной и сверлильной. Александру 54 года. Отучился в ПТУ и закончил техникум в Северодвинске. Служил в войсках РВСН в Костроме. Александр женат, и в его семье две дочери. Профессия токаря ему очень нравится, но ему кажется, что это занятие не популярно у молодежи. Может поэтому в его цехе мало молодых и всё держится на специалистах его поколения. Отпуск у Александра 53 дня и в этом году он с женой и внучкой отдыхал в Сочи. На вопрос про его интерес к работе, Александр говорит: «По сравнению с советским периодом сейчас работы не очень много. Но я думаю, ещё удастся поучаствовать в новых интересных проектах».


Александр Зудов рассказывает командиру танка о возможностях своего токарного станка. 

Огромное спасибо руководителю пресс-службы Севмаша Елене Маковецкой за тёплый приём и содействие в подготовке этого материала. Отдельная благодарность директору музея завода Сергею Александровичу за интересные истории и рассказы о предприятии.
http://army-reporter.livejournal.com/67138.html

Немає коментарів: