То, что моряки - люди суеверные, хорошо известно. Они уверены: бывают лодки
везучие, а бывают невезучие. Самая невезучая, говорят, К-19, больше известная
как "Хиросима".
Юрий Бекетов, контр-адмирал в отставке, бывший командир этого атомного ракетоносца, считает: "Везение - это особая статья. Например, зависит от номера лодок: на "девятку", говорят, все плохо. Например, К-219 утопили в Бермудском треугольнике. Ну, там экипаж был фактически просто не подготовлен, и так получилось. Также 129-я дизельная, она погибла в Тихом океане. Это, может, такое совпадение, и нет здесь никакой мистики. Но моряки - народ суеверный".
Может быть, и совпадение. Однако даже простое перечисление фактов впечатляет.
Юрий Бекетов, контр-адмирал в отставке, бывший командир этого атомного ракетоносца, считает: "Везение - это особая статья. Например, зависит от номера лодок: на "девятку", говорят, все плохо. Например, К-219 утопили в Бермудском треугольнике. Ну, там экипаж был фактически просто не подготовлен, и так получилось. Также 129-я дизельная, она погибла в Тихом океане. Это, может, такое совпадение, и нет здесь никакой мистики. Но моряки - народ суеверный".
Может быть, и совпадение. Однако даже простое перечисление фактов впечатляет.
!8 марта 1968 года подлодка К-129 Тихоокеанского флота затонула в период несения боевой службы у острова Гуам (поднята силами США в 1974 году). Погибли около 100 человек.
!В 1970 году атомная подводная лодка Северного флота К-69 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.
!В 1970 году на АПЛ К-329, строившейся на заводе "Красное Сормово" в г. Горьком, произошел неконтролируемый пуск реактора, после чего возник пожар и последующий выброс радиоактивности.
!В начале 1983 года атомная подводная лодка Северного флота К-449 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.
!В том же году 24 июня АПЛ Тихоокеанского флота К-429 затонула около побережья Камчатки, в бухте Крашенинникова. После подъема поставлена на ремонт. При окончании ремонта снова затонула у стенки завода. Погибли 2 человека.
!6 октября 1986 года атомная субмарина Тихоокеанского флота К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула в Саргассовом море около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.
!Последняя авария - осенью 2003 года уже списанной К-159, следовавшей к месту утилизации в порт Полярный, унесшая жизни девяти человек.
!К списку, конечно, нужно добавить и злосчастную К-19, заслужившую славу самой невезучей подлодки, а за первую в истории ВМФ аварию атомного реактора соответствующее прозвище - "Хиросима".
Бывшие члены экипажа АПЛ К-19 предлагали сделать свою подлодку памятником - поставить "Хиросиму" на Москве-реке рядом с Петром I. Не прошла по габаритам. Из бухты Ара близ Видяева ее отправили в последний путь - как говорят подводники, "на иголки".
Свое зловещее прозвище К-19 заслужила после крупной аварии с ядерным реактором в 1961 году - первой на атомных ракетных подлодках ВМФ. Однако неудачи "Хиросиму", а тогда еще просто К-19 - первый отечественный атомный подводный ракетоносец проекта 658М - преследовали, можно сказать, с рождения.
Вспоминая невезучую подлодку, капитан 1 ранга в отставке, бывший командир К-19 Валентин Шабанов называет ее не иначе как "роковой корабль": "Началось с того, что во время строительства несколько взрывов, пожаров было, четыре или пять человек погибли. Торопились. Помню, висел лозунг: "Обгоним "Джордж Вашингтон"!" (американский аналог нашей К-19. - "ПГ"). Тогда еще не знали, что американцы его уже спустили на воду. А мы еще в цеху стояли". Еще два серьезных ЧП случилось и во время швартовых испытаний, и когда на подводной лодке осуществлялся первый пуск реактора.
4 июля 1961 года - авария ядерного реактора в Северной Атлантике. В течение недели от лучевой болезни умерли 8 членов экипажа. (В 2001 году в Голливуде на основе этого события был поставлен фильм "К-19" с Харрисоном Фордом в главной роли.)
15 ноября 1969 года - столкновение "Хиросимы" с американской подлодкой "Гэтоу".
24 февраля 1972 года - пожар в 9-м отсеке К-19, погибли 28 членов экипажа. При проведении спасательных работ погибли еще двое. И при каждом новом ЧП со злополучной подлодкой моряки вспоминали, что при спуске со стапелей К-19 традиционная бутылка шампанского не разбилась о форштевень
Парламентская газета :: www.pnp.ru :: Архив
Номер 22(1639) 07 февраля 2005 года
Постоянный адрес статьи: http://www.pnp.ru/archive/16390136.html
Номер 22(1639) 07 февраля 2005 года
Постоянный адрес статьи: http://www.pnp.ru/archive/16390136.html
Немає коментарів:
Дописати коментар