Моя военная служба
началась в 1938 году, когда по специальному набору меня после 1-го курса
института направили учиться в Ленинград в Высшее Военно - морское
училище им. Фрунзе.
После окончания училища в начале войны меня с группой
выпускников послали во Владивосток на офицерские курсы подводного
плавания. Осенью после окончания учебы я был назначен штурманом на
строящуюся подводную лодку С - 53.
В 1944 - 1945 гг я служил на океанской подводной лодке Л -
17 (Ленинец). Эти лодки являлись ударной силой Тихоокеанского флота.
Флот в годы войны находился в полной боевой готовности.
Корабли, как правило, были рассредоточены в разных местах и кроме того
несли боевую службу в море.
Боевая служба подводных лодок была организована следующим
образом. Группа из 3-х лодок несла позиционно -разведовательную службу в
определенном квадрате. Схема действий: каждая группа обслуживает одну
позицию. Порядок действий в группе: одна ПЛ несет позиционную службу,
вторая в это время находится на базе в 2 -х часовой готовности к выходу,
третья проводит ППР (планово-предупредительный ремонт).
В
нашу группу входила ПЛ Л-12. Командиром был капитан-лейтенант Шелганцев
П.З.
Вспоминаются события весны 1945 года. Наша ПЛ Л-17 возвратилась из
очередного похода на позицию. В море я приболел, надеялся на борегу
отдохнуть и подлечиться.
Мой командир капитан 3 ранга Кислов М.И. доложил комбригу
контр-адмиралу Чабаненко А.Т. о выполнении задания, а когда возвратился,
сообщил мне: адмирал дал «добро» мне перейти на борт Л-12 для
штурманского обеспечения по ходатайству
командира Шелганцева. Командир не вполне доверял молодому штурману
лейтенанту Афанасьеву Ю.
Шелганцев мне сказал, что знает о моей болезни, но у него
хороший фельдшер, который меня быстро вылечит. Мне выделили каюту
старпома, дополнительную грелку и усиленное питание.
Трое суток в походе я болел, читал, играл в шахматы с
фельдшером в его свободное время, хорошо отоспался за предыдущий поход.
В походе штурман (командир БЧ-1) несет ходовую вахту,
остальное время у штурманского стола ведет прокладку, проверяет работу
штурманского оборудования. Днем ПЛ в подводном положении. Одна смена на
вахте, две по возможности отдыхают. Рекомендуется минимум движения для
экономии кислорода. С наступлением темноты ПЛ всплывает, завтрак,
судовые работы. После полуночи обед и перед рассветом ужин и погружение
на глубину.
На четвертые сутки я почувствовал себя лучше, фельдшер
разрешил подняться на мостик. Первоначально я разобрался с расчетом
места ПЛ, с навигационной прокладкой. Все выглядело нормально. Однако,
чтобы точно знать свое место, необходимо периодически производить
обсервации. В открытом море в те годы это делалось по наблюдению
небесных светил.
При очередном всплытии я и штурман произвели необходимые
измерения секстаном. Я произвел вычисления координат и нанес их на
карту... Разразился скандал. Вычисленное место отличалось от счислимого
на 12 миль. Мы оказались за пределами позиции.
Точность навигационной прокладки зависит от множества
факторов, которые должен учитывать штурман, а также от точности
приборов, профессионального мастерства штурмана. Опыт судовождения
подводных лодок у меня был большой. По просьбе командира я провел
несколько занятий с вахтенымн офицерами по определению места ПЛ по
небесным светилам. Командир тоже принял участие в совершенствовании
своих навыков.
Кончилось для меня все это печально. Каждый раз,
отправляясь на позицию, Шелганцев просил адмирала командировать меня на
свою лодку. Для меня наступило «черное лето»: две недели в море на
своей, а затем две недели на ПЛ Л-12 и только две недели отдыха.
Единственное облегчение на Л-12 - я не нес ходовой вахты.
В первых числах августа 1945 года срочно все корабли флота
были рассредоточены по разным заливам и бухтам вблизи и вдали от
главной базы. Мою ПЛ Л-17 поставили на якорь в заливе Стрелок в 40 км.
от Владивостока.
9 августа первая боевая смена под моим командованием сошла
на берег, чтобы помочь соседнему колхозу в уборке овощей и заработать
свежих овощей для команды. В этот день началась война с Японией.
Двум подводным лодкам Л - 12 и Л - 19 предстояло в
северной части Японского моря вести разведку и уничтожать корабли
противника. На одну из них должны были послать штурманом меня. Командр Л
- 12 напомнил комбригу, что я летом плавал с ним, хорошо знаю личный
состав. Я ушел в боевой поход на Л - 12.
22 августа, перед рассветом, будучи в надводном положении,
мы обнаружили большой транспорт, следовавший в окружении кораблей
охранения. Лодка погрузилась, вышла на боевой курс и произвела залп
тремя торпедами.
Расчетное время вышло - взрыва не
последовало. Вновь произвели маневрирование и сделали второй залп из
трех торпед. Через пару минут раздался сильный взрыв, судно разломилось и
начало тонуть.
Вскоре нас атаковали глубинными бомбами. Этот ужас трудно
описать. Представьте себя в большой металлической бочке, по которой
через определенные промежутки времени, производят удары кувалдами. Удары
разной силы. Акустик докладывает направление шума винтов, затем с этого
направления раздается очередной взрыв, через небольшой промежуток -
новый взрыв. Командир все время маневрирует, уклоняясь от атаки. В
центральный пост поступают доклады о повреждениях.
После нескольких часов шумы кораблей удаляются. Все заняты
устраненим повреждений, борьбой за живучесть. «Ран» у лодки оказалось
много, но не смертельных. У многих из личного состава появилась седина. Я
думаю, это день сопоставим с месяцами фронтовой жизни.
Через неделю мы вернулись на базу и выполнили ритуал подводников:
орудийный выстрел. На причале нас встречали с жареным поросенком. Члены
экипажа за поход были награждены орденами и медалями.
Об описанных мною событиях в книге «Краснознаменный
Тихоокеанский флот» ( М., 1981. стр. 234) сказано: «Более активно
Тихоокеанские подводные лодки действовали в Северной части Японского
моря. Они хорошо справились с задачами ведения разведки на подступах к
южному Сахалину и острову Хоккайдо, а
«Л-12» под командованием капитан-лейтенанта Шелганцева П.З. 22 августа
потопила японский вооруженный транспорт
водоизмещением в 5950 тонн.
Подводная лодка «Л-19» (командир кап. 3 ранга Кононенко
А.С.), находясь на позиции, в ночь на 22 августа
потопила вражеский транспорт водоизмещением 8 тыс. тонн. На следующий
день лодка атаковала еще один крупный транспорт, следовавший в составе
конвоя в порт Румой.
Когда воздушная разведка донесла об обнаружении у острова
Хоккайдо крупных военных кораблей, командование решило направить туда
«Л-19», экипаж которой был наиболее подготовленным ( лодке предстояло
форсировать узкости и минные заграждения). На переходе она была
атакована, но умело уклонилась от торпедного удара, затем донесла о
начале форсирования минного заграждения. Больше радиограмм от нее не
поступало. Героический экипаж не вернулся из боевого похода.»
После окончания войны я продолжал службу на подводных
лодках, последовательно совершенствовал специальность
штурмана-подводника:
1946 год - штурманское отделение СКОС (Специальные классы офицерского состава ВМФ)
1946-1952г.г.Дивизионный, затем флагманский штурман Владимиро - Ольгинской базы ТОФ.
1952-1955гг - слушатель Военно-морской академии им.Крылова.
1955-1958 гг- флагманский штурман 156 бригады ПЛ в Риге.
1959-1965 гг - преподаватель Высших военно-морских училищ в Риге, Калининграде, Баку.
С 1965 года - в запасе.
Продолжал рабатать по своей специальности. Проработал 25 лет в Рижском мореходном училище, в Латвийской морской академии.
По материалам http://vetsubmlat.narod.ru/vet26.html сайта-
Немає коментарів:
Дописати коментар