История подлодки:
Подводная лодка проекта 613
Первой послевоенной дизель-электрической подводной
лодкой стала самая массовая в ВМФ СССР подлодка
пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего
водоизмещения, разрабатывавшегося в 1942-1944г.
В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы
по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе
и затем поднятой), имевшей характеристики, близкие
к проекту 608.
В связи с этим, нарком ВМФ адмирал
Н.Г. Кузнецов принял решение прекратить, до изучения
материалов по U-250, работу над пр.608. В январе
1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250,
XXI серии и т.д.), Главком ВМФ утвердил задание
на проектирование подлодки проекта 613. В нём
было предложено изменить ТТХ по проекту 608 в
сторону увеличения скорости хода и дальности плавания
при увеличении стандартного водоизмещения до 800
тонн.
Проектирование поручили ЦКБ-18, а главным конструктором
был назначен В.Н. Перегудов, затем - Я.Е. Евграфов,
а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим
от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов.
В августе 1946 года было выдано задание на пр.613,
а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден
Советским правительством. При разработке теоретических
чертежей особое внимание обращалось на обеспечение
высоких ходовых качеств в подводном положении.
В результате, скорость полного подводного хода
увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре
носовых 533-мм торпедных аппарата и два кормоаых
533-мм торпедных аппарата. Количество запасных
торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и
являлось их общим количество запасных торпед.
Основными средствами обнаружения в подводном положении
были ГАС "Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования
"Феникс". Первоначально размещалось
артиллерийское вооружение из одного спаренного
57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм
автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение
со всех подлодок пр.613 было снято.
По конструкции это была двухкорпусная подводная
лодка. Прочный корпус - цельносварной, с наружными
шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных
батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров,
образующих "восьмерку", причем диаметр
нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й,
3-й и 7-й отсеки отделены сферическими переборками,
рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют
отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны
на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась
при затоплении одного отсека и двух смежных к
нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10
цистерн главного балласта, размещенных в легком
корпусе. Воздух высокого давления размещался в
22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора.
Первоначально воздушные трубопроводы были стальными,
с внутренним покрытием из меди, но они сильно
корродировали и их впоследствии заменили на красномедные.
Первоначально в носовой оконечности располагалась
цистерна плавучести, но, когда было демонтировано
артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в
отечественной практике подводного кораблестроения
был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой
оконечности корабля.
Главная энергетическая установка лодки включала
двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с
дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис
и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие
вес, габариты и число цилиндров. Имелось также
устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой
и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном
кораблестроении. Механизмы линий валов устанавливались
на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели
экономического хода передали вращение на гребные
валы через эластичные и бесшумные текстропные
передачи и фрикционные муфты экономического хода.
Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные
рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический
привод. Впервые в отечественном флоте на этих
лодках применялась система бесшумной дифферентовки
(только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом
в воду, направленным в корму (использование отсасывающего
эффекта потока забортной воды), для гальюнов установлены
сточные баллоны.
Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным методом
с широким использованием автоматической сварки.
Всего предполагалось построить 340 подлодок этого
проекта, фактически построено 215 (что составило
рекорд в серийности постройки в отечественном
ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских
подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки,
эта достаточно простая в устройстве и надежная
дизельная подводная лодка была любима подводниками
ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев
даже примитивности оборудования она оказалась
одной из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно
проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению
первый международный успех: это первый русский
проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году,
по решению правительства, рабочие чертежи и техническая
документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю.
Лодки этого проекта использовались для проведения
натурных испытаний различных видов вооружения,
некоторые из них получили на вооружение крылатые
и баллистические ракеты.
Подводная лодка "С-70" была заложена
г. в Николаеве на Черноморском судостроительном
заводе (№ 444) в 12.07.52 г., заводской номер
408. Спущена на воду 26.12.52 г., вступила в строй
12.04.53 г.
Входила в состав 155 Бригады ПЛ, была переоборудована
по проекту 613В. В 1954 году совершила поход на
полную автономность - 30 суток.
Всего подлодкой выполнено 9 БС:
1964 - БС у пролива Босфор;
1964 - БС в Средиземном море совместно с "С-74"
с 10.11.1964 г. 18.12.64 обе ПЛ вышли из Средиземного
моря в Лиепаю куда и прибыли 29.12.64 г. для навигационного
ремонта;
1965 - завершив ремонт в Лиепае, совместно с "С-74"
вышла 15.04 в Средиземное море и 20.06 прибыла
в Балаклаву;
1974 - 2 БС в Черном море;
1966 - учение по буксировке "аварийной"
ПЛ "С-66" и передача на ходу 4.5 узла
13 т топлива, а так же 8 "раненных"
и "пораженных".
1970 - участвовала в маневрах "Океан";
1971 - участвовала в КШУ "Юг".
Награды:
1968 - второе место в ВМФ по состязательным торпедным
стрельбам совместно с "С-66", "С-74",
"С-234";
1969 - второе место в ВМФ по состязательным торпедным
стрельбам совместно с "С-66", "С-74",
"С-100";
1973 - лучшая ПЛ ЧФ по атаке отряда боевых кораблей;
1973 - Приз командующего ЧФ по поиску и атаке
ПЛ совместно с "С-97", "С-197".
Происшествия:
В марте 1957 г. "С-65" и "С-70"
стояли на якорях на внешнем рейде Севастополя,
"С-70" проводила зарядку АБ. В электротехническом
отсеке мичман объяснял матросам устройство шинно-пневматической
муфты. В педагогическом запале он произвел ее
практическое включение, забыв про работающие главные
двигатели, и тем самым дал ход кораблю. Лодка
описала циркуляцию вокруг лежавшего на дне якоря
и врезалась в борт стоящей рядом "С-65".
Обе пл оказались в доке, где срочно восстанавливали
пробитые цистерны в течение пятнадцати суток.
В 1978 г. "С-70" (А.Бабенко) стояла
в СРЗ № 13. Шла зарядка АБ. Командира БЧ-5 вызвал
в штаб командир дивизиона. Руководить зарядкой
остался командир моторной группы старший инженер-лейтенант
В.Зальц. Подобное служебное нарушение этими должностными
лицами организации зарядки АБ осталось бы без
внимания, не включи электрик по ошибке муфту ШПМ.
Правый дизель начал работать на винт, и лодка,
получив ход, протаранила стоящий перед ней тральщик
БТ-259, в борту которого образовалась пробоина
размером 400 на 1200 мм.
15 ноября 1988 г. "С-70" (А.Максимов)
выходила из Балаклавской бухты. При отходе от
пирса вышла из строя станция управления правым
электродвигателем. Но командир продолжил манёвр,
и при проходе мыса Балаклавский на расстоянии
15-20 м от берега лодка коснулась грунта. Ход
застопорили. Отошли назад, а затем вышли в море.
О происшествии доложили после возвращения с моря.
Водолазный осмотр показал, что обтекатель акустической
стации имеет мелкие вмятины глубиной несколько
миллиметров в виде полос до полутора метров длины.
Подлодка "С-70" была сдана на слом
в 1989 году.
В разные годы "С-70" командовали:
Л.Ф.Рыбалко,
Б.Пешков,
В.Бежанов,
В.Громов,
А.Куликов,
А.Бабенко,
А.Балашов,
А.Максимов.
Источник материала см.
-http://flot.sevastopol.info/ship/podlodki/s70.htm
Немає коментарів:
Дописати коментар