неділю, лютого 10, 2013

Взяли и Освободили!!! (окончание)

Освобождение Варшавы.
Освобождение Варшавы 
Освобождение Варшавы один из самых неоднозначных эпизодов Второй мировой. Летом 1944 г. советские войска в ходе операции «Багратион» освободили Белоруссию. К концу июля части Красной армии форсировали Вислу южнее Варшавы. На северо-востоке наши соединения уже вели бои на ближних подступах к польской столице. Казалось бы её освобождение дело нескольких дней, но тут события приняли весьма необычный оборот.
По страницам сайта-
http://technicamolodezhi.ru/rubriki_tm/voennyie_znaniya/vzyali_i_osvobodili

В Польше с момента её захвата в 1939 г. немцами в подполье действовала так называемая «Армия Крайова». Она подчинялась базировавшемуся в Лондоне польскому правительству в изгнании во главе со Станиславом Миколайчиком. Почувствовав, что не сегодня - завтра советские войска войдут в Варшаву, британское правительство и правительство Польши в изгнании решили силами «Армии Крайовы» поднять в крупных городах страны антигерманское восстание.
Однако задачей этих выступлений было отнюдь не желание оказать помощь частям Красной армии, а создать до их прихода в Варшаве проанглийские органы государственной власти, объявить о независимости и тем самым не допустить попадание Польши в сферу влияния СССР. Кстати, рассматривался даже вариант об оказании силами «Армии Крайовы» противодействия просоветской администрации, которая могла быть создана после освобождения Польши Красной армией.
Приказ о начале восстания в Варшаве отдал командующий «Армией Крайовой» генерал Тадеуш Коморовский по прозвищу «Бур» 31 июля 1944 г. Сначала действия повстанцев были удачны - сказался эффект неожиданности. Но потом немцы опомнились и стали громить отряды восставших. Этому способствовало ещё и то, что 4 августа советские войска остановили своё наступление на польскую столицу. Восставшие остались один на один с немецким гарнизоном.
Английский премьер Черчилль и Президент США Рузвельт попытались уговорить Советского Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина продолжить операцию по освобождению Варшавы, но получили ответ, что части Красной армии после 500-километрового броска по территории Белоруссии выдохлись и продолжать наступление не могут.
Советское правительство также отказалось принимать на свои аэродромы самолёты союзников, которые должны были снабжать варшавян оружием и боеприпасами. В итоге восставшие сумели продержаться до 2 октября и капитулировали.
Итоги восстания «Армии Крайовы». Войдя в Варшаву без особо тяжёлых боев, наши солдаты увидели почти полностью разрушенный город. Январь 1945 г.
Итоги восстания «Армии Крайовы». Войдя в Варшаву без особо тяжёлых боев, наши солдаты увидели почти полностью разрушенный город. Январь 1945 г.
Советское наступление на Варшаву вновь началось только 12 января 1945 г., а уже 17-го без особых проблем город был полностью освобождён.
Западные историки, как правило, в неудаче Варшавского восстания обвиняют Сталина, который, по их мнению, специально остановил движение наших армий, отговорившись их неспособностью к наступлению, и дал немцам возможность утопить повстанцев в крови. С одной стороны, это, наверное, так, а с другой, Сталин поступил хотя и жестоко, но в точном соответствии с Ялтинскими соглашениями, по которым новое правительство в Варшаве с лондонским вообще никаких контактов не должно иметь. Британский план по недопущению попадания Польши в сферу советского влияния, как и многие действия наших союзников, был в высшей степени циничен в отношении СССР и невыгоден нашей стране. Судите сами!
Англо-польский замысел окончательно стал понятен Сталину 3 августа 1944 г., когда он встретился в Москве с лидером польского правительства в изгнании Миколайчиком, который просил поддержать повстанцев, но отклонил предложение советской стороны учесть и её интересы при формировании органов власти в Польше. Сталин предлагал создать коалиционное правительство из представителей как проанглийских, так и просоветских польских политиков. Но Миколайчик в резкой форме отверг это предложение. Иными словами, он отказал СССР в праве участвовать в определении послевоенной судьбы Польши.
При этом он хотел, чтобы английские интересы в этой стране были оплачены кровью советских солдат. Естественно Сталин на такое пойти не мог. И поэтому уже 4 августа русские армии замерли в пригородах польской столицы. Тем не менее СССР оставил Миколайчику возможность спасти бойцов «Армии Крайовой».
Ещё одна встреча между польским политиком и Сталиным состоялась 9 августа. На ней советским лидером вновь была озвучена идея коалиционного правительства, но Миколайчик наотрез отказался обсуждать эту тему. В итоге, уж если говорить откровенно, Сталин всего лишь предоставил возможность англичанам и полякам самим (своими силами) решить судьбу Польши. Если они затеяли восстание, то должны были учитывать свои возможности. Советский Союз просто отошёл в сторону, он не помог «Армии Крайовой», но и не мешал ей.
Итоги английской политики обошлись польскому народу весьма дорого. По существующим оценкам, свыше 150000 поляков отдали свои жизни в ходе варшавского восстания. Стоили ли таких жертв несколько мест в коалиционном правительстве Польши, которые могли бы занять просоветские политики? Ответ надо спрашивать даже не у поляков, а у английских «кукловодов».
В боях за освобождение Польши потери советской стороны составили 2016244 человека, из них безвозвратные - более 600 тысяч. Неужели было бы справедливо, если бы все эти люди погибли за британские интересы?
Освобождение Праги.
Освобождение Праги
В последние дни Второй мировой войны, когда уже почти вся территория Чехословакии была освобождена, Прагу всё ещё продолжали контролировать немецкие войска. Это было связано в первую очередь с тем, что Красная армия задержалась в так называемой Остравской операции. Оборонявшаяся здесь группировка противника была уничтожена только 30 апреля 1945 г. В итоге к Праге ближе оказались американские войска генерала Эйзенхауэра. 4 мая он проинформировал Сталина, что его части могут взять Прагу. Памятуя о поведении союзников в Варшавской истории и понимая, что если Прагу возьмут янки, то уж точно интересы СССР при решении дальнейшей судьбы Чехословакии учтены не будут даже невзирая на Ялтинские договорённости, Москва отправила Эйзенхауэру короткий, но чёткий ответ: «Не надо!»
В данном случае американцы не решились пойти против СССР и замерли на оговорённой ещё в Ялте линии Карловы Вары - Пльзень - Чешские Будеёвицы.
Тем временем Чешский национальный совет, в состав которого в основном входили чешские коммунисты, считая, что немецкий гарнизон города настолько деморализован, что не окажет серьёзного сопротивления, решил действовать самостоятельно и 5 мая поднял в Праге восстание. С военной точки зрения это было абсолютно непродуманным и лишним.
Первое, с чего началось восстание, так это с того, что выяснилось - немецкий гарнизон вовсе не деморализован и будет выжигать в городе крамолу калёным железом. В такой ситуации вожди повстанцев не нашли иного выхода, кроме как обратиться за помощью к «Русской освободительной армии» генерала Власова. Её руководство оказалось перед сложным выбором. В конечном итоге власовский генерал Сергей Буняченко осознал, что Прага может стать спасением для РОА.
Он решил освободить чешскую столицу от гитлеровцев и «бросить её к ногам» американцев. За это, по его мнению, те не выдадут власовцев Советам. В итоге части РОА вошли в Прагу и воевали там против немцев. Власовцы действовали столь успешно, что немецкие части начали выбиваться из сил, так и не подавив очаги сопротивления повстанцев. Прага практически была освобождена, и пришла пора «отдаваться» янки. 7 мая власовцы заклеили весь город листовками с лозунгом: «Смерть Сталину, смерть Гитлеру». Тут уж не на шутку забеспокоился национальный совет и бросил клич, подхваченный пражанами: «Власовцы, уходите из Праги».
8 мая огорчённые неблагодарностью горожан части генерала Буняченко покинули чешскую столицу и стали пробираться на запад с тем, чтобы сдаться американцам. А бои в городе разгорелись с новой силой.
Благодаря стремительному броску советских частей, чешская столица была разрушена значительно меньше Варшавы. Прага, май 1945 г. Восставшие пражане. Цветные ленты, повязанные на немецкие каски, позволяли им отличать своих товарищей от врагов. Прага, первые числа мая 1945 г.
Вечером этого же дня советское командование решило, что надо спасать восставших. Задачу захватить Прагу должны были решить танковые армии генералов Рыбалко и Лелюшенко. Им предстояло заночь с 8 на 9 мая с пехотой на броне с боями пройти более ста километров до чешской столицы и освободить её. Вслед за танковыми частями на Прагу маршировали соединения 13-й армии и 5-й гвардейской армии. С поставленной задачей они справились - утром 9 мая, сбив последние немецкие заслоны в предместьях Праги, наши танкисты ворвались в город. 11 мая Прага была полностью очищена от германских войск.
Трагична судьба власовцев, ушедших из Праги и рассчитывавших сдаться американцам. Янки попросту дали возможность 17 мая советским войскам окружить подразделения РОА. В итоге часть власовцев разбежалась, а часть была уничтожена - советская власть не простила им предательства и намерений «бросить Прагу к ногам» американцев. Бытует мнение, что за сотрудничество с РОА были арестованы и получили разные сроки некоторые руководители пражского восстания, в частности генерал Кутлварш. Однако это не соответствует действительности. Арестованы они были за то, что затеяли никому не нужную авантюру и погубили тем самым напрасно множество людей, как чехов (горожан), так и советских солдат, которые рвались к Праге невзирая на жертвы. Причём к репрессиям против руководителей пражского восстания советская сторона не имела никакого отношения - их провело новое руководство Чехословакии.
Освобождение Белграда.
Освобождение Белграда
Освобождение югославской столицы, пожалуй, самая необычная из всех операций, которые провела Советская армия в Европе.
Ну, начнём с того, что у нас в стране о ней писали очень мало. У большинства людей даже есть мнение, что Белград, как и всю Югославию, освободили от немцев героические партизаны Иосипа Броз Тито. Это совершенно неправильно!
На деле до осени 1944 г., то есть до того момента как на территорию Югославии не пришли части Красной армии, Национально-освободительная армия (НОАЮ) Тито серьёзных боевых действий против немцев не вела. Основным её противником были сербские националисты-чётники генерала Драже Михайловича, которых рьяно поддерживала Британия, мечтавшая с их помощью вернуть в Югославию короля. Только эти страхи заставляли Броза поддерживать связь с Москвой.
Более того, был в судьбе Тито и совсем неприглядный факт - он пытался договориться с немецкими оккупантами. Он предлагал отдать им всю равнинную Югославию, а себе оставить только горные районыСербии, Черногории, Боснии и Герцеговины. Если немцы пошли бы на это, а также помогли бы ему справиться с сербскими националистами, то со своей стороны Тито обещал открыть военные действия против англичан, если те высадятся на Балканах, и отказаться от союза с СССР. Такой сговор вполне бы мог состояться, если бы его не отверг лично Гитлер, справедливо считая югославского лидера человеком, который легко нарушит любой договор, если в этом будетдля него хоть малейшая выгода.
Хотелось бы отметить, что Тито не вёл боевых действий против немцев совершенно осознанно, а не из-за, положим, слабости его Освободительной армии. Судите сами: в середине 1944 г. численность отрядов НОАЮ была больше 650 тыс. человек. В это же самое время немецкая группировка войск в Югославии насчитывала только чуть более 400 тыс. солдат. Пожалуй, при желании и с военно-технической поддержкой стран-союзниц Иосип Броз вполне мог разделаться с германскими оккупационными частями самостоятельно.
Как бы то ни было, в сентября 1944 г. войска 3-го Украинского фронта вышли к столице Югославии Белграду. Непосредственно операция по его освобождению началась 28 сентября. Немцы отчаянно сопротивлялись, и поэтому только 12 октября 4-й механизированный корпус генерала Жданова подошёл к границе города. Путь нашим войскам преградила река Сава. Через неё в Белград вёл мост, но захватить его сходу не удалось. Жданов запросил у командования подкрепления. Командующий фронтом маршал Толбухин сказал, что на помощь нашим танкистам на всех парах мчатся моторизованные части 1-й армейской группировки НОАЮ под командованием героя сопротивления генерала Пеко Дапчевича.
Через два дня части НОАЮ действительно прибыли в расположение 4-го мехкорпуса. Увидев их, Жданов был потрясён. Обещанное подкрепление состояло из нескольких десятков человек на раздолбанных трофейных грузовиках. Во главе их стоял измождённый долговязый человек в потрёпанном мундире - это и был Пеко Дапчевич. Однако бодрости лихому югославскому вояке было не занимать - по прибытии он радостно сообщил Жданову, что по приказу Верховного главнокомандующего НОАЮ Иосипа Броза будет вместе с русскими частями освобождать Белград.
В ответ на эту тираду Жданов, махнув рукой в сторону города, сказал Дапчевичу: «За мостом твоя столица. Штурмуй!»
Бодрость югослава как рукой сняло.
- Я не сумасшедший посылать людей на верную смерть, - сказал он.
- А я, значит, сумасшедший?! - вспылил Жданов.
После этого Жданов вновь связался с Толбухиным, объяснил всю анекдотичность ситуации и потребовал «нормальных» подкреплений. Командующий фронтом сказал, что «босяки» из НОАЮ должны непременно войти в город вместе с нашими частями, - это вопрос политический и решённый на самом верху. Подкреплений дать он не смог, но совместно с командующим 2-м Украинским фронтом Коневым они выделили Жданову несколько полков артиллерии и сильную штурмовую авиагруппу.
Три дня наша авиация и артиллерия ровняла с землёй югославскую столицу в целом и немецкие позиции на берегу Савы в особенности. После этого наши танки с пехотой и югославскими партизанами на броне ворвались в город. 20 октября Белград был освобождён от немцев.
Вот таким образом партизаны Тито «освобождали» Белград, да и остальную Югославию. Зачем ложь о самостоятельном освобождении была нужно Иосипу Брозу - понятно. Этим он мог обосновать свою политику неприсоединения, мол, мы сами себя спасли, а потому ничего не должны ни Западу, ни Советам. Интересен вопрос, а почему же в сознании наших соотечественников укоренилось мнение, что югославы сами на своей территории расправились с немцами. По-видимому, это произошло в хрущёвские времена, когда отношения между СССР и Югославией оказались сильно подпорчены поведением нашего весьма колоритного лидера. В этот-то период советскому вождю и стало выгодно говорить, что югославы сами себя спасли и нам ничего не должны, ибо в противном случае получалось, что его недальновидная политика в отношении Югославии привела к тому, что Тито отвернулся от Советского Союза, а значит, гибель советских солдат, освобождавших Югославию, была напрасна.

Автор:  Константин Смирнов
Год:  2010
Номер:  05

Немає коментарів: