КБ-18 «Рубин». Кассациер.
Рисунок Михаила Дмитриева (журнал «Техника Молодежи»)http://technica-molodezhi.ru
В 1950 - 1957 гг. построены - 1 опытная
(пр.615) и 29 серийных (пр. 615АВ). 24 корпуса, включая опытную М-254,
спущены на воду в 1950-57 гг. на судомеханическом заводе №196 в
Санкт-Петербурге и 6 корпусов там же на Адмиралтейских верфях № 194 в
1956-1957 гг. М-256, погибла на Балтике 26 сентября 1957 года, остальные
списаны к концу 70-х. Две из них впоследствии превращены в стационарный
монумент.Первая и последняя в СССР крупносерийная прибрежная дизель-электрической
лодка с энергоустановкой так называемого «замкнутого цикла», работающей
по воздухо-независимой системе (под и над водой) с использованием в
качестве топливного компонента сначала жидкого кислорода (только на
первой лодке), затем перекиси натрия и твердого химпоглотителя в
качестве абсорбента продуктов отработки (на всех остальных). Самые
взрывоопасные и тесные в советских ВМС, за что одни подводники окрестили
всю серию данного проекта «зажигалки», другие «фитиля». Созданы на базе
довоенного немецкого проекта Kreislau и экспериментальной лодки XV
серии «Малютка М-401», пр.95 заключенного инженера С.А. Базилевского.
Общая конструкторско-технологическая компоновк скопирована c немецкого
проекта, но уже год спустя после рождения первой из лодок данного
проекта (еще с зенитной установкой 2М-8) от взрывоопасных емкостей с
кислородом отказаться в пользу не менее токсичных и взрывоопасных
продуктов разложения перекиси водорода. Оба вида топлива размещались,
кстати говоря, за пределами прочных корпусов в специальных эластичных
резинометаллических «мешках» и в контур подавались под воздействием
забортного давления. В условиях перегрева, удушливой и замкнутой среды
(внутренние помещения были тесны настолько, что до 25 % всех работ по
МТО в некоторых из отсеков можно было производить только полулежа)
работу экипажей на лодках 615 проекта можно было сравнить с работой
каторжан в соляных копях XVII века… и 615 проект довольно быстро
превратился из полноценной боевой машины в излюбленный персонаж для
флотских анекдотов. Непроизвольное возгорание топливного компонента
происходило на каждой пятой из машин. Один из инцидентов в 1957 году
закончился гибелью примерно половины членов экипажа. Это и обрекло 615
проект на исключительно короткий век и мрачные воспоминания о них на
Флоте.
По материалам источника-
http://www.inbsite.com/submarines.html
В 1950 - 1957 гг. построены - 1 опытная
(пр.615) и 29 серийных (пр. 615АВ). 24 корпуса, включая опытную М-254,
спущены на воду в 1950-57 гг. на судомеханическом заводе №196 в
Санкт-Петербурге и 6 корпусов там же на Адмиралтейских верфях № 194 в
1956-1957 гг. М-256, погибла на Балтике 26 сентября 1957 года, остальные
списаны к концу 70-х. Две из них впоследствии превращены в стационарный
монумент.Первая и последняя в СССР крупносерийная прибрежная дизель-электрической
лодка с энергоустановкой так называемого «замкнутого цикла», работающей
по воздухо-независимой системе (под и над водой) с использованием в
качестве топливного компонента сначала жидкого кислорода (только на
первой лодке), затем перекиси натрия и твердого химпоглотителя в
качестве абсорбента продуктов отработки (на всех остальных). Самые
взрывоопасные и тесные в советских ВМС, за что одни подводники окрестили
всю серию данного проекта «зажигалки», другие «фитиля». Созданы на базе
довоенного немецкого проекта Kreislau и экспериментальной лодки XV
серии «Малютка М-401», пр.95 заключенного инженера С.А. Базилевского.
Общая конструкторско-технологическая компоновк скопирована c немецкого
проекта, но уже год спустя после рождения первой из лодок данного
проекта (еще с зенитной установкой 2М-8) от взрывоопасных емкостей с
кислородом отказаться в пользу не менее токсичных и взрывоопасных
продуктов разложения перекиси водорода. Оба вида топлива размещались,
кстати говоря, за пределами прочных корпусов в специальных эластичных
резинометаллических «мешках» и в контур подавались под воздействием
забортного давления. В условиях перегрева, удушливой и замкнутой среды
(внутренние помещения были тесны настолько, что до 25 % всех работ по
МТО в некоторых из отсеков можно было производить только полулежа)
работу экипажей на лодках 615 проекта можно было сравнить с работой
каторжан в соляных копях XVII века… и 615 проект довольно быстро
превратился из полноценной боевой машины в излюбленный персонаж для
флотских анекдотов. Непроизвольное возгорание топливного компонента
происходило на каждой пятой из машин. Один из инцидентов в 1957 году
закончился гибелью примерно половины членов экипажа. Это и обрекло 615
проект на исключительно короткий век и мрачные воспоминания о них на
Флоте.
По материалам источника-
http://www.inbsite.com/submarines.html
http://www.inbsite.com/submarines.html
Немає коментарів:
Дописати коментар