В суде по аварии на атомной подлодке «Нерпа» зазвучали первые откровения
Всю прошедшую неделю в суде ТОФ перед присяжными выступали
потерпевшие и свидетели по делу. Совершенно секретные материалы
оглашались за закрытыми дверями – прессу, то есть автора этих строк,
судья Даниил Логачев просил покинуть помещение.Документом, составляющим гостайну, был и остается акт расследования ЧП на «Нерпе», составленный по горячим следам 8 ноября 2008 года. Именно этот акт лег в основу обвинения одного из двух подсудимых - командира флотского экипажа, гвардии капитана первого ранга Дмитрия Лаврентьева (второй подсудимый – матрос-контрактник, гвардии старшина Дмитрий Гробов).
В пятницу в суд прибыл важный свидетель – руководивший этим «совсекретным» разбирательством тогда, в 2008-м, замглавкома, а ныне – начальник Главного штаба ВМФ РФ, адмирал Александр Татаринов. Он заявил, что лично и до деталей изучил то, что произошло на подлодке, и убежден: в ЧП виноват командир, поскольку именно он подписал рапорт командованию о готовности корабля и экипажа к выходу в море и он же, по выражению Татаринова, «поверхностно выполнил свои обязанности» по подготовке подчиненных к ходовым испытаниям.
Как оказалось, уже после трагедии замглавкома, он же руководитель комиссии, Татаринов лично проверил каждого из членов флотского экипажа на готовность к ЧП и умение включить вручную систему пожаротушения ЛОХ (лодочную объемную химическую). И этот «экзамен», несмотря на «поверхностную» службу Родине их командира, военные моряки-гвардейцы все, как один, сдали только на «хорошо» и «отлично». Но ни один из них, сказал в суде высокий московский штабист, не сумел включить ЛОХ с помощью установленной на борту автоматики – опытного образца новейшей компьютерной системы управления «Молибден-И».
Что же получается? Единственный из всех, кому компьютерный «фокус» оказался по плечу, - это матрос Дмитрий Гробов. В роковой день «шалунишка» несколько раз нажал на клавиши отсечного компьютера, и в лодку, как в газовую камеру, пошел едкий аэрозоль, в считаные секунды отправивший два десятка человек на тот свет и еще 38 – на больничные койки.
Впрочем, «шаловливый» матрос, как и «поверхностный» командир, - это пока не более чем версия военного следствия и прокуратуры ТОФ. Защита подсудимых настаивает: Гробов кнопки не нажимал, а Лаврентьев не должен был обучать экипаж работе с автоматикой, потому что до передачи лодки флоту за ее «начинку» отвечали судостроители, к тому же при создании и обкатке новых систем были нарушены все мыслимые стандарты. Минобороны и предприятия ВПК очень спешили «закрыть» многомиллионный российско-индийский контракт и после двух десятков лет долгостроя передать многострадальную «Нерпу» дружественной стране.
http://www.dv.kp.ru/daily/26020/2941703/
Немає коментарів:
Дописати коментар