субота, лютого 16, 2013

Его ненавидели начальники и боготворила флотская молодёжь

Когда-то его имя не сходило со страниц газет, его дружбой гордились писатели и поэты. Ему не было равных в годы войны по количеству уничтоженных вражеских кораблей, а о мастерстве, хитрости и удачливости ходили легенды. Его подчинённые становились адмиралами и Героями Советского Союза.   Его ненавидели начальники и боготворила флотская молодёжь. Он так и ушёл из жизни забытый и непонятый, не доделав ещё многого, что мог сделать. Но и ныне его подвиги окружены неким молчаливым табу. Всё это более чем странно, ибо он был не только лучшим из подводных асов нашей державы, но и её настоящим национальным героем.
  Петр Грищенко-  лучший подводный ас Страны Советов.

  Начало Великой Отечественной войны. Пётр Грищенко являлся уже одним из опытнейших командиров подводных лодок. За плечами высшее военно-морское училище, годы службы на различных подводных лодках и военно-морская академия.
После боёв у Либавы Грищенко получил задание выставить неподалёку от Мемеля минное заграждение. С этим он справился блестяще.И результат не заставил себя ждать. Буквально через несколько дней здесь прогремели два мощных взрыва, и немцы лишились двух своих гружёных транспортов. Позднее, уже после войны, станут известны их названия "Эгерау" и "Хенни".
Вот как об этом пишет сам П. Д. Грищенко: "Идея комбрига Египко идти… в логово врага и закупорить его — меня поразила.
Задача нелёгкая и исключительно важная… мы шли медленно. С каждым часом приближаясь к цели всего на две мили. В перископ, кроме зеркальной поверхности моря да надоедливых чаек, ничего не было видно… Ложимся на боевой курс… Не успеваю дать команду — „начать постановку“, как раздаётся сильный взрыв. За ним второй. Третий, четвёртый… многие падают на палубу. Гаснет освещение. Часть электроламп разбита. На этот раз бомбы упали рядом с Л-3. Можно приступать к минной постановке. Глубина моря у порта всего восемнадцать метров…"
На обратном пути Л-3 подверглась атаке фашистских противолодочных катеров, пытавшихся забросать её глубинными бомбами, но и здесь Грищенко показал себя как опытный командир. Умелым манёвром он уклонился от катеров, и те ещё долго бессмысленно глушили тротилом обезумевшую балтийскую треску. Но подводная бомбардировка всё же не  даром. От близких разрывов лопнул стяжной болт кормовых горизонтальных рулей. Положение было не из приятных. Лодка трижды внезапно проваливалась на глубину. Пришлось всплыть и в надводном положении выходить на малую глубину, уцелели чудом. Добраться до Риги, однако, не удалось. Обстановка на фронте менялась столь стремительно, бои шли уже на рижских улицах. Перевести дух подводникам удалось лишь в Таллине. Но и последние сутки возвращения тоже были нелёгкими. Лодку дважды по ошибке едва не атаковали наши сторожевые катера, а затем, в довершение всего, она прошла по нашему же минному полю, о постановке которого штаб Таллинской базы забыл оповестить командира Л-3. Отдыхать подводникам не пришлось.
Едва подвезли мины и загрузили их, как "Фрунзевец" немедленно вышел в свой второй боевой поход.   Курс подводной лодки  в самое логово врага — в Данцигскую бухту.  Там Л-3 предстояло выставить заграждения на выявленных разведкой путях движения противника. Скупые строки официального донесения не могут донести всего того, что довелось пережить Грищенко с его экипажем. Чего стоит только минная постановка при следовании в кильватер фашистским тральщикам. Разумеется, риск был огромный, но и расчёт почти гениален, ведь немцы, только-только протралив фарватер, были совершенно уверены в его полной безопасности и тут же попались на хитрость Грищенко!
В сентябре  1941 года"Фрунзевец" снова в боевом походе. Обстановка была труднейшая: немцы уже изо всех сил рвались к Ленинграду, а у острова Эланд маячил их новейший  "Тирпиц", готовый нанести удар по надводным кораблям Балтийского флота, если те попытаются прорваться в Балтику. Этот поход был не только одним из самых трудных за всё время войны, но едва не закончился трагически. В бухте Сууркюля у острова Готланд подводная лодка Грищенко была внезапно атакована двумя фашистскими торпедными катерами. К чести подводников, они открыли огонь сразу же как удостоверились, что катера не собираются отвечать на позывные.
   1941-й  год стал для Л-3 суровой, боевой школой. В течение его Грищенко совершил три похода, уничтожив четыре вражеских судна. Много это или мало? Ведь каждый из потопленных гружёных военными припасами транспортов равнялся по значению стрелковому полку. Если принять на веру это соотношение, то за первый год войны Грищенко отправил на дно дивизию противника.
Из статьи контр-адмирала Г.Костева ««Непризнанный герой», Морской сборник № 5 за 2003 г. можно прочитать: «Подводная лодка Л-3, которой он командовал, за годы войны потопила 28 кораблей и судов противника, больше, чем кто бы то ни было другой. Но вот другим – и за меньшие достижения присваивали звание Героя Советского Союза, а Грищенко этого звания не получил ни в годы войны, ни позже. Конечно, сам за себя человек хлопотать не мог, но находились те, кто хлопотал – и без результатов». Хочется ещё добавить, что из 18-ти потопленных вражеских судов, лодка Грищенко восемь отправила на дно только за один летний месяц 1942 г…
Необходимо отметить, что еще в октябре 1941 г. на минах, выставленных «Л-3», подорвался тральщик противника, а в ноябре – 3 морских транспорта. В ноябре 1942 г. подводная лодка «Л-3» под командованием капитана 3-го ранга Грищенко П.Д. первой побывала в самой отдаленной юго-западной части Балтийского моря. Под носом у врага она выставила минные банки, на которых подорвались и затонули транспорты «Остланд» (2125 тонн), «Гинденбург» (7880 тонн), «Диршау» (762 тонны), «Мари Фердинант» (1757 тонн), «Тристан» (1765 тонн), «Грундзесс» (866 тонн). Все эти победы дались нелегко. Преодолевая противолодочные рубежи, лодка попала под таран вражеского судна и лишилась обоих перископов (командирского и зенитного), а, следовательно, в подводном положении оказалась «слепой»…
Светлая наша память выдающему подводнику ,которого не оценила достойно родина.которую он мужественно защищал.

В.Мазуренко.По страницам интернета.

 

Немає коментарів: