четвер, лютого 14, 2013

ИСТОРИЯ ДВУХ ПОХОДОВ В ДОКУМЕНТАХ.(Часть Первая)


Мирослав Морозов
«Все познается в сравнении» - эта общеизвестная истина, к сожалению, крайне редко используется в качестве метода исторического исследования, когда речь заходит об оценке действий нашего подводного флота в годы минувшей войны. Обычно все попытки сравнить наш флот с иностранными пресекаются ссылками на несопоставимость условий боевой деятельности отечественных и зарубежных подводников. Вместе с тем понятно, что условия борьбы были далеко не единственным фактором, влиявшим на действия подводных сил и достигнутые ими результаты. Не менее важной представляется «техническая составляющая». Техника нашего подводного флота достаточно критически оценивалась в послевоенных специсследованиях, однако полностью представить степень различия между нашими и союзными субмаринами можно только взглянув на чужую технику глазами друг друга. Прекрасный аналитический материал по данному вопросу содержится в материалах по боевым походом подводной лодки «Тайгрис» в октябре 1941 г., на борту которой находился представитель СФ капитан-лейтенант М.А. Бибеев и советской подводной лодки «М-34», на которой в сентябре того же года выходил представитель Ройял Нейви кэптен Джон Фокс (John Fawkes).
ДОКУМЕНТ №1
ИНФОРМАЦИЯ О ТТХ И ТАКТИКЕ ДЕЙСТВИЙ АНГЛИЙСКИХ ПЛ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В СОСТАВЕ СФ.
« » декабря 1941 г.
Английские ПЛПЛ, действующие в составе БПЛ СФ.
1. ПЛ. «ТАЙГРИС» 2. ПЛ. «ТРАЙДЕНТ»
Построенные в 1939г. типа «Тетис»
Водоизмещение - 1090/1340 ; Скорость - 20/9*

* Реально скорость ПЛ типа «Т» составляла 15,25/9 узлов, хотя на испытаниях ПЛ «Тритон» развила в надводном положении 16,29 узл. ***


Вооружение ПЛ ПЛ.
1. Торпедное вооружение.
Торпедное вооружение состоит из 10 торпедных аппаратов, расположенных:
В носу прочного корпуса 6 торпедных аппаратов,
В носу в надстройке 2 - « - - « -
В надстройке около рубки 2 - « - - « -
В корме торпедных аппаратов нет.
Запас торпед - 16 (53 см)*

* Четыре в торпедных аппаратах надстройки, шесть - в торпедных аппаратах прочного корпуса и такое же число на стеллажах внутри корпуса. Данный состав вооружения соответствует только 12 ПЛ типа «Т» закладки 1936-1937 гг. и на последующих сериях ПЛ этого типа подвергся изменениям. *** (Здесь и далее знаками *** выделен текст комментариев М.Э. Морозова).

Стрельба беспузырная. Торпедные аппараты волнорезов не имеют.
2. Минного вооружения нет.*
* В августе 1941 г. на ПЛ «Трасти» (тип «Т» 2-я серия) прошли успешные испытания донных неконтактных мин М2, выставлявшихся через торпедные аппараты. В каждый ТА могло приниматься две мины, всего лодка могла принимать до 18 мин. Еще за год до этого 3 подлодки типа «Т» 1-й серии, построенные по программе 1938 г., были оборудованы вертикальными шахтами в цистернах главного балласта для постановки 12 мин М2. ***
3. Артиллерийское вооружение.
Состоит из одной пушки 100 мм (102-мм - прим. М.М.), установленной впереди рубки (по типу ПЛ «К» ) и двух пулеметов системы «Льюис», установленных на мостике.
Для выхода артиллерийского расчета имеется специальный арт. люк. Подача снарядов к орудию производится вручную через арт. люк. Для первых выстрелов имеются около пушки кранцы.
4. Перископы.
Перископов на ПЛ два, длина 9,5 метра*. Носовой перископ зенитный. Диаметр около 220 мм, с большим полем зрения и с двумя окулярами.
* Для сравнения: на советских ПЛ типа «А» и серий VI, XII, XV длина перископов - 7 м, серий II и IX - 7,5 м, серий XIII, XIV - 8,5, I, V, X - 9. ***
Перископ имеет диаметр, азимутальный круг с делениями от 0° до 360°. Переключатель для увеличения расположен в ручке перископа. Верхняя головка перископа диаметром около 80-85 мм.
Кормовой перископ командирский. Дальномера не имеет. Азимутальный круг с делениями от 0° до 360°. Переключатель для увеличения также в ручке перископа. Диаметр трубы около 160 мм. Верхняя головка перископа имеет диаметр около 60-65 мм.
Фото-аппаратов к перископам нет.
Перископы находятся в ЦП. Перископы вращаются легко без всякого усилия. Подъем и опускание перископов гидравлический (масло) бесшумно.
5. Аккумуляторная батарея.
Состоит из трех групп, из 112 элементов в группе, всего 336 элементов.
Аккумуляторные ямы герметичные, система вентиляции аккумуляторной батареи общеямовая.
В надводном положении при ходе под дизелем, воздух, подходящий к дизелям, проходит через аккумуляторную яму.
Приборов зажигания* водорода на ПЛ нет. Срок службы аккумуляторной батареи определяется не более 1,5-2 годами.
* Так в документе. По смыслу - сжигания. ******
Во время похода ПЛ обогревается электрогрелками.
6. Дизеля и электромоторы.
Дизеля двухтактные, бескомпрессорные, 6-ти цилиндровые, мощность [по] 1240 НР (л.с. - прим. М.М.). Кроме главных электромоторов имеются два электромотора экономического хода*.
* Общая мощность электромоторов - 1450 л.с.
7. Топливо.
Запас топлива 130 тонн в цистернах прочного корпуса.
8. Пресная вода.
Запас пресной воды 16 тонн, вода расходуется без ограничения. Имеются цистерны для дистиллированной воды.
9. Рули.
Носовые и кормовые горизонтальные рули имеют клапанную конструкцию. Носовые рули в надводном положении закидываются вверх и имеют стальные тросы для отвода минрепов.
Приводы НГР, КГР (носовых и кормовых горизонтальных рулей - прим. М.М.) и вертикального руля работают совершенно бесшумно.
Сетепрорезателей подлодки не имеют.
10. Спасательные устройства.
Во втором и четвертом отсеках имеются спасательные камеры. Индивидуально спасательные приборы системы «Девис» имеется устройство для выстреливания с ПЛ дымовых сигнальных ракет из подводного положения.
11. Мостик.
Мостик на ПЛ открытый, на мостике имеется штурвал дистанционного управления вертикальным рулем, на корме мостика установлены два машинных валиковых телеграфа, которые используются только при входах в бухты и швартовке. На телеграфе стоят два человека. Мостик высокий, на большой волне не заливается из-за особой конструкции обводов носовой части ПЛ.
12. Рубка.
В рубке никаких приборов и механизмов нет Рубка представляет из себя трубу с трапом для выхода из ПЛ на мостик. Верхний и нижний люки меньше диаметром и легче, чем на наших ПЛ ПЛ.
13. Система погружения и всплытия.
Цистерны главного балласта кингстонов не имеют, кроме средней цистерны (18 т). Вентиляция главного балласта открывается гидравликой. Главный балласт продувается трубонасосом низкого давления. После продувания средней цистерны сразу пускаются дизеля на винт.
14. Приборов регенерации на ПЛ нет.
15. Гидро-акустика.
Звуко-подводной связи на ПЛ нет.
Шумопеленгаторная станция* установлена в центральном посту. Приборы очень чувствительные, показания точные. Гидро-акустиков на ПЛ три человека, имеют хорошую подготовку и большой стаж работы (один из акустиков на ПЛ имеет стаж 11 лет). Во время торпедной атаки на ШП слушают два акустика, быстро и точно дают пеленг объекта, определяют тип корабля и его скорость по числу оборотов винта.
* Реально английские ПЛ были оснащены не шумопеленгаторными станциями, а ГАС типа «Асдик-129». ***
16. Связь.
Связь с отсеками телефонная. Переговорных труб на ПЛ нет. Для радио приема из под воды имеется выдвижная телескопическая мачта (поднимается гидравликой) с изолированной антенной, которая выдвигается выше перископов.
17. Обмундирование.
Теплое обмундирование состоит: шерстяное нижнее белье, белые шерстяные свитера, кальсоны, носки и чулки. Темно-синие шерстяные шлемы и шарфы. Сверху шерстяного командный состав носит свое положенное обмундирование и прорезиновый непромокаемый темно-желтого цвета плащ с капюшоном.
Обувь кожаная или резиновые сапоги.
Матросы сверх шерстяного обмундирования носят синие комбинезоны (полученные у нас). Ботинки, низкие кожаные или резиновые сапоги. Имеют все грубошерстные темно-желтого цвета пальто-реглан с капюшоном.
18. Постельные принадлежности.
На ПЛ по числу личного состава койки и диваны с кожаными матрацами и подушками. Командный состав имеет по четыре белых шерстяных одеяла, матросы тоже, но качество одеял грубое.
19. Питание.
Питание разнообразное, в основном консервы. Блюда острые и вкусные, Хлеб, мясо и овощи получают на базе БПЛ. При стоянке ПЛ ПЛ в базе команда питается в столовой БПЛ. На ПЛ имеется продовольственная кладовая и ледник для скоропортящихся продуктов.
Прием пищи на походе: Утренний завтрак для команды - 7 ч, второй завтрак - 11 ч 30 м., обед - 16 ч, вечерний чай - 19 ч 30 м.
Для командного состава прием пищи сдвигается на 1 час позднее, младшие командиры имеют свою кают-компанию.
20. Личный состав.
Командного состава на ПЛ - 6 человек
Командир ПЛ,
1-й офицер,
навигатор,
торпедо-офицер,
инженер,
врач.
Рядовой состав - 60 человек с младшими командирами и в большинстве старослужащие.
По специальностям:
Сигнальщики, рулевые, акустики, радисты, комендоры, мотористы, электрики, трюмные, торпедисты, строевые.
21. Организация.
Команда разделена на три вахты, вахтенная служба несется в три смены по 2 часа, сменяются в четные часы. Офицеры вахту несут по 2 часа, сменяются в нечетные часы.
На походе на мостик находится: вахтенный командир и четыре наблюдателя, три человека ведут наблюдение в носовых секторах, а четвертый наблюдает в кормовом секторе. Наблюдатели состоят из акустиков, сигнальщиков и комендоров.
На мостик во время похода никто не выходит, так как курят в лодке, во всех отсеках установлены пепельницы, уборные в лодке просторные и работают хорошо.
Погружение производится по сигналу: два ревуна, остальные команды голосом. В подводном положении ПЛ управляется носовыми и кормовыми горизонтальными рулями. Кормовыми рулями управляют лоцман и рулевые. На управление носовыми рулями привлекаются другие специалисты.
Погружением и всплытием ПЛ ведает 1-й офицер (пом. командира). Перископная глубина ПЛ 33 фута. На этой глубине ПЛ управляется хорошо и при большой волне.
На подводном ходу в лодке полная тишина. Механизмы и все приводы устройств работают бесшумно. Двери на переборках закрываются по особому приказанию.
Поход ПЛ «Трайдент». 18/X в море в район Кильдина на торпедные атаки по СКР «Смерч» и арт. стрельбы по щиту.
ПЛ вышла из «Полярное» в 9 час. 30 мин., пришла в район, погрузилась и начала маневрировать для выхода в атаку по СКР. ПЛ произвела три атаки без выпуска торпед. Момент залпов ПЛ показывала выпуском сигнальных дымовых ракет. Залпы производились с дистанции 10-12 каб. При* = 120°. Все атаки скрытые. С СКР во время атак подлодку не видели. После залпа командир уходил на глубину 60 фут. и через 15 минут всплывал под перископ, осматривал горизонт и всплывал. Курс и скорость СКР командир определил без ошибок.
* В документе пропуск. По смыслу пропущен символ j - обозначение угла встречи торпеды с целью. ***
Метод выхода в атаку такой же, как у нас. С большой дистанции командир от пеленга отворачивал на 90, с малой дистанции - на 60.
Метод торпедной стрельбы - последовательный выпуск торпед с временными интервалами (имеется специальная таблица). Для торпедной стрельбы имеется специальный прибор вычислитель, таблиц торпедной стрельбы на ПЛ нет*. Для получения угла упреждения и угла встречи пользуются приборами, состоящими из кругов скорости торпеды и скорости корабля.
* Две последние фразы следует понимать следующим образом: для расчета элементов торпедной стрельбы на ПЛ имелся счетно-решающий прибор «торпедодиректор», который для определенного положения цели вырабатывал боевой курс ПЛ, курсовой угол цели в момент залпа, угол упреждения, угол встречи торпеды с целью, залповый курсовой угол ПЛ, определял дистанцию до цели по высоте мачт и траверзное расстояние. Затем командир ПЛ при помощи специальных таблиц определял число торпед, необходимое для поражения цели с учетом ее скорости, размера и дистанции, а также временной интервал между выпуском торпед. ******
При торпедной атаке уделяется большое внимание скрытности. В основном командир ориентируется по акустике. На больших дистанциях командир пользуется зенитным перископом очень осторожно, поднимая его на короткое время, который имеет больше поле зрения и большое увеличение и дальномер.
Перед подъемом перископа стопорит ход.
Со средних дистанций командир пользуется командирским перископом, поднимая его на короткое время.
Во время торпедной атаки офицер навигатор на особом целлулоидном планшете ведет прокладку.
Артиллерийская стрельба по щиту не состоялась.
Командир после торпедных атак провел учение по тренировке арт. расчетов. Погрузился и, маневрируя на условный объект, объявил арт. тревогу, всплыл, арт. расчет вышел через арт. люк, произвели три выстрела и снова погрузились на перископную глубину. С момента объявления арт. тревоги до момента погружения ПЛ на перископную глубину прошло 1 мин. 15 сек.
При возвращении в «Полярное» на мостике находились вахтенный командир и четыре наблюдателя, был обнаружен неизвестный самолет на большой высоте, ПЛ погрузилась. На перископной глубине командир опознал, что это самолет противника (это подтвердили английские летчики, которые находились на ПЛО). ПЛ погрузилась на 60 фут и через 15-20 мин. всплыла и пошла на базу.
Поход ПЛ «Тайгрис» на позицию в район «Норд-кап» (имеется ввиду м. Нордкап - прим. М.М.) 6/X по 15/X - 41 г.*
* В походе ПЛ принимал участие офицер-оператор отела подводного плаванья штаба СФ капитан-лейтенант М.А. Бибеев.***
11/X 8 час. 15 мин. Командир обнаружил два ТР в охранении двух ТЩ. Вышел в атаку в 10 час. 15 мин., выпустив 4 торпеды с дистанции 13 каб. Торпеды в цель не попали. Командир считал, что торпеды, вероятно, прошли под килем транспорта. После залпа ПЛ погрузилась на глубину и всплыла через 30 мин.
14/X в 11 ч. 40 м. Обнаружил 3 ТР, в охранении 4 ТЩ и 2 самолетов. Вышел в атаку в 12 час. 05 мин., выпустил 5 торпед, слышали сильные взрывы. Через 4 минуты после залпы на ПЛ в течение часа было сброшено 12 глубинных бомб. ПЛ погрузилась на 150 фут и на этой глубине находилась около 1,5 часа. *
* В английской литературе приводится несколько иное описание атак «Тайгриса». 11 октября после торпедного залпа был услышан глухой взрыв, на основании чего командир ПЛ коммандер Г. Боун (Bone) сделал донесение о повреждении 2000-тонного судна, которое, однако, не подтвердилось германскими данными. 14 октября лодка дважды последовательно атаковала германский конвой (выпущено 6 торпед - все оставшиеся, что имелись на борту) и после второй атаки слышала 3 взрыва. По немецким данным торпеды взорвались при ударе о скалы, командир же британской подлодки доложил о повреждении 5000- и 3000-тонного транспортов. ****
Командир в атаку выходил ориентируясь на данных акустики. Перед подъемом перископа стопорили ход. При нахождении на позиции командир большое внимание уделял скрытности ПЛ.
п.п. Капитан 1 ранга (Воеводин)

Немає коментарів: