пʼятницю, лютого 15, 2013

ИСТОРИЯ ДВУХ ПОХОДОВ В ДОКУМЕНТАХ (Часть Вторая)

ДОКУМЕНТ №2
ПРИКАЗ*
КОМАНДИРА 2-й БРИГАДЫ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК
КОМАНДИРУ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «М-33»
* Данная форма приказа была стандартной для ПЛ, посылавшихся на позицию №11 в районе Констанцы. Такой же приказ накануне выхода 18 сентября был отдан командиру ПЛ «М-34» капитан-лейтенанту Н.И. Голованову.
1. В 17 часов 2 августа 1941 г. выйти в операцию. Район действия согласно прилагаемой при сем схеме.
2. Переход подводной лодки совершить абсолютно скрытно. Маршрут следования согласно схеме.
3. Обстановка. Район действия минирован. Несется дневной и ночной дозор катерами и самолетами. Движение кораблей днем наблюдается редко. Вероятно движение преимущественно ночью.

4. Задача подводной лодки. Форсировать МЗ-М (минное заграждение - прим. М.М.) и линию дозора противника, подойти непосредственно к Констанце с целью уничтожения боевых кораблей и транспортов противника, входящих и выходящих как днем, так и ночью.
5. Указания по выполнению поставленной задачи. Использование оружия не ограничено. Установка глубины торпед 2-3 м. Прибор Обри-ноль.
С приходом в район действий в начале дня 4 августа провести разведку на себя и в тот же день подойти к Констанце. Используя висение на перископе, пребывание подводной лодки без хода, экономя электроэнергию (управление рулями вручную), добиться производства зарядки аккумуляторной батареи один раз в 2 суток. Для зарядки отходить в свободный район действия подводной лодки.
6. Отход из района действия после выполнения задачи или по истечении срока пребывания в море. Возвращение прежними курсами.
7. Связь по действующей схеме связи. До окончания операции радиопереговоры подводной лодке запрещаются. На прием подводной лодке работать нормально для получения приказаний по обстановке.
При возвращении в базу донесение о своем месте дать при пересечении меридиана 31°.

Командир 2-й бригады подводных лодок ЧФ
капитан 1 ранга М.Г. Соловьев
Комиссар 2-й бригады подводных лодок ЧФ
полковой комиссар А.А. Павлинский
Начальник штаба 2-й бригады подводных лодок ЧФ
капитан 3 ранга А.С. Куделя
ОЦВМА, ф. 118, д. 1427, л. 12.

ДОКУМЕНТ №3
ВЫПИСКА ИЗ ЖУРНАЛА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «М-34»
О БОЕВОМ ПОХОДЕ НА ПОЗИЦИЮ № 11 С 18 ПО 23 СЕНТЯБРЯ 1941 г.
18 сентября... В 17 час. 03 мин. вышел из Балаклавской бухты. Готовность № 2. Ветер северо-западный. Море 3 балла. Видимость хорошая. Курс 180°, ход 10,5 узла.
В 18 час. 42 мин. по пеленгу 118° силуэт, дистанция - 40-45 каб.
В 18 час. 51 мин. в силуэте опознана подводная лодка. Дан полный ход, приготовлен левый торпедный аппарат к выстрелу.
В 18 час. 56 мин. опознал подводную лодку типа «Д»*. Подводная лодка обменялась опознавательными с сопровождавшим меня катером.
* Обнаружена проходившая ходовые испытания после капитального ремонта ПЛ «Д-4». ***
В 19 час. 20 мин. курс 275°, ход 10,5 узла. Подводная лодка скрылась по пеленгу 100°.
19 сентября. В 5 час. 35 мин. погрузился на глубину 25 м. Ход 3 узла, курс 266°.
В 7 часов всплыл на перископную глубину. Горизонт и воздух чист. Видимость хорошая. Волна от северо-востока 3-4 балла. Облачно. Горизонт и воздух осматривается через каждые 10-15 минут.
В 20 час. 18 мин. всплыл в крейсерское положение. Готовность № 2. Курс 266°, ход 10,5 узла. Винт-зарядка. Ветер северо-восточный, 5-6 баллов. Море 5 баллов. Видимость 5-7 каб.
20 сентября. В 5 час. 21 мин. погрузился на глубину 25 м. Курс 270° ход 3 узла.
В 7 час. 30 мин. всплыл на перископную глубину. Видимость 3-5 каб., по пеленгу 270° открылся берег.
В 7 час. 50 мин. курс 23°, ход 3 узла. На 3-узловом ходу на перископной глубине подводную лодку невозможно удержать, даже если она имеет отрицательную плавучесть. Поэтому периодически погружаюсь на глубину 15-20 м или ложусь на грунт. Всплываю на перископную глубину через 20-30 минут с ходом 4 узла.
В 20 час. 25 мин. Всплыл в крейсерское положение. Начал зарядку аккумуляторной батареи.
21 сентября. В 4 часа 56 мин. погрузился на глубину 20 м. Курс 270°, ход 3 узла.
В 5 час. 12 мин. слышен удар о грунт. Застопорил электромотор. Дал ход назад. Слышно трение о корпус, похоже на минрепы или сети. Застопорил электромотор. Трение продолжается, подводная лодка разворачивается вправо.
В 5 час. 30 мин. всплыл в позиционное положение. Осмотрел корпус и поверхность воды вокруг подводной лодки. Ничего не обнаружил. В 5 час. 40 мин. Лег на грунт. Глубина 28 м.
В 6 час. 58 мин. всплыл на перископную глубину. Горизонт чист. Видимость хорошая. Волна 2-3 балла.
В 8 час. 20 мин. по пеленгу 1° в дистанции 40-45 каб. силуэты двух транспортов. Боевая тревога. Торпедные аппараты приготовлены к выстрелу.*
* Подлодка обнаружила конвой в составе итальянских танкеров «Тампико» и «Суперга», конвоировавшихся румынскими миноносцами «Змеул», «Сборул» и «Налука». Траление впереди по курсу конвоя осуществляли канонерскими лодками «Думитреску» и «Гикулеску», дальнее прикрытие - эсминцами «Реджеле Фердинанд» и «Марашти». ****
В 8 час. 54 мин. произвел выстрел из левого торпедного аппарата по танкеру водоизмещением 5-6 тысяч т, идущему переменным курсом совместно с транспортом в охранении катеров-охотников и эскадренного миноносца типа «Королева Мария».
После выстрела подводная лодка всплыла на 4 м. Перед выстрелом подводная лодка имела ход 4 узла. Эскадренный миноносец и 1 катер шли курсами на подводную лодку. Заполнена система быстрого погружения.
В 8 час. 54,8 мин. прямо по носу слышен взрыв*, подводная лодка ушла на глубину 28 м. Циркуляция влево.
* По румынским данным след торпеды был замечен с танкера «Суперга», после чего на судне застопорили машину и торпеда прошла перед форштевнем. Услышанный на подлодке взрыв на самом деле являлся взрывом первой глубинной бомбы. ***
В 8 час. 55,5 мин. 2 взрыва прямо над подводной лодкой. Курс 270°. Остановлен электромотор, гирокомпас; управление рулями переведено вручную.
До 9 час. 23 мин. продолжается бомбежка подводной лодки. 3-й взрыв особенно силен (лодка вздрагивает всем корпусом, в отсеках все в порядке). Сброшено 6 бомб*.
* Подводная лодка снялась с грунта, в 9.30 был дан ход 3 узла, курс 100.
В 15 часов прекращено бомбометание*. Сброшено 36 бомб. Отбой боевой тревоги. Отдраены переборки.
* Преследование ПЛ осуществляли отделившиеся от конвоя ММ «Змеул» и «Налука» (вскоре вернулся к конвою).
Любопытно проследить события связанные с дальнейшим переходом конвоя. В 11.10 тех же суток его в районе м. Шаблер атаковала ПЛ «Д-5» - торпеда прошла мимо танкера «Тампико». Подлодка была контратакована ММ «Налука» и сопровождавшим конвой болгарским самолетом. Около 19 часов конвой прибыл в Варну. 29 сентября на переходе в Бургас конвой, к которому присоединился румынский ТР «Сулина» (конвоирование осуществляли 2 болгарских ММ и 2 ТКА) был атакован ПЛ «Щ-211» (командир - капитан-лейтенант А.Д. Девятко), которой удалось торпедировать танкер «Суперга» (6154 брт). На следующий день выбросившийся на берег танкер был окончательно разрушен попаданием торпеды этой же ПЛ. Уцелевший «Тампико» 1 ноября прошел через Босфор, на следующий день на выходе из Дарданелл был встречен итальянскими ММ «Монзамбано» и «Кастельфидардо», но 3 ноября торпедирован британской субмариной «Протеус». Тяжело поврежденный танкер был отбуксирован в Венецию, но до конца войны в строй так и не введен. *********
20 час. 37 мин. всплыл в крейсерское положение. Курс 90°, ход 10,5 узла. Винт-зарядка. Готовность № 2. Ветер северо-восточный, 1 балл. Море - штиль. Видимость 7-8 каб. Возвращаюсь в базу*.
* Возвращение в базу ранее окончания срока пребывания на позиции вызвано выходом из строя перископа, вследствие чего подводная лодка лишилась возможности наблюдения.
22 сентября. В 4 часа 30 мин. курс 32°, ход 10,5 узла. В 5 час. 48 мин. погрузился на глубину 20 м. Курс 82°. Ход 3 узла.
В 20 час. 36 мин. всплыли в крейсерское положение. Ход 10,5 узла. Винт-зарядка. Курс 95°. Ветер от северо-востока, 1 балл. Море - штиль. Видимость 4-5 каб. Готовность № 2.
23 сентября. В 6 час. 24 мин. встречены катером «МО-139». Следуем рекомендованными курсами в базу. . .*
* «М-34» прибыла в Балаклаву в 08.37 23 сентября. ***
Командир подводной лодки «М-34»
капитан-лейтенант Н.И. Голованов
Выводы командования
1. В 8 час. 20 мин. 21 сентября обнаружил 2 транспорта противника, идущих в охранении эскадренного миноносца и 2 сторожевых катеров переменными курсами. В 8 час. 54 мин. атаковал головной танкер водоизмещением 5000-6000 т одной торпедой с дистанции 5-7 каб. Взрыв торпеды был услышан через 45-48 секунд. Место потопления ш = 28°44', д = 43°59’5.
2. В перископ потопления транспорта не наблюдал, подвергся преследованию эскадренного миноносца и сторожевых катеров. Преследование подводной лодки и бомбежка производились с 8 час. 56 мин. до 15 час. 00 мин. Сброшено 36 бомб.
3. В 11 час. 25 мин., воспользовавшись случаем, поднял перископ для осмотра, - перископ был поврежден в результате взрыва глубинных бомб; видимости нет, обстановку уточнить невозможно.
4. В результате бомбежки вышли из строя перископ, дифферентовочная помпа, несколько амперметров, дифферентометр в рубке, плафоны и колпаки освещения и разбита посуда.
5. Сбрасываемые глубинные бомбы, предположительно весом 25 кг, разрывы которых были на небольшой дистанции, подводная лодка выдерживает хорошо, главные механизмы и корпус не повреждены.
6. Безнаказанность и уход подводной лодки от преследования после такого числа сброшенных на нее бомб желательно в печати не опубликовывать, дабы не вызывать у противника необходимости сбрасывать бомбы большего веса.
7. Противник бомбит неорганизованно.
8. После залпа подводная лодка не удержала глубину и подвсплыла на 4 м. При каждом возвращении с позиции необходимо выгружать торпеды и проверять приборы беспузырной торпедной стрельбы в подводном положении, производя замеры принимаемой воды при залпе.
9. Подтверждается наличие створа к югу от м. Тузла. Истинное направление 297-117° южного фарватера у Тузла, которого корабли при следовании строго придерживаются.
10. При выходе транспорта из фарватера у Тузла для подводных лодок создается достаточно благоприятная обстановка для прорыва охранения и атаки транспорта или кораблей охраны.
11. Задачу подводная лодка выполнила. Личный состав действовал отлично.
12. Командир и личный состав заслуживают поощрения.

Командир 2-й бригады подводных лодок ЧФ
капитан 1 ранга М.Г. Соловьев
Военком 2-й бригады подводных лодок ЧФ
полковой комиссар А.А. Павлинский
ОЦВМА, ф. 118, д. 1436, л. 52-60.

Немає коментарів: