Руководство Российской Федерации приняло решение о модернизации Военно-морского флота как главного приоритета программы вооружений на период до 2020 года. Планы грандиозные, и если некоторые пункты по "железу" начинают понемногу выполняться, то о подготовке для этого нового "железа" командиров кораблей не сказано ни слова.
Информация с источника
-http://flot.com/nowadays/categories/officer/officer1/highpressurecaptains/
Главный командный пост корвета "Сообразительный" ВМФ России. Центральный Военно-Морской Портал
- резкое сокращение корабельного состава (выведено из состава флота до 80% ракетных подводных крейсеров стратегического назначения);
- разрушение современной судостроительной и судоремонтной отраслей промышленности, не способных в установленные сроки сдать флоту корабль (печально известная атомная подводная лодка "Нерпа" строилась 18 (!) лет);
- сокращение "наплаванности" экипажей даже первой линии;
- нехватка квалифицированных командиров кораблей, выходивших на боевые службы в девяностые и нулевые годы (для сравнения: в 1976 году на боевую службу выходили 38 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН), 30 многоцелевых подводных лодок, 111 надводных кораблей).
Мог ли император Николай II, подписывая в 1912 году "Закон о флоте", предположить, что главные звенья флота, командиры кораблей, будут так беспомощны спустя 100 лет?
Как будто на вековом участке истории кто-то произвел подмену целевого предназначения великого звания – "командир корабля". Овеянные славой годовых морских походов и подвигов под командованием адмирала Сенявина, блистательных побед под предводительством адмирала Ушакова те российские командиры кораблей могут гордиться своими делами, потому что творили историю САМОСТОЯТЕЛЬНО!
Знает ли уважаемый читатель, что в наши дни командир корабля российского ВМФ на практике лишен права:
- самостоятельно перешвартовать свой корабль в базе от пирса к пирсу, без старшего на борту;
- самостоятельно выйти в море – в районы боевой подготовки, не говоря уже о выходе на боевую службу, без старшего на борту.
Это дичайшее само по себе и унизительное положение уже многие годы, наверное, устраивает руководство ВМФ.
Что до президента России, почти ежегодно выходящего в море на атомных стратегических крейсерах Северного флота, то, скорее всего, узнай он об этом, удивился бы несказанно!
Кто в космосе главный
Оценить абсурд этой тупиковой ситуации можно по аналогии с космонавтикой. Представим себе, что рядом со штатным командиром космического корабля посажен "старший". По замыслу руководства, обязанности этого "старшего" сводятся к контролю за действиями командира. Чтобы тот ничего не совершил по неопытности. Вы думаете – это из области фантастики? В Центре управления полетами – да (здесь создана такая система подготовки экипажей космических кораблей и их командиров, которая не позволит усомниться в их компетентности и профессионализме). Но не в Главном штабе ВМФ.Опустимся с космических высот на ласкающую взор океанскую поверхность и даже в ее глубины. Там "ходят" наши корабли, на мостиках и главных командных пунктах которых стоят российские командиры, как правило, допущенные к самостоятельному управлению кораблем.
В российском ВМФ сложилась своя система допуска к самостоятельному управлению кораблем. Но напрочь отсутствует соответствующая система подготовки офицерского состава.
По своей эффективности и первая, и вторая (отсутствующая) системы – нулевые.
Система допуска неэффективна вследствие того, что она не способна допустить офицера к самостоятельному управлению кораблем в том смысле, который заложен в этом слове.
Системе же подготовки в нашем ВМФ никогда и никто не уделял никакого внимания! Ее просто нет!
На мировой опыт и "подготовки" и "допуска" мы смотрим свысока.
Американский и английский флоты имеют для этих целей и специальные курсы подготовки, и учебные корабли, на которых офицеры, получающие допуск, выходят в море по особой учебной программе. Немецкий флот (подводный), даже во время войны, имел свою расширенную программу подготовки экипажа и его командира:
- полугодовую (!) практику на Балтике;
- большой запас практических торпед для учебных стрельб;
- много кораблей и судов, имитирующих конвои;
- авиацию, осуществляющую поиск подводных лодок в учебных целях.
Говоря о системе допуска, следует заметить, что в нашем ВМФ создан солидный аппарат лиц, которые ее курируют. От заместителя командующего флотом (председателя флотской комиссии) до заместителей командиров дивизий (ЗКД). Вся эта солидная группа должностных лиц призвана решить одну задачу: допустить или не допустить офицера к самостоятельному управлению кораблем.
На Тихоокеанском флоте статус этого допуска понижен до уровня эскадры. На Северном флоте уровень еще флотский. Но результат один: и там, и там командиры кораблей не имеют права самостоятельно перешвартовываться в базе, не говоря о выходе в море. "Допуск" превратился в формальный процесс, практически ничего нового не дающий испытуемому. И надо констатировать, что в этом "допуске" отсутствует важнейшая его практическая составляющая:
- проверка умения швартоваться;
- проверка умения "выйти из базы";
- проверка умения погрузиться, удифферентоваться, плавать на различных глубинах и режимах использования главной энергетической установки;
- проверка умения безопасно всплывать под перископ и в крейсерское положение;
- проверка умения руководить борьбой за живучесть в надводном и подводном положениях при тяжелых комплексных авариях;
- проверка умения грамотно применять практическое торпедное и ракетное оружие;
Корабли без моря
Напрашивается вопрос: так кого и к чему допускает эта система?У офицера, претендующего на допуск к самостоятельному управлению кораблем, есть единственная мотивация – стать командиром! Командиром, претворяющим в жизнь свои решения. Но существующая система допуска не дает ему такого права, следовательно, эту систему необходимо ЛОМАТЬ! И чем быстрее, тем лучше! И создавать НОВУЮ! Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: "нужен ли нашему флоту командир корабля, который самостоятельно, без "няньки" способен решать все поставленные задачи в море?" Если "да", то надо его (командира) и делать таковым!
Нагрудный знак "Командир надводного корабля" ВМФ России. izhig.ru
И какие командиры встанут на мостики новых кораблей? С какими полномочиями? Выполнять указания – подсказки "старшего"? Уже сейчас опытных, просоленных "старших" просто не найти. Их нет! Наплаванность у 20-ти экипажей подводников с 2001 по 2006 годы на два флота составила: минимум – 4 суток, максимум – 25 суток. То есть какая-то часть российского подводного флота простояла у пирсов от 360 до 340 суток в указанный период времени!
Несвободное плавание
Кто они – эти старшие? На уровне дивизии – это минимум заместители командира дивизии. В недалеком прошлом – это командиры кораблей, самостоятельно не выходившие в море. Только получив статус ЗКД (сдав зачеты на управление силами) они автоматически могут назначаться старшими. Но на практике – это никем не обученные офицеры и, как правило, не имеющие никакого опыта плавания!Получается, что одна и та же система допуска в ВМФ России (имеется в виду флотский ее уровень) допускает и командира, и замкомдива, но командир не имеет права на самостоятельный выход в море, а полуподготовленный ЗКД в статусе "старшего" имеет право на все: от перешвартовки до стрельбы баллистическими ракетами...
К сожалению, у нас отсутствуют учебные корабли (подводные лодки) по проектам, предназначенные для практической отработки экипажей и командиров (кандидатов на должность) в море. Здесь нужна воля руководства ВМФ и средства для создания учебной базы, способной в реальных морских условиях отрабатывать командирам те задачи, которые им предстоит решать.
И еще: в ВМФ России не существует никакого положения о командире корабля. Сухой немногословности уставных 55-ти статей Корабельного устава ВМФ 2001 года, говорящих о командире, явно недостаточно.
Документ должен вобрать в себя все мельчайшие подробности, описывающие статус командира и многое другое, о чем также предлагается поговорить.
Словом, вопросов много. И эти вопросы я бы поставил перед должностными лицами ВМФ. Спросил бы у них: "О какой реформе мы говорим, когда главный "извозчик" флота – командир корабля – к этому извозу не способен!"
Сергей Яркин, капитан 1-го ранга запаса,
командир атомного подводного ракетного крейсера с крылатыми ракетами "Челябинск" в 1992-2001 годах.
Немає коментарів:
Дописати коментар