пʼятницю, лютого 08, 2013

Надо ли "вручную" командовать командирами кораблей, размышляют автор Центрального Военно-Морского Портала и эксперты. В качестве последних выступают бывшие и действующие командиры ВМФ России.

Текст: Центральный Военно-Морской Портал; Сергей Яркин, капитан 1-го ранга запаса
 
"Извозчики" ВМФ
 Руководство Российской Федерации приняло решение о модернизации Военно-морского флота как главного приоритета программы вооружений на период до 2020 года. Планы грандиозные, и если некоторые пункты по "железу" начинают понемногу выполняться, то о подготовке для этого нового "железа" командиров кораблей не сказано ни слова.
Информация с источника
-http://flot.com/nowadays/categories/officer/officer1/highpressurecaptains/





Главный командный пост корвета "Сообразительный" ВМФ России. Центральный Военно-Морской Портал
Говоря о сегодняшнем состоянии Военно-морского флота, на ум сразу приходят его болевые точки:
  • резкое сокращение корабельного состава (выведено из состава флота до 80% ракетных подводных крейсеров стратегического назначения);
  • разрушение современной судостроительной и судоремонтной отраслей промышленности, не способных в установленные сроки сдать флоту корабль (печально известная атомная подводная лодка "Нерпа" строилась 18 (!) лет);
  • сокращение "наплаванности" экипажей даже первой линии;
  • нехватка квалифицированных командиров кораблей, выходивших на боевые службы в девяностые и нулевые годы (для сравнения: в 1976 году на боевую службу выходили 38 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН), 30 многоцелевых подводных лодок, 111 надводных кораблей).
К сожалению, этот нерадостный перечень можно продолжать и далее. Но почти все его пункты соприкасаются с центральной фигурой флота, главным "извозчиком" ВМФ – командиром корабля.

Мог ли император Николай II, подписывая в 1912 году "Закон о флоте", предположить, что главные звенья флота, командиры кораблей, будут так беспомощны спустя 100 лет?

Как будто на вековом участке истории кто-то произвел подмену целевого предназначения великого звания – "командир корабля". Овеянные славой годовых морских походов и подвигов под командованием адмирала Сенявина, блистательных побед под предводительством адмирала Ушакова те российские командиры кораблей могут гордиться своими делами, потому что творили историю САМОСТОЯТЕЛЬНО!

Знает ли уважаемый читатель, что в наши дни командир корабля российского ВМФ на практике лишен права:
  • самостоятельно перешвартовать свой корабль в базе от пирса к пирсу, без старшего на борту;
  • самостоятельно выйти в море – в районы боевой подготовки, не говоря уже о выходе на боевую службу, без старшего на борту.
Вдумайтесь, ни в одной стране мира (это абсолютно точно), где есть ВМФ, не создано такого прецедента, как у нас – командир корабля не имеет права на самостоятельный (без старшего) выход в море! Получается снова – никто, кроме нас! Прекрасный девиз благородства и чести, только наоборот!

Это дичайшее само по себе и унизительное положение уже многие годы, наверное, устраивает руководство ВМФ.

Что до президента России, почти ежегодно выходящего в море на атомных стратегических крейсерах Северного флота, то, скорее всего, узнай он об этом, удивился бы несказанно!

Кто в космосе главный

Оценить абсурд этой тупиковой ситуации можно по аналогии с космонавтикой. Представим себе, что рядом со штатным командиром космического корабля посажен "старший". По замыслу руководства, обязанности этого "старшего" сводятся к контролю за действиями командира. Чтобы тот ничего не совершил по неопытности. Вы думаете – это из области фантастики? В Центре управления полетами – да (здесь создана такая система подготовки экипажей космических кораблей и их командиров, которая не позволит усомниться в их компетентности и профессионализме). Но не в Главном штабе ВМФ.

Опустимся с космических высот на ласкающую взор океанскую поверхность и даже в ее глубины. Там "ходят" наши корабли, на мостиках и главных командных пунктах которых стоят российские командиры, как правило, допущенные к самостоятельному управлению кораблем.

В российском ВМФ сложилась своя система допуска к самостоятельному управлению кораблем. Но напрочь отсутствует соответствующая система подготовки офицерского состава.

По своей эффективности и первая, и вторая (отсутствующая) системы – нулевые.

Система допуска неэффективна вследствие того, что она не способна допустить офицера к самостоятельному управлению кораблем в том смысле, который заложен в этом слове.

Системе же подготовки в нашем ВМФ никогда и никто не уделял никакого внимания! Ее просто нет!

На мировой опыт и "подготовки" и "допуска" мы смотрим свысока.

Американский и английский флоты имеют для этих целей и специальные курсы подготовки, и учебные корабли, на которых офицеры, получающие допуск, выходят в море по особой учебной программе. Немецкий флот (подводный), даже во время войны, имел свою расширенную программу подготовки экипажа и его командира:
  • полугодовую (!) практику на Балтике;
  • большой запас практических торпед для учебных стрельб;
  • много кораблей и судов, имитирующих конвои;
  • авиацию, осуществляющую поиск подводных лодок в учебных целях.
На каком же месте находимся мы, великая морская держава? На призовом – последнем.

Говоря о системе допуска, следует заметить, что в нашем ВМФ создан солидный аппарат лиц, которые ее курируют. От заместителя командующего флотом (председателя флотской комиссии) до заместителей командиров дивизий (ЗКД). Вся эта солидная группа должностных лиц призвана решить одну задачу: допустить или не допустить офицера к самостоятельному управлению кораблем.

На Тихоокеанском флоте статус этого допуска понижен до уровня эскадры. На Северном флоте уровень еще флотский. Но результат один: и там, и там командиры кораблей не имеют права самостоятельно перешвартовываться в базе, не говоря о выходе в море. "Допуск" превратился в формальный процесс, практически ничего нового не дающий испытуемому. И надо констатировать, что в этом "допуске" отсутствует важнейшая его практическая составляющая:
  • проверка умения швартоваться;
  • проверка умения "выйти из базы";
  • проверка умения погрузиться, удифферентоваться, плавать на различных глубинах и режимах использования главной энергетической установки;
  • проверка умения безопасно всплывать под перископ и в крейсерское положение;
  • проверка умения руководить борьбой за живучесть в надводном и подводном положениях при тяжелых комплексных авариях;
  • проверка умения грамотно применять практическое торпедное и ракетное оружие;
Этот перечень, безусловно, не полный. Он будет полным тогда, когда обретет черты экзаменационной программы офицера, сдающего на допуск к самостоятельному управлению кораблем. А пока ничего этого нет. Пока "допуск" превращен в фикцию. Даже торжественность и важность этого момента пропала. Вручение "командирского знака" перестало быть тем значимым и воспитывающим флотского офицера фактором, который будоражил кровь и делал тебя на ступеньку выше. Его (этого вручения) просто не стало!

Корабли без моря

Напрашивается вопрос: так кого и к чему допускает эта система?

У офицера, претендующего на допуск к самостоятельному управлению кораблем, есть единственная мотивация – стать командиром! Командиром, претворяющим в жизнь свои решения. Но существующая система допуска не дает ему такого права, следовательно, эту систему необходимо ЛОМАТЬ! И чем быстрее, тем лучше! И создавать НОВУЮ! Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: "нужен ли нашему флоту командир корабля, который самостоятельно, без "няньки" способен решать все поставленные задачи в море?" Если "да", то надо его (командира) и делать таковым!


Нагрудный знак "Командир надводного корабля" ВМФ России. izhig.ru
Вы никогда не интересовались, почему в гражданском морском флоте капитаны ходят в море самостоятельно даже в загранплавание и работают до 60 лет? Дело в том, что гражданским мореплавателям известна дорогая цена подготовки профессиональных кадров, и ими не разбрасываются, а серьезно готовят. И еще там существует жесткая система плавательного ценза, не наработав который, капитаном тебе не быть! Американские ВМС имеют Кодекс подводника, в котором заложено требование – "способность действовать самостоятельно". У нас же про эту самую самостоятельность декларировано в "допуске к самостоятельному управлению". Здесь видится хромота и незрелость кадровой политики. Уже сейчас понятно, что при таком подходе на должности командиров кораблей будут назначаться люди со слабым уровнем подготовки.

И какие командиры встанут на мостики новых кораблей? С какими полномочиями? Выполнять указания – подсказки "старшего"? Уже сейчас опытных, просоленных "старших" просто не найти. Их нет! Наплаванность у 20-ти экипажей подводников с 2001 по 2006 годы на два флота составила: минимум – 4 суток, максимум – 25 суток. То есть какая-то часть российского подводного флота простояла у пирсов от 360 до 340 суток в указанный период времени!

Несвободное плавание

Кто они – эти старшие? На уровне дивизии – это минимум заместители командира дивизии. В недалеком прошлом – это командиры кораблей, самостоятельно не выходившие в море. Только получив статус ЗКД (сдав зачеты на управление силами) они автоматически могут назначаться старшими. Но на практике – это никем не обученные офицеры и, как правило, не имеющие никакого опыта плавания!

Получается, что одна и та же система допуска в ВМФ России (имеется в виду флотский ее уровень) допускает и командира, и замкомдива, но командир не имеет права на самостоятельный выход в море, а полуподготовленный ЗКД в статусе "старшего" имеет право на все: от перешвартовки до стрельбы баллистическими ракетами...

К сожалению, у нас отсутствуют учебные корабли (подводные лодки) по проектам, предназначенные для практической отработки экипажей и командиров (кандидатов на должность) в море. Здесь нужна воля руководства ВМФ и средства для создания учебной базы, способной в реальных морских условиях отрабатывать командирам те задачи, которые им предстоит решать.

И еще: в ВМФ России не существует никакого положения о командире корабля. Сухой немногословности уставных 55-ти статей Корабельного устава ВМФ 2001 года, говорящих о командире, явно недостаточно.

Документ должен вобрать в себя все мельчайшие подробности, описывающие статус командира и многое другое, о чем также предлагается поговорить.

Словом, вопросов много. И эти вопросы я бы поставил перед должностными лицами ВМФ. Спросил бы у них: "О какой реформе мы говорим, когда главный "извозчик" флота – командир корабля – к этому извозу не способен!"

Сергей Яркин, капитан 1-го ранга запаса,
командир атомного подводного ракетного крейсера с крылатыми ракетами "Челябинск" в 1992-2001 годах.

Немає коментарів: