Потеря
Севастополя резко ухудшила положение Черноморского флота на театре
военных действий. Лишившись своей главной базы, корабли флота вынуждены
были перейти для базирования в неприспособленные для этого порты
Кавказского побережья: Туапсе, Поти, Батуми. Организация обороны новых
баз, ремонт кораблей и их обеспечения всеми видами довольствия резко
усложнились. Стало совсем невозможно пополнять флот боевыми кораблями и
транспортами из других районов страны. Ограниченное число аэродромов на
Кавказском побережье и слабая тех¬ническая оснащенность их затрудняли
боевое использование авиации флота. Кроме того, коммуникации противника,
по которым Черноморскому флоту надлежало наносить удары, проходили у
Западного и Северо-западного побережья Чёрного моря и вдоль Крыма, то
есть далеко от наших новых баз и аэродромов флота, и усиленно
прикрывались вражеской авиацией и морскими силами.
|
Вместе с тем, гитлеровцы, захватив Крым и
Северный Кавказ, получили возможность вести регулярное наблюдение за
базами и морскими сообщениями Черноморского флота, держать под
систематическим воздействием авиации и подводных лодок наши конвои на
всём театре военных действий, а торпедными катерами - на участке
Новороссийск-Сочи.
Чтобы противостоять в таких условиях противнику, требовались
значительные силы. Однако тяжёлые условия, сложившиеся в первой половине
1942 года на южном крыле советско-германского фронта, отнюдь не
вынудили Черноморский флот к свёртыванию своих действий, на что
рассчитывало гитлеровское командование, стремившееся к господству на
Чёрном море. Невзирая на огромные трудности, советские моряки-черноморцы
наращивали удары по базам противника, увеличивали раз¬меры морских
перевозок. Это заставило противника дополнительно пе¬ребросить в
румынские Черноморские порты по Дунаю и железным дорогам 6 итальянских
карликовых подводных лодок, 6 немецких подводных лодок и 7 итальянских
торпедных катеров, большое число быстроходных десантных барж.
Перед свом флотом немецко-фашистское командование поставило задачи
обеспечить морские перевозки, нарушить коммуникации советского
Черноморского флота, подвергать ударам его базы и аэродромы, а так же
сухопутные войска на приморском направлении.
Перевозка морским путём войск, боеприпасов, боевой техники, топ¬лива,
продовольствия и других грузов из Батуми, Поти, Сухуми и Туапсе для
приморской группы войск Северо-Кавказского, а затем Закавказского
фронтов, а также эвакуация фабрик, заводов, предприятий и учреждений из
районов, оставленных нашими войсками, имели в период битвы за Кавказ, в
том числе и Туапсинской оборонительной операции, огромные значение для
обеспечения боевых действий советских войск на юж¬ном крыле
советско-германского фронта и для народного хозяйства Се¬верного
Кавказа.
По существу морские сообщения вдоль Кавказского побережья Чёрного моря в
условиях слаборазвитых железных и шоссейных дорог в гористой местности
были единственными путями, по которым можно было производить
перегруппировку наших сил и их снабжение.
Протяжённость морских коммуникаций между Батуми и остальнами портами
Кавказа составляла около 280 миль (518,5 км).
Из книги Германа Салова - "Подводные лодки военно-морского флота в
Великой Отественной Войне 1941-1945 годов (хроника боевых действий).
Черноморский флот", 2005г.
|
Немає коментарів:
Дописати коментар