четвер, березня 14, 2013

Боевые действия немецких, румынских и итальянских подводных лодок на Черном море в период ВОВ 1941-1945гг.(часть первая)


Наша история.


Потеря Севастополя резко ухудшила положение Черноморского флота на театре военных действий. Лишившись своей главной базы, корабли флота вынуждены были перейти для базирования в неприспособленные для этого порты Кавказского побережья: Туапсе, Поти, Батуми. Организация обороны новых баз, ремонт кораблей и их обеспечения всеми видами довольствия резко усложнились. Стало совсем невозможно пополнять флот боевыми кораблями и транспортами из других районов страны. Ограниченное число аэродромов на Кавказском побережье и слабая тех¬ническая оснащенность их затрудняли боевое использование авиации флота. Кроме того, коммуникации противника, по которым Черноморскому флоту надлежало наносить удары, проходили у Западного и Северо-западного побережья Чёрного моря и вдоль Крыма, то есть далеко от наших новых баз и аэродромов флота, и усиленно прикрывались вражеской авиацией и морскими силами.
Вместе с тем, гитлеровцы, захватив Крым и Северный Кавказ, получили возможность вести регулярное наблюдение за базами и морскими сообщениями Черноморского флота, держать под систематическим воздействием авиации и подводных лодок наши конвои на всём театре военных действий, а торпедными катерами - на участке Новороссийск-Сочи. Чтобы противостоять в таких условиях противнику, требовались значительные силы. Однако тяжёлые условия, сложившиеся в первой половине 1942 года на южном крыле советско-германского фронта, отнюдь не вынудили Черноморский флот к свёртыванию своих действий, на что рассчитывало гитлеровское командование, стремившееся к господству на Чёрном море. Невзирая на огромные трудности, советские моряки-черноморцы наращивали удары по базам противника, увеличивали раз¬меры морских перевозок. Это заставило противника дополнительно пе¬ребросить в румынские Черноморские порты по Дунаю и железным дорогам 6 итальянских карликовых подводных лодок, 6 немецких подводных лодок и 7 итальянских торпедных катеров, большое число быстроходных десантных барж. Перед свом флотом немецко-фашистское командование поставило задачи обеспечить морские перевозки, нарушить коммуникации советского Черноморского флота, подвергать ударам его базы и аэродромы, а так же сухопутные войска на приморском направлении. Перевозка морским путём войск, боеприпасов, боевой техники, топ¬лива, продовольствия и других грузов из Батуми, Поти, Сухуми и Туапсе для приморской группы войск Северо-Кавказского, а затем Закавказского фронтов, а также эвакуация фабрик, заводов, предприятий и учреждений из районов, оставленных нашими войсками, имели в период битвы за Кавказ, в том числе и Туапсинской оборонительной операции, огромные значение для обеспечения боевых действий советских войск на юж¬ном крыле советско-германского фронта и для народного хозяйства Се¬верного Кавказа. По существу морские сообщения вдоль Кавказского побережья Чёрного моря в условиях слаборазвитых железных и шоссейных дорог в гористой местности были единственными путями, по которым можно было производить перегруппировку наших сил и их снабжение. Протяжённость морских коммуникаций между Батуми и остальнами портами Кавказа составляла около 280 миль (518,5 км). 
Из книги  Германа Салова - "Подводные лодки военно-морского флота в Великой Отественной Войне 1941-1945 годов (хроника боевых действий). Черноморский флот", 2005г.

Немає коментарів: