понеділок, березня 04, 2013

“МЕНЯ СПАС ВОР В ЗАКОНЕ”. Людмила Зиора 23 года служила в Советской армии

Просто Славик
- Что бы там ни писали о моём двоюродном брате, - улыбнулась Людмила Демьяновна, - он для меня останется Славиком, а не Япончиком.
Вячеслав Иваньков (Япончик)
Людмила Демьяновна Зиора вспоминает о Вячеславе Иванькове (знаменитом воре в законе Япончике) с нескрываемой теплотой. Когда Люда была ещё девчонкой, мать её часто привозила к родственникам в Москву - погостить. Славик всегда опекал младшую сестрёнку.
- Хулиганистый был парень, - вспоминает Людмила Демьяновна. - Однажды он с пацанами полез в живой уголок Дурова - белых мышей зачем-то воровать. А меня на “стрёму” поставил. Я страшно боялась, но брата не подвела.

Потом их пути разошлись. Дочь офицера Советской армии Людмила переехала вместе с родителями из Западной группы войск (Германия) в Баку, получила образование, и стала преподавать в общевойсковом училище немецкий язык. С двоюродным братом связь была утеряна. О нём Людмила Демьяновна слышала только из новостей - о Япончике говорили и писали немало. Лично повстречаться с ним так больше и не довелось.
Но Славик о сестрёнке не забывал. Даже когда сидел в тюрьме в США. Один телефонный звонок Япончика из Америки практически спас Людмиле Демьяновне жизнь. Но это произошло позднее, после страшных событий 1990 года, которые бакинцы до сих пор называют “чёрным январём”.
Чёрный январь
Людмила Зиор
В 1990 году судьба преподнесла служащей Советской армии Зиоре страшный сюрприз - в Баку началась настоящая война.
Москва практически потеряла контроль над окраинами советской империи. В азербайджанском районе Карабах, где проживало много армян, началось движение за присоединение этих земель Армении. Это привело к вооружённым столкновениям. Из Армении и Карабаха в Баку хлынули сотни тысяч азербайджанских беженцев.
Следом полыхнули события в Сумгаите - из Азербайджана силой выпроваживали армян. Компартия потеряла всякое влияние. Власть пыталась перехватить оппозиция - Народный Фронт Азербайджана. Московское руководство не нашло ничего лучше, чем ввести в Баку армейские части. Наступил “чёрный январь”.
Как всегда, больше всего пострадали ни в чём неповинные мирные жители - более сотни человек погибли.
- Прямо под окнами моего дома советский танк раздавил легковую автомашину, - вспоминает Зиора. - Ночи напролёт шла стрельба. На службу в училище я добиралась чуть ли не перебежками. С крыш по людям стреляли снайперы. Ужасное было время.
Но со службы Людмила Демьяновна не ушла. Так и продолжала тянуть лямку. Отцовское воспитание.
Смертельная болезнь
В 1992 году свалилось новое несчастье - у Людмилы Демьяновны диагностировали рак. Япончик (справа за столом) гуляет - с цыганамиВместе с матерью (отец уже умер) женщина поехала в Москву, на лечение. Два года Зиора боролась за жизнь, перенесла несколько операций. Врачи удивлялись, думали, что и трёх месяцев не протянет, а она выкарабкалась.
В 1994 году Людмила Демьяновна с матерью вернулись в Баку. А квартиру их вскрыли и заселили семью беженцев из Карабаха! В независимом Азербайджане уже новая власть - ничего не поделаешь. Временно мыкались по друзьям и знакомым. Потом решили женщины в Россию перебраться. Но как?
Несколько месяцев Зиора обивала пороги российского посольства.
- А где доказательства, что вы имеете право на наше гражданство претендовать? - ухмылялись дипломаты.
В общем, выехать из Азербайджана оказалось проблемой. А тут ещё Людмиле Демьяновне снова стало хуже - болезнь-то серьёзная. И тут на пороге появился странный незнакомец.
- Весточка вам от брата, - сообщил мужчина. - Он звонил из тюрьмы, просил вам помочь.
И без лишних слов организовал “эвакуацию”. Провёл через все пограничные и таможенные посты и отправил на самолёте в Россию.
Выбросил на улицу
Так Людмила Демьяновна оказалась в Калининграде. Долго добивалась российского гражданства. Получила только после неимоверных усилий и унижений. Как и положенную ей пенсию.

Мать к тому времени уже умерла. Как служащая вооружённых сил, Зиора получила крохотную комнатёнку на улице Артиллерийской в Калининграде. Это бывшие военные казармы - ни воды, ни отопления, ни кухни. И хотя женщине постоянно требуется лечение, без дела она сидеть не захотела - работает преподавателем в КГУ.
Людмила Демьяновна и дальше бы жила и не жаловалась, но тут на неё обрушилось новое несчастье.
Спустя 16 лет после вселения в казарму, командир войсковой части 41603 решил выгнать женщину на улицу. Факт того, что Зиора 23 года являлась служащей Советской армии, награждена медалью “Ветеран труда” и является инвалидом, в расчёт никто не взял. В том числе и судья Ленинградского района Калининграда Дмитрий Николаевич Кулинич, который рассматривал иск командира войсковой части 41603.
17 декабря 2012 года Ленин­градский районный суд постановил: выселить Зиору Людмилу Демьяновну из комнаты №3 казармы 38 (Калининград, ул. Артиллерийская, 21) и снять её с регистрационного учёта по указанному адресу.
Людмила Демьяновна превратилась в бомжа.
Остановите беспредел!
Людмила Демьяновна с таким решением не согласилась и подала апелляцию в Калининградский областной суд. Она ещё не потеряла веры в правосудие.
Однако, как показывает практика, надеяться на российских судей, чиновников, да и на само государство - весьма наивно. Остаётся одно: обратиться к “коллегам” Япончика. Но Зиора больше не рассчитывает на помощь криминальных авторитетов - брат давно мёртв, а сама она просить не будет.
Однако нам, в общем-то сторонним людям, за такого человека не грех кого угодно попросить. Так что, граждане честные урки, сестра уважаемого авторитета в беде! Пособите остановить беспредел. Не дайте пропасть женщине...
А. Захаров
КТО ТАКОЙ ЯПОНЧИК. Знаменитый “вор в законе” самый большой срок “отмотал” в США
Борец и гимнаст
Арест Иванькова в США 8 июня 1995 года
Вячеслав Кириллович Иваньков родился 2 января 1940 года в Москве, в небогатой семье. Вячеслав рос физически ослабленным. Врачи нашли у него расширение сердца и затемнение лёгких. Иванькова неодно­кратно отправляли на лечение в детские больницы и санатории. Но помог он себе сам.
Примерно с тринадцати лет Вячеслав Кириллович поставил перед собой задачу укрепить здоровье. Начал тренировки в спортзале - занимался в секции вольной борьбы. Самостоятельно изучал джиу-джитсу. Схватки на ковре проводил напористо, почти всегда побеждал. Выступая на соревнованиях в классе юниоров, выполнил норму третьего спортивного разряда.
После восьмого класса Иваньков поступил в цирковое училище. Своей специализацией он выбрал воздушную гимнастику, быстро добился результатов. Но тут Вячеслава постигла неудача: во время тренировки упал с трапеции, получив закрытую травму черепа.
За медицинской помощью он не обращался, хотя несколько раз возникали обморочные состояния. Тренировки Иваньков прекратил, а потом и вовсе ушёл из училища. Устроился в комбинат бытового обслуживания слесарем, а затем стал бригадиром приёмщиков, учился в вечерней школе.
На двадцать первом году жизни Вячеслав Кириллович стал мужем Лидии Айвазовны, красавицы ассирийки, вскоре у них родился сын. В кругу друзей Вячеслава Кирилловича в шутку стали именовать “Ассирийским зятем”. Вскоре у Иванькова опять случилась травма головы, с потерей сознания, - сбила машина. На этот раз пришлось лежать в больнице.
Сопротивлялся и буйствовал
О начале криминальной жизни Иванькова свидетельствуют сухие строчки милицейского протокола:
Нью-йоркское застолье. Япончик со старшим сыном Геннадием (крайний справа), его матерью - первой женой Лидией Айвазовной (справа от Иванькова)
“В 1965 году Иваньков был доставлен в отделение милиции по месту жительства за попытку совершения карманной кражи. При задержании оказывал сопротивление сотрудникам милиции, буйствовал. Направлен для прохождения стационарной судебно-психиатриче­ской экспертизы в больницу имени Кащенко, где ему поставили диагноз: “страдает хрониче­ским психическим заболеванием в форме шизофрении, невменяем в отношении ин­криминируемого ему деяния, нуждается в направлении на принудительное лечение”.
В больнице на экспертизе Иваньков находился с 5 апреля по 18 июля 1966 года. Узнав диагноз, он резко изменил своё поведение: активно общался с окружающими, участвовал в настольных играх, читал книги, приветливо встречал жену при её посещениях, проявлял привязанность к сыну, интересовался решением суда...”
18 июля 1966 года, узнав о решении суда, повторившем заключение экспертизы о направлении Иванькова на принудительное лечение, он убегает из больницы. Сдаёт экстерном экзамен за 9-й и 10-й класс средней школы. Но дома не живёт, скрывается от работников милиции.
Так продолжалось до ноября 1966 года, когда Вячеслава вновь задержали и возвратили в больницу. А в марте 1967 года экспертная комиссия с участием профессора Лунца пришла к заключению, что “Иваньков В. перенёс шизофреноподобный психоз травматического генеза, течение которого было обусловлено психогеннотравмирующими воздействиями. Из психопатического состояния он полностью вышел”.
Первая ходка
В январе 1972 года в Москве была разоблачена организованная преступная группа, возглавляемая Карьковым Геннадием Александровичем, 1930 года рождения, известным вором в законе под кличкой “Монгол”. Наиболее активными участниками преступной группировки Монгола были Иваньков Вячеслав Кириллович, 2 января 1940 года рождения, уроженец г. Москва, уголовная кличка “Япончик”, и Быков Владимир Васильевич, 1937 года рождения, уголовная кличка “Балда”. Последний был приговорён к 13 годам лишения свободы. “Япончику” удалось уйти от наказания.
Япончик-Иваньков
Вскоре Иваньков создаёт собственную банду. Её члены под видом сотрудников милиции совершают обыски у тех, кто, как тогда называли, живёт на нетрудовые доходы, заканчивавшиеся полной “экспроприацией”.
Других, как и при Монголе, вывозят в лес, где подвергают жесточайшим пыткам, вымогая ценности и деньги.
Вскоре досрочно освободился Балда, к группе Иванькова присоединяются маститые уголовники Слива и Асаф, и она начинает гастролировать по всему Союзу.
Япончика замечали в Риге, Казани, Свердловске (где дочь извест­ного цеховика Тарланова отдала Иванькову всю имевшуюся в доме “ювелирку”). В каждом регионе банда “следила” - после её отъезда оставались трупы. В Казани был убит налётчик по кличке Чарлик, в Риге - спекулянт по кличке Яша.
18 ноября 1974 года Иваньков был осуждён по ч. 3 ст. 196 УК РСФСР за использование поддельных документов к 7 месяцам 15 дням лишения свободы и был освобождён из-под стражи в зале суда в связи с отбытием срока наказания в СИЗО. За драку - групповые хулиганские действия - привлечён не был.
Используя коррумпированные связи, Иваньков сумел уйти от полной уголовной ответственности. В период следствия и суда Иваньков содержался под стражей в Бутыр­ской тюрьме, где был посвящён в сан вора в законе находившимися там “ворами”. Его клички: “Ассирийский Зять”, “Япончик”...”
Приятель Кобзона
Ролан Быков, Михаил Гулько и Вячеслав Иваньков
После тюрьмы Иваньков развёлся с женой. Числился некоторое время товароведом в овощном магазине, но на самом деле нигде не работал. Зато часто бывал в “командировках”. В милицейских сопроводиловках о нём говорилось: “Без определённых занятий и без прописки...”
Япончик вошёл в круг наиболее влиятельных лидеров уголовного мира Москвы. Вечера проводил в ресторанах. В компаниях отличался властностью, переходящей в жестокость. Вячеслава Кирилловича часто приглашали в качестве теневого арбитра в спорах “о долгах”.
В 1991 году вновь арестован. Об освобождении Япончика ходатайствовали многие представители культуры и спорта, в частности, Иосиф Кобзон и офтальмолог Святослав Фёдоров.
СМИ писали, что среди просителей был правозащитник Сергей Ковалёв, однако сам Ковалёв это отрицает. В 2009 году он заявил, что лишь ходатайствовал о том, чтобы Япончика не переводили в “зону”, с руководством которой у того был конфликт.
Тайский слон
В марте 1992 года уехал в США (в России он обвинялся в убийстве двух граждан Турции и покушении на убийство третьего турка). 8 июня 1995 года Япончик был арестован ФБР по обвинению в вымогательстве.
В 2005 году, после окончания срока, экстрадирован в Россию. 18 июля 2005 года присяжные Московского городского суда оправдали Япончика. Исполняющий обязанности прокурора Москвы Владимир Бакун заявил, что 7 из 12 присяжных были ранее судимыми, но Верховный суд РФ оставил приговор в силе.
28 июля 2009 года в Москве на Иванькова было совершено покушение. Криминального авторитета обстреляли на выходе из ресторана “Тайский слон”, на Хорошев­ском шоссе, 25. Неизвестные стреляли в Иванькова из двух снайперских винтовок СВД с оптическим прицелом.
Япончик был срочно госпитализирован. Врачи оценили его состояние как крайне тяжёлое и провели экстренную операцию. Однако 9 октября 2009 года Вячеслав Кириллович Иваньков скончался.

  
236040, г. Калининград
По страницам сайта
 http://www.rudnikov.com/article.php?IBLOCK_ID=1&SECTION_ID=0&ELEMENT_ID=21773

Немає коментарів: