. Начало смотри в предыдущем номере
Николай ЧЕРКАШИН Фото из архива автора
20:30
Прошло уже два
часа, а переборочную дверь в первый отсек им так и не открывали. Кубынин
почти отчаялся: ведь не вышибешь же 300-килограммовую круглую дверь из
литой стали. Сколько ни рвал он рычаг кремальерного запора - стальная
кривулина толщиной с руку не подалась ни на миллиметр. Видимо, с той
стороны сунули под зубчатку болт. И тут он услышал голос старшины 2-й
статьи Сергея Лукьяненко. С Лукьяненко у старпома, несмотря на огромную
разницу в служебном положении, отношения были почти приятельские. Их
связывала общая страсть к автомобилям.
- Сережа! - прокричал Кубынин тезке. - Будь другом - открой!
И Лукьяненко открыл.
Взбешенный старпом ворвался в отсек.
- Где начальник штаба?
Ему кивнули на койку, где, поджав под себя босые ноги, лежал Каравеков. Кубынин поостыл.
- Что, Владимир Яковлевич, плохо? - спросил старпом.
- Плохо... Сердце прихватило.
Каравеков вообще не
отличался здоровьем. Весь недолгий поход глотал таблетки. Он уже как
неделю списался на берег, но в штабе упросили сходить в море в последний
раз...
Старпом схватил
телефонную трубку - надо было срочно позвонить в седьмой отсек,
растолковать задраившимся там матросам, как выходить из лодки. Но
мембрана доносила только бульканье пузырей. Эх, впустили бы в отсек на
часок раньше! Старпом не сомневался, что смог бы помочь отрезанным
подводникам дельным советом. Однако надо было думать теперь о живых...
Их в носовом отсеке скопилось 32 души. Люк между первым и вторым
оставили открытым.
Во втором каким-то
чудом еще светилась лампа-переноска. Но скоро погасла, когда центральный
пост затопило полностью. Теперь мрак едва рассеивала только крохотная
лампочка подсветки вольтметра на панели радиосигнального устройства
(РСУ). Командир боевой части связи и радиотехнической службы
капитан-лейтенант Иванов установил связь с поверхностью (носовой буй
работал как антенна). Сверху, из мира живых, им сообщили, что на подходе
спасатели - «Жигули» и «Машук». А главное - спасательная подводная
лодка «Ленок». Спешат также большой противолодочный корабль «Ворошилов» с
вертолетом на борту и катер командующего Тихоокеанским флотом «Тайфун».
В отсеках приободрились.
Вахтенный сигнальщик, ст. матрос Николай Ларин
- Спасут, ребята! - сказал старпом. - Только без паники! Иначе хана.
Предупреждение это
относилось в первую очередь к радиотелеграфисту Пашневу и
рулевому-сигнальщику Хафизову, которые нервничали больше всех. Тем
временем механик Зыбин пересчитал дыхательные аппараты. Не хватало
десяти «идашек». К тому же некоторые гидрокомбинезоны оказались
прогрызенными крысами.
Сообщили на
поверхность, что для выхода из лодки необходимо еще 10 комплектов.
Сверху их пообещали передать через торпедные аппараты, как только придет
«Ленок» с водолазами.
...На связь с
поверхностью выходили по радиотелефону через каждые 30 минут. Но к шести
утра разыгравшийся шторм оборвал буй-антенну, и приемник замолк.
Проверили аварийные провизионные бачки - пусты. Это уж как водится, увы,
почти на всех подлодках. Сгущенка и галеты из неприкосновенного запаса -
«законная» добыча годков. Нашли три кочана капусты и несколько банок
консервированной свеклы. Из сухой «провизионки» во втором отсеке достали
крупу и несколько пачек макарон. Грызли все это потихоньку,
прислушиваясь к шуму винтов над головой.
22 октября, четверг, 12:00
Глубина 32 метра, крен 22 градуса на левый борт. Дифферент 8 градусов на корму.
Старпом и механик,
посовещавшись, решили выпустить кого-нибудь наверх для связи со
спасателями. Выбор пал на капитан-лейтенанта Иванова. В помощь довольно
щуплому связисту снарядили здоровяка-алтайца старшего матроса Мальцева.
Одели их в гидрокомбинезоны, навьючили баллоны индивидуальных
дыхательных аппаратов (ИДА - «идашки»).
Подготовили для выхода подводников 4-й торпедный аппарат (верхняя труба по правому борту).
- Ребята, вылезете -
простучите три раза, - наставлял их Кубынин. - По этому сигналу
закрываем переднюю крышку. Будьте осторожны, чтобы не защемило. Тогда и
вам хана, и нам.
Первым, как более
сильный, влез Мальцев, следом Иванов. За ними задраили заднюю крышку,
простучали: «Как самочувствие?» - стуком ответили: «Нормально». Им
простучали два раза, что означало: «Открываем переднюю крышку!»
Иванов и Мальцев
напряглись в ожидании удара. Чтобы бешеный поток врывающегося моря не
смыл их к задней крышке, оба прижались к нижней стенке, растопырили
руки-ноги и пригнули головы.
Старпом приказал
вытолкнуть буй-вьюшку, прицепив ее к волнорезному щиту карабином. Как
позже выяснилось, буй-вьюшка зацепилась в нише торпедного аппарата и
наверх из нее вышла лишь небольшая петля. За нее Иванов и Мальцев
держались какое-то время, чтобы хоть как-то соблюсти режим декомпрессии.
Затем оба всплыли. Их подобрали и быстро отправили в лазарет.
Радиотелеграфист, старший матрос Олег Пашнев
20:00
Сверху по-прежнему
никаких сигналов. Настроение резко упало. Дрожали от холода, сбились на
койках в тесные группки. Натянули ватники, шинели, одеяла. Кое-кто
пошарил в каютах второго отсека, и матросы разжились офицерскими
тужурками и кителями. Гадали: удалось ли Иванову с Мальцевым выйти на
поверхность? А если удалось, то подобрали ли их стоящие суда?
Кубынин уверял, что
в заливе сейчас сосредоточены все спасательные силы флота, что к утру
обязательно подадут воздушные шланги. Ему плохо верили. Больше всех
хандрили Пашнев и Хафизов. Остальные первогодки - матросы Анисимов,
Шарыпов, Носков держались хорошо. Старпом велел «слабакам» облачаться в
гидрокомбинезоны. В помощь им назначил старшего матроса Ананьева,
старшину команды трюмных.
Кубынин тщательно
проинструктировал троицу: не торопитесь всплывать! Заберитесь на рубку и
сделайте там выдержку - все-таки метра на три-четыре поближе к
поверхности. Но Пашнев и Хафизов были так перепуганы, что почти ничего
не воспринимали.
Они вышли, Ананьев
дал три условных стука - один за всех. Больше их не видели... Вероятно,
на поверхности их просто не заметили в вечерних сумерках. К тому же
из-за сильного волнения все суда отвели от места катастрофы за остров
Скреплева. Акваторию освещали световыми бомбами, сбрасываемыми с
вертолетов. Всех троих унесло в океан.
Рулевой-сигнальщик, старший матрос Хафизов
21:00
Спустя полчаса
после выхода второй группы по корпусу носового отсека постучали наконец
водолазы. Это подошла и легла на грунт в 50 метрах от затонувшей «эски»
спасательная подводная лодка «Ленок».
Водолазы засунули в
открытую трубу торпедного аппарата четыре ИДА с комплектами
гидрокостюмов. В одной из «идашек» нашли записку: «По получении всех
аппаратов ИДА будете выходить из торпедных аппаратов методом затопления
отсека. От волнорезных щитков протянут трос на «Ленок». Вас будут
встречать водолазы. Ждите еще две кладки». Старпом спрятал записку в
нагрудный карман кителя - отчетный документ. С этой минуты он завел
что-то вроде вахтенного журнала, записывая распоряжения сверху и свои
приказания на чистых страницах инструкции к ИДА.
Новой кладки долго
не было. Шла вторая ночь на грунте. Регенерация работала плохо. Она
иссушила воздух так, что матросы жаловались: «пересыхает в груди»,
«легкие подсушило».
Начальник штаба, капитан 2-го ранга Владимир Каравеков
Давал знать о себе и
холод. Чтобы занять людей и скоротать время, механик и Тунер
организовали замер давления в баллончиках «идашек». Давление в норме.
Это слегка успокоило народ. Старпом разыскал «шильницу» (плоская
жестяная фляжка для спирта, на языке подводников - «шила») и разлил для
«сугрева» по 20 г на брата. Подводники повеселели.
Потом Кубынин нашел
во втором отсеке коробку с жетонами «За дальний поход». Пришла мысль:
вручить их вместе со знаками классности нынче же, прямо здесь, в
аварийной лодке, на дне Японского моря. Как-никак, а все они сдавали
сейчас самый страшный экзамен - на выживание.
Старпом надел командирскую фуражку с золотыми «дубами» на козырьке и стал выкликивать отличившихся:
- Старшина 2-й статьи Лукьяненко!
- Я!
- Ко мне!
Механик держал пальцами клеммы разбитого аварийного фонаря, направив лучик на старпома.
- От имени главнокомандующего ВМФ награждаю вас жетоном «За дальний поход».
- Служу Советскому Союзу!
- Старший матрос Кириченко.
- Я!
- За смелые и решительные действия объявляю вас специалистом 1-го класса!
Достав из кармана
коробочку с корабельной печатью, Кубынин при свете аварийного фонаря
вписал в военный билет новую классность и скрепил подпись гербовым
оттиском.
Матросы весело загудели.
23 октября, пятница, 03:20 Посовещавшись с механиком, Кубынин решил выпустить третью группу. Соображения были такими:
1. Надо, чтобы вышедшие поторопили спасателей со второй кладкой.
2. Начальнику штаба становилось с каждым часом все хуже и хуже: пока может двигаться - пусть выходит.
3. «Чем меньше народа, тем больше кислорода».
Кроме Каравекова в
третью партию включили командира моторной группы лейтенанта-инженера
Ямалова (новичок, только что из училища) и акустика матроса Микушина,
конченого пьяницу и нытика (взяли его в поход последний раз перед
списанием на берег и отправкой домой). Всех троих одели в
гидрокомбинезоны, зажгутовали.
- Владимир Яковлевич, - просил старпом, - скажите там, наверху, что нам нужно еще шесть «идашек». Пусть ускорят подачу!
Первым в узкую
шестиметровую трубу забрался Ямалов, ему в ступни уткнулся головой
Микушин, затем вскарабкался Каравеков, но тут же вылез обратно. Он
хватался за сердце и быстро переключал аппарат на «атмосферу». Его
разжгутовали, дали отдышаться. Начальник штаба был бледен. Капли пота
дрожали на стеклах маски.
- Ну, что, Владимир Яковлевич, вперед?!
- Вперед...
Это было последнее его слово...
Каравеков влез в
аппарат. За ним задраили крышку. Дважды раздался троекратный стук.
Вышли! И тут же застучали в корпус водолазы. Копались они часа три,
затем дали сигнал: «Закрыть переднюю крышку, открыть заднюю».
Вахтенный офицер, старший лейтенант Алексей Соколов
Повернув 42 оборота
ключом-«розмахом», старший торпедист Кириченко распахнул заднюю крышку и
отпрянул: из трубы осушенного аппарата торчали ноги Каравекова,
обтянутые мокрой резиной. Начальник штаба не подавал признаков жизни.
Снова потухли глаза, поникли головы. Покойник в отсеке...
Из трубы торпедного
аппарата достали еще четыре «идашки», два аккумуляторных фонаря и
резиновую сумку с консервами и соками. Есть никому не хотелось, несмотря
на то, что истекали вторые сутки.
- Ешьте, ребята! - настаивал старпом. - Иначе сил не хватит на выход.
После приема второй
кладки выяснилось, что теперь «идашек» хватает на всех (нашли еще
несколько во втором отсеке). Теперь можно выходить всем!
Простучали
водолазам: «Готовы к выходу». Но те, видимо, не поняли - ответили двумя
ударами: «Закрывайте крышку». Разумеется, они не знали, что подводники
разыскали в отсеке новые аппараты и теперь у них полный комплект. Как
договорились ранее, спасатели намеревались передать третью кладку и
потом недоумевали, почему в отсеках готовы к выходу. Водолазы настойчиво
требовали закрыть переднюю крышку, а Кубынин с не меньшей
настойчивостью отстукивал: «Готовы к выходу». Эта перепалка длилась
добрых полчаса. Наконец водолазы стукнули один раз: «Выходите».
15:00
Стали готовить
отсек к затоплению. Все надели гидрокомбинезоны. Отсек начал заполняться
водой. Это были самые тягостные и самые мучительные часы. И без того
плотный воздух сжимался все больше. Дышать стало очень трудно. Вредные
газы, наполнявшие в преизбытке отсечный воздух, стали еще токсичнее, еще
вреднее. Темнело в глазах, кружилась голова. А вода, обжимая ноги,
живот, грудь, медленно подступала к подбородку.
Зыбин подплыл к Кубынину
- Ну что, Серега, давай открывать крышку.
За рукоять
«розмаха», открывающего переднюю крышку взялся сам старпом, потом его
сменил Кириченко, затем Лукьяненко. Надо было сделать 42 оборота, но
каждый проворот ключа стоил невероятных сил: градом катил холодный пот,
чернело в глазах. Сказывалось отравление углекислотой. С облегчением
убедились, что воздух, сдавленный в отсеке, никуда не травится. Открыли
заднюю крышку. Теперь отсек сообщался с морем напрямую - через трубу
торпедного аппарата № 3.
- Ну, пошли, мужики! - скомандовал старпом.
Пошли, как стояли на стеллажной торпеде: Шарыпов, Тунер...
Едва Тунер,
окунувшись с головой в воду, вполз в торпедную трубу, как в маску ему
уткнулись ступни Шарыпова. Матрос пятился. Он вылезал обратно.
Похороны погибших моряков. Морское кладбище во Владивостоке. 1981 год
Тунер вынырнул, а
вслед за ним в воздушной подушке появилась и голова Шарыпова. Шарыпов
переключил аппарат на «атмосферу» и отрывисто выкрикнул:
- Аппарат... завален... «идашками »!..
Так вот почему водолазы упорствовали: они сделали третью кладку! Теперь выход в море забит тяжелыми «идашками».
Матрос Киреев не
вынес этого известия и потерял сознание. Его не стали разжгутовывать -
бесполезно. Вода стоит выше груди. Ему поддули из баллончика
гидрокостюм, и Петя Киреев лежал на воде, как резиновый матрас. Старпом
подгреб к механику:
- Валера, попробуй стащить «идашки» сюда или вытолкнуть за борт.
Зыбин нырнул в
трубу, пополз вперед. Из-за положительной плавучести его все время
прижимало к своду аппарата. На тренажерах такого не было. Там труба
заполнялась чуть выше половины, и ползти было куда легче. Подергал
первую суму с «идашкой» - ни туда, ни сюда. Неужели все? Конец? Так
глупо...
Зыбин уперся
ногами, подтянулся за направляющую для торпед и головой - молясь и
матерясь - выпихнул все три сумы за борт. В глазах вспыхнули огненные
искры. Подумал: «Теряю сознание», но, присмотревшись, догадался - искрит
планктон. Возвращаться в отсек не было смысла: воздух в баллончиках на
пределе.
Зыбин дал три удара - «выход свободен» и вылез из трубы в нишу торпедного аппарата.
...Услышав три
зыбинских удара, в отсеке возликовали и едва не закричали «ура». Путь к
жизни свободен! Один за другим подводники приседали и ныряли в трубу.
Самым последним, как и подобает командиру корабля, покидал отсек
старпом. Кубынин посветил фонарем - все ли вышли? Все. Лишь плавал,
поддерживаемый надувным костюмом, Петя Киреев. Кубынин попробовал
притопить его, и впихнуть в аппарат. Матрос не приходил в сознание, а
проталкивать неподвижное тело целых шесть метров по затопленной трубе
Сергей не решился. Он и без того чувствовал себя на пределе сил.
Отравленная кровь гудела в висках и ушах, ныло в груди лопнувшее легкое.
С трудом прополз по трубе. Выбрался на надстройку, огляделся: никого
нет. (У водолазов как раз была пересменка.)Решил добраться до рубки и на
ее верхотуре выждать декомпрессионное время, а затем всплыть на
поверхность. Потом потерял сознание. Его чудом заметили с катера...
Сергей пришел в
себя в барокамере на спасателе «Жигули». В вену правой руки была
воткнута игла капельницы, но боли он не ощущал - лежал в полной
прострации. Врачи поставили ему семь диагнозов: отравление углекислотой,
отравление кислородом, разрыв легкого, обширная гематома, пневмоторакс,
двусторонняя пневмония...
По-настоящему он
пришел в себя, только когда увидел в иллюминаторе барокамеры лица друзей
и сослуживцев: они беззвучно что-то кричали, улыбались. Ребята, не
боясь строгих медицинских генералов, пробились-таки к барокамере...
Потом был
госпиталь. В палату к Кубынину приходили матросы, офицеры, медсестры,
совсем незнакомые люди. Они жали руку, благодарили за стойкость и за
выдержку, за спасенных матросов, дарили цветы, несли виноград и дыни,
арбузы, мандарины. Это в советское время в октябрьском-то Владивостоке!
Палату, где лежал Кубынин, прозвали в госпитале «цитрусовой»... Сергея
огорчало только одно: комбриг изъял у него корабельную печать,
особисты-чекисты забрали вахтенный журнал, а с кителя кто-то отцепил
жетон «За дальний поход» и отвинтил командирскую «лодочку»...
Сергей Кубынин с членами экипажа ПЛ С. Ивановым и А. Левуком у могилы командира С-18 В. А. Маранго
Через несколько
дней после того, как С-178 обезлюдела под водой, во втором отсеке вода
медленно подобралась к кабельным трассам батарейного автомата, и тот
снова вспыхнул. Глубоко под водой в отсеке погибшей подводной лодки
полыхал поминальный костер...
Получить полную версию статьи с иллюстрациями в фомате Adobe PDF
Немає коментарів:
Дописати коментар