Очень романтическую и полную загадок историю человека с
обычной для своего времени но героической судьбой рассказала как-то мне
жительница поселка, Кравченко Валентина Васильевна, проживающая по улице
Чехова,5.
Начиналась эта история в далекие довоенные годы, когда с ее тетей, Лазаревой Александрой, в то время работающей на почте, познакомился бравый молоденький военный морячек Боря со стоящей в бухте подводной лодки. Он часто приходил на почту за корреспонденцией для воинской части, стал проявлять заметный интерес к симпатичной девушке, оказывать знаки внимания, но Александра в то время была уже замужем и все попытки налаживания дружеских отношений гордо отвергала
.
Потом грянулу война, лодка уходила в море и Борис забежав на почту в последний
раз пообещал вернуться к Александре после победы. В тревожном августе 1941 года
в Ак-Мечетскую бухту зашла советская подлодка и Борис опять появился на почте,
уже с предложением Александре руки и сердца, но получив отказ, повторил свое
твердое желание встретиться с Александрой после войны.Начиналась эта история в далекие довоенные годы, когда с ее тетей, Лазаревой Александрой, в то время работающей на почте, познакомился бравый молоденький военный морячек Боря со стоящей в бухте подводной лодки. Он часто приходил на почту за корреспонденцией для воинской части, стал проявлять заметный интерес к симпатичной девушке, оказывать знаки внимания, но Александра в то время была уже замужем и все попытки налаживания дружеских отношений гордо отвергала
Потом пошли полные лишений долгие 3 года оккупации, в хлопотах Александра уже забыла и о муже, с которым развелась, не простив ему супружеской измены, и о морячке Борисе. В апреле 1944 года враги бежали и в Ак-Мечеть вошли советские войска. Надо было начинать новую жизнь, восстанавливать разрушенное войной хозяйство и когда на пороге ее дома вновь появился военный моряк, уже возмужавший, уже орденоносец, старшина второй статьи Борис Тихонович Морозов, Александра согласилась связать с ним свою жизнь. В этой жизни было все, добавилась и тревога за нового мужа, поправлявшего подорванное войной здоровье в Симферопольском военном госпиталей, жизнь учеба в партийной школе в Симферополе, затем переезды в Черноморское, где Борис Тихонович работал два года уже в районном комитете партии, затем переезд в Первомайский район и опять, через годы возвращение в родной район, в зерносовхоз Кировский, где Морозов Борис Тихонович возглавил партийную организацию.
Так уроженецу Воронежской области пришлось не только защищать Крым, но и трудиться со всеми крымчанами по благоустройствоу крымской жемчужины. Бог не дал дружной семье своих детей и всю свою привязанность к малышам Борис Тихонович проявлял к племяннице своей жены и к школьникам Черноморской школы, где уже будучи на пенсии вел уроки истории. Как вспоминает его ученица, ныне заведующая Новосельской библиотекой Матвиюк Валентина Сергеевна, Борис Тихонович вел уроки настолько интересно, что ребята слушали тихо замерев «с отрытыми ртами». Это был единственный школьный учитель, который снисходительно относился к задержавшимся на перемене в школьном буфете. Он не ругал, только делал знак, разрешающий опоздавшему тихонько занять свое место за партой. И многие, заметив эту особенность, уже смело пользовались предоставленной «льготой». Чрезвуычайно скромный человек, Морозов не любил рассказывать о себе, поэтому попытка восстановить его жизненный путь оказалось несколько сложной.
Умер фронтовик тихо, 19 октября 1983г, похоронен в пгт Черноморское на городском кладбище, 13 могила, со стороны Оленевки в первом ряду от дороги. За изгородью на скромном обелиске есть фотография и надпись, что родился он 2 мая 1913 года.
У Бориса Тихоновича было 9 правительственных наград, об этом вспоминает его воспитанница- племянница жены Морозова - Кравченко Валентина Васильевна (в девичестве -Петляк), которая шила подушечки к орденам и медалям и после похорон моряка-черноморца отнесла высокие правительственные награды в Черноморский военкомат.
Хотелось бы найти сослуживцев, узнать о службе и гражданской жизни моряка-подводника, восстановить по крупицам биографию этого человека, как и многих других, проживших свою обычную и в то же время прекрасную жизнь.
Вчера мне принесли военный билет Морозова Бориса Тихоновича серии АМ № 520664 выданный Симферопольским (Крымской обл) ОБ Городским военным комиссариатом 5 апреля 1948 г, который рассказывает, что родился Борис Тихонович 2 мая 1913 года в деревне Владимировка Россошанского районан Воронежской области, после окончания 9 классов в селе Александровка, Россошанского района Воронежской обл в 1932 г через Россошанским РВК Воронежской обл 12 мая 1935 г был призван на военную службу, прознан годным к строевой и зачислен курсантом в Ленинградскую школу подводного плавания им Кирова. В декабре 36 года, по окончании школы, направлен для прохождения службы на новую, пахнущую заводской краской подводную лодку Балтийского флота «Щ-323» на должность командира отделения рулевых. В напряженных флотских буднях, в отработке учебно-боевых задач Курса Подготовки ПЛ прошло три года. По тем временам дизельная подлодка серии Х воплотила в себе все передовые достижения технической мысли и моряки достигли хороших результатов в ее боевом применении.
37 человек под командованием старшего лейтенанта Иванцова Федора Ивановича в составе 22-го дивизиона ПЛ КБФ приняли участие в советско-финляндской войне, начавшейся 30 ноября 1939 г в 8 часов по московскому времени и первыми на Балтике открыли боевой счет.
Уже 5 декабря 1939 года лодка вышла в свой первый боевой поход к острову Утё, где к вечеру субмарина обнаружила германское судно «Олива», следующее в Мянтилуото. Световыми сигналами судно остановить не удалось, и тогда был открыт огонь из 45-мм орудия. Четыре выстрела привели в чувства верхнюю вахту «купца», судно остановилось (прямых попаданий в него не было). Капитан парохода на спешно спущенной шлюпке доставил на субмарину судовые документы, составленные на немецком и английском языках, которыми на подводной лодке, включая командира, никто не владел. Посмотрев бумаги, Иванцов отпустил судно, хотя имел все основания задержать его за перевозку военной контрабанды.
«Щ-323» патрулировала позицию до утра 11 декабря. Около 3 часов в 28,5 милях от маяка Ристна ( в устье Финского залива) подводная лодка обнаружила огни неизвестного судна. В ответ на требование остановиться на нем якобы погасили ходовые огни, и попытались уйти от преследования. Однако, ориентируясь по его непогашенному гакабортному огню, «Щ-323» сблизилась с эстонским транспортом «Кассари» (379 брт), шедшим вне зоны объявленной блокады из шведского Сундсвалля в Таллин. По пароходу был открыт артиллерийский огонь, выпущено 160 снарядов, в 04.30 судно затонуло. Один из членов команды судна был убит, остальные, пользуясь темнотой, предпочли скрыться на шлюпке. Еще два моряка «Кассари» получили ранения от пулеметного огня «Максима». Остальных эстонцев спасло то, что прожектор на подводной лодке внезапно «скис» и сигнальщики подлодки потеряли шлюпку из вида. Вскоре подробности инцидента стали достоянием эстонских газет. В штабе КБФ действия «Щ-323» так же оценили как «дикие» и «зверские», что, впрочем, не помещало наградить Иванцова орденом Красной Звезды.
Советско-финская война закончилась 13 марта 1940 года в 12 часов дня по Ленинградскому времени, а свою срочную службу на “Щ-323” Морозов В.Т. закончил командиром отделения рулевых старшиной 2 статьи 15 декабря 1940 года.
На Великую Отечественную Борис Тихонович призван по мобилизации Ворошиловским РВК Ставропольского края 18 августа 1941 в 3 дивизион подводных лодок ЧФ – командиром отделения рулевых. Скорее всего это была подлодка «М-35», только она в августе 41 года после смены позиции заходила в Ак-Мечеть, когда Морозов прибегал предложить своей будущей супруге руку и сердце.
Подлодка также, как и балтийская, была новой. Заложена 22 февраля 1939 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком и 24 февраля 1941 года вошла в состав Черноморского флота. 22 июня 1941 года подводная лодка встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенанта) Грешилова Михаила Васильевича.
В 3-х боевых выходах на дозорное патрулирование районов юго-западнее мыса Тарханкут в июле-августе 1941 года «М-35» кораблей противника не обнаружила. Так же безрезультатно завершились два сентябрьских выхода к мысу Бурнас. Первый контакт с кораблями противника состоялся в шестом боевом походе. Днем 16 октября «М-35» вышла для патрулирования района у мыса Олинька где спустя двое суток обнаружила у острова Китук близ Портицкого гирла конвой из шести паромов Зибеля и трех буксиров. Обе выпущенные торпеды прошли под мелкосидящими целями, а сама подлодка была обнаружена и обстреляна противником, выпустившим по субмарине около 20 снарядов. Израсходовав торпеды, утром 20 октября подводная лодка прибыла в Балаклаву.
Следующее патрулирование этого района принесло первый успех. Утром 24 октября подводная лодка у мыса Олинька обнаружила конвой, состоящий из трех буксиров и шести паромов Зибеля. Учитывая предыдущий опыт неудачной атаки, командир субмарины принял решение атаковать артиллерией. «М-35» сблизилась с противником и с дистанции 3 кбт ( один кабельтов ~ 183 метра)открыла артиллерийский и пулеметный огонь. За 27 минут боя подводная лодка выпустила 110 45-мм снарядов. По наблюдениям подводников только 4 из них поразили цели, но и этого хватило для самоходных паромов «SF-25» и «SF-36», пытавшихся выброситься на берег. Атаку субмарины прервал появившийся сторожевой катер, заставивший подводную лодку отойти в море. На следующий день вечером «М-35» подошла к берегу и в районе мыса Олинька лежа на грунте на глубине 8,5 м ( рискуя-практически на ладони у вражеской авиации), в перископ субмарина обнаружила дым. Всплыв в надводное положение, подводная лодка начала сближение с целью и вскоре на рейде Сулины обнаружила стоящий на якоре транспорт. Малые глубины, не превышавшие здесь 3-4 м, не позволяли субмарине достаточно сблизиться с целью, но командир подлодки пошел на этот риск. Подойдя к цели в крейсерском (надводном) положении, подлодка с дистанции 4 кбт выпустила две торпеды, после чего погрузилась, а спустя минуту после пуска торпед на субмарине зафиксировали взрыв. Цель посчитали уничтоженой. В действительности германский транспорт «Лола» (4500 брт) получил попадание неразорвавшейся торпедой, вторая торпеда прошла под целью и взорвалась при ударе о мол.
Декабрьский поход к Одессе ничего, кроме встречи с плавающей миной при переходе в район действий не принес. С января 1942 года «М-35» привлекают к разведке. 9-11 января подлодка обследует порт Ялты, а с марта по май совершает шесть походов в Каламитский залив. В одном из таких походов 28 марта 1942 года, уходя от самолетов, при погружении субмарина сильно ударилась о грунт – вышел из строя вертикальный руль. Подводной лодке пришлось прервать выполнение задачи и в обеспечении буксира «СП-3» прибыть в Севастополь.
19 августа отремонтированная и прошедшая докование подводная лодка прибыла в Хопи, откуда на исходе 30 августа вышла в район мыс Бурнас – остров Фидониси где 5 сентября «М-35» атаковала неизвестное судно, шедшее под охраной сторожевого катера. Дистанция до цели была большой, торпеды прошли мимо цели. Со стороны противника подводная лодка преследованию не подверглась и 8 сентября благополучно прибыла в Хопи на перезагрузку.
13 сентября «М-35» вновь вышла с задачей патрулирования этого района. Утром 20 сентября «М-35» атаковала транспорт под эскортом пары сторожевых катеров. Спустя 30 секунд после пуска торпеды на подводной лодке услышали глухой взрыв. Противник, преследуя лодку сбросил 6 глубинных бомб. Через 22 часа «М-35» использовала вторую торпеду по транспорту в 8000 тонн под охраной сторожевого катера. Атака проводилась из надводного положения с дистанции 6 кбт. Подводники наблюдали, как судно окуталось дымом, но продолжило движение. Преследования не было,а подводная лодка, израсходовав боезапас, днем 24 сентября благополучно вернулась в Хопи.
Следующий боевой поход «М-35» прошел у мыса Олинька. Вечером 12 октября подлодка покинула базу и утром 15 октября прибыла на позицию.. Около 18 часов 21 октября в 35 кбт у входа в порт «М-35» обнаружила германский танкер “Ле Прогресс”, шедший в охранении миноносца и двух сторожевых катеров. Сблизившись с судном на расстояние 4 кбт, подводная лодка выпустила по судну две торпеды. Взрывом танкер, который перевозил 348 тонн нефти и 149 тонн бензина, переломило пополам, 5 членов экипажа не пережили гибель своего судна. Сопровождение контратаковало подводную лодку, сбросив на нее 32 глубинных бомбы. На субмарине вышли из строя ряд электроизмерительных приборов и гидроакустическая станция, но она удачно уклонилась и ушла от противника. Вечером 24 октября «М-35» благополучно прибыла в Поти.
18 ноября 1942 года командиром «М-35» стал капитан-лейтенант Прокофьев Владимир Матвеевич. Первый поход с новым командиром проходил в районе мыс Олинька – Портицкое, встреч с противником не имела, В новом новогоднем боевом походе 1 января 1943 года на борту «М-35», в качестве обеспечивающего находился командир 3-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Л.П. Хияйнен. Подводная лодка действовала в районе мыс Бурнас – остров Фидониси. 7 января «М-35» обнаружила и с дистанции 7 кбт атаковала болгарский транспорт «Царь Фердинанд». Через минуту после пуска торпед на субмарине зафиксировали глухой взрыв, цель посчитали пораженной, корабли сопровождения сбросили на безопасном удалении от субмарины 5 глубинных бомб.
27 января «М-35» направлена на патрулирование района южнее мыса Тарханкут. Прибыв в назначенный район в ночь на 30 января, утром 2 февраля подводная лодка не смогла атаковать конвой противника из-за неисправности вертикального руля. Через четыре дня, субмарина для ремонта направилась в базу.
Новый контакт с противником, завершившийся пуском торпед, состоялся в следующем боевой походе. На этот раз «М-35» патрулировала узкий сектор побережья Керченского полуострова возле мыса Опук. Днем 11 марта субмарина выпустила торпеды по конвою десантных барж. Спустя три минуты на подводной лодке было услышано 2 отдаленных взрыва, после чего сопровождавшие конвой сторожевые катера контратаковали субмарину. После сброса всего четырех глубинных бомб на подводной лодке вышел из строя гирокомпас, гидроакустическая станция, дизель. После этого похода Морозову Б.Т. вручен партийный билет № 02049441.
Следующее боевое патрулирование в районе Сулина – Констанца прошло неудачно. В ночь на 17 апреля при попытке атаковать конвой противника подводная лодка была обнаружена и контратакована эсминцем и тральщиками. Враг обстрелял субмарину артиллерией, а затем сбросил на погрузившуюся «М-35» 28 глубинных бомб, от разрывов которых подводная лодка получила незначительные повреждения. Субмарина продолжила патрулирование, но ничего не добилась.
31 мая подводной лодке «М-35» присвоено звание «Гвардейская». В первый боевой поход в новом статусе подводная лодка вышла вечером 19 июня. «М-35» предстояло патрулировать в районе Севастополя (позиция № 83). Через несколько часов после того, как «М-35» покинула Очемчири ее безуспешно атаковала торпедами и обстреляла артиллерией германская подводная лодка «U-24». Уже на позиции, вечером 29 июня роли поменялись. Правда, советская подводная лодка из-за большого курсового угла не смогла выпустить торпеды по германской субмарине, шедшей в охранении двух сторожевых катеров. Больше встреч с противником не было. 4 июля «М-35» ошвартовалась в Очемчири.
Следующий боевой поход состоялся в конце июля в районе Босфора. Прибыв в назначенный район 29 июля, «М-35» обнаружила минный заградитель противника. Атака завершилась промахом, зато атакованный корабль и подошедшие к месту боя «раумботы» за двухчасовое преследование сбросили на подводную лодку 49 глубинных бомб, в результате чего на «малютке» вышло из строя управление вертикального и кормовых горизонтальных рулей, и получил повреждения ряд электроизмерительных приборов. Израсходовав боезапас, подводная лодка 9 августа вернулась в базу, где до середины октября проводила текущий ремонт.
Кампанию 1944 года «М-35» начала с январского патрулирования районов Тарханкут – Бурнас. За это время подводная лодка дважды обнаруживала потенциальные цели, но атаковать по разным причинам так и не смогла. С тем же результатом завершилось и патрулирование примерно в тех же водах в конце февраля – начале марта.
5 апреля при переходе Поти – Очемчири сопровождавший «М-35» сторожевой катер «СКА № 099» обнаружил в надводном положении и с дистанции 8 кбт атаковал германскую подводную лодку «U-23». Ведя огонь из пушки и пулеметов ДШК, охотник, сблизившись с вражеской субмариной до 30-40 м, выпустил 56 снарядов и 300 патронов, а когда подводная лодка погрузилась, сбросил 1 глубинную бомбу. Ответным огнем с «U-23» на катере получили ранения пятеро членов экипажа, один из них умер.
Два последних похода в своей боевой карьере подводная лодка провела в рамках операции по освобождению Крыма. Вечером 11 апреля «М-35» вышла в море с задачей патрулирования района западнее мыса Тарханкут но уже в ночь на 15 апреля она сместилась юго-западнее для обслуживания западной части позиции. В течение недели подводная лодка несколько раз обнаруживала потенциальные цели, но по разным причинам в атаку выйти не смогла. Вечером 18 апреля «М-35» обнаружила у себя по корме след двух торпед, но вражескую подлодку не наблюдала. Утром 23 апреля «М-35» обнаружила и атаковала одиночное судно, на деле оказавшееся охотником «Uj-103». Через 55 секунд после пуска торпед на подводной лодке зафиксирован взрыв, а спустя 20 минут при осмотре горизонта в перископ цель не наблюдалась. В ответ не получивший повреждений противолодочный корабль так же безуспешно сбросил на субмарину 2 глубинные бомбы. Прибыв в Очемчири вечером 25 апреля, подводная лодка пополнила запасы, и уже спустя четверо суток направилась в район южнее мыса Олинька. Вечером 7 мая, находясь на позиции в 40 милях восточнее Мангалии, подводная лодка была атакована внезапно появившимся гидросамолетом противника. В результате близких разрывов сброшенных им двух фугасных бомб подводная лодка во время срочного погружения получила повреждения корпуса и механизмов. Несмотря на это, «М-35» осталась на позиции. В ночь на 11 мая подводная лодка произвела последнюю в своей карьере боевую торпедную атаку, выпустив 2 торпеды по каравану десантных барж из состава немецкого конвоя «Танне», и хотя на «М-35» спустя 25 секунд после пуска торпед зафиксировали взрыв, конвой потерь не понес.
Вернувшись в ночь на 14 мая в Очемчири, подводная лодка на следующий день встала на текущий ремонт, который продлился до октября 1944 года.
22 июля 1944 года один из членов экипажа «М-35» командир отделения трюмных старший краснофлотец Морухов Александр Сергеевич удостоен звания Герой Советского Союза.
Вернувшись в ночь на 14 мая в Очемчири, подводная лодка на следующий день встала на текущий ремонт, который продлился до октября 1944 года.
17 августа 1953 года подводная лодка выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в ПЗС и поставлена на прикол, а 20 июня 1956 года окончательно исключена из состава ВМФ в связи со сдачей на разборку.
32 боевых похода.
28.06.1941 – 06.07.1941; 21.07.1941 – 28.07.1941; 11.08.1941 – 20.08.1941; 03.09.1941 – 10.09.1941;
21.09.1941 – 28.09.1941; 16.10.1941 – 20.10.1941; 22.10.1941 – 28.10.1941; 09.01.1942 – 11.01.1942;
06.03.1942 – 08.03.1942; 19.03.1942 – 21.03.1942; 25.03.1942 – 28.03.1942; 07.04.1942 – 10.04.1942;
03.05.1942 – 06.05.1942; 13.05.1942 – 20.05.1942; 03.09.1942 – 08.09.1942; 13.09.1942 – 24.09.1942;
03.10.1942 – 09.10.1942; 12.10.1942 – 24.10.1942; 10.11.1942 – 23.11.1942; 01.01.1943 – 10.01.1943;
27.01.1943 – 09.02.1943; 01.03.1943 – 13.03.1943; 11.04.1943 – 26.04.1943; 19.06.1943 – 04.07.1943;
25.07.1943 – 09.08.1943; 27.10.1943 – 04.11.1943; 09.11.1943 – 26.11.1943; 11.12.1943 – 24.12.1943;
13.01.1944 – 28.01.1944; 24.02.1944 – 10.03.1944; 11.04.1944 – 25.04.1944; 29.04.1944 – 14.05.1944
На счету подлодки 32 боевых похода, 16 торпедных атак (выпущено 26 торпед). Потоплено 3 судна (более 1.780 брт), 1 судно повреждено.
С апреля 1944 по октябрь1945 гг. Морозов начальник поста связи района службы наблюдения и связи Крымского морского района (СНиС Кр. МОРа)
Демобилизован Борис Тихонович на основании постановл. СНК СССР №2287-586 сс от 7. IX.1945 г. 10 октября 1945. За время службы получено одно ранение и одна контузия, награжден медалью «За боевые заслуги» № 1540.
После увольнения в запас моряк-черноморец поступает в двухгодичную областную парийную школу в Симферополе, которую оканчивает в 1949 году. Полученные знания использует занимая руководящие партийные посты в коллективах, восстанавливая разрушенное войной сельское хозяйство.
Вспоминает жительница Черноморска Кравченко Валентина Васильевна: « ...Я помню своего "дядю" (так я его тогда величала) Морозова Бориса Тихоновича на тех первомайских демонстрациях послевоенного времни в окружении достойных людей Черноморска, это были его друзья и соратники, это был их праздник. Среди них Цапкин и Кочалин- работники милиции, Нарштейн Абрам Григорьевич- директор школы, Чумаков-председатель колхоза «Большевик», Якименко- парторг этого же колхоза, Ковачёв- парторг из с. Межводного, Довгулло- главврач больницы, Бокарева М.Я. и Смирнова А.Д.-работники Черноморского райкома, Черноморский военком Панов, это конечно не все, всех перечислить сложно, их было много, все с наградами, забыть это невозможно...»
Честь имею
Берегите себя. С уважением, Николай
Берегите себя. С уважением, Николай
Морозов Б.Т. с женой Александрой ориентировочно 1945 год(слева)
Морозов Б.Т. ориентировочно 1980 год (справа)
По материалам -
Немає коментарів:
Дописати коментар