Худа без добра не бывает. А добра без худа? В мире
передовых держав незамедлительно возникли двусторонние, трехсторонние и
многосторонние мероприятия. Самое крупное и впечатляющее из них –
программа США по снижению взаимной угрозы (СВУ). В рамках этой программы
было выведено из эксплуатации и утилизировано значительное количество
российских АПЛ с соблюдением необходимых мер безопасности при обращении с
ОЯТ и РАО. В утилизации российских атомоходов приняли участие
Великобритания и Япония. Трехстороннее соглашение, получившее название
Арктического военного сотрудничества в области окружающей среды AMEC
(Arctic Military Environmental Cooperation), было заключено между
министрами обороны Норвегии, США и России. Интересная инициатива была
реализована Европейской комиссией под названием “Северного
сотрудничества” (“The Northern Dimension Partnership”). Ее цель –
создание многонационального фонда для финансирования проектов обращения с
РАО, в основном в России.
Стоит ли повторяться, что сначала беспрецедентно
высокие темпы строительства российских АПЛ в 60-70-е годы, а затем почти
“залповый” вывод сразу нескольких десятков из состава флота в конце
80-х – начале 90-х годов, невероятно усложнили процесс их утилизации.
Из-за неготовности промышленной инфраструктуры, а также сложного
экономического положения в стране неизбежной оказалась длительная
вынужденная стоянка (отстой) кораблей на плаву с не выгруженными
активными зонами реакторов.
По данным специалистов ВМФ России, выведенные из
состава флота АПЛ в большинстве своем находятся на плаву в прежних
пунктах базирования. Обеспечение безопасности вынужденной длительной
стоянки этих АПЛ требует ежегодного финансирования в размере до 1,5 млн.
рублей на каждую единицу хранения. При сложившихся реальных темпах
работ, разделка АПЛ в трехотсечные реакторные блоки составит около 50
лет, а с учетом вывода из эксплуатации АПЛ существующего боевого состава
растянется на все 60. Если возможности нашей промышленности позволят
вдруг разделывать до 10 корпусов в год, то это сократит указанный срок
до четверти века.
Положение сегодня усугубляется необходимостью
ликвидации в первую очередь не выработавших свой технический ресурс
стратегических атомных подводных лодок третьего поколения в соответствии
с сокращением стратегических ядерных вооружений. Это означает, что в
основном утилизируются относительно новые стратегические АПЛ. Они-то как
раз и не внушают серьезного опасения с точки зрения экологии. Опасение
вызывают многоцелевые лодки второго и особенно первого поколений,
построенные лет 30-40 назад и последние 20 лет находящиеся в отстое на
плаву. К тому же подавляющее их большинство - с не выгруженным топливом
на борту, с потерявшими герметичность корпусами, поскольку ремонт их не
проводился более 10 лет. Некоторые из них вообще “лежат на грунте”,
проще говоря, слегка притоплены у берега.
Международные же соглашения, – по которым в настоящее время идет бо
льшая часть финансирования программы утилизации российских атомных
подлодок, – тем временем решают не проблемы ликвидации экологической
угрозы, исходящей от снятых с эксплуатации кораблей, а вопросы
разоружения России. Россия в свое время согласилась с такой постановкой
дела, обязавшись в первую очередь утилизировать стратегические атомные
подводные ракетоносцы, способные представлять основную угрозу для
национальной безопасности США своими баллистическими ракетами.
Активно реализуемая в настоящее время программа
“совместного уменьшения угрозы” имеет четко определенную цель: демонтаж
оружия массового поражения и тем самым снижение угрозы его
распространения. В связи с чем Министерство обороны США сконцентрировано
на уничтожении 41 российской стратегической АПЛ с баллистическими
ракетами и пусковыми установками для них на борту. Программа также
поддерживает уничтожение почти 700 баллистических ракет морского
базирования. В настоящее время уже разрезаны 6 подобных АПЛ. На 35 лодок
имеются контракты. Для ускорения работ американская сторона
предоставляет российской необходимое в таких случаях технологическое
оборудование. Основа демонтажа российских АПЛ – прямые контракты по
фиксированной цене Министерства обороны США с теми верфями, которые
принимают непосредственное участие в работах. Выглядит это так. После
того, как лодка порезана на три части: носовую, реакторную и кормовую,
приезжает представитель Минобороны США, и по его отчету производится
оплата утилизации конкретной лодки. В связи с тем, что в России все еще
существуют проблемы с утилизацией ядерного топлива, то ракетные пусковые
шахты, подчас, удаляются до того, как оно будет выгружено.
По материалам интернета.
Немає коментарів:
Дописати коментар