Табель о рангах устанавливала следующие чины адмиралов и
офицеров флота
|
Класс
|
Чин
|
I
|
Генерал-адмирал
|
II
|
Адмирал
|
III
|
Вице-адмирал
|
IV
|
Шаутбенахт (контр-адмирал)
|
V
|
Капитан-командор
|
VI
|
Капитан 1-го ранга
|
VII
|
Капитан 2-го ранга
|
VIII
|
Капитан 3-го ранга
|
IX
|
Капитан-лейтенант
|
X
|
Лейтенант
|
XI
|
Корабельный секретарь
|
XII
|
Унтер-лейтенант
|
Как видим, флотские чины отличались от общеармейских. Чин
генерал-адмирала появился в России еще в 1708 г. Первым обладателем его стал
Ф. М. Апраксин. До 1917 г. этот чин имело всего 6 лиц, причем в XIX в. он
давался исключительно членам императорского дома. Последний генерал-адмирал
великий князь Алексей Александрович получил его в 1883 г. (умер в 1908 г.).
Поскольку власть генерал-адмирала распространялась не только на флот, но и на
военно-морское ведомство в целом, до 1909 г. глава Морского министерства
назывался не министром, а лишь управляющим этим министерством.
Источник материала см.
Чин адмирала в
Европе (например, во Франции) обычно связывался с определенным морем и
означал командира флота на этом море. В России такая связь отсутствовала. Чин
вице-адмирала первоначально соответствовал должности командира авангарда
судов. Командиру арьергарда и охранения эскадры вообще соответствовал чин шаутбенахта
(IV класс), заимствованный из шведского флота (его имел сам Петр I); позже
этот чин стал именоваться контр-адмирал. В последней трети XIX в. в России
оказалось «столько же адмиралов, сколько их было у Франции и Англии вместе
взятых». Для сокращения впредь числа адмиралов в соответствии с «размерами...
флота» России в начале 1885 г. был введен так называемый морской ценз — учет
при присвоении военно-морских чинов плавания на военных судах и командования
судами, отрядами и эскадрами.
Чины V-IX классов имели в своих названиях слово капитан
(главный): во флоте слово это понималось преимущественно как обозначение
командира корабля. Корабли же в зависимости от своих типов делились на три
класса (ранга). Чин капитан-командора (мог командовать отрядом судов)
существовал до 1732 г. ив 1751-1764 гг. Затем вместо него стал употребляться
чин капитана бригадирского ранга. В сентябре 1798 г. чин капитан-командора
восстановили, но в декабре 1827 г. окончательно ликвидировали.
Чин капитана 3-го ранга существовал лишь с 1713 по 1732 г.
и с 1750-х гг. до 1764 г. По штату 1732 г. чин капитан-поручика не значился,
а поручик числился в VIII классе. В 1764 г. эти чины отнесли к VIII и IX классам.
В 1797-1798 гг. их в соответствии с Табелью о рангах
переименовали в капитан-лейтенанта и лейтенанта (с 1855 по 1907 г. они не
употреблялись). Чин корабельного секретаря отнесли к числу гражданских. В
1758 г. чин мичмана из числа унтер-офицеров флота перевели в XIII класс, а
после упразднения чина унтер-лейтенанта в 1764 г. —в XII класс.
Морские чины ГХ-ХП классов с самого начала числились
рангом выше армейских (поскольку чин капитана 3-го ранга приравнивался к
майору). Но вследствие большого числа рангов штаб- и обер-офицерских чинов и
малого количества вакансий во флоте считалось, что едва «жизни человеческой
стать может, чтобы... через все чины дослужиться... до первого ранга
капитана». Трудности и даже опасности морской службы отвращали дворян от
вступления в нее (они предпочитали «сухопутную службу... где гораздо скорее
случай имеют выслужиться и чины получить»). Поэтому в январе 1764 г. система
военно-морских чинов с VI класса и ниже получила следующий вид (табл. 6):
|
Класс
|
Чин
|
VI
|
Капитан 1 -го ранга
|
VII
|
Капитан 2-го ранга
|
VIII
|
Капитан-поручик
|
IX
|
Поручик
|
XII
|
Мичман
|
Если до 1764 г. морские обер-офицерские чины формально
имели преимущество по сравнению с армейскими в один класс, то теперь оно
увеличилось до двух классов.
В 1860-1882 гг. существовал чин гардемарина, приравненный
к подпоручику (XIII класс) или прапорщику (XIV класс) в зависимости от сдачи
экзамена и срока службы. В 1884 г. чин капитан-лейтенанта (VIII класс) был
упразднен, но с 1 июня 1907 г. восстановлен и существовал до 6 декабря 1911г.
Тогда же (28 мая 1907 г.) IX класс военно-морской службы разделили на две
ступени: вместе с чином лейтенанта в этом же классе установили «звание»
старшего лейтенанта, 16 марта 1909 г. преобразованное в чин старшего
лейтенанта (ситуация напоминала ту, которая в XVIII в. сложилась в связи с
разделением чина майора на два). Для производства лейтенанта в старшие
лейтенанты требовалось 5 лет службы на младшей ступени того же класса. 9
декабря 1911 г. чин старшего лейтенанта перевели в VIII класс (вместо
упраздненного чина капитан-лейтенанта), но продолжали считать обер-офицерским
чином подобно армейскому капитану. Чин мичмана (XII класс) в 1884 г. повысили
на два ранга, и он оказался в X классе.
Помимо указанных выше чинов флота, в морском ведомстве
существовали также офицерские чины общеармейских наименований. К ним относились
чины офицеров, состоявших в так называемых специальных корпусах морского
ведомства либо числившихся по Адмиралтейству и военно-морскому судебному
ведомству. Существовали корпуса флотских штурманов и морской артиллерии (в
конце XIX — начале XX в. они постепенно реорганизовывались, а офицеры в них
заменялись флотскими), а также корпуса корабельных инженеров., инженер-механиков
флота и (с 1912 г.) гидрографов. В 1886-1908 гг. в корпусах корабельных
инженеров и инженер-механиков флота использовались особые наименования чинов
(табл. 7):
Таблица 7
|
Чин корпуса
|
Чин корпуса
|
Класс
|
корабельных инженеров
|
инженер-механиков
|
IV
|
Инспектор кораблестроения
|
Инспектор механической
|
|
|
части
|
VI
|
Старший кораблестроитель
|
Флагманский инженер-
|
|
|
механик
|
VII
|
Младший кораблестроитель
|
Старший инженер-механик
|
IX
|
Старший помощник кораб-
|
Помощник старшего инже-
|
|
лестроителя
|
нер-механика
|
X
|
Младший помощник кораблестроителя
|
Младший инженер-механик
|
|
|
|
Обер-офицеры, состоявшие по Адмиралтейству, приравнивались
к армейским, а офицеры специальных корпусов считались одним классом выше. Все
они после четырех лет службы в VI классе «жаловались в статские советники» (V
класс), а еще через четыре года получали чин IV класса. Напомним, что
формально чин V класса существовал только в гражданской службе.
Хотя в морском ведомстве, как и в военном, назначение на
должности производилось в строгом соответствии с чинами, там существовало
правило, согласно которому старшинство нахождения в чине «не дает само по
себе преимуществ при назначении на должность», а в расчет принимаются прежде
всего личные качества кандидатов.
История военно-морских мундиров известна далеко не полно. Первоначально
мундиры офицеров флота были подобны армейским. Лишь в 1732 г. флотским
офицерам предписывалось «сделать и впредь иметь мундир из василькового сукна
с красной подкладкой». Кафтан полагался без воротника, с разрезными
обшлагами. Кафтан и камзол обшивались золотым позументом по бортам, обшлагам,
карманным клапанам и петлям. Но уже в 1735 г. последовали изменения: кафтаны
получили зеленый цвет, а обшлага на них, камзолы и штаны — красный. Через 10
лет кафтаны и штаны приобрели белый цвет, а камзолы, воротник и обшлага
кафтанов — зеленый. Кафтаны и камзолы адмиралов обшивались золотом, а
офицерские — золотым позументом.
2 марта 1764 г. утверждаются новые правила «о мундире
служащим во флоте и при Адмиралтействе». Цвета мундиров сохранялись, за
исключением того, что штаны стали зелеными. Число пуговиц на обшлагах
адмиральских мундиров стало соответствовать чинам: у адмиралов — 3, у
вице-адмиралов — 2, у контр-адмиралов — 1. Их кафтаны имели соответственное
количество рядов шитья, аналогичное генеральскому. Капитаны 1-го ранга имели
галун по борту в два ряда, а капитаны 2-го ранга — в один. Морские
артиллеристы имели черную отделку мундиров. Всем адмиралам и офицерам полагались
треугольные шляпы: адмиралам — с шитьем и плюмажем, офицерам — с галуном, офицерам-артил-леристац
—- с золотым шнурком.
В конце 1796 г. Павел I распорядился «во флоте шитых
мундиров йе носить, а быть всем навсегда в вицмундире». Все адмиралы и
офицеры получили темно-зеленые мундиры (без лацканов) с белыми воротниками и
темно-зелеными обшлагами, а также белые камзолы и штаны. На клапанцах рукавов
помещались золотые и серебряные нашивки, обозначавшие дивизии и эскадры.
Мундиры дополнялись треугольными шляпами с плюмажем у адмиралов и золотым
галуном с кистями у офицеров. На шляпы нашивался бант из черно-оранжевой
ленты (кокарда).
В 1803 г. военно-морская форма претерпела существенные
изменения. Кафтаны XVIII в. были, как и в армии, заменены мундирами со
стоячим воротником и вырезом юбки спереди. Цвета мундиров оставались
прежними. Брюки устанавливались длинные. Сохранялись треугольные шляпы с
плюмажем.
На воротниках и обшлагах у адмиралов полагалась золотая
вышивка с якорями, а у офицеров — только якоря. Вводились погоны из золотого
галуна. У адмиралов чины обозначались черными орлами. Капитаны 1-го и 2-го
рангов имели два погона; капитан-лейтенанты и лейтенанты — только на одном
плече (до 1811 г.). Погоны лейтенантов изготавливались из зеленого сукна с
золотым позументом. Мичманам погоны не полагались. В 1807 г. вводятся эполеты
с бахромой: у корабельных офицеров — золотые, у некорабельных — серебряные. В
1811 г. было разрешено ношение темно-зеленых брюк.
В 1826 г. офицеры флота получили сюртуки (виц-мундиры) со
стоячим воротником.
В марте 1855 г. мундиры с вырезом юбки спереди заменяются
двубортными полукафтанами с полной юбкой и стоячим воротником.
В октябре 1870 г. вместо прежних виц-мундиров и сюртуков в
морском ведомстве появляется «сюртук нового образца»: темно-зеленый,
гражданского покроя, двубортный, на 6 пуговиц, с отложным воротником и
открытым воротом, надевавшийся на белую рубашку с черным галстуком. Ранее
введенные кивера снова заменяются треугольными шляпами гражданского образца. Хотя
система обозначения чинов на эполетах и погонах офицеров флота совпадала с
общеармейской, полной аналогии не существовало. Адмиральские чины по-прежнему
обозначались орлами: у адмирала — тремя, у вице-адмирала. —двумя и у
контр-адмирала — одним (тогда как генерал-лейтенант флота имел три звездочки,
а генерал-майор —две). Погоны капитанов 1-го и 2-го рангов имели по два
просвета: у первого — без звездочек, а у второго — с тремя звездочками.
Погоны флотских обер-офицеров имели один просвет, причем у старшего
лейтенанта (VIII класс) звездочки отсутствовали (как у армейского капитана),
у лейтенанта их было три, а у мичмана — две.
|
Немає коментарів:
Дописати коментар