Кожна людина має право на висловлювання власної думки, ніхто не має права засудити її за ті, чи інші думки, навіть якщо вона каже щось не вірно.
неділя, березня 03, 2013
Как дизельные лодки из Северодвинска торили дорогу лодкам атомным.
БРОСКИ НА КРАЙНИЙ ЮГ.
Советские подводники, получившие, наконец, лодки для океанских походов, сразу принялись «обкатывать» их на полную автономность. Причем складывается впечатление, будто при этом присутствовал некий азарт: кто дольше и дальше.
Вот несколько упоминаний о достижениях кораблей нашей, северодвинской постройки (специально указываем ответственных сдатчиков).
Открыли первопроходческую эпопею подводники капитана 2 ранга А.П.Михайловского, в будущем Героя Советского Союза, адмирала, известного нашего флотоводца. Аркадий Петрович в ноябре 1956-го принял на заводе № 402 лодку Б-77 (ответственный сдатчик А.А.Овчинников) и на следующий год ушел на ней в Атлантику на полную автономность.
Следом, уже в 1958 году, подлодка Б-75 (ответственный сдатчик С.П.Нетук) под командованием капитана 2 ранга М.К.Малькова первой из советских подводных лодок пересекла экватор в Атлантике.
В следующем походе североморцам подлодки Б-82 (ответственный сдатчик П.Н.Смоленский) удалось скрытно достичь 40 градуса южной широты. Их автономка длилась 135 суток. По возвращении командира лодки капитана 2 ранга Г.Н.Швецова наградили орденом Красной Звезды. Это был первый случай вручения такой высокой награды после Великой Отечественной войны.
Примерно тогда же лодка Б-72 (ответственный сдатчик М.Я.Баженов) достигла 60 градуса южной широты, то есть границы штормового пролива Дрейка. Ее привел сюда будущий адмирал, а тогда капитан 2 ранга Р.А.Голосов.
Наконец, подлодка Б-71 (ответственный сдатчик П.Н.Смоленский) в 1960-1961гг. под командованием капитана 2 ранга И.Н.Завгороднего прошла, что называется, по полной программе - от Камчатки до Антарктиды!
ПЕРВАЯ КРУГОСВЕТКА.
Но, пожалуй, самым уникальным является плавание «северодвинских» лодок Б-88 и Б-90 (ответственные сдатчики В.Л.Куликов и В.К.Лебедев). Такие походы специалисты называют межтеатровыми. В 50-е они зачастую организовывались для перевода новых кораблей, построенных в европейской части страны, на Тихоокеанский флот. Очень интенсивно, к слову, использовался для этого Севморпуть. В данном же случае двум лодкам 611 проекта предстоял не просто перегон, а во многих отношениях экспериментальное плавание: выйти из Полярного скрытно, обойти Европу, Африку, пересечь Индийский океан и, обогнув Австралию с юга (!), проследовать Тихим океаном на Камчатку. Общая протяженность маршрута составляла 23 тысячи миль, что больше протяженности экватора. Периодически танкер «Вилюйск» должен был дозаправлять лодки, а теплоход «Михаил Калинин» менять их экипажи.
Подготовку операции начали еще летом 1959 года в Полярном. Сменные экипажи, а их было по два на каждую лодку, изучали районы предстоящего плавания и выходили в море для отработки практических задач. Командиром Б-88 был капитан 2 ранга Н.А. Мышкин, он, к слову, ранее принимал лодку Б-81 на заводе № 402. Второй экипаж возглавил капитан 3 ранга В.С.Глушков. На Б-90 первым командиром шел капитан 2 ранга П.Т.Зенченко, его дублировал капитан 3 ранга К.К.Киреев.
Общее руководство возложили на командира 182-й бригады подлодок Тихоокеанского флота капитана 1 ранга Б.А.Вешторта.
С Полярным экипажи расстались 27 октября 1959-го. Соблюдали скрытность и районы интенсивного судоходства и Англию обошли под водой. У Африки и в Индийском океане моряки месяцами испытывали все тяготы тропиков. Но ни на день не прекращали боевой учебы и наблюдений. Их в экспериментальном походе было много.
Особенно важным считалась съемка гравиметрических параметров, необходимых для расчетов траекторий баллистических ракет. Ею занимались прикомандированные на время похода ученые из Академии наук. На лодках работали и радиоразведчики, понятно, с какой целью.
По плану на переход отводилось 180 суток, лодки же появились у берегов Камчатки на 30 дней раньше, 24 марта 1960-го. Ничего подобного в истории нашего ВМФ не было. Плавание Б-88 и Б-90 является беспримерным, впоследствии даже атомные лодки не ходили этим маршрутом! Казалось, тут уж грешно на награды скупиться, тем паче командирам еще в Полярном делали прозрачные намеки насчет звезд Героев. Нет, обошлись орденами.
«Может быть, о нас забыли, потому что поход прошел гладко, практически без происшествий. Никто не погиб, ничего не горело, не взрывалось и не тонуло, - пишет в своих воспоминаниях капитан 1 ранга в отставке К.К.Киреев. - После окончания Военно-морской академии я хотел написать диссертацию с целью анализа и обобщения опыта подобного рода операций. Но в Главном штабе ВМФ тему зарубили, сочтя ее неактуальной».
ПОД СУКНОМ СЕКРЕТНОСТИ.
Сравнительно недавно стали известны и другие «первопроходческие» операции, в которых были задействованы «северодвинские» лодки 611 проекта. Они как бы торили дорогу атомному подплаву страны, который еще только создавался.
Так, в 1958 году моряки подлодки Б-71 под командованием капитана 3 ранга Г.Р.Карменка одними из первых, как указано в документе, «успешно выполняли задачи по преодолению плотной зоны противолодочной обороны противника». Когда же разразился известный Карибский кризис, «северодвинские» лодки 611 проекта тоже оказались вовлеченными в его круговерть.
Рассказывая о том острейшем конфликте ХХ века, обычно говорят лишь о четырех торпедных лодках 641 проекта из 69-й бригады Северного флота, которые пытались прорвать блокаду вокруг Кубы.
Это не совсем так. Была еще и подлодка Б-75 (капитан 2 ранга Н.И.Натненков). Той же осенью 1962-го она проникла в Саргассово море и вела разведку у американской ВМБ Гуантанамо (Куба).
Еще меньше известно о том, что и подводники ТОФа участвовали в тех событиях, хотя, конечно, и не столь напрямую, как североморцы. Так, одна из участниц уникальной кругосветки, подлодка Б-88, в октябре 1962-го успешно вела длительное и скрытное наблюдение за ударной группировкой американских кораблей во главе с авианосцем «Constellation». Командовал лодкой знакомый нам К.К.Киреев, на тот момент уже капитан 2 ранга.
А вот еще любопытные, на мой взгляд, данные. В 1963-м подлодка Б-74 (ответственный сдатчик Н.А.Мичурин) выполняла задачи непосредственно у берегов США и при этом не была обнаружена средствами ПЛО противника. Командовал ею капитан 3 ранга И.И.Стрюков. В тот же год успешно сходили в свои автономки западнее Гринвича и другие североморские лодки: Б-76 (ответственный сдатчик М.Я.Баженов) и Б-77. Ими командовали капитаны 3 ранга А.М.Гаккель и Ю.И.Зеленцов. Это был едва ли не самый первый опыт боевых дежурств советских подводников вблизи американского побережья.
История создания и службы лодок 611 проекта еще не написана. В этом всякий раз убеждаешься, когда становятся доступными документы, раскрывающие детали неизвестных ранее событий, имена подводников.
Кстати, к упомянутым уже известным морякам, ходившим именно на этих лодках северодвинской постройки, нужно добавить еще и Ф.И.Козлова, В.Н.Поникаровского, будущих Героев Советского Союза И.И.Гуляева и В.К.Коробова.
Совсем недавно в моем распоряжении оказались подробные воспоминания сразу нескольких бывших командиров подлодок 611 проекта, получивших свои корабли на заводе № 402. Читая страницы, где они пишут о Северодвинске и Севмаше той поры, непременно ощущаешь особую причастность нашего города не только к драматичной истории советского подплава, но и к истории России океанской, которую мы, к сожалению, так и не научились ценить.
ЧЕРНАЯ ЭСКАДРА ПРОЛОЖИЛА ПУТЬ ГАГАРИНУ.
ЧЕРНАЯ ЭСКАДРА ПРОЛОЖИЛА ПУТЬ ГАГАРИНУ.
О том совсекретном походе и сейчас еще знают лишь посвященные. Летом 1958 года из Арктики (с базы в Полярном) в Антарктиду вышла дизельная подводная лодка Б-82 под командованием капитана 2-го ранга Геннадия Швецова. По данным гравиметрической разведки, которую провели подводники, в 1961 году был осуществлен полет в космос первого человека с планеты Земля. 135 суток длилось это плавание, достойное жюльверновской фантазии
через два полярных круга - Северный и Южный, через экватор - от белых медведей к пингвинам. Потом Юрий Гагарин приедет на Север к подводникам и скажет им: Ваши подводные лодки
так похожи на космические корабли... .
CТО ЛЕТ назад В Санкт-Петербурге была заложена первая русская боевая подводная лодка Дельфин. Штормовой ночью 1916 года она закончила свой век в Екатерининской гавани Александровска-на-Мурмане (ныне Полярного). От Дельфина , первенца российского подплава, из Екатерининской гавани, гранитной заводи субмарин, пошли подводные силы самого мощного и современного нашего флота - Северного. От него повела родословную Четвертая эскадра океанских подводных лодок...
С ОРЛОМ НА МОСТИКЕ.
Как и все великие армады, она исчезла, моя эскадра. Самая большая в мире из всех существовавших когда-либо подводных эскадр. Было время, когда в ее состав входило столько субмарин, сколько насчитывала их у себя вся Германия перед началом второй мировой войны - сорок с лишним вымпелов.
Зона ответственности эскадры простиралась от фиордов русской Лапландии до берегов Египта, она охватывала весь Атлантический океан от гренландских глетчеров до легендарного мыса Доброй Надежды, от Нордкапа до Кейптауна...
Ее подводные лодки, не ведая суеверий, ныряли в глубины клятого Бермудского треугольника и Саргассова моря, они уходили к айсбергам Антарктиды и еще дальше - огибая Австралию - в Японское море. Их округлые, похожие на осьминожьи тела черные рубки всплывали и в Атлантическом океане, и у библейских берегов Средиземного моря. Было время, время почти античных героев, когда к причалам Полярного подводные лодки возвращались после годичной боевой службы ободранными океанскими штормами до красного сурика, с промятыми рубками, с сорванной обшивкой, так что торчали баллоны ВВД. Сам видел, как одна из таких геройских доходяг входила в гавань с орлом на мостике. Молодой орел, перелетая Средиземное море, обессилел и сел на всплывший вдруг стальной остров . Так и доплыл до Полярного, невольно став символом Четвертой эскадры.
Из дальних морей подводные лодки возвращались на пределе технических и человеческих возможностей. Первыми их встречали и подводили к пирсам видавшие виды катера-буксиры - так подхватывают под руки изнемогшего странника у родительского порога. А по трапам сходили на берег люди, которых и в самом деле впору было подхватывать, поскольку они едва держались на своих ногах, предательски обмякших после многомесячного заточения в отсеках. Сами того не ведая, подводники эскадры ставили рекорды человеческой выносливости. Подводные лодки по году, а в отдельных случаях по 18 месяцев несли боевую службу в отрыве от баз. Младенцы вырастали без отцов, а когда те возвращались, долго дичились и называли их не папами, а дядями.
(Читайте на страницах "ВД").
Вечерний Донецк, № 585 от 29.08.2003
Підписатися на:
Дописати коментарі (Atom)
Немає коментарів:
Дописати коментар