суботу, березня 09, 2013

Пришел солдат с фронта...

Кто будет защищать страну, которая не любит своих героев?

Морских пехотинцев немцы боялись и ненавидели. В плен не брали - убивали. Дмитрия Ткаченко, контуженного и раненного в ногу навылет, оставили в живых. Спасла шинель.
«Морские дьяволы», отражавшие с августа 1942 г. контратаки врага, который прорывался через Новороссийск на Северный Кавказ, были без бушлатов. Когда похолодало, бойцы надевали шинели убитых. Дмитрий Ткаченко попал в плен 30 октября.
Пленных охраняли румынские солдаты. Охраняли плохо. Поэтому, когда к декабрю нога подзажила, Ткаченко из плена бежал. В дороге помогали незнакомые люди. К февралю товарными поездами добрался до родных мест. Села Яблочное, где он родился, и Кудрявое, где работал до войны (на юге Сумской области), были еще оккупированы. Но не прошло и месяца, как их освободила Красная Армия. В тот раз ненадолго. Но Дмитрий Ткаченко успел вернуться в строй
. Раз был в плену и на оккупированной территории, нужно было пройти проверку - так называемую чистку. Он ее успешно прошел в мае 1943 г. в Чернянском РВК Курской области. Чистку военного времени прошел быстро, а вот бюрократы мирного времени жилы тянули долгие годы, отказывая в добавке к пенсии, положенной участнику боевых действий. Стояли насмерть, вырывая пенсионные крохи у ветерана.
Братство бюрократов против боевого братства
После проверки Дмитрия Ткаченко направили не в действующую армию, а на шахту - страна остро нуждалась в топливе. Работал на шахтах трестов «Тулауголь» и «Донуголь». После войны Дмитрий Федорович жил в с.Ивановка Великописаревского района и до самой пенсии работал в строительной бригаде Правдинского опытного хозяйства.
В 1963 г. Дмитрию Федоровичу в Ахтырском объединенном райвоенкомате вместо красноармейской книжки выдали военный билет, записав, что он служил стрелком в «16-м морском батальоне». Красноармейскую книжку порвали. Мог ли думать Дмитрий Федорович, что эта неграмотная запись и недомыслие военного чиновника, уничтожившего красноармейскую книжку (он должен был ее отдать Ткаченко), лишит его большей части пенсии? Впрочем, полвека назад о многом не догадывались.
Никакой «16-й морской батальон» участия в боевых действиях не принимал. Воевал 16-й батальон морской пехоты 1-й бригады торпедных катеров Черноморского ВМФ. Конвоировал суда, участвовал в героической обороне Одессы и Севастополя, атаковал коммуникации противника, принимал участие в Керченско-Феодосийской десантной операции, а с августа 1942 г. в составе морского десанта, - в Новороссийской оборонительной операции.
Чиновники районного и областного военкоматов уточняли и проверяли не спеша. Так что к тому времени, когда о своем земляке и однофамильце узнал Александр Андреевич Ткаченко, и сам 90-летний Дмитрий Ткаченко, и его дети уже не верили, что ему присвоят статус участника боевых действий.
А энтузиасты работают лучше
В очередной раз комиссия при облвоенкомате ветерана отфутболила в апреле 2012 г., не найдя оснований для присвоения ему положенного статуса. Решили все перепроверять, сколько бы времени это ни заняло. И все затянулось бы надолго, если бы не помог еще один защитник по призванию - ветеран ВС, полковник в отставке Николай Чувашов. Он и подсказал, что информация о моряках хранится не в Подольском военном архиве, куда посылали запросы, а в Центральном военно-морском архиве в г.Гатчина Ленинградской области. Александр Ткаченко направил туда свой запрос и получил ответ: «Ткаченко Дмитрий Федорович... в период с января 1942 г. по август 1942 г. проходил службу на береговой базе 1-й бригады торпедных катеров Черноморского флота, которая в указанный период входила в состав действующей армии». На получение справки ушел приблизительно месяц.
Примерно столько же заняли бюрократические процедуры в облвоенкомате. И наконец в 91 год Дмитрий Ткаченко получил статус участника боевых действий. А в октябре ему вручили орден «За мужество». Ну как - вручили... Облвоенкомат отправил награду в Ахтырский военкомат, тот - в Великописаревский, а там посчитали, что лучше всех это сделает краевед Александр Ткаченко. Его и попросили орден передать ветерану. «А ведь пожилым людям больше денег нужно внимание, - говорит краевед Александр Ткаченко. - Хотя одно с другим связано. По моим наблюдениям, каждый второй в селах недополучает пенсию из-за безразличия чиновников».
Послесловие
Дмитрий Федорович получил добавку к пенсии. Его ранение так и не признано боевым, поэтому надбавка меньше, чем должна быть по справедливости. Но на новые хлопоты уже нет сил. Он слег. За ним ухаживают дети.
Сэкономленная за годы пенсия солдата, возможно, стала чьей-нибудь премией или надбавкой к зарплате. В облвоенкомате сменили комиссию, рассматривающую дела о присвоении статуса участника боевых действий.
«Как могла случиться такая волокита?» - спрашиваем мы нового председателя комиссии, заместителя военного комиссара Сумского областного комиссариата подполковника Олега Скичко.
«Наверное, проводились необходимые проверки, - комментирует историю Олег Скичко. - Обе комиссии, прежняя и нынешняя, работают строго в рамках действующего законодательства. К прежней комиссии претензий у меня нет. Но мы будем стараться работать... лучше».
Остается надеяться, что, несмотря на дипломатичность этой формулы, комиссия изменилась кардинально. Ведь боевое братство создается в мирное время. В том числе и справедливым отношением к ветеранам.
Виталий Сергеев
http://shans.com.ua/?m=nr&in=416&ir=49

Немає коментарів: